Часы настенные с боем янтарь

Каталог Старинных часов>>>>>>

Часовые механизмы, отмеряющие минуты и секунды нашей жизни… В них есть что-то мистическое и одновременно с этим притягательное. Возможно, поэтому интерес человечества к этому предмету не угасает и он не выходят из моды. А, наоборот, приобретают статус антиквариата, с годами увеличивая свою ценность. Сделать такое редкое приобретение – это большая удача для коллекционера, которая еще долго будет согревать его душу.

РИС.1 – один из видов механизма старинных часов<

Из истории вопроса

О том, как возникли первые часовые механизмы, человечество не сохранило никаких сведений. Но с самых древних времен в ходу были водяные или песочные механизмы. Они не отличались большой точностью, но этого от них никто и не требовал. По сравнению с этими громоздкими механизмами песочные казались просто миниатюрными, к тому же они могли использоваться в помещениях, что стало настоящей революцией в часовом деле.

Но настоящий бум интереса к часовым механизмам начался приблизительно в 17 в. с вхождением в обиход механических предметов. Антиквары утверждают, что изобретены они были несколькими веками ранее. Авторство приписывается:

Пацификусу из Вероны (9 век);
монаху Герберту из Оверни (конец 10 века).
Европа начала знакомство с механическими часами в конце 13 века, в Россию они пришли к середине 14 века. Основным минусом этих механизмов были их размеры – колесики, шестеренки, гири и другие детали занимали собой большие помещения. Поэтому устанавливались они в основном на башнях на городских площадях.

Новой точкой отсчета в истории стали два изобретения:

система «баланс-спираль», введенная в обиход Христианом Гюйгенсом в середине 17 в. произвела настоящий фурор;
появление в 16 в. заводной пружины Питера Генлайна позволило значительно уменьшить размеры этих предметов.
Благодаря этим изобретениям, часовые механизмы из больших и неподъемных превратились в портативные и впервые уместились в маленькую коробочку. С этого момента они начали набирать популярность, а часовые мастера, встав на одну ступень с ювелирами, приобрели уважение, а вместе с ним и богатство.

Со временем небольшие частные мастерские преобразовались в огромные фабрики и заводы, выпускающие предметы искусства. Именно они сегодня подпадают под термин «антикварные часы» и интересны коллекционерам.

Старинные часы: особенности и классификация
На рынке антиквариата наибольшую ценность представляют предметы, созданные в период 17-18 веков. В это время часовое дело набирало обороты, но еще не приобрело оттенок массовости. Поэтому каждая вещь – это:

стиль;
богатый декор;
дорогие камни или редкие породы дерева;
ручная работа.
Позже в 19-20 века часики стали доступны уже не только богатым людям, но и среднему сословию. Декор становится более скромным, хотя попадаются и предметы, созданные на заказ для конкретных людей.

РИС.3 – редкий пример старинных часов

Коллекционеры старинных часовых механизмов 17-20 веков, преследуя в основном 3 цели:

  • выгодное вложение;
  • украшение интерьера;
  • приобретение в качестве произведения искусства.

Достойные внимания предметы делят на следующие группы

  • наручные;
  • карманные;
  • настенные
  • напольные;
  • консольные;
  • каретные;
  • каминные.

О старинных часиках каждого вида стоит рассказать подробнее.

Наручные старинные часы
Этот предмет впервые появился в начале 19 в. Первый предмет был сделан для жены Наполеона Бонапарта – прекрасной Жозефины. Над часиками трудился придворный ювелир и итогом его кропотливой работы стали браслеты из золота, усыпанные драгоценными камнями и жемчугом. К одному мастер прикрепил небольшие часики, а ко второму – календарь.

Эти аксессуары произвели настоящий фурор и уже спустя полвека выпускались многими известными торговыми марками. Особенно прославился бренд Cartier, производя с конца 19 в. и по сей день часики, усыпанные бриллиантами, закрепленные на браслете из золота.

Карманные старинные часы
Первый такой предмет был создан приблизительно в середине 18 в. За несколько лет в нем 3 раза поменялся тип механизма:

  • шпиндельный;
  • крючковый
  • анкерный.

Внешний вид был разным. Истории известен аксессуар, произведенный российским умельцем Кулибиным – он выделился из общей массы формой, напоминающей яйцо.

Карманные часики пришлись по вкусу мужчинам. И ради более комфортного ношения этого предмета даже была изменена мода. В верхней одежде прорезались изящные кармашки, в которые и помещались часики. Для удобства их соединяли с одной из пуговичек массивной цепочкой из материала, гармонирующего с корпусом аксессуара.

РИС.4 – мужские часы для ношения в кармане

Наибольшую антикварную ценностью из этой группы представляют работы марки Breguet. Они выделяются богатой отделкой и высокой точностью, что было большой редкостью для своего времени.

Старинные настенные часы
В 16 в. в моду стали входить настенные часовые механизмы. Они были доступны только очень богатым людям и представляли собой предметы искусства. Часовые мастера заметили связь между точностью и длиной маятника. Поэтому большая часть предметов того периода снабжена тяжелыми и очень длинными маятниками.

Старинные напольные часы
Приблизительно в 17 в. в домах аристократов стали появляться напольные часовые механизмы. Они состояли из трех частей:

  • постамент;
  • шкаф с гирями и маятником;
  • верхний отсек.

Для изготовления этих вещей использовали редкие породы дерева. Особенно популярны стали работы английских мастеров, в 18 в. им заказывали часовые механизмы члены королевских семей, богатейшие дома Европы и купеческие фамилии, в том числе из России.

РИС.5 – напольные часы классического образца

Ценностью у коллекционеров обладают напольные старинные часовые механизмы с нарисованным циферблатом. Они не получили широкого распространения и после 19 в. не выпускались, а потому очень редки.

Старинные консольные часы
Этот вид появился в 17 в. Они были популярны, и часовые мастера применили недюжинную фантазию в поиске нужных форм и материалов. Таким образом коллекционерам попадаются работы из:

  • фарфора;
  • латуни;
  • дерева и не только.

Несмотря на разнообразие, их особенность – изящный декор с обилием драгоценных камней.

Старинные каретные часы
Часики для путешествий – это изобретение 17 в. Они были доступны далеко не каждому, да и не всякий аристократ имел нуждался в таком эксцентричном аксессуаре. Заказывали такие предметы лица, часто, а значит и подолгу, путешествующие. Черты каретных часиков:

  • высота до 30 сантиметров;
  • ручка для переноски.

Аксессуар для путешествий украшался скромно, но подчеркивал статус своего владельца.

Старинные каминные часы
Этот предмет стоит особняком в ряду антикварных часовых механизмов. И на то существует несколько причин:

  • характерная статусная вещь;
  • стилистика украшений на тему античности или библейских сюжетов;
  • наличие парных предметов (такие гарнитуры вошли в моду к середине 19 века);
  • корпус из красного дерева или дуба.

Такой предмет служил главным украшением помещения и передавался от поколения к поколению.

Стоимость и ценность старинных часов
Не все старинные предметы имеют в глазах коллекционеров одинаковую ценность. При определении цены антиквариата учитывается длинный перечень фактов:

  • дата изготовления;
  • имя мастера;
  • материал корпуса;
  • художественная ценность (степень сохранности);
  • стиль.

Это основные моменты, которые стоит описать более обстоятельно.

Период изготовления
Рынок антиквариата пресыщен разными предметами, но среди этого разнообразия сложно отыскать «бриллиант»:

  • наибольшую ценность имеют часы, произведенные в 15-17 веках – они редко появляются на аукционах, так как в общей своей массе немногочисленны;
  • чуть менее ценны экземпляры 17-19 веков – они широко представлены на рынке антиквариата;
  • часы начала 20 века интересны не каждому коллекционеру, но все же пользуются спросом.

Подавляющая часть мастеров выбивала год изготовления часов на циферблате. Эта информация считалась очень важной, поэтому часто дублировалась на обратной стороне часов. Но встречаются и антикварные часы без даты. В этом случае определить их возраст может только специалист по манере и технологии изготовления.

РИС.6 – часы с нанесенным клеймом и датой выпуска

В зависимости от даты антикварные часы могут доходить по цене до нескольких миллионов долларов.

Имя мастера антикварных часов
Это очень важная характеристика. Большой интерес у коллекционеров вызывают предметы, созданные следующими мастерами и торговыми марками:

  • Павел Буре;
  • братья Четуновы;
  • Norton;
  • Patek Philippe;
  • Oulisse Nardin;
  • Мозер;
  • Винтер;
  • Густав Беккер.

У каждого бренда и мастера свои особенности . О некоторых речь пойдет ниже.

Русские мастера часов
Торговый дом «Павел Буре»был поставщиком императорского двора, но параллельно не забывал о покупателях среднего уровня. Под этой маркой выходили практически все виды часов, во многих из них установлены швейцарские механизмы, отличающиеся высокой точностью. Именно Павел Буре своими предметами задал новую тенденцию – часы в массы. Для этого пришлось заменить золото и серебро на менее дорогие материалы и довести до минимализма декор.

Свою историю бренд берет в первой четверти 19 в. Карлом Буре тогда была организована небольшая семейная мастерская. Его внук Павел, приобрел швейцарскую фабрику, существенно расширил бизнес и ассортимент часов. После революции марка продолжила свое существование, но уже в Швейцарии и с иным написанием названия — Paul Buhre.

РИС.7 –часы Павел Буре

Фирма братьев Четуновых была широко известна в середине 19 в. и до сих пор антикваров их работы очень интересуют, ведь они редки и имеют массу особенностей:

  • торговый дом не имел своей фабрики и маркировал своим клеймом уже готовую перекупленную швейцарскую продукцию или заказывал часы на крупных европейских заводах, которые сразу выпускали их под маркой братьев Четуновых;
  • склонность к обрамлению механизмов в рамы из дерева;
  • установка музыкальных механизмов на настенные и напольные часы.

Определить принадлежность к этому торговому дому сложно даже для опытного антиквара, так как одновременно использовалось несколько надписей и клейм:

  • Tschetounoff Freres – ранее написание;
  • БЧМ – надпись ставилась на плате и мостах при выпуске на фабрике Tissot;
  • «БР.ЧЕТУНОВbI», «БР-ЧЕТЧНОВЫ», «ЧЕТУНОВБI», «БР.УЕТУНОВЫ» — такие названия можно встретить на циферблате.

Четуновы практиковали и разное нанесение клейм на старинных часах:

  • чернильный штамп на задней деревянной стенке;
  • сверху эмали восковыми красками;
  • надпись на пыльнике и не только.

РИС.8 – одно из клейм на часах Четуновых

Братья Бутеноп вошли в историю российского часового дела в первую очередь активным участием в реконструкции Кремлевских курантов и поддержкой механизма вплоть до революции начала 20 века. Иван Бутеноп был практически гением, постоянно делавшим расчеты и создававшим уникальные уличные часы.

В работе использовались:

  • новейшиее сплавы;
  • механизмы, выдерживающие любые перепады температуры;
  • компенсационный маятник, изобретенный братьями и не только.

Под маркой Бутеноп выходили и менее габаритные часы. Но до наших дней они практически не сохранились, что делает такие предметы бесценными.

РИС.9 – надпись на часах Ивана Бутенопа

Европейские мастера старинных часов
Марка Gustav Becker считается одной из самых известных в мире. Мастер, создавший крупнейшую в Германии фабрику, начинал в середине 19 в. и очень рисковал. Но на первой же выставке на него обратили внимание и за последующие годы он выработал свой почерк:

  • ограниченные партии;
  • смелые для своего времени эксперименты с формами и дизайном;
  • открытость некоторых элементов;
  • богатый декор;
  • видовое разнообразие;
  • надежность.

На первых порах мастер сам создавал корпуса, механизмы и ювелирный декор. С ростом производства большая часть работы была переложена на плечи команды Becker. Но сам основатель бренда оставался дизайнером и контролировал выпуск каждой партии. До сих пор коллекционеры считают предметы под этим брендом эксклюзивными.

РИС.10 – одно из первых клейм Беккера

Jappy Freres – это один из знаменитейших европейских часовых брендов. Он был основан в начале 19 в. мастером Фредериком с сыновьями. Jappy Freres были первопроходцами во своем деле, изначально собирая часы вручную, они вскоре изобрели производственную линию и смогли в 2-3 раза увеличить количество предметов не потеряв качества.

Марка позиционировала распространение часов в массы, поэтому создавала предметы, доступные каждому, но непременно надежные и неприхотливые в уходе. Низкая цена достигалась за счет минимализма.

РИС.11 – клеймо Jappy Freres

Среди европейских мастеров нельзя не назвать ULYSSE NARDIN. Мануфактура этим названием была основана в середине 19 в. и специализировалась на выпуске морских хронометров.

Молодой и талантливый мастер Улисс Нарден сумел предвидеть бурное развитие морского флота и стал единственным поставщиком полусотни национальных флотов. Его работы попадали в разряд «люкс» и отличались высокой точностью. Сегодня антиквары приобретают их за десятки и сотни тысяч рублей.

РИС.12 – часы ULYSSE NARDIN

Стоит отметить, что над часами работал не один человек, а группа мастеров, в которую входили:

  • часовщики;
  • ювелиры;
  • резчики по дереву и не только.

Из-под их рук через несколько месяцев работы выходили произведения искусства, которые и сегодня вызывают восхищение своей красотой.

Материалы, использовавшиеся в старинных часах
Антикварные часы изготавливались из абсолютно разных металлов и не только. Мастер выбирал материал корпуса, исходя из предназначения аксессуара:

  • на карманные часы шли золото и серебро;
  • каминные могли быть изготовлены из фарфора;
  • для напольных бралось дерево.

Если провести связь между ценностью/редкостью часов с материалом, из которого сделан их корпус, то получится такой список:

  • проще всего найти экземпляры из бронзы, покрытой позолотой или патиной;
  • широко распространены изделия из золота и серебра;
  • к более редким относятся аксессуары из фарфора с лепным декором и росписью;
  • сложнее всего отыскать часы в деревянных корпусах.

Для последних экземпляров характерен богатый декор, резьба и инкрустация драгоценными камнями. Но, к сожалению, при отсутствии ухода дерево начинает быстро разрушаться. Поэтому многие работы 17-19 веков были безжалостно уничтожены временем. Редкость таких часов придает им мценность.

Художественная ценность антикварных часов
На глазок обыватель этого определить не сможет. Поэтому перед покупкой антиквариат должен проходить специальную экспертизу. До 95% стоимости часов – это их сохранность и художественная ценность. Ведь в первую очередь они рассматриваются как предмет искусства и уже на втором, а то и третьем месте их истинное предназначение – отмерять время.

Чтобы не сомневаться в том, что планируется купить, перед сделкой рекомендуется заказать письменную аукционную справку. Она делается специалистами высокого класса, которые в процессе работы учитывают много факторов:

  • история часов;
  • количество экземпляров в серии;
  • металл, из которого сделан механизм;
  • наличие гравировки и не только.

Такая экспертиза пригодится и тем, кто планирует продать свои старинные часы и боится занизить или завысить цену.

Стиль старинных часов
Наибольший интерес у коллекционеров вызывают предметы в стиле ампир. Он стал плавным продолжением классицизма и «расцвел» в начале 19 в. Ему свойственны парадность и торжественность, поэтому часовые мастера этого периода создавали предметы искусства.

Для старинных часов, попадающих под определение ампира, характерны следующие черты:

  • обилие золота и позолоты;
  • лепнина;
  • чеканка;
  • проработка мелких деталей;
  • классические элементы;
  • античные мотивы;
  • четкая симметрия и равновесие.

Богатый декор ампира нес определенный посыл – могущество и власть. Поэтому антикварные часы этого стиля в свое время были доступны только сильным мира сего. Человек со средним достатком не мог позволить себе такой предмет, из-за этого много вещей хорошо сохранились и до сих пор на ходу.

Часовые клейма
Если обратиться к терминологии, то клеймо – это отличительный знак, содержащий краткую и наиболее важную информацию о производителе. Он может состоять из разных элементов:

  • цифры;
  • буквенные обозначения;
  • изображения.

Часовые мастера не имели общих правил формирования клейм, поэтому каждый создавал свой вариант, часто дополняя его со временем, чтобы минимизировать риск подделок. Например, Густав Беккер изначально ставил на своих работах только год выпуска и имя (оно писалось разными шрифтами). И только в середине 19 в. он вводит фирменный знак. В первые годы им помечаются в основном циферблат и изредка оборотная сторона часов, но постепенно он начинает ставить клеймо и на деталях механизма.

Технология нанесения клейма
Из-за отсутствия унифицированных правил и требований мастер мог решать, каким образом формировать и наносить свое клеймо. Признанные лидеры часовой индустрии старались объединить в небольшое клеймо большой объем информации:

  • год выпуска часов;
  • фамилия владельца фабрики, то есть мастера;
  • фирменный знак;
  • выставочные медали (если они имеются).

Технология нанесения клейма не отличалась разнообразием, поэтому на часах можно встретить только 2 вида изображений:

  • вдавленные;
  • рельефные.

И те, и другие подделать было сложно, так как в кустарном производстве тогда это было невозможно повторить. Вдавленные клейма в основном наносились на небольшие часы – карманные и наручные. Для настольных, напольных и каминных выбиралась объемная технология нанесения. Такое клеймо становилось частью декора и выглядело очень эффектно.

Знакомство с клеймами
Только специалист обладает всей информацией, чтобы отличить один знак от другого. К тому же эксперт по одному виду знака скажет, в каком году были выпущены часы. Это связано с тем, что мастера часто меняли компоновку элементов. И даже разные фабрики одного владельца могли клеймить с незначительными отличиями.

Несколько слов о подделках и не только
Старинными часами редко интересуются мошенники, подделывающими антиквариат. Объясняется это просто – любой эксперт с легкостью определит, с помощью каких технологий был изготовлен механизм, и обман мгновенно раскроется.

К тому же коллекционеры с опытом знают, что сейчас повторить и полностью воссоздать старинный часовой механизм невозможно.

В домашних условиях определить подлинность аксессуара не получится. Но для того, чтобы избавить себя от общения с мошенниками, стоит изучить особенности механизмов разных периодов. Вот только несколько фактов:

  • первые портативные хронометры появились в начале 16 в.;
  • до начала 18 в. на часах была только одна стрелка – часовая;
  • в конце 18 в. циферблат стали оснащать секундной стрелкой;
  • к 19 веку мастера использовали часовые камни;
  • первый аксессуар с автоподзаводом появился в первой четверти 20 века.

РИС.32 – старинные каминные часы

Предметы часового искусства
До наших дней дошло много предметов часового дела. Большая часть из них принадлежала царственным особам как, например, часы «Диана». Их история наполнена трагизмом, так как оба владельца сложили головы в дни смуты:

  • Людовик XVI был казнен во время Французской революции;
  • Павла I убили заговорщики.

Примеры употребления слова куранты в литературе.

Но Бавкида спит, три удара соборных курантов ее не будят, она оставляет его одного с его позором.

Это страх и вслушивание всю ночь в тяжелый и неотвратимый бой курантов, это попытка бессильными чарами унять одышку, это тяжесть тела, вертящегося с боку на бок, это стискивание век, это состояние бреда, а вовсе не яви, это чтение вслух давным-давно заученных строк, это чувство вины за то, что бодрствуешь, когда другие спят, это желание и невозможность забыться, это ужас оттого, что жив и опять продолжаешь жить, это неверное утро.

Вместо обычной плоской крыши его стены и крохотные окна были приплюснуты двускатной черепичной кровлей и квадратной башенкой с курантами.

Убитого горем может спасти пустяк — малейшее отвлечение памяти или вниманья: вкус плода, вкус простой воды, лицо, возвращенное сном, первый ноябрьский жасмин, не знающий устали компас, книга, с потерей которой уже смирился, сердцебиенье гекзаметра, маленький ключ от входной двери, запах книг и сандала, старое название переулка, краски географической карты,- блеснувшая этимология, ровно обстриженный ноготь, позабытая дата, бой полночных курантов или внезапная боль.

Что там в курантах собаки брешут про Стеньки Разина воровство, в том мы сами повинны: отколе им правды знать?

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *