Домашний кинотеатр, что это?

В феврале 1922 года Владимир Ильич Ленин в беседе с тогдашним наркомом просвещения Анатолием Васильевичем Луначарским сказал: «Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Во всяком случае, именно так впоследствии утверждал Луначарский в своих воспоминаниях, а не верить Луначарскому у нас никакого резона нет.

Заметьте, на дворе 1922 год, в СССР в то время демонстрировались исключительно немые фильмы — первый фильм с озвучкой вышел только в 1931 году. Тем не менее, этот фактор мощного воздействия на население отмечался людьми, от действий которых судьбы этого самого населения и зависели

Изначально кино демонстрировалось в специально отведенных для этого местах массового скопления народа, называемых кинотеатрами.

Поход в кино — это было целое событие. Но… потом пришло телевидение. Это было чертовски удобно, когда ты не сползая со своего любимого дивана мог посмотреть фильм — какой смысл идти в кинотеатр? И последние начали немножко пустеть, что категорически не устраивало кинопрокатчиков, которые как и все хотели кушать, а кушать они могли только тогда, когда люди ходили в кинотеатры и платили деньги за билеты.

Посему, прокатчики совместно с кинокомпаниями начали модернизировать аппаратуру кинотеатров — экраны становились больше, картинка качественнее, звук мощнее и реалистичнее. За счет все более изощренных технических ухищрений, аудиторию начали загонять обратно в кинотеатры и аудитория вроде бы даже согласилась на это.

Но очевидно, что всегда остаются люди, которые фанатично преданы своему дивану и никуда они идти не хотят. Чтобы не оставлять без внимания эту часть аудитории (и что самое главное — их кошельки) решено было попробовать доставлять им развлекательный контент на дом, аккурат к дивану.

Для этого было придумано новое направление домашних развлечений — домашний кинотеатр.

Первый шаг — появление видеомагнитофонов формата VHS. Для тех, кто в силу возраста не застал это чудо инженерной мысли сообщаю — изображение записывалось на магнитную ленту и потом воспроизводилось специальным черным ящиком, подключенным к телевизору. Качество — кошмарное, вдвое хуже телевизионного. Потом, правда к VHS добавили Super, получилось SVHS, качество стало более-менее сносным.

В конце 70-х годов появились диски LaserDisc, которые получили некоторую популярность в США и Японии, но до нас не добрались.

В конце 80-х появились аудио компакт-диски (CD/DA), на которые велась запись звука уже в цифровом формате. На их основе, в начале 90-х появились VideoCD, куда записывались фильмы в формате MPEG1 со стерео звуком и даже интерактивным меню для удобства использования.

Но это все было не то. Качество картинки все равно хромало, о многоканальном звуке вообще можно было только мечтать. В кинотеатрах, кстати, к тому времени многоканальный звук уже вовсю звучал. Первый фильм со звуком в формате Dolby Digital бы продемонстрирован в 1992 году, это был фильм «Бэтмен возвращается».

И вот, наконец, в 1995 свершилось, то, о чем так давно говорили большевики — революция! Ни больше, не меньше. В массовую продажу поступили диски DVD5 и проигрыватели этого формата. На такие диски влезало примерно в 10 раз больше информации, чем на стандартный CD, а это сразу позволило в разу повысить качество изображения и звука, а самое главное — писать на диск звук в новом многоканальном формате Dolby Surround, разработанный инженерным гением Рея Долби сотоварищи. 5 полноценных каналов, плюс один низкочастотный канал — система 5.1, дошедшая до нашего времени практически без изменений и доработок.

Итак, что же предложили диванному зрителю товарищи из Лаборатории Долби?

Давайте посмотрим на первую картинку в этой статье:

Это классическая схема расстановки акустических систем домашнего кинотеатра формата Dolby Surround.

Цифрами на картинке обозначено:

1. Любимый всеми диванный зритель;
2. Фронтальные акустические системы — левая и правая;
3. Центральный канал;
4. Сабвуфер;
5. Тыловые акустические системы, так же левая и правая.

Что характерно, система получилась масштабируемой — она может использоваться в любых помещениях: и в квартире, и в кинотеатре — добавляете в каждый канал соответствующее количество динамиков, чтобы суммарная выходная мощность соответствовала озвучиваемой площади — и готово.

Таким образом, звуковая дорожка при съемке фильма кодируется специальным образом и записывается в цифровом виде на DVD диск. При воспроизведении фильма, дорожка считывается с диска и цифровой поток подается на декодер сигнала, который занимается раскодированием сигнала и подает его на 6 отдельных аналоговых выходов, чтобы дальше его можно было усилить и наконец выдать на акустические системы.

Можно ли сделать домашний кинотеатр самому? Да запросто! В этом нет ничего сложного и сейчас вы в этом убедитесь.

В простейшем случае нам понадобится DVD проигрыватель, шесть оконечных усилителей и шесть акустических систем, одна из которых — низкочастотная.

Подключаем все это проводами вместе и наслаждаемся процессом просмотра кино с мощными звуковыми эффектами. Правда, есть некоторый нюанс — чтобы отладить такую конфигурацию вам придется потратить уйму времени и сил. Громкость каждого канала нужно настраивать отдельно, так же как и тембр. Увеличить/уменьшить громкость всей системы одновременно не получится. Настройка сабвуферного канала — это вообще отдельная тема. В общем, в нашем простейшем случае вы будете носиться электровеником между разными усилителями и настраивать их параметры так, чтобы они хоть как-то соответствовали просматриваемому фильму и при этом соседи не стучали по батарее.

Ну ладно, кино посмотрели, нам захотелось послушать музыку. Причем, не обязательно с CD диска. С компьютера, с приставки, радио, в конце концов! Ага, значит надо отключать наши усилители от DVD плеера и втыкать их в соответствующий источник звука.

В общем, этот вариант прекрасен с точки зрения поддержания оптимальной физической формы, но совершенно не выдерживает критики с точки зрения удобства использования.

Поэтому люди придумали специальную штуку, которая занимается тем, что собирает звук от источников, обрабатывает его по желанию пользователя и отдает на усилители мощности.

Называют такие штуки по-разному, чаще всего — ресивер, иногда саунд-процессор, иногда контроллер домашнего кинотеатра.

Давайте посмотрим на следующую картинку и поговорим подробно о том, чем занимается эта любопытная штуковина.

Итак, слева у нас расположены источники звука, которые могут быть как многоканальными (например проигрыватель DVD), так и двухканальными (стерео проигрыватель). Может быть даже один канал с какого-нибудь древнего радиоприемника.

Все они подключаются к селектору входов ресивера, чтобы не переключать каждый раз провода вручную. С помощью селектора входов мы можем выбирать тот источник звука, который мы хотим воспроизводить в данный момент. Причем, делать это можно с помощью пульта ДУ. Да-да, не вставая с дивана — тык-тык кнопочку.

Сигнал от выбранного источника поступает на Предварительный усилитель, который нормирует сигнал по уровню, необходимому для работы последующих блоков ресивера.

Ну а Блок индикации, очевидно, занимается у нас индикацией выбранного источника сигнала.

Далее сигнал приходит на блок обработки, где происходит основная трансформация сигнала согласно хотелкам зрителя. Здесь и регулировка уровня каждого канала, и регулировка уровня всех каналов сразу, и регулировка тембров, разного рода эффекты — объем, эхо, стерео-квадро, моно-псевдостерео и так далее. Тут все зависит от фантазии разработчика ресивера и его ценовой категории. Разумеется, все эти манипуляции со звуком производятся с пульта ДУ, а Блок индикации покорно отображает все эти издевательства на своем экранчике.

Одновременно с этим, сигнал сабвуферного канал поступает на ФНЧ или блок обработки сабвуферного канала, который фильтрует лишние частоты и выдает в сабвуфер только тот частотный диапазон, который для него предназначен.

С блока регулировок сигнал проходит еще один предварительный усилитель, чтобы нормировать сигнал для последующего усилителя мощности (УМ), усиливается по мощности оконечным усилителем НЧ и наконец попадает в акустические системы.

Таким образом, если идти по пути создания своего домашнего кинотеатра, то очевидно, что нужно идти по этому пути. Ну, если хочется получить что-то путное, разумеется.

Но и тут есть развилка. Дело в том, что можно все вышеуказанные блоки собрать по отдельности, после чего соединить их в одном корпусе. Несомненно, это творческая работа, в процессе которой можно приобрести кучу полезных навыков и получить еще большую кучу полезных знаний. Но если у вас не очень много времени, а сделать своими руками все же что-то хочется, при этом это что-то не хочется затягивать года на полтора, можно воспользоваться специализированным решением, которое мы сейчас и рассмотрим.

Набор «Контроллер домашнего кинотеатра» NM0105 предназначен для сборки эдакого мини-ресивера, универсального решения, которое содержит в себе все необходимые компоненты для создания своего домашнего кинотеатра.

Давайте посмотрим на уже знакомую картинку:

Что-то изменилось, мне кажется… Да, вот именно так будет выглядеть блочный состав вашего ДК, если при его построении применить данный набор. Все блоки ресивера, которые мы рассматривали выше уже включены в состав контроллера и вам нужно сделать только две вещи: подключить источники сигналов ко входам Контроллера и подключить усилители мощности в его выходам. Собственно и все — домашний кинотеатр готов.

Сам контроллер состоит из двух блоков, реализованных на двух отдельных платах для экономии места и логического распределения функций: блока управления и блока обработки сигнала.

Управлять контроллером можно как с помощью энкодера, расположенного на плате блока управления, так и удаленно, с помощью вот такого симпатичного пульта ДУ.

Блок обработки сигнала построен на двух специализированных микросхемах: PT2323 и PT2322.

Первая микросхема является селектором входов, у нее на борту четыре стерео входа и один шестиканальный вход специально для подключения DVD проигрывателя. У микросхемы есть режим эмуляции 6-канального звука, когда она раскладывает входящий стерео сигнал на шесть выходных каналов.

У микросхемы очень маленький коэффициент гармонических искажений: менее 0,005%. Да-да — пять ТЫСЯЧНЫХ процента.

Микросхема PT2322 — мощный 6-ти канальный аудиопроцессор с кучей эффектов, сигнал на который поступает с селектора входов.

Процессор обладает следующими функциями:

Регулировка громкости одновременно по всем 6 каналам в пределах от 0 до -79дБ с шагом 1дБ;
Индивидуальная регулировка громкости каждого из 6 каналов в пределах от 0 до -15дБ с шагом 1 дБ;
3-х диапазонный регулятор тембра (низкие, высокие, средние) в пределах +/-14дБ с шагом 2дБ.
Функция выключения звука (Mute);
Функция объемного 3D звучания;
Функция тонкомпенсации.
И немного электрических характеристик:

Входное сопротивление 60кОм;

Коэффициент гармонических искажений 0,007%;

Отношение сигнал/шум (взвешенное) 100дБ;

Потребляемый ток 35мА.

Обе микросхемы управляются по шине I2C. Управлением занимается блок управления, выполненный на микроконтроллере. Блок управления является одновременно и блоком индикации — на борту ЖК дисплей 16х2 с подсветкой. Таким образом, все режимы работы контроллера хорошо видны даже с дивана.

Для управления, как уже отмечалось, можно воспользоваться энкодером, установленным на плате блока управления, а можно управлять совершенно всеми функциями контроллера с помощью пульта ДУ, который входит в комплект набора.

Основные функции, как то — выбор источника сигнала и регулировка громкости (в том числе функция Mute) привязаны к определенным кнопкам на пульте для оперативного доступа к этим функциям. Остальные функции доступны через меню контроллера.

При подаче питания на контроллер он включается режиме пониженного энергопотребления (ST-BY) о чем честно пишет на дисплее. При этом подсветка дисплея горит в половину яркости.

При нажатии на кнопку энкодера или кнопки на пульте ДУ контроллер переходит в рабочий режим, выводя на экран основную информацию о состоянии контроллера.

Здесь показывается текущий уровень громкости (так называемый Master — для всех каналов) и текущий вход, сигнал с которого пойдет на акустические системы. Кстати сказать, все настройки, которые вы сделаете не пропадут при выключении, а сохранятся и при следующем включении контроллер выставит такой же уровень громкости, тембров и номер входа селектора, какой вы выставляли в предыдущий раз. Выставлять эти параметры при каждом включении не нужно.

Регулировка громкости происходит с шагом в диапазоне значений от 0 до 32, где 0 — минимальная громкость, 32 — максимальная.

Помимо цифрового значения уровня дисплей показывает уровень с помощью простой графики.

Чтобы попасть в меню необходимо нажать на кнопку энкодера и удерживать ее примерно в течении примерно 1 секунды. Первый пункт меню, который появляется по умолчанию — выбор источника сигнала.

Переключать пункты меню можно вращая энкодер. Чтобы войти внутрь выбранного пункта необходимо кратко нажать на кнопку энкодера.

Поворачиваем энкодер и выбираем другой источник сигнала — хоп:

Для выбора значения так же нажимаем на кнопку энкодера.

Тембр так же изменяется с помощью меню — мы можем выбрать один их диапазонов регулировки

низкие частоты

средние частоты

или высокие частоты. Входим кликом энкодера внутрь выбранного пункта и поворотом ручки выставляем нужное нам значение.

Для сохранения значения так же кратко нажимаем кнопку энкодера.

Функция объемного звучания включается/выключается так же из меню:

Сейчас она выключена.

Раздельная регулировка уровня сигнала для каждого канала тоже производится через меню.

Необходимо выбрать канал:

И после выбора нужного канала кликом энкодера выставить необходимый уровень.

Еще раз напомню, что сделав один раз данные настройки их не придется каждый раз выставлять заново при каждом включении контроллера — они сохраняются в памяти устройства.

Весь контроллер питается от удобного во всех смыслах постоянного напряжения +12В. Причем, даже не обязательно стабилизированного. На обеих блоках контроллера установлен свой стабилизатор напряжения, от которого питаются микросхемы.

Таки образом, собрав данный контроллер вы получаете универсальное, гибкое, легко настраиваемое решение для своего домашнего кинотеатра, которому нужен только источник сигнала и выходной усилитель мощности с акустикой.

Кстати, об усилителях. Довольно часто возникает вопрос — а какие именно усилители нужны для домашнего кинотеатра? А какая мощность должна быть усилителя центрального канала/ фронта/тыла? А для сабвуфера 100Вт мощности хватит или нет?

Именно об этом мы поговорим в следующий раз — какие усилители из наших наборов вы можете подключить к этому контроллеру, чтобы получить свой идеальный домашний кинотеатр, собранный собственными руками.

Что важно знать об интерьер домашнего кинотеатра?

Для обустройства кинотеатра выбирают помещение прямоугольное или овальное, с такой геометрией точнее настраивается акустика. Подойдет цокольный этаж, мансарда, любая изолированная комната с минимумом окон. Как вариант – совмещение просмотровой зоны с гостиной, кабинетом, спальней.

Подбором оборудования для кинозала и его монтажом занимаются технические специалисты. Дизайнерская задача – материалами и отделкой улучшить акустические свойства помещения, поскольку дорогая аудиосистема в неподготовленном окружении будет создавать эхо, гул.

Принципы оформления кинотеатра в доме и квартире

Есть несколько правил обустройства

  • избавиться от плоских, гладких и твердых поверхностей;
  • добавить неправильной формы предметы, хорошо, когда у них рельефная поверхность;
  • при обшивке гипсокартоном потолка и стен внутрь заложить шумопоглощающий материал;
  • мягкая мебель, толстый ковролин или ковры с высоким ворсом – обязательны, т.к. поглощают низкие частоты.

Дизайн домашнего кинотеатра учитывает и тип акустических систем

  • Корпусные, как понятно из названия, представляют собой отдельные модули, заключенные в корпус. Имеют собственные цветовые решения, поэтому дизайнер должен органично включить их в оформление комнаты. Корпусные системы устанавливают в помещение уже отделанное и готовое к проживанию.
  • Встроенные акустические системы потребуют предварительно выделенного места и отделки. Провода, переходники, розетки прячутся от глаз – это задача для техников и декораторов.

3 вида домашних кинозалов

Оформление, интерьер домашнего кинотеатра зависит от расположения этой функциональной зоны, существует три варианта:

  • автономный,
  • интеграция в уже существующую комнату (гостиную, спальню, кабинет),
  • открытый.

Автономные помещения

Отдельная комната позволяет добиться максимальной звукоизоляции: сюда не проникают шумы извне, а звуки фильма не мешают остальным домочадцам. Потолок и стены отделывают акустическими панелями, которые гасят звук и не дают ему выйти за пределы комнаты.

Цвета и фактуры таких панелей богаты на выбор: эмаль разных оттенков, облицовка декоративной пленкой, натуральный шпон. Альтернативы панелям: акустический натяжной потолок в сочетании с шумопоглотителем и специальные ткани, которыми драпируют каркасные шумопоглощающие конструкции на стенах и потолке. Такими тканями маскируют громкоговорители на полках и под потолком.

При автономности интерьер домашнего кинотеатра можно выполнить в любом стиле, в том числе оформить его в тематике любимого фильма или киножанра. Если позволяет площадь, дополнительный комфорт внесут барная стойка с холодильником.



Интегрированный кинозал

Особенность этого типа – в сложности монтажа звукоизоляции. Либо в высокой стоимости ее организации, потому что предстоит отделать шумопоглощающими материалами всю комнату, где, напомним, просмотровая зона занимает только часть. Преимущество: не нужно закупать мягкую мебель, она уже здесь есть, под рукой – кофейный столик, торшеры с рассеянным светом.

Совмещенный интерьер домашнего кинотеатра неизбежно ставит вопрос: прятать ли технику? Если да, то используют встроенные акустические системы. Если нет, то технические устройства делают полноправной частью декора. Если для просмотра используется проекционный экран, то, сложенный, он должен быть совершенно незаметным.

Открытый кинотеатр

Это место на открытом воздухе: на зеленой лужайке за домом, на террасе, в беседке. Современные модели выдерживают прямое попадание влаги, так что не нужно переживать из-за работы поливочной установки. В этом случае интерьер домашнего кинотеатра – понятие условное.

О звукоизоляции речи не идет, поэтому важно обговорить допустимую громкость с соседями. Не обязательно устанавливать стационарную систему, а обойтись компактным проектором с переносным экраном.

Освещение: много или мало?

Как и звук, свет влияет на комфортность восприятия фильма. Если света много – картинка выглядит тусклой. Если освещения совсем нет – яркость экрана быстро утомляет глаза. Поэтому нужны регулируемые источники с рассеянным светом разной интенсивности. Располагают их периферийно, на границе взгляда, устремленного на экран, два приглушенных источника – позади экранного полотна. Отделка потолка и стен не должна бликовать. Окна закрывают тяжелыми портьерами, чтобы уличный свет не нарушал созданный полумрак.

Реализация проекта: почему нужны специалисты?

Интерьер домашнего кинотеатра – это баланс трех элементов: изображения, звука, комфорта.

В чем основная сложность? В сочетании стилевого оформления комнаты и технических аспектов. За отделкой и декоративными конструкциями нужно спрятать инженерные системы, звукоизоляционные короба, проводку. Этапы акустического, электротехнического проектирования идут параллельно с разработкой и визуализацией стилевых решений.

Компания «ТопДом» возьмет на себя все трудности

  • мы подберем лучшее место для кинозала,
  • создадим дизайн проект на основе ваших пожеланий и сделанных расчетов,
  • совместно с партнерами установим аудио- и видеосистемы,
  • выберем мебель и декорируем помещение,
  • реализуем интерьер домашнего кинотеатра в доме или квартире в том стиле, который вам нравится.

Современные системы «Умный дом» и другие новые технологии позволили по-новому взглянуть на дизайн интерьера, в частности, на спецификацию помещений. Таких как, например, домашний кинотеатр. Инновации в области современной техники нового поколения для домашних кинозалов позволяют им конкурировать с общественными городскими кинотеатрами по качеству звука и картинки.

Особенности проектирования домашнего кинозала в квартире и загородном доме

При разработке дизайн-проекта домашнего кинотеатра крайне важно позаботиться не только о его оснащении, но и о звукоизоляции, особенно соседних комнат. Также немаловажно проработать с дизайнером, помимо декораторских и планировочных решений, сценарии освещения, размещение электрики, выводов для экрана и всего необходимого оборудования.

Специалисты Группы компаний «Фундамент» разработают проект домашнего кинотеатра для вашей квартиры или частного дома с учетом актуальных тенденций в интерьере, акустических характеристик помещения и, конечно, пожеланий Вашей семьи.

Современный интерьер квартиры предполагает наличие центра отдыха и единения всех ее обитателей – гостиной зоны. Если еще несколько лет назад основу гостиной составлял диван или кресла и телевизор, то сегодня Вы может разместить у себя дома настоящий центр развлечений: кинотеатр, караоке и игровая мультимедиа!

Организовать кинозал в квартире просто на первый взгляд: повесил проектор, растянул экран и расставил акустику, но на деле выясняется, что существует масса нюансов при выборе оборудования и размещения его в пространстве. Проектирование домашнего кинотеатра в квартире начинается с детального осмотра и замера помещения, уточнения общего дизайн-проекта и Ваших пожеланий. На этом этапе создания кинозала дома важно определиться какую Вы хотите акустику (заметную – напольные и навесные колонки, или скрытую от глаз – встроенную), базироваться кинотеатр будет на телевизоре или экране с проектором, нужны ли дополнительные элементы (караоке система, игровая приставка). На основе полученных данных специалист составляет несколько вариантов коммерческого предложения в рамках обозначенного бюджета.

Наши специалисты всегда готовы скорректировать понравившееся Вам коммерческое предложение по организации домашнего кинотеатра в квартире, согласно пожеланиям насколько это возможно. После всех согласований утверждается конечный проект, на основе которого составляется договор и начинается непосредственно работа на объекте. На этапе черной отделки закладывается кабельная продукция, при необходимости монтируются ниши для встраиваемого оборудования. Установка кинотеатра в квартире осуществляется на этапе чистовых работ, по факту завершения отделки: оборудование коммутируется, подключается и настраивается. Посмотреть фотографии домашних кинотеатров в квартире Вы можете на страницах нашего портфолио.

Домашний кинотеатр в квартире позволит Вам расслабиться после тяжелого дня, уютно устроившись у экрана. Домашний кинотеатр в гостиной соберет вместе всю семью и друзей за просмотром домашних видеороликов или фотографий с недавнего отдыха, а так же позволит организовать веселую вечеринку с массой развлечений! Качественный кинотеатр в квартире, оснащенный караоке системой, позволит Вам ощутить себя настоящим эстрадным исполнителем! За счет правильно подобранной акустической системы Вы сможете услышать чистый, реалистичный звук своего голоса, не искаженный помехами.

Как подобрать акустику для домашнего кинотеатра? Это один из важнейших вопросов при составлении комплекта оборудования. От акустической системы во многом зависит удовлетворенность работой всего кинотеатра. Именно звуковые эффекта позволяют забыть о том, что перед ним кино, вымысел и всецело окунуться в происходящее на экране «здесь и сейчас”. Благодаря реалистичному звуку двигателей самолета Вы оказываетесь на взлетном поле, леденящий скрип двери заставляет Вас содрогнуться от ужаса, а окружающие звуки взрыва взбудоражат не на шутку.

Акустическая система для домашнего кинотеатра подбирается исходя из предпочтений клиента в дизайне, определенных брендах и степени приметности комплекта в интерьере (напольная, встроенная акустика), акустических параметров помещения и общего бюджета. При монтаже и установке размещение колонок домашнего кинотеатра осуществляется согласно утвержденному проекту, учитывающему общие правила расположения акустики в пространстве помещения.

До недавнего времени лучшим способом для просмотра фильма считался поход в кинотеатр. Появление видеомагнитофонов позволило брать напрокат или покупать фильмы и смотреть их дома, но телевизоры не могли сравниться с огромными экранами кинотеатров и системами объемного звучания. Мало того, что они имели сравнительно небольшие экраны и динамики низкого качества, при панорамировании ещё и обрезалась значительная часть изображения.

Теперь все больше и больше людей превращают свои гостиные в домашние кинотеатры. Раньше для этого требовалось приобрести проектор и экран, и это было слишком дорого для большинства людей. Но технический прогресс дал людям больше возможностей для установки домашнего кинотеатра. Некоторые даже считают, что домашний кинотеатр тише и удобнее, чем обычный, а изображение и звук потрясающи.

Что такое домашний кинотеатр?

Этому понятию сложно дать чёткое определение. Размытый термин для целой категории домашних развлечений. Система домашнего кинотеатра представляет собой комбинацию электронных устройств, предназначенных для создания атмосферы кинотеатра. Во время просмотра кино в домашнем кинотеатре вы более погружены в процесс, чем когда смотрите его по обычному телевизору.

Чтобы разобраться в устройстве домашних кинотеатров, рассмотрим устройство обычного кинотеатра. Если говорить об изображении и звуке, то старый добрый кинотеатр может предложить больше, чем то, что мы получим дома. Именно поэтому люди платят, чтобы пойти в кино, несмотря на то, что фильм можно скачать или заказать в он-лайн сервисах и это будет дешевле. Есть несколько основных различий между походом в кинотеатр и просмотром фильма по телевизору.

Одно из самых больших отличий – звук. Во время просмотра фильма в хорошем кинотеатре вы услышите музыку, звуковые эффекты и диалоги не только с экрана, но и вокруг. Если вы слышали, как работает Movie Sound, вы знаете: у стандартного кинотеатра есть три динамика за экраном – один справа, один слева и один в центре – а остальные расположены сзади. В этой системе объемного звучания мы слышим разные части саундтрека из разных мест. Когда кто-то в левой части экрана говорит, мы слышим это больше слева. В фильме «Звездные войны» грохочущий свист протетающего космического корабля начинается от экрана и теряется где-то сзади. Таким образом создается эффект присутствия, вовлеченности в процесс просмотра фильма. Кажется, мир фильма окружает нас.

Второй главный компонент кинотеатра – большой размер экрана. В кинотеатре экран занимает большую часть поля зрения, что позволяет легко потеряться в фильме. Вы сидите в темноте и видите только одну вещь, и все, на что вы смотрите, кажется очень реалистичным и правдоподобным.

Нам также нравится ходить в кино, потому что мы видим все детали. Кинопроекторы представляют очень большие, четкие картинки. Мелочи второго плана раскрываются более детально, чем то, что мы видим на обычном 19-дюймовом телевизоре, а движение более плавное. Мы можем не осознавать это, но детализация позволяет насладиться фильмом ещё больше. Если вы видите больше деталей, мир кино буквально поглощает.

Основная идея домашнего кинотеатра – воссоздать эти элементы с помощью специального оборудования.

Что понадобится?

Чтобы устроить домашний кинотеатр, необходимо максимально воссоздать вышеперечисленные элементы. Для этого, как минимум, понадобится:

  • Видеоустройство (телевизор или проектор с четкой картинкой);
  • Четыре спикера (лучше больше);
  • Оборудование для разделения сигнала объемного звука и передачи его на динамики;
  • Комната, где вы сможете все это разместить.

Существует множество способов соблюсти перечисленные критерии. Качество домашнего кинотеатра зависит от того, сколько денег вы готовы потратить, и насколько важны определенные нюансы.

Если вы не хотите тратить много денег и уже имеете телевизор хорошего размера и стереосистему, можно превратить их в довольно сырой домашний кинотеатр с парой дополнительных динамиков и несколькими другими недорогими компонентами. Если, для получения большего эффекта, вы готовы понести дополнительные финансовые затраты, предела для расширения системы домашнего кинотеатра не существует.

Основы объемного звука

Главное, что отличает домашний кинотеатр от обычной телевизионной установки – это объемный звук. Для правильной системы объемного звучания понадобятся два-три динамика впереди и два-три динамика по бокам или позади вас. Аудио сигнал разделен на несколько каналов, так что разная звуковая информация транслируется из разных динамиков.

колонки 5.1 Dialog Progressive AP-502

Самые яркие, громкие звуки выходят из передних динамиков. Когда кто-то или что-то издает шум в левой части экрана, вы слышите его больше из левого динамика. Когда что-то происходит справа, вы слышите это больше из динамика справа от экрана.

Третий динамик расположен в центре, чуть ниже или выше экрана. Этот центральный громкоговоритель очень важен, поскольку он связывает звук, исходящий от левого и правого громкоговорителей. Он воспроизводит все диалоговые и фронтальные звуковые эффекты, так, что кажется звук идет не с боку, а из центра телевизора.

Динамики позади вас заполняют различные виды фонового шума в фильме – лай собак, льющаяся вода, шум самолета над головой. Они также работают с динамиками перед вами, чтобы дать ощущение движения – звук начинается спереди, а затем движется назад.

Какой формат объемного звука?

Различные аудио/видео ресиверы предназначены для декодирования разных форматов. На сегодняшний день существует два основных источника форматов объемного звучания для домашнего кинотеатра – Dolby Laboratories и Digital Theater Systems. Форматы Dolby Laboratories включают различные версии Dolby Digital и Dolby Pro Logic. Компания Digital Theater Systems создала ряд звуковых форматов DTS Digital Theater.

Для информации:

  • Кодирование DTS использует меньшее сжатие, чем кодирование Dolby. Это означает, что звук DTS становится четче и резче;
  • Кодирование DTS реже используется на DVD и в телевизионных передачах;
  • Звук на DVD-дисках записан в формате Dolby, а на некоторых можно выбрать ещё и DTS.

К счастью, многие аудио/видео ресиверы поддерживают широкий спектр опций Dolby и DTS. Выбирая ресивер, вы должны ответить на два вопроса: нужна ли вам поддержка DTS и сколько колонок вы хотите использовать для настройки объемного звучания. Наиболее распространенные опции – объемное звучание 5.1, 6.1 и 7.1, названное по количеству каналов.

Цифра 1 после точки указывает на наличие канала для сабвуфера. Канал сабвуфера передает звук для усиления низких частот и создания эффекта грохота для некоторых специальных звуковых эффектов, таких как взрывы и гул поезда.

Вот типичные комплектации динамиков и их настройки:

5.1 Surround Sound 5.1 (5 динамиков + сабвуфер). Настройка объемного звучания 5.1 включает в себя работу с левым, центральным и правым фронтальными динамиками. Она также затрагивает левый и правый динамики объемного звучания. Dolby Digital, Dolby Pro Logic II и DTS 5.1 поддерживают этот формат. DTS 96/24 использует 5.1-канальный формат для воспроизведения звука с той же частотой дискретизации, с которой он был записан.
6.1 Surround Sound 6.1 (6 колонок + сабвуфер) При настройке 6.1 берутся все колонки из 5.1 и добавляется тыловой канал. Dolby Digital EX использует этот формат, разделяя один дополнительный канал на левый и правый тыловые динамики. DTS-ES использует центральный задний динамик. DTS Neo 6 также может поддерживать 6-канальный формат.
7.1 Surround Sound 7.1 (7 колонок + сабвуфер) Dolby Pro Logic IIx имеет отдельные каналы для левой и правой задней колонки, вместо разделения одного канала и направления его на две колонки.

Колонки

Колонки сильно отличаются как по производительности, так и по цене. Главное правило покупки колонок, будь то домашний кинотеатр или стереосистема – это послушать их в магазине и решить, какое звучание вас устраивает.

Для системы домашнего кинотеатра вам понадобится несколько одинаковых стандартных колонок – точное количество зависит от того, сколько каналов вы хотите использовать для настройки объемного звука. Потребуется и дополнительный динамик сабвуфера для звучания низких частот. В идеале нужны, как минимум, пять одинаковых колонок для обеспечения насыщенного звука со всех сторон. Но это не всегда возможно из-за размеров комнаты и ограниченного бюджета.

Если вы хотите сэкономить, можно использовать встроенный динамик телевизора в качестве центрального переднего блока, но он даст звучание ниже среднего. Различные модели колонок обрабатывают звук по-разному, создавая несбалансированный эффект объемного звучания. Чтобы получить эффекты уровня кинотеатра, вам необходимо приобрести три одинаковых полноразмерных фронтальных динамика. Есть несколько типов полноразмерных колонок: напольные, настенные и др.

Напольные колонки самые большие, и они, как правило, имеют самые качественные частотные характеристики, но и стоят дорого. Настенные колонки более компактны, что очень удобно, если пространство ограничено, качество похуже, но в целом приемлемо. Может не хватать низких частот, но хороший сабвуфер должен адекватно компенсировать это.

Многие системы домашнего кинотеатра используют более компактные и дешевые колонки для двух задних каналов объемного звучания. Это отличное решение, если в комнате нет места для полноразмерных колонок. Некоторые осознанно выбирают такие маленькие бипольные и дипольные динамики, потому что они воспроизводят звук в нескольких направлениях, рассеивая его.

Еще одна вещь, о которой стоит подумать, это технология изготовления динамиков. Возможно, вы захотите рассмотреть электростатические или плоские магнитные динамики вместо обычной динамической конструкции драйвера.

Чтобы упростить сборку системы домашнего кинотеатра, производители акустики предлагают акустические системы 5.1 для домашнего кинотеатра. Такие комплекты различаются по цене и качеству, поэтому перед покупкой следует провести «тест-драйв», как и в случае с отдельными колонками.

Собираем всё вместе

Когда у вас есть все составляющие, пришло время настроить домашний кинотеатр. Есть несколько факторов, которые следует учитывать при выборе и обустройстве комнаты.

Прежде всего, рассмотрим архитектуру помещения. Домашний кинотеатр должен быть чем-то похож на кинотеатр обычный – нужна закрытая прямоугольная комната, в которой достаточно места и не слишком много внешнего света. Необходимо замкнутое пространство, чтобы получить наилучшее качество звука – в открытых комнатах нет идеальной акустики. Если вы хотите построить лучший в своем роде кинотеатр, могут понадобиться навесные стены. Эта мягкая поверхность уменьшает разрушительное эхо. По той же причине лучше иметь в комнате ковровое покрытие, чем деревянный пол, ламинат или линолеум.

После того, как вы решили, какую комнату использовать, нужно понять, как все разместить. Чтобы найти лучшую позицию для телевизора, используйте здравый смысл. Экран должен быть легко виден – вы же не хотите вытягивать шею – и не должен находиться в месте, где от внешних источников света будет много бликов. Разместите телевизор там, где это кажется наиболее логичным, и постройте систему вокруг этого.

Установить звуковую систему немного сложнее. Вы должны разместить три передних динамика так, чтобы они были расположены равномерно, примерно на одной высоте. Убедитесь, что они находятся близко к уровню телевизионного экрана, чтобы звук появлялся как будто от происходящих в фильме действий. Идея состоит в том, что вы не должны напрягать слух при просмотре фильма – внимание сосредоточено на фильме.

Есть несколько разных вариантов расположения задних колонок. Dolby Digital предназначен для динамиков, расположенных по обе стороны от слушателя, в то время как системы Dolby Pro Logic лучше расположить позади. Задние динамики должны быть установлены на одной высоте, на одинаковом расстоянии от слушателя. Конечно, есть вероятность, что слушателей будет больше одного, поэтому интервал не будет одинаковым для всех. Вы можете найти центральную позицию прослушивания – например, середину кушетки – и расставить все относительно этого ориентира.

Не имеет большого значения, где вы разместите сабвуфер. Низкие частоты не являются направленными, как высокие частоты, излучаемые основными динамиками, поэтому могут исходить из любого места в комнате. Однако для лучшего эффекта урчания вы должны поставить сабвуфер на пол или на стену – это поможет низким частотам пронизывать комнату.

Как только ваш телевизор и колонки будут на месте, необходимо откалибровать систему. У телевизора могут быть предустановленные на заводе алгоритмы настройки для регулировки цвета и яркости. Если такого нет, можно найти в интернете руководство по калибровке экрана по стандарту THX. Каждую колонку можно откалибровать, используя измеритель уровня звукового давления. Это обеспечит одинаковую громкость.

THX — это совокупность стандартов качества для всех составляющих домашнего и профессионального кинотеатра. Его история началась «давным-давно», когда фильм «Звездные войны» только начал бить кассовые рекорды. Чтобы не упустить прибыль, кинотеатры бросились закупать оборудование для Surround Sound, но результаты не были едиными для всех мест показа. Так что через неделю после выхода в прокат фильма «Империя наносит ответный удар» Джордж Лукас пригласил признанного специалиста Томлинсона Холмана для разработки аппаратуры для Lucasfilm.

Еще одна вещь, которую стоит учесть при создании домашнего кинотеатра, это освещение. Важно, чтобы в комнате не было много яркого света, потому что это может вызвать блики на экране или отвлечь от фильма. Но не стоит оставлять комнату абсолютно тёмной: высокая контрастность света от экрана может напрягать глаза.

В идеале домашний кинотеатр должен иметь мягкое рассеянное освещение. Для полноценного кинотеатра вы можете заказать автоматический диммер и подключить его к аудио/видео ресиверу. В процессе запуска фильма освещение снижается до заданного уровня. Или вы можете управлять светом с помощью пульта дистанционного управления. Системы домашнего кинотеатра иногда оснащены дистанционно управляемыми шторками.

Настройка домашнего кинотеатра полностью зависит от бюджета и потребностей хозяина. Если вы хотите создать развлекательную систему в гостинной, будет вполне достаточно базового набора: «домашний кинотеатр из коробки», DVD-плеер и телевизор хорошего размера. Но если нужен собственный кинотеатр, с огромным экраном и фантастической акустикой, вам придётся пригласить специалиста. Самое главное – заранее опробовать все составляющие системы, чтобы от просматриваемых фильмов по коже пробегали мурашки.

Это может быть полезно:

  • Кронштейн для акустики на стену
  • Полка под ресивер, DVD
  • Настенный и потолочный кронштейн для телевизора
  • Напольная стойка под телевизор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *