Где оцифровать аудиокассету?

Многие умеют переписывать музыку с компакт-дисков на компьютер. Однако не все знают, что с ПК можно записать любимую музыку и на аналоговый носитель. При использовании качественных кассет удается получить вполне чистый звук.

Алгоритм действий

Чтобы осуществить запись, потребуется ПК со звуковой картой, а также любой проигрыватель (например, магнитофон или музыкальный центр). Если на проигрывателе есть вход для микрофона, нужно просто взять шнур, который идет от ПК к музыкальным колонкам, выдернуть его из колонок и вставить в устройство для осуществления записи. После этого остается составить список нужных песен или другой информации, нажать кнопку для записи на проигрывателе и включить музыку на ПК, настроив колонки на нужную громкость. Бывает и так, что все шнуры впаяны в колонки, в этом случае необходимый шнур нужно просто купить.

Кроме того, вы можете записать музыку с кассеты на ПК, в этом случае потребуется один шнур с разъемом для наушников и любой магнитофон. Один конец нужно вставить в разъем для наушников в проигрыватель, а другой – во вход для микрофона, который находится на звуковой карте. После этого вам потребуется качественная звуковая программа, например, Sound Forge, желательно последней версии. После запуска программы вы увидите кнопку для записи, по которой следует щелкнуть, чтобы начать процесс. Далее включите кассетник, подождите, пока закончится нужная песня, нажмите остановку записи и сохраните получившийся файл на компьютере.

Таким образом, процесс записи любимой музыки с кассеты на ПК и обратно отличается простотой, нужно лишь понять алгоритм действий и приобрести необходимое оборудование.

Современный интернет переполнен музыкой на разный вкус и пожелания. Песни и музыкальные произведения известных исполнителей и не очень популярных групп можно найти в интернете. Каждый человек может скачать музыку в отличном качестве, но не все люди являются любителями эстрадных произведений, некоторые предпочитают слушать специфические композиции, которые очень тяжело или даже невозможно найти.

Подробно изучите, как оцифровать аудиокассету в домашних условиях правильно и без особых усилий

Мало кто вспомнит, но буквально десять лет назад технологии позволяли слушать музыку только с помощью магнитофонов с аудиокассетами. Практически у каждого человека было место тайник, в котором хранились кассеты с любимыми песнями и музыкальными произведениями, вызывающими ностальгию, но прослушать их с помощью современных проигрывателей нет возможности. В этой статье рассмотрим, как оцифровать аудиокассету дома, для того чтобы слушать именно ту музыку, которая нравится в современном цифровом формате.

Что понадобиться для оцифровки аудиокассет

Найти специфическую музыку в интернете практически невозможно, что заставляет любителей обращаться в специальные фирмы, которые предлагаю услуги по оцифровке кассет.

Зачастую вопрос о том, как с аудиокассеты переписать на компьютер содержимое, возникает у людей среднего и старшего поколения, которые десятилетиями коллекционировали кассеты с любимыми композициями, а теперь не имеют возможности их прослушать.

На самом деле оцифровка аудиокассет не требует серьёзного оборудования или огромных навыков. Оцифровать аудиокассету в домашних условиях имеет возможность практически каждый человек.

Для оцифровки кассеты понадобятся:

  1. Кассетный магнитофон.
  2. Ноутбук или ПК.
  3. Кабель для подключения компьютера к магнитофону.
  4. Программа для оцифровки аудиокассет.

Магнитофон или кассетный плеер может быть любого года производства, важно, чтобы он работал и полноценно выполнял свои прямые эксплуатационные функции. Если в наличии есть всё необходимое, можно приступать к работе и оцифровывать любимые треки. Для начала стоит найти в интернете, загрузить и установить программы на компьютер или ноутбук, которые позволят перенести музыкальные произведения из аудио в цифровой формат, о них ниже.

Программы для оцифровки кассет

Оцифровка аудиокассет производится с помощью специальных программ. В интернете есть как платные, так и бесплатные программы, позволяющие оцифровать аудиокассеты. Использовать платные сервисы не является целесообразным, достаточно скачать и установить бесплатную программу на свой компьютер.

Самые популярные и доступные программы для оцифровки аудиокассет в домашних условиях:

  1. Бесплатная программа Audacity позволяет перенести музыку из аудио в цифровой формат, простая в эксплуатации, даёт возможность редактировать запись. Прекрасно подходит для Windows и Linux. Пишет звук в формате wave. Чтобы в итоге получить музыку в стандартном формате mp3 потребуется дополнительно скачать библиотеку Lame MP3 Encoder.

    Это свободный многоплатформенный аудиоредактор звуковых файлов, ориентированный на работу с несколькими дорожками

  2. Audiograbber — программа для оцифровки аудиокассет, которая имеет очень удобный интерфейс. С её помощью можно редактировать полученную цифровую звукозапись и сохранить цифровые файлы в необходимом пользователю формате. По умолчанию может «на лету» делить сплошной аудиопоток на отдельные треки, что избавляет от необходимости оцифровывать их по отдельности или разрезать один большой файл. Убирает паузы в начале и в конце треков, нормализует звук.

    Это утилита программа, предназначенная для копирования аудиотреков в цифровой формат

После установки на компьютере необходимой программы, можно подключить компьютер или ноутбук к магнитофону, после чего заниматься непосредственной оцифровкой кассет.

Подключение магнитофона к компьютеру или ноутбуку

Приступаем к технической стороне вопроса — к подключению техники. Если для осуществления оцифровки используется компьютер, тогда необходимо на тыльной панели системного блока, где находятся разъёмы, найти синий линейный вход.

Пример синего линейного входа

На аудиомагнитофоне надо отыскать разъём для подсоединения наушников, чаще всего он также синего цвета, или, если используется профессиональный магнитофон, выход на колонки. Соединить технику нужно специальным шнуром с соответствующими штекерами на обоих концах, которые подойдут к компьютеру и аудиомагнитофону соответственно. Купить их можно в любом магазине, где продаётся электротехника.

Пример разъёма для наушников

Подключение и оцифровка аудиокассет в домашних условиях через ноутбук происходит аналогичным способом, единственным отличием является подключение штекера не через линейное гнездо, отсутствующее в ноутбуке, а используя микрофонный разъём, который в модернизированных моделях совмещён с линейным входом. Ноутбук сам в автоматическом режиме переключится на режим записи с микрофона, никаких дополнительных действий для этого осуществлять не потребуется.

Процедура оцифровки аудиозаписи

Сама оцифровка аудиокассет не сопровождается сложностями, если все предварительные шаги были осуществлены правильно. Рассмотрим более подробно, как с аудиокассеты переписать на компьютер или ноутбук любимые раритетные музыкальные произведения.

Для этого надо только включить аудиокассету для проигрывания на магнитофоне и запустить установленную программу на компьютере или ноутбуке.

В скачанной вами программе надо активировать кнопку «запись» и дождаться, когда всё содержимое аудиокассеты перезапишется на жёсткий диск персонального компьютера. Полученную запись можно редактировать, используя ту же программу, выставив правильные параметры воспроизведения звука и экспортировать в любой удобный для пользователя формат, например, в mp3.

Стоит отметить, что запись изначально будет сохранена единым файлом. Для того чтобы разделить музыкальную запись на песни, надо открыть файл и с помощью опций разбить музыкальную дорожку на отдельные треки, которые потом уже сохраняются в удобном для вас формате. Сделать это несложно, так как при открытии цельного файла в программе будет визуально видно характерные разрывы на музыкальной дорожке, которые и являются концом песен или музыкальных композиций.

Можно предварительно произвести некоторую обработку. Например, хорошо нормализовать звук – привести его к одному среднему уровню, чтобы получившиеся треки оказались слишком тихими или громкими. Также можно попробовать снизить уровень шума.

Подведём итоги

Слушать музыку в отличном цифровом качестве можно не только ту, которая является популярной и имеется в свободном доступе, но и более раритетные музыкальные композиции, находящиеся на аудиокассетах и пылящиеся на полках.

Для этого нет необходимости обращаться в специализированные компании, которые занимаются оцифровкой старых носителей музыкальных произведений. Достаточно следовать вышеизложенным инструкциям, в которых расписано, как оцифровать аудиокассету и самому в домашних условиях реализовать поставленные задачи. В результате вы получаете любимую музыку в отличном цифровом качестве.

Подготовка к обработке аудио

Для переноса аудио в цифровой формат и даже улучшения его качества понадобится специальные программы для ПК и несколько часов работы.

Перед оцифровкой аудиокассету надо подготовить. Во-первых, придется достать, одолжить или взять напрокат (а если обрабатываемых кассет много – даже купить) подходящую для проигрывания технику. Это может быть музыкальный центр, магнитофон или кассетный плеер.

Кроме того, понадобится кабель для соединения выхода аудиотехники с входом на компьютере. В современных музыкальных центрах можно найти два разъема типа «тюльпан», для которых несложно купить переходник, обеспечивающий подключение к ПК (третий разъем на звуковой карте, после «наушников» и «микрофона»). Плеер придется подключать через выход для гарнитуры проводом 3.5 мм на 3.5 мм, а старый магнитофон – с помощью переходника 5 DIN/TRS.

При наличии цифрового диктофона можно попробовать обойтись и без проводов. Такое устройство дает возможность записывать звук, проигрываемый на музыкальном центре, сразу переводя его в формат WAV или MP3. Но у способа есть серьезные недостатки – диктофон, скорее всего, воспримет все вибрации динамика и посторонние шумы, которые потом придется очень долго убирать вручную. А еще для качественной записи диктофоном понадобятся хорошие и недешевые колонки – тогда как для оцифровки с помощью компьютера это не обязательно.

Следующий этап подготовки – проверка аудиокассеты. Ее необходимо очистить от пыли и загрязнений, перемотать на начало оцифровываемой записи и склеить пленку, если на ней есть разрывы. Также специалисты рекомендуют прокрутить кассету от начала до конца 1-2 раза – это обеспечит более ровную намотку пленки и уменьшит шанс ее разрыва.

Программы для записи и обработки аудио

Приготовив технику и кабели, стоит выбрать программу, с помощью которой будет выполняться запись. В интернете можно найти платные и многофункциональные утилиты для оцифровки и редактирования аудиозаписей. Так как пользователь вряд ли будет заниматься переносом записей на профессиональном уровне, для его задач вполне хватит бесплатной программы – Audacity или Audiograbber.

Утилита Audacity предлагает немало интересных возможностей для оцифровки и обработки звука – и с кассет, и с подключенного к ПК микрофона, и даже с грампластинки. При использовании специальной звуковой карты программа обеспечит запись даже потокового звука – например, передачи интернет-радио.

Программа Audiograbber позволяет записывать аудиофайлы и конвертировать их в разные форматы, применяя для этого встроенные кодировщики. С помощью утилиты можно копировать аудиокассеты и CD-диски, вести запись с микрофона, получая в результате треки MP3, WAV и WMA. Кроме того, программа может самостоятельно давать названия файлам, используя собственную базу данных, разделять длинные треки и автоматически уменьшать шум с помощью VST-плагина.

Как оцифровать аудиокассету

После того как на компьютере установлена подходящая программа, а выбранное для проигрывания кассеты устройство подключено к ПК, оцифровка информации не представляет особой сложности.

Интерфейс бесплатной программы Audacity

Процесс можно разделить на несколько этапов, взяв в качестве примера программу Audacity:

  1. Убедиться в том, что выбрано два канала записи (Меню «Правка» — «Параметры» — «Устройства»).
  2. Проверить наличие скачанной библиотеки LAME MP3 (нажать кнопку «Найти библиотеку», открыть папку и найти файл lame_enc.dll). Если ее нет – скачать и установить вручную.
  3. Проконтролировать правильность подключения магнитофона к компьютеру. Если все сделано должным образом, при нажатии на кнопку «Пуск» проигрывающего устройства можно услышать звук из динамиков компьютера – или ноутбука, который тоже можно использовать для работы.
  4. Нажать на кнопку «Запись» и включить магнитофон.
  5. Подождать, пока все необходимое содержимое кассеты не перепишется на накопитель компьютера.
  6. Экспортировать файл в нужный формат. Например, в MP3 с битрейтом 256 Кбит/с. Такого качества будет вполне достаточно для записи с аудиокассеты. Для аудиокниги или голоса хватит даже 128 Кбит/с.

Если кассету не останавливать, вся запись будет представлять собой один большой файл. Разбить его на отдельные треки можно или потом, в редакторе, или сразу – с помощью записывающей программы.

Обработка звуковых файлов

Программа Audacity позволяет выполнять почти любые действия по обработке аудиофайлов, включая нормализацию, обрезку и создание эффекта затухания, изменения скорости и высоты тона записи. С помощью этой утилиты можно склеивать файлы, конвертировать их в любые форматы и удалять шумы.

Среди инструментов для улучшения качества звука стоит выделить:

  • Click Removal. Эффект, благодаря которому можно сначала найти щелчки и трески, а затем избавиться от них. Все помехи такого типа выглядят при визуальном просмотре как тонкие и выделяющиеся на фоне общего уровня пики.
  • Repair. Эффект, восстанавливающий короткие отрезки длиной до 128 выборок, используя интерполяцию.
  • Click removal using the Spectrogram view. Инструмент для удаления трудно определяемых небольших помех.
  • Silence Audio. Эффект, автоматически заглушающий сравнительно большие по длине отрезки. Однако применять его рекомендуется осторожно, чтобы не повлиять на качество звукозаписи.
  • Draw Tool. Инструмент для ручного выравнивания волноформы и ослабления помех. Длина обрабатываемого отрезка не ограничена, но времени придется потратить намного больше по сравнению с автоматическим удалением.
  • Frequency Smoothing. Инструмент для частотного сглаживания. Позволяет размывать шумоподавление на несколько соседних частотных полос.

Похожей функциональностью обладают и другие редакторы. В том числе Sony Sound Forge, Sonarca Sound Recorder Free, «АудиоМастер» и Adobe Audition.

Sound Forge – еще одна бесплатная программа для обработки аудио на ПК

Независимо от выбранного варианта, процесс редактирования сводится к выполнению примерно одинаковых задач – начиная с разделения большого файла на несколько меньших по размеру, соответствующих музыкальным трекам или отрывкам разговора. Еще одна цель обработки – устранение помех и шума, выравнивание низких и высоких частот, изменение тембра или громкости и даже наложение звуковых эффектов. Хотя основная задача сводится к тому, чтобы сделать звук как можно более разборчивым.

Несколько полезных советов при обработке аудио

В процессе записи и улучшения качества звука стоит воспользоваться несколькими полезными советами:

  1. Несмотря на то, что для оцифровки может применяться даже кассетный аудиоплеер, качество записи будет серьезно зависеть от выбранной техники. Оптимальный вариант – все-таки более современный музыкальный центр.
  2. На качество влияет и выбор кабеля. Дешевые шнуры почти не имеют экранирования и при использовании хоть и незначительно, но повышают количество шумов. Чтобы не тратить лишнее время на обработку аудио, стоит сразу покупать хороший кабель (переходник).
  3. Режим понижения шума стоит сразу включать при записи с кассеты. Конечно, при обработке можно попробовать устранить большую часть проблем, но некоторые щелчки и трески все равно останутся.
  4. Кроме Audacity существуют десятки более профессиональных и удобных редакторов – начиная с Garage Band и Magix Audio Master Suite. Но многие из них платные, а за некоторые придется заплатить до $100-200. Если качество звука имеет серьезное значение, можно выбрать и один из этих вариантов.

Еще одна рекомендация для тех, кто собирается не только оцифровать кассету, но и улучшить качество полученной записи – работать следует только с копией файла. Для этого можно скопировать треки и экспериментировать с ними до получения нормального результата. А, если файлы будут обрабатываться несколько раз, стоит делать промежуточные копии, чтобы не начинать работу сначала.

Кассету, запись с которой подвергалась оцифровке, не стоит спешить выбрасывать. Во-первых, информация на жестком диске и даже SSD может пропасть. Во-вторых, возможно, что у пользователя получится сделать в будущем более качественную копию, применяя лучшее оборудование. В-третьих, если вы оцифровываете свою запись (например, с концерта), наличие оригинала подтвердит авторские права на копию.

Итоги

Оцифровка аудиозаписей позволит восстановить и сохранить уже, казалось бы, потерянную информацию. И даже немного улучшить оригинальное качество – хотя для этого понадобится время и определенные навыки. Если у пользователя нет ни времени, ни хорошей техники, ни уверенности в своих силах, работу можно доверить профессионалам – это обойдется дороже, но гарантирует лучший результат.

Введение

О том, как пользоваться звуковой картой, написано множество книг и статей, в том числе и на нашем сайте. Однако, на этот раз речь пойдет не о том, что уже и без того известно каждому постоянному читателю раздела Мультимедиа, а о том, что называется практикой цифровой звукозаписи. Наверняка любой владелец мультимедийного компьютера рано или поздно приступает к этой увлекательной деятельности. Собственно, для этого (и не только) компьютер и приобретают. Тем не менее, процесс этот не столь прост, и нужно иметь некоторый навык для достижения максимального качества. Цель этой статьи — дать читателям сайта (и владельцам SB Live! среди них в частности) некоторые полезные рекомендации в этой области, которые по тем или иным причинам не освещены в прессе или Сети должным образом.

Начну с того, что в свое время передо мной встал вопрос сведения моей кассетной фонотеки в MP3 файлы, и я вынужден был потратить не одну ночь для того, чтобы сделать процесс перегона аудиоинформации в компьютер по возможности более качественным и более универсальным для большинства аудиозаписей. Скажу сразу, несмотря на солидный опыт звукозаписи (и аналоговой и цифровой), это, на первый взгляд, невинное занятие потребовало у меня мобилизации многих сил и знаний.

Однако, пользователь приличной звуковой карты совершенно не обязан (как я) иметь высшее радиотехническое образование, и все же, достойное качество полученной записи требовать вправе. Считаю своим долгом дать аудитории iXBT тот самый минимум информации, который, надеюсь, избавит многих от неприятностей, связанных с оцифровкой аудио (таких как помехи, наводки и т.д). Полагаю, что некоторые сведения в этом материале будут полезны и опытным пользователям. Для того чтобы не выйти за рамки приличия, скажу также, что все написанное ниже — результат обобщения опыта многих людей, но, конечно же, не претендует на истину в последней инстанции. Обоснованная критика от читателей — это всегда хорошо! (Свои отзывы на статьи можно писать и в нашу конференцию О материалах сайта).

Общие замечания

Наиболее часто пользователям мультимедиа приходится оцифровывать следующие источники:

Виниловые пластинки. Здесь главное — хороший проигрыватель и предусилитель-корректор (тот, что встраивается в дорогие усилители). Из отечественных проигрывателей порекомендую Феникс ЭП 009С (алмазный эллипс в качестве головки, автоматический тонарм). А дальше — записываем пластинку на компьютер, чистим от щелчков (Click Removal), фильтруем инфразвук ниже 16 Гц (для устранения рокота) и нарезаем запись на песни. Шум лучше не удалять, так как шум в 65-70 дБ на выходе проигрывателя (или корректора) не так уж и велик. Например, 65-70 дБ выдает аналоговый выход большинства CD-ROM и ведь ничего? А вот с фоном (неприятным низкочастотным тоном в 50, 100, 150 и так далее Гц) лучше разобраться до оцифровки — где-то висит земля, или перепутаны полюса внутри проигрывателя.

Микрофон. Я подразумеваю хороший микрофон и микрофонный усилитель. И про то, и про другое можно найти массу информации в печатных изданиях, да и в Сети тоже. Дам совет только в одном.

Дело в том, что в студийной практике применяется один очень умный принцип для соединительных кабелей. Про витую пару сигнальных линий все уже знают, но вот как припаивать провода на концах проводов — лишь посвященные, да и то не все.

На рисунке ниже показано, как правильно изготовить шнур, который не внесет никакого вклада в качество записи, если он состоит из качественных проводов. В качестве экрана — медная оплетка (желательно, чтобы везде применялась медь!). Сигнальные жилы внутри экрана — витая пара медных многожильных проводов. Подобный кабель лучше купить в каком-нибудь магазине, где продают профессиональные микрофоны, гитары, и т.п. (дешевле обойдется провод, чем помехи). Стоит отметить, что только с микрофоном необходимо столь щепетильно отнестись к кабелю, иначе будете менять микрофонные усилители и сами микрофоны до греческих календ.

Если картинка не очень понятна, знайте сам ПРИНЦИП:

Экран соединен с металлической основой капсюля (если она металлическая) или просто висит внутри корпуса микрофона, а на входе (только лишь на входе!!!) экран соединяется с землей. Тогда помехи и наводки, попав в экран, стекают в одну точку (как бы компенсируются), а не циркулируют по экрану. Экран не должен быть «антенной для помех»!

Я надеюсь, инженеры простят мне столь вольное толкование этой важной истины, а эстеты подобный эскиз :).

В случае с электрогитарой — руководствоваться тем же! Электрогитара — тот же микрофон, только менее чувствительный. Экран коммутационной схемы внутри гитары (если нет — сделайте из жести или шоколадной фольги) присоединяем к экрану, а потом, также соединяем на входе карты или приставки с землей. Не играйте на этом инструменте вблизи системного блока — изготовьте кабель подлиннее.

Вот только не стоит гробить студийную технику! Просто проверьте, как распаяны разъемы и все. Микрофон с профессиональным разъемом CANON (это такой здоровый, с защелкой) имеет обычно землю на штырьке номер 3 — тот, что посередине, если не так — уточните у продавца (не дарить же 100$ за новенький Shure SM58!?).

Шнуры от микрофонного усилителя/процессора/магнитофона и т.д. паяем по тому же принципу (экран соединяем с землей на входе), только здесь добавляется еще жила второго стереоканала. Не мешает заземлить и системный блок компьютера.

Надеюсь, вы согласны с тем, что грамотно созданный шнур не столь уж плох в сравнении с кабелем Monster Cable или Vampire, хотя если ваш шестиканальный DSP-усилитель стоит 1000$ — все же потратьтесь на приличный кабель.

Запись с микрофона нуждается лишь в частотной коррекции (если АЧХ у микрофона имеет ощутимую неравномерность и спад раньше 18-19 кГц). Кое-кто чистит и шум, но «правильный» тракт до оцифровки менее шумен, чем капли дождя, падающие на подоконник и безжалостно фиксируемые на Ваш микрофон.

А вот с компакт-кассетой2 не так все просто. Тут запись и очистка от артефактов — самое настоящее искусство и подходы у опытных людей свои. Я же поделюсь моими методами, позволившими ИМХО3 выжать из кассеты все ценное.

2 Ирония судьбы — компакт-кассета и компакт-диск сейчас уже не кажутся нам компактными. А уж их «некомпактных» собратьев из эпохи динозавров так вообще мало кто помнит. Так что, производителям надо было быть поосторожнее с выбором названий в своё время.

3 ИМХО — сокращение от In My Humble Opinion, «по моему скромному мнению». Англоизм, стандартное слово в обиходе постоянных участников конференций. Обычно применяется пишущим сообщение перед каждой спорной фразой, чтобы указать, что это лишь ЕГО скромное мнение, не уводить тему в сторону, и не вызывать шквал протеста от оппонентов, которые забивают тем самым конференцию «мусором».

Вся штука в том, что у компакт-кассеты ограниченный ресурс эксплуатации (примерно 300 прогонов). Потом информация начинает теряться, звук становится рассыпчатым, глухим, прерывистым. Кроме того, более целесообразно гонять CD с отполированными MP3 файлами, чем вставлять кассету, крутить головку, чистить тракт спиртом и т.д. (хотя и у этого ритуала есть приверженцы!). К тому же, отреставрированная фонограмма с приличной по качеству кассеты ИМХО иногда даст фору по насыщенности деталями и аналоговой «теплоте» многим 128 Кбит MP3 — файлам. Я не распространитель мифов о дискретной и мертвой цифровой записи (хотя лет пять назад был другого мнения, да и АЦП/ЦАП были не те), но кассету хоронить рано, и владельцы хороших стационарных аппаратов меня поддержат!

Реставрация

Прежде всего, необходимо усвоить, что даже если Ваш аппарат выдает музыкальную информацию лишь 40-14000 Гц на Ferro-кассете, он все равно воспроизводит какие-то звуки и на более высоких частотах (вплоть до 20-21000 Гц), только они не вписались в нормы ГОСТа и МЭКа, то есть очень ослаблены и утоплены в шумах. Именно это нам и предстоит исправить.

1. Выравнивание АЧХ

Почти на любую стандартную кассету (TDK D, и т.д.), да и на кассеты подороже аудиозапись попадает практически одинаково. Если у вас не TEAC за 900$ или не Nakamichi Dragon, то разницы нет: AIWA или ВЕГА. На подобных «бюджетных» аппаратах воспроизводимый с кассеты сигнал больше зависит от свойств магнитной ленты, нежели от тракта воспроизведения. А магнитная лента на «железных» кассетах просто не пропустит частоты выше 14000 Гц, остальное будет жестоко ослаблено.

АЧХ тракта запись-воспроизведение для магнитофона ВЕГА-МП122С:

Конечно, тракт записи-воспроизведения у всех магнитофонов различен и особенно дотошным владельцам хороших стационарных магнитофонов исследования предстоит проделать самостоятельно. Для этого (а также для дальнейшего мастеринга) нам понадобятся последние версии знакомых программ (или хотя бы их демо-версии):

  • Cool Edit Pro 1.2, или 2000 для создания белого шума, синусов, фильтрации и очищения от шумов и т.д.
  • Sound Forge 4.5 для монтажа (оцифровка, нарезка материала)
  • SpectraLAB 4.32 для всестороннего анализа
  • Энтузиасты могут применять внешние денойзеры (удаление шума), типа Sonic Foundry Noise Reduction 2.0, Arboretum Restoration-NR и др., но я после многочисленных субъективных и объективных исследований остановился на встроенном средстве Cool Edit Pro (хотя долго не мог с этим смириться). Все же программисты Syntrillium Software свой хлеб едят не зря!4 То же касается и фильтрации.

4 Cледует отметить, что коммерческая версия программы Cool Edit (Cool Edit Pro 1.2) существенно отличается от своего бесплатного собрата (Cool Edit 2000). Например, Cool Edit 2000 не имеет функции Preview (предварительного прослушивания) при обработке, Multitrack-режима и т.д. И тем не менее, все необходимое для наших задач имеется в обеих версиях программы Cool Edit.

Процедуру исследования тракта записи/воспроизведения магнитофона лучше проделать так:

  1. Очистить воспроизводящую головку магнитофона и прижимной ролик с ведущим валом спиртом, затем, поместив чистую (с обеих сторон!) кассету в магнитофон, приготовить ее к записи.
  2. Далее, подав белый шум5 (48 кГц) на вход (Generate/Noise…/White, mono, intensity = 12 в Cool Edit), добиться оптимального уровня записи на Вашем магнитофоне и записать около 3-х минут (если компьютер не ниже Celeron+64Mb) или 60 секунд этого шума (ежели машина слабее). Магнитная лента весьма неравномерно реагирует на последовательное изменение значения частоты (Frequency Sweep), поэтому, из соображений статистики лучше использовать белый или розовый шум. Это обеспечивает более точный и равномерный график АЧХ.
  3. Далее, следует, не вынимая кассету и не подкручивая воспроизводящую головку, записать только что полученный белый шум — с кассеты на Line-In звуковой карты (частоту дискретизации ставим 48 кГц).6
  4. Теперь нормализуем полученный сигнал под -1 дБ (Process/Normalize… в Sound Forge 4.5), и сохраняем.
  5. В SpectraLAB выбираем Mode/Post Process, и открываем только что полученный файл. Делаем настройки (Settings): 48000, 16bit, FFT Size = 65536 (для слабой машины 16384), mono, Average = linear. Выделяем весь файл в режиме View/Time Series, жмем правую кнопку и приказываем: Compute and Display Average Spectrum.
  6. Смотрим на спектр и кривимся неравномерности АЧХ нашего магнитофона J. В Cool Edit открываем этот же файл и поднимаем ослабленные частоты (FFT Filter etc.). Сохраняем (но не закрываем!!!) в другой файл и этот другой открываем в SpectraLAB (первый файл пригодится в случае порчи второго). Чтобы запомнить огибающие спектра в SpectraLAB для сравнения — жмите Set в районе Overlays.
  7. Не красиво? Отменяйте в Cool Edit фильтрацию — и снова!

5 Использовать розовый шум предпочтительнее, так как он ближе по свойствам к музыкальному сигналу.

6 Почему это обязательное условие для получения налучшего качества записи, читайте статьи с измерениями тестовых параметров звуковых карт на нашем сайте.

Как видите, искусство и здесь требует жертв :(. Однако я повторяю — на хороших аппаратах тракты Record-Play очень схожи, и вы можете воспользоваться моими результатами исправления АЧХ для магнитофона МП ВЕГА-122С. Для этого в файле C:\Windows\cool.ini найдите раздел и в незанятой строке запишите (в одну линию!) следующее:

Теперь в Transform/Filters…/FFT Filter (все в том же Cool Edit) ищем пресет RESTORATION и корректируем фонограмму. Все. Я убил 2 дня, чтобы выровнять АЧХ своей ВЕГИ до значения ±0,5 дБ от 10 до 19500 Гц! Наслаждайтесь. АЧХ ВЕГИ-МП122С до (зеленый график) и после (желтый график) частотной коррекции:

Кроме того, всем известно, что АЧХ самой звуковой карты, тем более — внешнего кольца Line-Out-Line-In тоже обладает характерным спадом в области высоких частот, и в этом обычно виновен АЦП, нежели более-менее линейный ЦАП. Оцифровка получается тусклой, лишенной прозрачности и воздушности в верхнем регистре. С этой проблемой желательно справиться перед обработкой записанного материала и об этом речь пойдет ниже.

2. Владельцам SB Live!

Многие владельцы SB Live!1024 Value знают, что АЧХ кодека SigmaTel STAC9721 совсем не идеальна и уже после 4,5 кГц начинается ступенчатый спад:

Основной вклад в это вносит АЦП кодека, в чем можно убедиться, скажем, в этой статье. Сделано это, с одной стороны, для нашего же блага: таким образом предотвращается проникновение паразитных гармоник в слышимую область спектра. С другой стороны, подобное «подрезание» верхов имеет и негативное последствие: на достаточно серьезной Hi-Fi-аппаратуре этот ньюанс может быть вполне заметен.

Поэтому, всем владельцам SB Live! НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую каждую записанную фонограмму через Line-IN сначала, то есть до последующей обработки, пропустить через следующий фильтр (тот же cool.ini и тот же раздел):

Кстати, номер Item должен не совпадать ни с каким другим, ну а так — любой…

После подобной операции неравномерность АЧХ в кольце LineOUT — LineIN для звуковой карты SB Live! удалось уменьшить до ±0,1 дБ! В этом можно убедиться, взглянув на спектрограмму (мне это далось в свое время опять же ценой пары ночей).

АЧХ звуковой карты SBLive (кодек STAC9721) до и после частотной коррекции. Шкала графика 5 дБ!:

Теперь линейный вход у нас — референс! Enjoy…

Владельцам микрофона МД-52А (студийный, 20-16000Гц) посоветую следующую коррекционную фишку:

Не забываем, что строка неразрывна во всю свою длину.

3. Шумоподавление

Теперь поговорим о шумоподавлении. Как я уже указал — Noise Reduction в Cool Edit — на мой взгляд — лучший. Звукорежиссеры хвалят Arboretum Ionizer, якобы из-за того, что он избавлен от внесения фазовых артефактов в обработанный материал (если знаете где взять — напишите!), знакомые советуют Sonic Foundry Noise Reduction. Но мои уши пока что влюблены в CoolEdit-овский шумодав. Кроме того, ни в каком другом нет столько настроек и опций, да и то, что он работает медленнее (читай добросовестнее) других — тоже говорит о многом. Существует также весьма неплохая программа реставрации DART Pro, однако детальное сравнение всех этих программных продуктов выходит за рамки данной статьи.

Итак, после многотрудной фильтрации необходимо взять 1,5-1,6 секунд шума перед каждой (для максималистов) или какой-нибудь средней фанерой (но только с той же кассеты и стороны, откуда взята фонограмма). Далее:

  1. 1. Сделать профиль этого 1,5 секундного шума (Get Profile from Selection) с параметрами:
    Snapshots in profile = 1024…4096 (в зависимости от мощности компьютера).
    FFT Size = 4096 (эту цифру я нашел оптимальной для подавления шума после многочисленных экспериментов); Не рекомендую ставить максимальный размер FFT, так как это повлечет в результате увеличение так называемого Hiss-шума сигнале.
  2. 2. Теперь, отфильтрованную фонограмму выделяем и уничтожаем шум тем же Noise Reduction в Cool Edit. Параметры могут быть разными (поэкспериментируйте с кнопкой Preview). Но я, после долгих опытов, могу для магнитофона порекомендовать следующие параметры:
    Precision Factor = 12 (для максималистов — все 14, для Preview — 8). Параметр определяет точность вычислений;
    Smoothing Amount = 0 (именно 0!). Параметр вносит допуск на погрешность вычитания спектра шума из спектра сигнала в дБ. Чем больше — тем хуже;
    Transition Wide = 6 (для очень крутых аппаратов (400$) — 3, очень дешевых — 7…9). Параметр подобен предыдущему, только более гибко управляет процессом вычитания спектра (тоже в дБ);
    Noise Reduction Level = 35…42 (при Transition Wide = 6, в зависимости от уровня записи сигнала на кассете. Если запись на ленте была точно под 0 дБ, ставьте 37). Параметр определяет уровень порога удаляемого спектра шума. Наиболее капризный параметр. Обратно зависит от величины Transition Wide.

Нередко приходиться повторно нормализовать фонограммы под -0,2 дБ (это стандарт для CD-Audio), так как шумоподавление может серьезно уменьшить энергию сигнала. Все готово к MP3-кодированию! Правда, бытует мнение, что нормализация перед сжатием в MP3 — это очень вредно, и Вы на это должны идти лишь в случае ощутимого различия между уровнями отдельных каналов или просто слабого (-3…-6 дБ) уровня фонограммы в конечном итоге. Это как раз тот случай, когда решать Вам.

4. Сжатие

Лично я пользуюсь кодером Fraunhofer IIS, встроенный в BPM Studio Pro 3.0. Остальные кодеры (ИМХО) от Fraunhofer IIS не могут преодолеть своеобразного шелеста в полученном файле, причем на всех битрейтах. А вот к LAME -f я отношусь настороженно, этот кодер, по-моему, только на АЧХ и хорош.

Теперь о битрейте. Честно говоря, все ньюансы сохраняются лишь при 256 Кбит/c, но и при 192 Кбит/c фонограмма почти неотличима от исходной. Для проверки того, какой битрейт наилучший для данной фонограммы, я применяю довольно жестокую методику субъективного сравнения. Сначала кодирую наиболее ответственный фрагмент (насыщенный высокими частотами или с какими-нибудь знакомыми ньюансами) во все битрейты: 128, 160, 192, 224, 256. Затем последовательно соединяю в Sound Forge оригинальный фрагмент с закодированным и слушаю. Обычно 128 и 160 Кбит/с выпадают из рассмотрения сразу, а настоящая борьба разворачивается между 192 и 256 Кбит/с (ну не люблю я поток в 224 Кбит/c, ибо кривой он какой-то :)).

Для отреставрированных фонограмм вполне хватает и 192 Кбит/с, но опять-таки некоторым и 256 Кбит/c подчас не хватает. Скажу также, что магнитофонные записи представляют собой весьма непростой для кодирования материал. Как-то раз я подверг, как теперь принято говорить, «зачистке» фонограмму с весьма посредственным качеством и закодировав потом все в 192 Кбит/c я был потрясен услышанным! Результат звучал словно джаз на 112 Кбит/c, то есть омерзительно. У этого феномена очень глубокая причина и я могу написать еще одну статью на эту тему, если желаете. Так что, доверяйте технике и спектрограммам, но контрольное прослушивание устроить не ленитесь. Тем не менее, по большей части эта информация относится к обладателям хорошего тракта усилитель-колонки (наушники).

Заключение

Вот так, проявив стремление получить максимум из возможного, можно добиться вполне пристойного качества записи с любого источника. Просто не нужно никогда довольствоваться тем, чем нас снабдили производители звуковых карт, а искать, изучать и требовать Звук. Надеюсь, вы со мной согласны, уважаемые читатели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *