Икебаны своими руками

Перед новым годом я затронула тему составления композиций икебана. И, так как все больше людей интересуются японским искусством составления композиций из цветов – икебана, я хочу продолжить эту тему. Поэтому сегодня рассмотрим, как сделать классическую икебану своими руками.

Существуют множество школ и стилей, о которых я уже писала здесь. Тем не менее, какой бы стиль Вы не выбрали, есть базовые принципы составления икебаны, которые необходимо знать, чтобы сделать традиционную японскую икебану своими руками.

Основу икебаны составляют  три основных линии — элемента — Син, Сое, Хикае. Син означает небо, Сое — человек, а Хикае – земля. Существуют также дополнительные линии – дзюси, которые короче основных и связывают всю композицию воедино.

Содержание

И так,  вот три классических правила составления икебаны:

Во-первых, все элементы в икебане устанавливаются асимметрично, и представляют собой как бы треугольник. Треугольник — основа икебаны, но есть тонкостиэлементы икебаны не должны находиться в одной плоскости.

Во-вторых, пропорции трех основных линий композиции предопределяются размерами вазы, а именно — его диаметром и высотой.

В-третьих, выбор сосуда имеет очень важное значение, так он не должен быть ярким чтобы не отвлекать от композиции. Желательно выбрать однотонный сосуд, который будет сочетаться с используемым растительным материалом.

Японское творение — икебана в дизайне интерьера

В роли вазы можно использовать любые сосуды: стеклянные, фарфоровые, деревянные, плетеные корзины, да все  что угодно, вплоть до самых необычных предметов (ковшики для воды, детские игрушки и т.д.). Наиболее популярные формы ваз:

– плоские, типа тарелки или блюда (прямоугольные, круглые, овальные). Такие вазы используют в стиле Морибана;

— высокие, типа кувшина или бутылки, больше подходят для Нагэире.

Теперь давайте поговорим о том, как рассчитать длину элементов икебаны.

Мы уже знаем, что для этого необходимо знать высоту (h) и диаметр (d) вазы, в которой будет составляться икебана. Разные школы предлагают разные варианты расчетов. Например:

Школа Охара: син=h+d*1,5, сое=2/3 син, а хикае=1/3 син или 2/3 сое. Школа Согецу: син=(h+d)*1,5, сое=3/4 син, а хикае=3/4 сое.

Расчет первого и последующих элементов также зависит от стиля икебаны. Мы в принципе можем пользоваться общей формулой, где длина первого элемента Син определяется таким образом: (h+d)*1,5. Длина второго элемента Сое это 2/3 линии Син (небо), а длина Хикае составляет 2/3 длины  Сое. Учтите, что размер элементов рассчитывается от горловины сосуда без учета длины стебля, находящегося внутри.

От угла наклона линии Син зависит форма композиции. Конструктивно линия Сое (человек) должна быть наклонена в ту же сторону, что и Син.  Третий самый короткий элемент – Хикае помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклонены Сое и Син. В конце добавляется дополнительный растительный материал так называемые дзюси. Но, помните, что дзюси не должны быть длиннее и  ярче основных элементов.

Икебана относится к линейному стилю флористики, основными принципами которого является наличие свободного пространства в пределах композиции и четкость линий.  Поэтому не старайтесь сделать икебану пышной или нагроможденной.

Все элементы закрепляются в композиции при помощи кензана. Как пользоваться кензаном и способы крепления цветов в нем читайте здесь. Если Вы собираетесь сделать икебану из искусственных или сухих цветов, то вместо кензана  возможно использовать флористическую пену.

Несмотря на то, что икебана строится по правилам, научиться делать икебану своими руками не так то просто. Составление икебаны это искусство, которое откроет Вам путь в мир прекрасного, а в замен потребует максимальной отдачи и усердия. Начинайте пробовать составлять композиции из простых и скромных растений или даже из искусственных цветов, и я уверена  у Вас все получится.

Я поздравляю всех читателей и посетителей сайта Все о флористике с Новым 2011 годом и Рождеством. Желаю Вам удачи во всех начинаниях, творческих успехов, крепкого здоровья и пусть Ваши мечты начнут сбываться с первых дней наступившего года.

Подпишись на RSS.

   Читать оригинал публикации на mjusli.ru   

Осенняя пора даст вас необходимые материалы для творчества, и, к примеру, получится сделать чудесную осеннюю икебану своими руками из природного материала.

Икебана – искусство изготовления композиции из сухих цветов, листиков, шишек, ягод, в общем, из различного природного материала. Основа этого искусства – гармоничность, яркость, красота и простота. Возникло это мастерство более чем пятьсот лет назад в Японии.

Применяли икебану в священных целях и имели в виду под этим искусством композицию из основной ветки и всего одного цветка, цветочек, символизировал бессмертие в безмерном времени и пространстве.

Японские умельцы помещали в свой труд целые истории. Каждая часть и форма, имели свое особое значение. Горы, скалы и камни символизировали сосновые ветки, а белые хризантемы изображали реки и ручьи. Стили разных школ разрешали употреблять в работе не только цветы, но и части другого природного материала.

Наиболее известные японские школы это – Соцэгу и Охара. Со временем, взгляды на это искусство изменились, и философия в корне поменялась.

Осенняя композиция может изготавливаться полностью из сухих листьев. Так как в эту пору все листья и травки имеют различный цвет, который нередко контрастирует друг с другом, с этих необычайно красивых частей можно сделать икебану из сухих цветов своими руками, но вот цветы будут делаться, к примеру, из листьев клена, которые пользуются особой популярностью.

Цвета и оттенки у клена могут быть различными, бывают красные листья, бордовые, желтые, зеленые, коричневые. Кроме листьев подойдут ветки. Сухие листья выглядят привлекательно. Это могут быть разные растения, которые подойдут для составления икебаны. Самое главное – передать настроение такой красивой поры года.

  • Как сделать своими руками икебану из сухих цветов?
  • Делаем осеннюю икебану своими руками в школу
  • Основные правила составления
  • Отзывы и комментарии

Как сделать своими руками икебану из сухих цветов?

Для живописной композиции с цветами, хорошо будут подходить сухоцветы. Вдобавок, если вы захотите ее составить с живыми цветочками, возможно, использовать хризантемы, астры, пионы – они вполне считаются дарами осени. Прекрасно смотрится физалис. Это утонченные оранжевые фонарики известная составляющая. Они произрастают в Японии, откуда собственно родом само искусство.

Делаем осеннюю икебану своими руками в школу

Осень – замечательное время для составления разнообразных поделок. Природа сама предлагает нам огромный выбор составляющих частей для многообразного творчества. Нам остается только определиться с выбором материала, пофантазировать и в итоге получится превосходная работа!

Когда гуляете с ребенком по лесу или в парке обращайте свое внимание на то, что находится под ногами, вероятно, вы увидите хороший каштан, и он вам пригодится в изготовлении чего-то необычного.

Практически в каждый детский сад дети относят сделанную своими руками осеннюю икебану, или же в школу, где проводятся разные конкурсы осенних поделок.

Чтобы изготовить работу своими руками вместе с детьми дома, вам понадобится хороший нож. Поэтому такие поделки стоит делать только лишь под наблюдением старших. Вот только созданные из разных фруктов и овощей поделки быстро портятся, поэтому это недолговременная радость.

Икебана своими руками: идеи и техники создания природного декора интерьера

Обязательно подготовьте зубочистки или спички для скрепления деталей.

Осенняя поделка, сделанная собственноручно, станет восхитительным и полезным досугом для вас и ребенка. Непременно завлекайте ваших детей в столь интересный процесс, привлекайте его в такое времяпровождение. Такие аппликации можно носить в детский сад или школу, так как в такую пору году там часто организовываются разнообразные викторины, конкурсы и выставки, где детки с родителями изготавливают работы и принимают участие со своими снеговиками из каштанов, икебанами из сухих листьев, и поделками из овощей и фруктов.

Бывает многообразие поделок из овощей с использованием орехов, каштанов, сосновых веток, спичек (к примеру, ежик). Нужно всего лишь выложить все продукты и подумать вместе с вашим ребенком. Детки сами могут сфантазировать, что можно изготовить из данных материалов, прибавив в композиции старые вещи, найденные на балконе или в кладовке. Вам надо будет только помочь собрать работу и добавить необходимые мелочи.

Основные правила составления

При изготовлении, нужно не забывать, что эта композиция – не букет, она не требует пышности. Ее фундамент состоит из трех элементов: син (небо), соэ (человек), хикаэ (земля).

Ход работы:

  • Все составляющие части крепятся асимметрично, создавая что-то похожее на треугольник, притом, что все части должны находиться в различных плоскостях;

  • Емкость обязана гармонировать с использованным материалом, быть однотонной и без рисунка. Грубая керамика хорошо подойдет как для больших цветов, так и для тяжелого дерева. Вместо вазы подходит любой предмет;
  • Пропорциональность трех символов, должна определяться размером вазы: длина стебля (основной ветки) – неба (син) приравнивается сумме длины диаметра и высоты посуды, умноженной на полтора.
  • Пропорциональность и положение элементов:
  • человек (соэ) должен приравниваться 2/3 символа неба (син) и они опущены в одну и ту же сторону;
  • земля (хикаэ) так же должна быть равна 2/3 длины человека (соэ) и располагаться впереди;
  • все части в поделке крепятся так, чтобы они стали ветвями одного растения.
  • Ветки в вазе всегда крепятся в одной из четырех точек: сзади, справа, спереди и слева. Специально для этого пользуются особым инструментом для крепежа цветов – кэндзан или пиафлор, в том случае если их не оказалось под рукой, используйте – пластилин.
  • По окончании расположения основных символов, пустующее место заполняется растениями.

Когда начинается сезон дождей и заканчивается бархатная осень, можно вытаскивать свои запасы материалов, которые вы собрали раньше и начать фантазировать, делая чудесные и необычные композиции.

Японский тренинговый центр «Макото» приглашает вас на мастер-класс
по «Икэбана»
Автор и ведущая
— Мастер Чинара Мундузбаева

Мастер Икэбана I степени Somu японской школы Согэцу (Sogetsu) Чинара Мундузбаева с именем Rosan (Музыка гор). Член международной Ассоциации преподавателей школы Согэцу (Токио), член Московского филиала Согэцу, член Московского отделения «Ikebana International.

Чинара Мундузбаева — участник международных выставок (Япония, Германия, Иордания, Кипр, Нидерланды, Франция). Участник ежегодных выставок в Музее Востока, Дарвиновском музее, в Галерее на Солянке и в других выставочных залах Москвы.

Участник и демонстрант на 9-й Всемирной Конвенции Ikebana International (в демонстрации такого уровня представитель России участвовал впервые), участник 10-й Конвенции Ikebana International.

Публиковалась в книгах «Ikebana Today» 2006, «Contemporary Ikebana» 2008, «Ikebana through all seasons» 2011 (издательство «Stichting Kunstboek bvba»), в юбилейном журнале «Цветы» 2012 и в других тематических журналах. Участник телевизионных программ, постоянно проводит демонстрации и мастер-классы, в том числе выездные (за рубежом и по России).

Чинара также занимается японской живописью Суми-э. Чинара ведёт постоянный курс Икэбана школы Согэцу.

Икэбана — это не просто составление красивых композиций или цветочных композиций. Это особый мир традиционного японского искусства аранжировки цветов, в котором воплощаются красота естественной, но изысканной простоты, эфемерность жизни.

В средние века истинный Воин был обязан не только владеть мечом, но и уметь написать тушью картину, сложить классическое стихотворение, а также составить по всем правилам Икэбану.

Как создаётся икебана своими руками?

Все это — практики Дзэн и проявление в повседневной жизни духа Дзэн.

Жизнь в Японии невозможно представить себе без Икэбаны. В доме, в учреждениях, на праздниках и торжественных мероприятиях, даже в саду — она является неотъемлемым элементом японского пейзажа и интерьера. В современной Японии искусство икэбана является символом национальной самобытности и воплощение высшей художественной утонченности, признанной во всём мире.

Самое современное течение Икэбана — школа Согэцу (возникло в1927 г). Ее основатель — художник и архитектор, потомственный мастер икэбана Софу Тэсигахара — впервые стал использовать нетрадиционные, новые материалы для композиций, расширил диапазон размеров и форм.

В слово Согэцу входят иероглифы «трава» и «луна», что отражает связь Природы с бесконечной Вселенной.

Икэбана манит нас в совершенно иной мир — мир тончайших чувств и ощущений. Мир эфемерный и бренный, но невыразимо прекрасный. Это искусство «мгновения» и открытия», ибо, если смотреть на одну и ту же композицию с разных сторон, вы увидите совершенно разную красоту. В икэбане есть сила, и есть тончайшая прелесть преходящего бытия, грубые ветки, и даже куски стволов или детали из пластика или металла удивительно гармонируют с прозрачной нежностью цветов….

Как истинное искусство Икэбана не терпит подражания. Не нужно слепо копировать работы мастеров. Икэбана учит выражать человека выражать свою сущность, свое «я», свои чувства и эмоции. Учит быть Творцом.

Знание Икэбаны, как и понимание живописи тушью суми-э, передаются согласно принципам философии Дзэн, «от сердца к сердцу», вне слов и письмен…. Только так можно постичь «душу цветка».

Такая разная Икэбана…

Отличительная черта Мастера Чинары — это ее абсолютно «японское» чувство сезонности. Она, как никто, тонко чувствует времена года. Помимо классической икэбаны она создает неподражаемые сезонные композиции, отражающие нежность и робость весны, буйство и мощь знойного лета… Сейчас осень — пора увядания, время ярких осенних красок и в то же время сбора урожая. Совершенно неожиданно овощи и листья становятся для Мастера Чинары материалом для поразительной красоты композиции. Много новых творческих возможностей дает использование сетки (решетки), которую можно включить и внутрь цветочной интерьерной композиции: одновременно она послужит и надежной опорой, и каркасом для материала. Сетке можно придать неожиданное решение, абсолютно новая идея составления композиции для каждого времени года. Она воспитывает в учениках поэтичную креативность, умение не просто правильно ставить цветы и ветки, но создавать неповторимые индивидуальные образы и объемы.

Композиции к хайку

У меня под ногами
Цыплята пищат и пищат
В траве росистой…
(Кавахигаси Хэкигодо)
  Преклонив колени
пьёт бамбук
своё отражение
  Тонкая грань
запутались друг у друга во сне
мы с мотыльком
  Какое солнце!
Даже первый редис
выглядит сладким
 

Приглашаем к Мастеру Чинаре:

  1. Обучение искусству Икэбана: курсы Икэбана Согэцу
  2. Тематические мастер-классы:
    • «Как составить Икэбана?»
    • «Праздничные композиции»
    • «Такая разная Икэбана»
    • «Сезонные композиции»

    Для организаций:

    1. Проведение выездных мастер-классов для работников и членов их семей.
    2. Проведение демонстраций Икэбана на праздничных вечерах, презентациях и т.д.
    3. Оформление любых мероприятий и интерьеров живыми, искусственными цветами и растениями.

    Композиции к хайку

    Начало разбега —
    ощущение полёта
    ещё на земле
      Чмокнул и сбежал.
    Порывистый какой
    Ветер.
      Орхидеи весной
    Тоскуют по горному солнцу
    Незапамятных дней
    (Такахама Кеси)
      Ива склонилась и спит.
    И кажется мне, соловей на ветке…
    Это ее душа.
     

    Композиция «Мироздание» (демонстрация)

    Автор — Мастер Чинара (сэнсэй Японского тренингового центра «Макото»)

    Выставка икэбана Согэцу «Весенняя карусель». Работа Мастера Чинары. Государственный Дарвиновский музей, 21 мая 2014 года.

    Фотографии — Чинара Мундузбаева

    Основываясь на строгих правилах икебаны, можно дать волю собственной фантазии. Но для начала надо овладеть тремя базовыми навыками.

    — Применение хасами. При обрезке растений обычно пользуются этим инструментом.

    — Придание растениям нужной формы. Основой эффект икебаны достигается путем сгибания веток и стеблей в соответствии с задачей композиции.

    — Фиксация растений. Икебана должна быть прочно закреплена.

    Обрезка

    Обрезка превратится в довольно простую задачу, как только художник освоит азы обращения с хасами. Несколько полезных советов, приведенных далее, помогут вам освоить технику обрезки.

    {LikeAndRead}

    Обрабатывайте растительный материал, следуя правилам.

    Инструменты

    Ножницы. Напервых порах можно обойтись обычными ножницами. Но профессионал без колебаний отдаст предпочтение специальным ножницам, которые используются при создании икебаны, -хасами. Срез, сделанный этим инструментом, получается очень чистым и аккуратным.

    Другие полезные предметы. Для создания икебаны понадобится пульверизатор, веревка, плоскогубцы и декоративные камешки.Во время работы аккуратно придерживайте (чтобы не повредить) ту часть материала, которая будет использоваться для составления икебаны. На начальном этапе стебли должны быть немного длиннее, чем необходимо. Обрезать их вы всегда успеете!

    Икебана лето: оригинальная композиция с ананасом и цветами

    Обрезайте растение, держа стебель под водой. Так оно дольше останется свежим. Толстые стебли обрезайте по диагонали, чтобы они могли впитать как можно больше влаги. Кроме того, их будет удобнее насаживать на кэндзан. Концы толстых ветвей следует расщепить — тогда их легче будет насадить на кэндзан.

    Ко сметическая обрезка

    Растения слегка подстригают, удаляя поврежденный материал, увядшие лепестки или нижние

    листья. Используя ко сметическую обрезку, мастер может придать икебане совершенно новый смысл. J Стебли цветов. С каждого стебля осторожно отщипывают нижние листья, обнажая не менее 2/3 его длины, чтобы придать композиции линейную форму.

    Zi Ветви. Ветки тоже необходимо очистить от лишних листьев, форма, цвет, положение в композиции каждой ветки, соотношение ее с другими элементами имеет символический смысл. Это необходимо учитывать при удалении листьев и придании окончательного силуэта компоненту.

    Сгибание растений

    Искусство придания нужной формы стеблям п веткам — очень важная часть икебаны. В соответствии с правилами икебаны, прежде чем приступить к обработке растений, следует погрузиться в определенное состояние, отрешиться от суетного мира. Придание правильной формы веткам и стеблям напрямую зависит от мастерства художника. У каждой ветки есть свой предел прочности, поэтому начинающим следует выбирать достаточно гибкий материал. Удерживая ветку вертикально, ее аккуратно сгибают, придерживая большими и указательными пальцами обеих рук. По мере сгибания ветка может слегка затрещать — это значит, что она поддается воздействию и принимает нужную форму.

    Фиксация

    Ветку обрезают под углом и при необходимости расщепляют конец. Затем ее насаживают на кэндзан так, чтобы сторона среза располагалась противоположно предполагаемому направлению наклона. После того как ветка будет прочно зафиксирована, берутся за ее основание и придают компоненту нужное положение. Аналогичным образом закрепляют стебли цветов, но действуют при этом еще осторожнее. На мягких стеблях делают прямой ровный срез и сразу насаживают растение на кэндзан, придавая ему желаемый наклон. Тяжелые соцветия или сильно наклоненные ветви могут перевернуть кэндзан. Чтобы этого не случилось, присоедините к первому кэндзану еще два-три.

    РАСТЕНИЯ

    При создании икебаны используют самый разный растительный материал. Подойдут:

    — Аукуба японская (для крупных композиций).

    — Азалия с ее легкими элегантными цветами.

    — Ракитник.

    — Кизильник разных сортов с ягодами.

    — фатсия (аралия) японская с красивыми листьями.

    — форзиция.

    — Хоста.

    — Бирючина.

    — Верба (у нес гибкие ветви).

    — Рододендрон.

    — Скабиоза.

    — Садовые растения с семенами, например щавель.

    — Хризантема. Ее используют для создания линии Земли.

    — Манжетка мягкая.

    Морибана

    В икебане стиля морибана есть возможность воссоздать часть ландшафта в сосуде с водой. Для композиций этого стиля характерна особая непринужденность и естественность Cocуда здесь играет роль корней растения, а не стебля или ствола. Эти корни служат надежной опорой, они выдерживают достаточно высокие растения и позволяют принимать им самые сложные изгибы. Три основные ветки в икебане стиля морибана располагают словно в пустом пространстве, несколько приподнятом над поверхностью воды. В композициях используется значительно больше, чем, например, в нагэирэ, вспомогательных элементов, так называемых заполнителей. Кэндзан кладут сбоку контейнера. Длину основной ветки (Небо) определяют так: величину, равную су мме диаметра и высоты контейнера, умножают на полтора. Элемент, который символизирует Небо, размещают на заднем плане. Ветка, олицетворяющая Человека, должна располагаться под углом 45. Между ветками размещают цветы и листья, которых не должно быть слишком много. После этого на переднем плане прикрепляют ветку, олицетворяющую Землю (самую короткую), наклоняя ее под углом 60. В идеале линия Человека должна составлять три четверти длины линии Неба, а линия Земли — три четверти длины линии Человека. При необходимости для маскировки кэндзана используют

    дополнительные листья и побеги. После этого

    композицию ставят в отведенном для нее месте, заливают в сосуд .чистую свежую воду и внимательно о сматривают икебану со всех сторон, чтобы тут же удалить замеченные изъяны. Икебану считают удавшейся, если она тянется к тому, кто на нее смотрит. Согласно концепции икебаны, смотрящий на композицию и является ее центром (фокусом).

    Нагэирэ

    Этот стиль немного сложнее, чем морибана. Срезанные цветы свободно опираются о края высокого сосуда, представая в своей первозданной красоте. Чтобы добиться такого эффекта, необходимы специальные подпорки кубари. Это могут быть две прямые деревянные палочки или вилка (расщеп). Они должны быть чуть длиннее диаметра контейнера. Кубари опускают в сосуд, подпирая ими стенки и располагая крест-накрест. Очень важную роль играет в нагэирэ обрезка: она помогает добиться необходимого объема и равновесия материалов. При сравнении этого стиля со стилем морнбана можно заметить, что в нагэирэ линия Неба располагается более горизонтально, а линия Человека имеет меньший угол наклона, она немного удалена от центра композиции. В то же время линию Земли обозначают более крупным цветком, чтобы уравновесить более низкую линию Неба. Композиция в стиле нагэирэ оставляет впечатление легкости, а стиль морнбана характеризуется объемом и глубиной.

    {/LikeAndRead}

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *