Башкирские лошади

В Башкортостане реализуется программа развития коневодства. Она предусматривает как рост продуктивности лошадей, так и более эффективное их использование для транспортных и хозяйственных нужд, а также спортивных соревнований.

По данным Минсельхоза РБ, на начало этого года во всех хозяйствах республики насчитывалось 154,4 тысячи лошадей. При этом в общественном секторе — 62,6 тысячи (40,5 процента общего числа). Из них 15,5 тысячи — кобылы. Хотя поголовье конематок по сравнению с 2003 годом уменьшилось на 1,3 тысячи голов, это не сказалось на приплоде. Наоборот, он увеличился. На сто кобыл был получен 61 жеребенок, в прошлом году — 56. На 0,5 процента к обороту стада сократился падеж животных, жеребят — на 1,5 процента. Валовой надой молока вырос на 9,5 процента.

За год численность лошадей увеличилась в сельхозпредприятиях десяти районов. Неплохих показателей добиваются в СПК имени Фрунзе Стерлитамакского района, где каждая кобыла принесла по жеребенку. В племзаводе «Россия» Дюртюлинского района произвели пять тонн кумыса. Заметны успехи коневодов СПК имени Калинина Абзелиловского, ТИП «Байрамгуловский» Учалинского, ОПХ «Баймакский» Баймакского районов.

Выделение Правительством республики дотаций обусловило заметный подъем в производстве и продаже кумыса. В прошедшем году кумыс производили в 36 районах. Основными его производителями остаются альшеевцы, дюртюлинцы, баймакцы, абзелиловцы, учалинцы и Уфимский конезавод N119, на счету которых по 400 и более центнеров кумыса.

Сегодня племенным коневодством в республике занимаются Уфимский конезавод N 119, Государственная заводская конюшня «Уфимская», 33 племрепродуктора, конно-спортивные комплексы и школы. Плановые породы лошадей — башкирская, русская рысистая, орловская рысистая и русская тяжеловозная.

Спортивным коневодством и испытанием лошадей занимаются ипподром «Акбузат», Дуванский ипподром, конноспортивные комплексы в Дюртюлинском, Мелеузовском, Илишевском, Альшеевском, Учалинском районах и в Нефтекамске, конноспортивные школы в Белебеевском и Миякинском районах.

В настоящее время в классических (олимпийских) видах спорта используются более 300 лошадей и свыше 200 — проходят испытания в скачках и бегах.

Для координации деятельности коневодческих хозяйств, коневладельцев, спортивных школ, в прошлом году был создан координационный совет по коневодству.

Проводимая работа позволяет удерживать ведущие позиции в спортивном коневодстве России. На счету местных коневодов — победы в Межрегиональном кубке зоны Урала (Тюмень) и XI Всероссийских соревнований конников (Пермь), в международных скачках в Чехии, на сабантуе Приволжского округа (Дмитровград Ульяновской области).

Марият Артюхова

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 35 (326). Филология. Искусствоведение. Вып. 85. С. 88-91.

М. В. Мурзабулатов, З. С. Аманбаева ИСТОКИ ОБРАЗА И КУЛЬТА КОНЯ В БАШКИРСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ГНТ ПI РБ «Республика Башкортостан: новые парадигмы общественно-политического, социально-экономического и духовно-культурного развития» в рамках научно-исследовательского проекта «Духовно-культурная жизнь народов Башкортостана: этапы и особенности развития» на 2013 г.

Рассматривается культ коня в башкирском фольклоре. Исследуются основные элементы и этапы формирования образов волшебных коней. В центре внимания образ коня Акбузата, популярного персонажа башкирского народного эпоса, выполняющего роль универсального помощника и мудрого советника главного героя.

Ключевые слова: башкирская мифология, конь, культ коня, образ волшебного коня, мифический конь, Акбузата, боевой спутник, помощник, мотив поимки коня, религиозно-мифологические воззрения, религиозно-космологическое представление народа, этапы формирования.

В народной традиции конь является одним из наиболее мифологизированных животных, воплощающих связь с потусторонним миром, со сверхъестественным.

Конь, и особенно всадник — герой или святой — выступают как противники змея, злых сил, болезней в фольклорных и изобразительных текстах (в том числе на иконах «Чудо Георгия о змие» и т. п.).

Покровителями коней считались святые всадники — Георгий-Юрий (общеславянский покровитель скота), «конские боги» Флор и Лавр у русских, Феодор (Тодор) Тирон у южных славян (день его памяти — Тодорова суббота — именуется Конски Великден, «конская пасха») и так далее1.

Конь, исключительно белый, всегда был связан с Солнцем, с дневной ясностью, с огнем, воздухом, небесами, водой, солнечными героями, как выражение добрых человеческих устремлений в его повседневных трудах и борьбе с трудностями. Белый солнечный конь — атрибут божественных сил, постоянно борющихся со Злом, противопоставление Смерти. Таковыми были солнечная колесница у персов, а также у античных греков (Гелиос, Фаэтон, Аполлон, Феб), у скандинавов2. Ярким примером из башкирской мифологии является крылатый конь — Акбузат.

В башкирских поверьях и обрядах в качестве покровительницы и защитницы людей выступает, во-первых, сама лошадь, во-вторых, ее отдельные части — череп, шейный позвонок, шкура, волосы, ее пот, пена и помет, в-третьих, предметы, связанные с ней: узда, хомут, вож-

жи, седло, потник, выпавшая подкова, кнут и так далее. Конь обладал способностью изгонять зловредные силы и из тела человека3.

В башкирской мифологии образы коня и человека неразрывно взаимосвязаны и, дополняя друг друга, составляют единое целое. События разворачиваются не только вокруг сказочного героя, но и вокруг его волшебного коня, от которого во многом зависит успешное преодоление героем тех или иных трудностей и достижение намеченных целей4.

Образы волшебных коней в башкирской мифологии условно делятся на три группы. Во-первых, небесные, водные и пещерные (подземные) акбузаты, небесные хараты, тураты и кугаты, водные и пещерные (подземные) караты. Среди мифических коней этого типа, фигу-рируемых преимущественно в эпосе, ведущее место занимает Акбузат. Его образ наиболее полно раскрыт в эпосе «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Идукай и Мура-дым», в сказке «Зайнулла и Красота», а также в отдельных преданиях и легендах4. Всех акбу-затов, харатов, туратов и каратов объединяет то, что они выступают в роли божественных существ, связанных с солярным и лунарным культами, или хтонических животных, олицетворяющих небесные водные стихии (гром), демиургов, укротителей потопов земных вод, создателей гор и рек, могущественных покровителей и защитников людей.

Во-вторых, крылатые тулпары, больше всего действующие в богатырских сказках и легендах, как правило, стригунки невзрачного вида, имеют сравнительно небольшой рост,

первыми откликаются на звон уздой при выборе героями верхового коня в табуне матери или в табуне отца5. Они, как только батыры оседлают их и отправляются в путь, превращаются в богатырских коней. Иногда тулпары, как и мифические кони первого типа, выходят со дна моря или колодца, или сказочные герои ловят их на берегу озер и других водоемов6.

Для всех типов коней характерны в первую очередь черты тотемного животного. Все они наделены человеческим интеллектом и психикой, способностью говорить, то есть обладают признаками, характерными для тотемических животных.

В башкирской мифологии имеется еще одна группа коней, занимающая промежуточное положение, в качественных характеристиках и действиях которых присутствуют и признаки божественных коней и тулпаров и коней-оборотней — это Конь пустыни, Алатай и Акхак-ку-ла. Они по внешнему облику и поступкам напоминают акбузатов и каратов, но не столь всемогущи, как божественные кони. В то же время они и не тулпары: во-первых, они не имеют крыльев и, во-вторых, часто выступают в роли попечителей детей и покровителей семейно-брачных отношений, могут сожительствовать с женщинами, то есть этими качествами они сближаются с конями третьего типа — сказочными прародителями и предками людей7.

Такие представления о коне были присущи в древности не только предкам башкир. Пережитки тотемического культа лошади обнаружены сегодня у самых различных народов мира.

Ряд исследователей связывает различные проявления культа коня в башкирском устном народном творчестве с индо-иранским или тюрко-монгольским этническим миром. Однако происхождение образов этих необыкновенных коней в башкирском фольклоре, как и в мировом, не столь однозначно6.

Возможно, среди этой категории коней более архаичными являются образы сверхъестественных коней, связанных с водной стихией. Как известно, вода (мировой океан) в мифопоэтиче-ских традициях народов Древнего Египта, Двуречья, Ирана, Индии и Древней Греции состав-

ляет первоэлемент, из которого возникли земля и небо, весь космос, в том числе божественные существа — творцы природы, животных и людей. По мнению отдельных исследователей, связь лошади с водой носит общеиндоевропейский характер8. Рудименты таких представлений прослеживаются и в башкирской мифологии — в эпосе «Урал-батыр» первоосновой жизни и природы провозглашается животворная вода9. Так, в эпосе, сказках и легендах кони рождаются в воде или выходят из нее.

Истоки образов небесных коней, вероятно, связаны с другой космогонической системой. В мифологии древних китайцев небо считается создателем всего сущего: воды, земли, огня, людей и так далее10. У древних тюрков и монголов Центральной Азии — Тенгри, самовозникшее обожествленное небо, одновременно являлось и непосредственным проявлением неба. Он создатель всего, распорядитель судьбы человека, народа, государей, скота и так далее. Эта мысль, возможно, была экстраполирована и на животный мир — у многих народов кони спускаются с неба.

Таким образом, если культ водных коней своими корнями восходит к древнейшим индоевропейским мифологическим традициям, то истоки культа небесных коней, по всей видимости, связаны с религиозно-космологическими представлениями народов Центральной Азии, прежде всего предков тюрко-монголь-ских народов. Обе эти концепции нашли отражение в башкирской мифологии — водные кони как наследие индоевропейского, в первую очередь индо-иранского субстрата, небесные кони — тюрко-монгольского этнического мира, принявшего участие в раннем средневековье в формировании древнебашкирского этноса.

У башкир в нескольких версиях бытуют устные произведения, повествующие о том, как лошади пришли к людям. В сказании «Урал-батыр» богатырский конь Акбузат спускается с неба на землю после гибели своего батыра и пригоняет с собой небесных коней. В сказаниях «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Акхак-кола» и в некоторых легендах и преданиях теряются мифологические представления о выходе коней из водного мира. Мотив добывания коней, обитающих на дне озера или моря, имеет широкое распространение в фольклоре тюрко-монгольских народов11.

Мотив приручения людьми лошадей и других животных связан с переходом от родового к классовому общественному строю, который

М. В. Мурзабулатов, З. С. Аманбаева

дал человечеству более надежный источник материальных благ и приобрел огромное значение в истории цивилизации. Но образы этих животных связаны с древними верованиями, представлениями. Из них наиболее полно разработан образ боевого коня, наделенного даром человеческой речи, мифическими чертами и способностью к перевоплощениям.

В изображении богатырского коня сочетаются реалистические и сказочно-фантастические элементы. Конь Акбузат, если в огонь попадет — не сгорит, в воду войдет — не утонет, ударом копыта он горы сокрушает и моря рассекает. Он родился на небесах. Акбузат, когда скачет по земле, способен поднять бурю, от мощи которой камни и скалы обрушиваются, вода в реках вспенивается.

В. Я. Пропп в известном исследовании «Морфология «волшебной» сказки» определил роль сказочного коня как универсального помощника, а всех других отнес к «частичным» и «специфическим» помощникам12. Следует также отметить, что в сказках о подвигах конного батыра конь обычно является единственным активным помощником; другие помощники (встречные батыры, чудесные искусники-сваты, благодарные животные, дарители и советчики, наделенные необычными атрибутами) действуют преимущественно в сказках на сюжеты о похождениях пешего героя. Универсальный характер помощи, оказываемый конем батыру в башкирской сказке, получает очень последовательное традиционное поэтическое воплощение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенно значительна роль богатырского коня как мудрого советника, предвещающего человеческую судьбу. Это связано с творческими отношениями сказок и легенд, например, о небесном коне Акбузате, непосредственно отразившими древний культ коня. М. М. Сагитов в статье «Отражение культа коня в башкирском народном творчестве» по этому поводу обратил внимание на башкирскую сказку «Золотой соловей» из научного архива БФ АН СССР (ф. 3, оп. 12, ед. хр. 272, с. 18), в которой чудесный конь-тулпар Акбузат указывает народу, кого избрать царем: конь находит среди толпы достойного батыра и склоняет перед ним голову — того избирают царем13. Следует, однако, учитывать, что легендарно-сказочный сюжет о выборе царя (короля) народом при помощи коня устно бытует или бытовал у ряда народов, например, у венгров, словаков, украинцев, белорусов.

В сказании «Урал-батыр» Акбузат и Са-рат — чудесные крылатые кони — возведены в ранг богов-небожителей. Подобно многим эпическим богатырям, Урал-батыр разит врагов булатным мечом весом в семь батманов, а его боевым спутником, другом и помощником является конь.

Акбузат в эпосе «Урал-батыр» не только верховой конь батыра, помогающий ему в борьбе против демонических сил. Он выступает в нем как самостоятельный персонаж, не уступающий по уму и силе Урал-батыру, он обладает волшебными качествами.

Космический конь Харат (Харысай) в эпических произведениях башкир не получает развернутого раскрытия. Он также родился и живет на небе, является конем Луны, которая подарила его своей дочери Айхылу, а она, в свою очередь, отдала его своему сыну от Шульгена Хакмару.

Акбузат и Харат выступают рядом и в башкирских астральных мифах. Согласно одной из легенд, они взмыли в небо и до сих пор живут там, превратившись в две звезды в созвездии Малой Медведицы.

Акбузат — конь божественного происхождения, конь Солнца-праматери и верховой конь лучезарной небесной девы13. Урал-батыр получает небесного Акбузата в дар от дочери Солнца Хумай.

Акбузат после гибели своего батыра пригоняет с неба на Урал лошадей, которых приручают башкиры. Небесные кони становятся родоначальниками земных лошадей.

К седлу Акбузата пристегнут булатный меч, который неподвластен ржавчине и тлению. Конь Акбузат и булатный меч ранее принадлежали девушке Хумай — дочери Солнца. Получить их пытались не только богатырь Урал, но и его старший брат Шульген, и Азрака со своими дивами. Конь Акбузат им нужен для того, чтобы Урала одолеть и всех людей в руках держать.

Конь может стать другом лишь тому, кто его укротит, подчинит своей воле. Покорить коня оказалось под силу только защитнику людей — честному, благородному богатырю Уралу. Такая интерпретация мотива поимки богатырского коня в башкирском сказании является оригинальной и отличается от аналогичного мотива во многих тюркских эпосах.

В эпических сказаниях «Акхак-кола», «Ка-ра-юрга», «Конгур-уга», в отличие от других

эпических сказаний, обозначенные животные являются не помощниками героя, а главными действующими лицами. Так, Кара-юрга похищает для своего хозяина девушку из соседнего племени. Этот мотив сохранен во всех записях. В варианте, записанном И. В. Салтыковым в 1928 г., тот же конь выступает даже соперником своего хозяина-батыра: по просьбе хозяина похищает красавицу девушку, но потом отказывается отдать ему девушку и скачет с ней через горы и моря. Кара-юрга долетает до дальнего острова и начинает с ней жить11.

Своеобразие этого традиционного мотива в «Урал-батыре» заключается также и в том, что поимка коня связывается непосредственно со сватовством героя: Хумай обещает стать женой того богатыря, который сумеет укротить принадлежащего ей коня и выйдет победителем в брачных состязаниях, подняв на трех пальцах камень весом в 70 батманов.

Таким образом, в мифологии, обычаях, поверьях и обрядах башкир присутствуют все основные элементы и этапы формирования культа коня, характерные другим традициям. Наиболее древним пластом в культе коня являются тотемические представления. Предки башкир верили в тождество человека и коня, в способность их взаимного перевоплощения друг в друга и отсутствие принципиальной грани между ними. Эти убеждения послужили базой для формирования идей о происхождении отдельных групп людей от животных, в том числе и от лошади, веры в коня как в прародителя, тотемического предка. В процессе дальнейшего развития религиозно-мифологических воззрений первоначальные образы тотеми-ческих предков тесно переплелись с магико-анимистическими взглядами, постепенно превращаясь в сверхъестественные зооморфные божественные существа, покровителей людей и животных. Эта стадия развития культа коня нашла отражение в башкирской мифологии в образе небесного Акбузата (возможно, также Харата и Турата). С другой стороны, в связи с ростом роли коня в повседневной жизни и в военном деле в мифологии башкир формировался новый тип сверхъестественных коней — тул-

пары, сочетающих в себе черты как тотемиче-ских коней, так и реальных боевых спутников батыров. Особенности, которые первоначально мыслились как присущие лишь тотемным животным, были перенесены на богатырских коней сказочных героев.

Примечания

1 Славянская мифология : энцикл. слов. / под ред. С. М. Толстая. М., 1995.

2 См.: Башкирское народное творчество : в 12 т. Т. 12. Обрядовый фольклор / А. М. Сулейма-нов. Уфа, 1995.

4 См.: Башкирское народное творчество. Богатырские сказки. Т. III. Уфа, 1988.

6 Сулейманов, A. M. Башкирский народный архаический эпос (на башк. языке) / A. M. Сулейманов, Р. Ф. Ражапов. Уфа, 1999.

8 Башкирский народный эпос / сост. М. М. Сагитов. Уфа, 1977.

9 Горелов, А. А. Культурология. М., 2001.

10 Башкирское народное творчество : в 12 т. / под ред. А. И. Харисова. Т. 1. Эпос. Уфа, 1987.

11 Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М, 2000.

13 Боголюбский, С. Н. Происхождение и преобразование домашних животных. М., 1959.

Башкирские лошади интересуют многих коневодов из-за своих характеристик. Прежде чем покупать животное, обязательно ознакомьтесь с особенностями породы. О параметрах коней башкирцев и о правилах ухода за ними читайте далее в статье.

Происхождение породы

Башкирская лошадь — аборигенная порода Башкортостана, известная с VII–VIII веков. По происхождению порода степная, но со временем смешалась с лесными разновидностями. Башкирских коней в современном виде разводят с XVII–XVIII веков. В дальнейшем с породой проводили племенные работы для усовершенствования вида. Известны разработки коневода из Башкирии И. А. Сайгина, который работал с башкирцами в первой половине XX века.

Описание и отличительные черты породы

Башкирские лошади имеют примечательный внешний вид и особенный темперамент. Планируя разведение башкирца, ознакомьтесь с характеристикой породы.

Важно! Не путайте башкирских лошадей с американскими кудрявыми башкирскими — это разные породы.

Описание внешнего вида

Башкирская лошадь грузная и приземистая. У животного массивная грудина и широкая спина. Шея короткая и крупная. Голова угловатая, морда прямая или слегка округлая. Круп короткий и округлый, немного приспущенный. Ноги массивные и короткие. Средний вес особи — 425 кг.

Лошади башкирцы могут быть разнообразной масти: рыжие, буланые, гнедые, саврасые, чалые, игреневые, каурые. Реже встречаются тёмно-гнедые и пегие особи. У представителей породы в норме густые длинные хвосты и пушистые густые гривы.

Средние параметры животного приведены в таблице.

Высота в холке 1,4 м
Грудная клетка в обхвате 1,6 м
Косая длина туловища 1,45 м
Пясть в обхвате 18 см

Использование и продуктивные качества

Башкирских лошадей используют в различных сферах. Животные хорошо себя проявляют как в сельском хозяйстве, так и для езды.

Продуктивные качества таковы:

  1. Молоко. Кобылье молоко популярно у потомков кочевых народов, которые издавна занимались коневодством. В его составе большое количество витаминов, аминокислот и микроэлементов. Его пьют в свежем виде, используют для производства кумыса и предлагают новорождённым детям как замену грудного молока. В период лактации кобылы дают 1,5–4 тонны молока.
  2. Конина. Мясо лошадей, как и молоко, в основном использовали в пищу кочевники. Качественная конина получается из табунных степных животных. Современные башкирские кони — потомки аборигенных степных лошадей. Их разводят культурно-табунным методом, поэтому мясо из них имеет наивысшие характеристики. Благодаря массивности породы из одной особи получается большое количество конины.
  3. Удобрения. Фермеры используют конский навоз как органическое удобрение. Коневоды пользуются ситуацией и продают навоз как побочный продукт жизнедеятельности лошадей.
  4. Верховая езда. Башкирцы хорошо входят в контакт с хозяевами. Они быстро обучаются и выполняют указания всадников. Обычный стиль передвижения — мягкая рысь. Здоровая особь проходит без остановок до 40 км. Порода также подходит для детского конного спорта.
  5. Перевозка груза. Средняя особь данной породы на себе перевозит 0,7 тонны груза и тянет 2-тонные повозки.

Особенности темперамента

Лошади башкирской породы — покладистые животные. Их сложно ввести в состояние стресса. Посторонние раздражители мало влияют на поведение башкирцев. Резкие звуки или визуальные помехи могут лишь насторожить животное.

Важно! Башкирские лошади любят ласку — грубый хозяин получает отпор даже от этой покладистой лошади. Башкирские кони во всём слушают хозяина. Они редко проявляют характер при попытках приручения. Благодаря этому новый хозяин быстро находит контакт с питомцем. Они быстро обучаются и дают собой управлять.

Башкирцы упорны и работоспособны. Здоровый конь этой породы никогда не сдаётся на полпути. Животное выполняет необходимые задачи покорно и самоотверженно.

Достоинства и недостатки

  • Среди достоинств башкирских лошадей:
  • стрессоустойчивость;
  • крепкое здоровье;
  • разнообразие мастей;
  • неприхотливость в уходе;
  • проходимость в любых условиях — в зарослях, горах, болотах;
  • выносливость;
  • быстрый контакт с новым хозяином.
  • У породы также есть несколько недостатков:
  • низкий рост;
  • склонность к полноте ближе к зиме;
  • хитрость и наглость.

Особенности содержания и ухода

Лошадей башкирской породы следует правильно содержать. От грамотного ухода зависит работоспособность и срок жизни животных.

Обустройство конюшни

При культурно-табунном разведении следует оборудовать помещения для укрытия от непогоды и морозов. Для этого строят конюшни со стойлами.

В помещении обязательно должны быть:

  • кормушки для еды;
  • кормушки для витаминизированных добавок;
  • ясли;
  • поилки.

Оптимальные размеры конюшни:

  • потолок — 3,1–3,3 м;
  • площадь стойла — 3,5×3,5 м;
  • ширина двери в стойло — 1,2 м.

Количество стойл зависит от количества животных в стаде.

В конюшне должен быть правильный микроклимат:

  • температура — +4…+7°С;
  • влажность — 70–75%;
  • яркий свет.

Для достаточной освещённости на уровне 1,8–1,9 м от пола делают окно с решётками.

Знаете ли вы? Самый старый конь в мире, Старый Билли, прожил 62 года.

Чем кормить лошадь

Рацион башкирской лошади должен быть богатым качественными продуктами.

В корм для табуна должны входить:

Коням нельзя давать опасные продукты — гнилые, перемёрзшие, с посторонними примесями, ядовитые травы.

Дополнительно в рацион вносят витамины, макро- и микроэлементы:

  • витамины А, С, D, K, H;
  • бета-каротин;
  • железо;
  • марганец;
  • фосфор;
  • кальций;
  • медь;
  • цинк;
  • кобальт;
  • натрий;
  • селен;
  • калий;
  • йод;
  • магний.

Узнайте подробнее, что едят лошади.

Взрослую особь кормят 3 раза в день: утром, в обед и вечером. Также нужно давать в свободный доступ чистую питьевую воду. Среднестатистическому башкирцу необходимо воды 30–80 л в сутки.

Молодые кони от рождения до года пьют кобылье молоко. С 7 месяцев их начинают выпускать на выпас. Если кобыл доят, жеребят подкармливают овсом, травой и концентратами. Три раза в день им дают чистую питьевую воду.

Видео: Башкирская порода лошадей

В зимнее время года

Когда трава на пастбищах сохнет, коней переводят на зимний корм. Переход должен быть плавным и проходить в течение 1-1,5 недели. Зимой лошади начинают есть сено, солому, корнеплоды.

В летнее время года

Летом основа рациона башкирской лошади — это свежая трава. Её животные получают при выпасе на пастбищах. Дополнительно коням дают комбикорма и злаковые культуры — овёс, пшеницу, кукурузу, рожь. Количество добавок зависит от тяжести работы. Чем сильнее загружено животное, тем больше еды ему нужно.

Знаете ли вы? Башкирских коней использовали войска Башкирии в боевых действиях в войне 1812 года и во Второй мировой войне.

Уход и гигиена

За лошадями важно регулярно ухаживать.

От гигиены зависит здоровье животных:

  1. Умывание. Ежедневно утром протирайте морду коня влажной тканью. Тщательно вымывайте глаза и ноздри.
  2. Уход за шерстью. Каждый день приглаживайте шерсть щёткой с мягким ворсом. Лучше всего проводить процедуру после умывания.
  3. Чистка гривы и хвоста. Перед каждым седланием вычёсывайте гриву и хвост.
  4. Купание. Летом коней купают в водоёмах. Каждые 3–4 дня запускайте животных в водоёмы. Позвольте лошади побыть в воде 10–15 минут. После купания дайте шерсти просохнуть естественным образом. Дополнительно можно обтереть коня сеном.
  5. Чистка копыт. Копыта и подковы очищайте специальным крючком. Процедуру проводите каждый вечер.
  6. Уборка в конюшне. Конюшню следует чистить от загрязнений 1 раз в 1–1,5 недели.

Размножение

Башкирские кони становятся половозрелыми в 3–4 года. В этом возрасте их можно спаривать. Породу содержат культурно-табунным способом, поэтому случку проводят косячным методом — жеребец покрывает кобыл, которые вошли в охоту. Косячное покрытие обеспечивает 95% выжеребку табуна.

Кобылы вынашивают жеребят 11 месяцев. Всю беременность табунщик следит за лошадью. Она должна достаточно питаться, но не переедать. Беременной кобыле нужно употреблять качественные продукты, обогащённые витаминами и минералами. Хвост заблаговременно подвязывают чистой материей, чтобы вовремя заметить признаки родов.

Советуем почитать подробнее, как рожают лошади. Лошади башкирской породы рожают весной. Точное время зависит от периода случки. О скорых родах говорят слизистые выделения из вульвы. Из вымени начинает идти молоко. Кобыла становится беспокойной и тревожной. При правильных родах жеребёнок выходит головой вперёд. В норме лошадь не требует помощи. Если возникают проблемы, например, неправильное предлежание или кровотечение, срочно вызывайте ветеринара.

Профилактика болезней

Для успешного разведения коней башкирцев следует поддерживать их здоровье.

Профилактика болезней заключается в следующих мерах:

  • ежедневно ухаживайте за животными;
  • регулярно вычищайте конюшню;
  • следите за тем, чтобы в рационе были качественные продукты с высоким содержанием витаминов;
  • давайте только чистую питьевую воду;
  • отмечайте необычное поведение животных — оно может сигнализировать о проблемах со здоровьем.

Перспективы и выгода разведения лошади

Башкирских лошадей целесообразно разводить для верховой езды и сельскохозяйственных нужд — в частности, удобрения и перевозки груза. Наибольшую же прибыль приносит конина и кобылье молоко.

Узнайте также, сколько в среднем живут лошади. Башкирские кони могут приносить хороший доход, если за ними грамотно ухаживать. Вне зависимости от цели разведения жеребцов и кобыл нужно правильно кормить, поить и содержать в гигиенических условиях. Жизнеспособность и сила лошади зависят только от действий коневода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *