Как работает толщиномер?

При покупке автомобиля очень часто продавец заявляет о том, что автомобиль не был бит, хотя на деле некоторые детали кузова перекрашивались. Такая ситуация может возникнуть даже в автосалоне недобросовестного продавца при покупке нового автомобиля, если выполнялась окраска частей корпуса.

Проверить соответствие слов продавца правде поможет прибор, измеряющий толщину краски, – толщиномер краски. Его можно приобрести самостоятельно, попросить у знакомых или взять в аренду, если применять его необходимо только разово.

Советы по использованию цифрового толщиномера

Пользоваться таким прибором очень просто: необходимо прикоснуться датчиком к исследуемой поверхности, нажать кнопку и через несколько секунд дождаться звукового сигнала, означающего окончание исследования. Результат будет выведен на экран прибора.

Для того, чтобы разобраться в результатах прибора, существует несколько подсказок:

  1. Для исследования лакокрасочного покрытия кузова лучше всего подойдет ультразвуковой толщиномер, при помощи которого можно обследовать детали кузова не только из металла, но и из других материалов. Таким прибором можно проверить толщину краски на пластиковых бамперах и элементах декора.
  2. Если толщиномер не самокалибрующийся, то перед его применением необходимо провести калибровку для получения точного результата. Для этого используют эталонные пластины. Если нет возможности найти такую пластину, то можно откалибровать прибор на детали, толщина которой заранее известна. Или обратиться к специалистам, например, в автосервис.
  3. Прикладывать толщиномер необходимо к поверхности, очищенной от грязи, которая может исказить результаты.
  4. Исследование одной и той же детали лучше всего проводить в нескольких точках на расстоянии 20-25 см друг от друга.
  5. Цифровой толщиномер дает довольно точные результаты, однако исследование одного и того же места лучше всего проводить 2-4 раза.
  6. Крыша автомобиля реже всего подвергается повреждениям и окрашиванию, поэтому исследование необходимо начинать с нее, определяя эталон толщины покрытия для данного автомобиля. Исключением являются автомобили-перевертыши, крыша в которых подвергалась ремонту.
  7. Погрешность при измерениях допустима в пределах 10-40 микрон. Более точные данные дают толщиномеры европейских производителей (США, Германия).

Нормы толщины лакокрасочного покрытия автомобиля

При выпуске с завода толщина лакокрасочного покрытия автомобиля составляет в среднем 75-160 микрон. На деталях, которые не подвергаются внешнему воздействию, толщина покрытия примерно 50-90 микрон. К таким деталям относятся пороги, внутренние части кузова под капотом и в багажнике.

Исключение составляют некоторые модели Mercedes, Land Rover, старые модели японских автомобилей и американские внедорожники, толщина краски кузова которых может быть значительно больше нормативов.

Использование толщиномера помогает автолюбителям корректно оценить состояние автомобиля и не переплачивать лишние деньги за покупку.

Принцип работы толщиномеров

Слой краски, наносимый производителями транспортных средств, обычно не превышает 140мкм. Нередко, детали после рихтовки, обрабатывают шпаклёвкой, затем, наносят слой грунтовки, а это даёт дополнительную толщину. Если автомобиль не перекрашивался полностью, то разница толщин красочного слоя, на дверях и капоте, будет отличаться. Иногда, слой краски, на рихтованном изделии может отличаться в меньшую сторону, в этом случае определить какую деталь заменили, будет сложно.

Что касается УЗ толщиномеров металла, они могут применяться в лабораторных, полевых, цеховых условиях в различных отраслях производства и промышленности. При этом обязательна предварительная подготовка поверхности, необходимо использовать контактную смазку (различные масла, вода, глицерин, специальные контактные жидкости и гели для ультразвукового контроля и т.д.), это обеспечивает устойчивый акустический контакт.

УЗ толщиномер состоит из электронного блока, к нему с помощью кабелей подключаются сменные пьезоэлектрические преобразователи (ультразвуковые преобразователи, ПЭП). Для определения толщины изделий используются раздельно-совмещенные и совмещенные преобразователи.

Принцип действия ультразвукового толщиномера заключается в измерении времени двойного прохода ультразвуковых колебаний через исследуемое изделие от одной поверхности до другой, полученные данные пересчитываются в значение толщины изделия. Перед тем как приступить к измерениям, поверхность изделия очищается от грязи и песка, если есть коррозия, то необходимо соскоблить рыхлую ржавчину и нанести больше смазки, чем в случае с гладкой поверхностью.

При покупке автомобиля бывшего в употреблении, покупатели часто вызывают для проверки машины специалиста, который имеет определенный набор оборудования и знаний, чтобы определить – участвовало транспортное средство в авариях или нет. Главное «оружие» эксперта по оценке автомобиля – это толщиномер. Данное устройство представляет собою небольшой ручной прибор, позволяющий определить слой краски и других материалов, которые нанесены на корпусные детали автомобиля.

Чаще всего толщиномер можно увидеть в руках профессионалов, и возникает ощущение, что пользоваться им самостоятельно довольно сложно. На самом деле у прибора простой принцип работы, а определить по его показателям состояние конкретной детали автомобиля сможет каждый после того, как прочтет нашу статью.

Толщиномер для лакокрасочного покрытия автомобиля: принцип работы

  • Толщиномер для лакокрасочного покрытия автомобиля: принцип работы
  • Принцип действия толщиномера
  • Как пользоваться толщиномером для лакокрасочных поверхностей автомобиля?
  • Виды автомобильных толщиномеров
  • Как работает толщиномер?
  • Виды толщиномеров
  • Как пользоваться толщиномером?
  • Что покажет толщиномер
  • Как откалибровать толщиномер
  • Алюминиевые детали
  • Толщиномеры ультразвуковые: принцип работы
  • Что можно измерить?
  • Как измерить?
  • Два типа устройств
  • Ультразвуковой толщиномер – принцип измерения

При покупке автомобиля бывшего в употреблении, покупатели часто вызывают для проверки машины специалиста, который имеет определенный набор оборудования и знаний, чтобы определить – участвовало транспортное средство в авариях или нет.

Главное «оружие» эксперта по оценке автомобиля – это толщиномер.

Данное устройство представляет собою небольшой ручной прибор, позволяющий определить слой краски и других материалов, которые нанесены на корпусные детали автомобиля.

Чаще всего толщиномер можно увидеть в руках профессионалов, и возникает ощущение, что пользоваться им самостоятельно довольно сложно. На самом деле у прибора простой принцип работы.

Как работает толщиномер?

Как уже говорилось выше, прибор помогает определить толщину ЛКП, которая у всех автопроизводителей практически одинаковая и колеблется в диапазоне от 0.7 до 1.8 мм. Поэтому, если во время замеров толщиномер продемонстрировал цифру, которая находится в данном диапазоне, можно смело говорить о том, что данная деталь или часть кузова цела, то есть — не бита и не перекрашена. Авто, побывавшее в ДТП, так или иначе рихтовалось, после чего шпаклевалось, соответственно слой шпаклевки и ЛКП будет отличаться от приведенных выше цифр. Если вы увидели на дисплее толщиномера значение 1.9-2.4 мм, можно с уверенностью утверждать о том, что в этом месте был удар и машину рихтовали.

Опасность покупки битого авто заключается не только в том, что со временем кузов может начать ржаветь или лопнет слой шпаклевки, дело несколько в другом. Вы не знаете на сколько серьезной была авария — элементарное недоразумение на стоянке или удар на большой скорости, повлекший за собой деформацию геометрии всего кузова. Покупая такие авто, вы «играете в рулетку», т. к. неизвестно как деформируется и без того ударенный кузов в случае аварии, поэтому говорить о безопасности передвижения в таком авто вряд ли стоит. Авто, которые сходят с конвейера, рассчитаны на удар и конструктивно созданы таким образом, чтобы при ударе кузов деформировался, не причиняя вреда здоровью пассажиров. Как поведет себя кузов с нарушенной геометрией — предсказать невозможно, поэтому покупая машину, уделите кузову особое внимание и не поленитесь воспользоваться толщиномером.

Виды толщиномеров

Принцип работы толщиномера довольно прост. Прибор производит подсчет расстояния от поверхности, к которой прикасается вплотную, до основания детали.

У простейших магнитных толщиномеров принцип работы довольно примитивен — в корпусе содержится магнит, который определяет степень притяжения к металлической детали, стрелка указатель или электронный дисплей демонстрируют результат. Как вы понимаете, чем ближе будет магнит к металлу, тем притяжение будет сильнее.

Электромагнитные толщиномеры относятся к более дорогим экземплярам, они более точны и базируются на принципе электромагнитной индукции, то есть при помощи датчиков Холла. Принцип действия электромагнитного толщиномера следующий — кузов представляет собой своего рода замкнутую цепь, и чем будет меньше зазор, в данном случае толщина ЛКП, тем сигнал будет сильнее.

Существуют авто, у которых некоторые кузовные детали выполнены из алюминия, поэтому электромагнитные толщиномеры для них не подойдут, а измерения ни к чему не приведут. Решением является использование вихретоковых приборов. Толщиномер, работающий по этой технологии, способен адекватно оценивать толщину лакокрасочного покрытия на любой тип металла, при этом он способен демонстрировать на удивление точные результаты. Единственный нюанс, при работе с медью и алюминием, результаты измерений будут более точными, чем при измерении толщины ЛКП на железе. Иногда погрешности очень большие, поэтому использовать толщиномер данного типа рекомендуется исключительно по назначению — для алюминиевых и медных поверхностей.

Как пользоваться толщиномером?

Использование прибора сводится к обычному прикладыванию рабочей поверхности прибора к кузову и подведению итогов измерения.

Первым делом принято измерять передние крылья, затем постепенно переходя к задней части кузова, в результате вы должны обойти машину вокруг, измерив все интересующие вас места.

Замеры производятся в четырех-пяти точках каждой из кузовных деталей, уделите должное внимание крыше и вертикальным стойкам.

Обнаружив толщину лакокрасочного покрытия, которая выходит за рамки допустимого диапазона, увеличьте количество точек замера и выясните размер повреждения для дальнейшей адекватной оценки стоимости такого автомобиля.

Что покажет толщиномер

Пользоваться толщиномером просто: берете откалиброванный прибор и прикладываете его к кузову машины под прямым углом. Он немедленно покажет толщину покрытия в микрометрах. Один микрометр — это одна тысячная миллиметра.

Показания выше 200 мкм говорят о повторной покраске.

Показания до 300 мкм бывают, если на машине закрасили косметический дефект, например царапину от ключа. На безопасность пассажиров это никак не влияет, но все равно можно торговаться.

Показания ближе к 1000 мкм говорят, что под краской есть еще шпаклевка. Кузовной элемент с такими показаниями точно получал сильную деформацию в ДТП и шпаклевался во время ремонта. Если работу сделали некачественно, краска на шпаклевке со временем может потрескаться и отвалиться.

Больше 1000 мкм — это признак серьезного кузовного ремонта, а значит, участия в серьезном ДТП. Машину со слоем покрытия более 1000 мкм лучше не покупать.

2000 мкм — это максимальное значение, которое может показать толщиномер. Если слой толще, прибор не покажет цифр. Это значит, что в этой точке много шпаклевки.

В сети есть сравнительные таблицы нормальной толщины покрытия для разных автомобилей

Как откалибровать толщиномер

Чтобы показывать точные результаты, толщиномер должен быть откалиброван. Калибровка сбивается от перепадов температур или если сядет батарейка.

Для калибровки толщиномера используют металлические пластины, которые продаются с ним в комплекте. Если вы арендуете прибор, попросите владельца откалибровать его при вас и на всякий случай выдать вам в аренду калибровочные пластины.

Калибровочные пластины выглядят вот так:

Калибровать прибор нужно отдельно для стали и алюминия. Если толщиномер работает только по одному металлу, пластина будет одна.

В комплект обычно входит специальная калибровочная пленка, по которой и происходит настройка.

Процесс калибровки прост — ставим толщиномер на пластину и обнуляем показания:

Прикладываем калибровочную пленку к пластине и ставим сверху прибор.

Толщиномер должен показать цифры, нанесенные на пленке. Если этого не происходит, повторяем процедуру.

Показания толщиномера на внутренних элементах кузова не должны превышать 100 мкм

Алюминиевые детали

Перед осмотром машины полезно узнать, есть ли у интересующей вас модели автомобиля алюминиевые детали. Например, у многих моделей Ауди, БМВ, Рендж-роверов из алюминия сделаны капот, передние крылья, двери. Для измерения покрытия на таких деталях нужен толщиномер, способный работать по алюминию, например Etari ET 555.

Никакой специальной настройки не нужно — переключение между черным и цветным металлом обычно происходит автоматически. На экране прибора указывается тип металла: алюминий или сталь. Заводские значения для алюминиевых деталей отличаются от значений для стальных в 1,5—2 раза в меньшую сторону.

Если на машине должна стоять алюминиевая деталь, но толщиномер распознает ее как стальную, значит, деталь заменена на неоригинальную. Это тоже признак ДТП в истории автомобиля.

Толщиномер настроен на измерение алюминиевых деталей

Толщиномеры ультразвуковые: принцип работы

Ультразвуковое измерение толщины является неразрушающим односторонним методом определения ширины материала.

Он быстр, надежен, универсален и, в отличие от микрометра или штангенциркуля, не требует доступа к двум сторонам предмета.

Что можно измерить?

Практически любой обычный конструкционный материал может быть измерен с помощью ультразвука.

Ультразвуковые датчики могут быть настроены на металлы, пластики, композиты, стекловолокно, керамику и стекло.

Также возможны замеры экструдированных пластмасс и проката в процессе производства — как отдельных слоев или покрытий, так и многослойных изделий, жидкости и биологических образцов.

Еще одна операция, где просто необходим ультразвуковой толщиномер, – определение толщины кирпича, конструкций из бетона, асфальта и горных пород. Такие измерения почти всегда неразрушающие и не требуют резки или разборки объекта.

Материалы, которые не подходят для обычного ультразвукового замера из-за плохой передачи высокочастотных волн, включают древесину, бумагу, бетон и вспененные продукты.

Как измерить?

Принцип работы устройства заключается в точном вычислении времени прохождения импульса от небольшого зонда (преобразователя) через измеряемый объект, отраженного его внутренней поверхностью или дальней стенкой.

Поскольку звуковые волны отражаются от границы между разнородными материалами, это измерение обычно производится с одной стороны, в режиме «импульс/эхо».

Преобразователь содержит пьезоэлектрический элемент, который возбуждается коротким электрическим импульсом для генерации дискретных ультразвуковых волн.

Они посылаются в измеряемый материал и проходят через него, пока не сталкиваются с задней стенкой или другим препятствием.

Отраженная волна возвращается к датчику, преобразующему механические колебания в электрическую энергию.

В сущности, толщиномеры ультразвуковые прослушивают эхо с противоположной стороны.

Обычно промежуток времени между посланным и отраженным сигналом составляет всего несколько миллионных долей секунды.

Ультразвуковой толщиномер – принцип измерения

Само название устройства уже намекает на то, что основным рабочим инструментом является звуковая волна УЗ-частот.

Процесс измерения происходит довольно быстро, и описать его можно следующим образом.

На корпусе прибора имеется датчик, который чувствителен к ультразвуку, он встроен в зонд, который и приставляется к исследуемой поверхности.

Выбирается место, в котором нужно померить толщину покрытия, например, ЛКП, прижимаем зонд к выбранной точке, даем команду прибору нажатием кнопки.

Зонд испускает ультразвуковую волну, она проходит через покрытие, достигает поверхности, которая находится под ним, и отражает импульс обратно.

Обычно таким материалом является металл, очень часто это основное условие, предъявляемое к подложке, для удачного измерения.

Отраженная волна попадает на датчик зонда, своеобразное эхо, и преображается в электрический импульс.

Дальше электроника оцифровывает его и анализирует, посредством формул вычисляет путь, т.е. толщину покрытия, которую успел пройти УЗ.

Этот принцип работает не только для покрытий с металлической подложкой, но и для измерения толщины самого металла.

Просто анализируется импульс до тех пор, пока он не перестанет отражаться, это значит, что он прошел металл насквозь, отсюда и выдается результат.

А в целом, такие толщиномеры измеряют практически все популярные в быту и промышленности материалы: керамика, пластик, стекло и прочее.

Разрешение метода не допускает только измерение бумаги, дерева, пенопласта или бетонного слоя, потому что это либо слишком тонкие образцы, либо слишком широкие.

Понравилась статья? Расскажите друзьям: , для нас это очень важно: Проголосовавших: 1 чел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *