Канделябр

Значение слова Канделябр по Ефремовой:

Канделябр — Подставка с разветвлениями для нескольких свечей или электрических ламп в виде свечей.

Значение слова Канделябр по Ожегову:

Канделябр — Подставка-светильник с несколькими лампами в форме свечей

КанделябрПодсвечник для нескольких свечей

Канделябр в Энциклопедическом словаре:

Канделябр — (франц. candelabre) — светильник с разветвлениями для несколькихсвечей или электрических ламп.

Значение слова Канделябр по словарю Ушакова:

КАНДЕЛЯБР, канделябра, м. (фр. candelabre). Большойподсвечник, б. ч. для нескольких свечей.

Значение слова Канделябр по словарю Даля:

Канделябр
м.

Чем канделябр отличается от подсвечника?

франц. большой,украшенныйшандал, для двух и более свечей. свечник. Кандило ср. или донск. кандель, канделька, кандилка ж. донск. вор. оренб. лампада к иконе. Кандельный, к кандели относящ.

Значение слова Канделябр по словарю Брокгауза и Ефрона:

Канделябр (латинск. Candelabrum) — у древних подставка(подсвечник) для свеч (candelae), ламп, курений и т. п. К. обыкновенно состоял из ножки (треножник), представлявшей из себя изящносделанныеметаллическиелапки (обыкновенно наподобие львиных лап), или гладкого шеста, или древка (καυλός), и верхушки (κάλαθος) в виде тарелки или плоского сосуда, или же подобие древесных стволов с ветвями, с которых свешивались лампы на небольших цепочках (лампадарии). Первоначально К. приготовлялись из дерева, тростника или жженой глины,позже и из мрамора или алебастра. Большие, искусно сделанные К. встречались как посвящения в храмах, а людьми богатыми ставились и в частных домах. Великолепныедревние канделябры имеются особенно в Британском музее в Лондоне, в парижском Лувре, в мюнхенской глиптотеке, в собраниях римских (так назыв. К. Барберины в античном собрании Ватикана), флорентийских и неаполитанских. Искусство времени Возрождения возродило снова К., но гораздобогаче изукрасило древко не только листьями и орнаментами, но и небольшими фигурами. Такие бронзовые канделябры в большом количестве сохранились в Италии, напр. в Чертозе павийской и каррерском собрании в Венеции. В XVIII в. К. зачастую стали изготовляться из железа,иногда в роскошных формах стиля рококо. они применялись для освещения зал, улиц и площадей. в XIX в. кованое железо заменено было литым чугуном. Современное газовое освещение в связи с возрождением художественнойпромышленности снова придало значение К. Часто К. употреблялись и употребляются в христианских, особенно в католических церквах для алтарных свечей. В XVI и XVII вв. их приготовляли при этом из серебра, бронзы и олова, в XVIII в. стали пользоваться фарфором. Промышленность последнего времени обратила большоевнимание и на этот род изделий (см. табл. Бронзовые изделия).

Определение слова «Канделябр» по БСЭ:

Канделябр(франц. candelabre, от лат. candela — свеча)
подставка с разветвлениями для нескольких свеч или ламп (обычно в виде свечей).

Расскажите вашим друзьям что такое — Канделябр. Поделитесь этим на своей странице.

Что такое Канделябр

Современные подсвечники, как и канделябры больше предназначены в качестве аксессуаров интерьера дома, чем востребованный элемент декора. Но ими пользуются в особо торжественных случаях или при условии, что романтическая обстановка при электроосвещении потеряет свою привлекательность. Подсвечники, фото которых увидите ниже, вам расскажут много интересного.

Перенос света из одной комнаты в другую раньше был ритуалом: супругов укладывали спать слуги, торжественно неся в вытянутой руке тот самый канделябр, который сейчас стоит на каминной полке.

Подсвечники: фото их и канделябров

Канделябры требуются для полноценного ужина при свечах, если вы не хотите включать люстру или проводка в дом еще монтируется. Не обязательно иметь настольный аксессуар: подвесьте большую чашу на крюк потолка, подставьте под него стол – и пусть средневековье окружает вас в этот момент. Если в качестве подвеса использовать свечи, а кругом со свечами станет обычное колесо от телеги.

Канделябр всегда рассчитан на несколько парафиновых свечей: 2-7 штук. Диаметр их – и 40, и 60 см.

Высота антикварного варианта и в полтора метра встречается в продаже, вот только стоит такой товар очень дорого. Современные канделябры иногда ножки-подставки не только не имеют, но и едва возвышаются над столешницей.

Свечам-таблеткам держатели нужны неглубокие, а для восковых достаточно небольшой чаши.

Гелевые свечи вообще сразу с подставками продаются; это и есть подсвечник.

Виды современных канделябров:

  • дикирий (двусвечник);
  • трикирий (трехсвечник).

Одинокий держатель свечи – подсвечник

В продажу поступает более 460 наименований. Различаются по форме и функциональности:

миниатюрные до 10 см;

небольшого диаметра, но длинные;

плоские;

без ножки;

плавающие;

шарообразные для аромосвечи;

фонарь для высоких свеч.

Виды подсвечников

Металлические. Из бронзы, обычно кованные или литые. Иногда серебряные, но их придется постоянно чистить, чтобы не чернели.

Фарфоровые, расписанные вручную.

Керамические, с глазурью, с росписью или без нее.

Последние два вида без ущерба моют в машине вместе с тарелками и столовой посудой. Они переносят любые чистящие вещества и обычно служат в качестве дополнительного украшения к любому предмету мебели, например столу или комоду.

Жирандоль, шандал, менора – что это?

29.12.2014

В мире антикваров есть множество слов, незнакомых обычным обывателям. Например, дать определение словам жирандоль, шандал или менора сможет далеко не каждый. Между тем, все эти предметы имеют практически одинаковое предназначение. В данном материале мы устраним информационный пробел, рассказав об этих любопытнейших вещицах в легкой и незатейливой манере.

Не совсем подсвечники

Если вы были внимательны, наверняка на главной странице «Русских сезонов» вы заметили пару канделябров, украшающих верхнюю часть сайта. К теме данной статьи эти предметы имеют прямое отношение, поскольку и жирандоль, и шандал, и менора, и канделябр – всё это по сути своей есть ни что иное, как подставки для источников света. Подсвечник – не совсем верное определение, поскольку некоторые из вышеперечисленных предметов появились задолго до изобретения свечей. Например, в менорах использовали (нередко используют и сейчас) оливковое масло; в скандинавских канделябрах и французских жирандолях также жгли разного рода жировые или маслянистые смеси. Свечи в традиционном понимании (в форме продолговатого цилиндра с фитилём в средине) начали производить лишь в XV веке, но жирандоли и прочие «осветительные приборы» существовали задолго до этого времени. Подтверждением сказанному может служить тот факт, что первое упоминание канделябра (нечто вроде инструкции по изготовлению меноры) содержится в Библии: на горе Синай Бог рассказывал Моисею о том, как должен выглядеть светильник, из чего его следует изготавливать и когда использовать. Дабы не порождать путаницу и не изобретать новых слов, предлагаем именовать все перечисленные предметы не какими-то там «подмасленниками», а привычно и просто – подсвечники.

Объяснение разницы

Итак, назначение перечисленных предметов понятно. Но почему они все называются по-разному, ведь речь идёт об одинаковой функции? Поясняем: во-первых, речь идёт о предметах из различных эпох и государств; во-вторых, жирандоль, канделябр, шандал и прочие подсвечники имеют внешние отличия. В-третьих, кое-что из перечисленного, а именно – меноры, имели ранее и имеют сейчас не только утилитарное, но еще и культовое значение.

Канделябр – в обывательском понимании это собирательное название любых свечных подставок. Если подойти к вопросу строже, то, в отличие от жирандолей, отводы канделябров направлены в одну плоскости, а не по кругу.

Жирандоль – это подсвечник для нескольких свечей, расположенных по окружности. Представьте себе вертикальную стойку-держатель, к которой прикреплены 3-9 отводов-подставок, укрепляемых по кругу. Как правило, такие жирандоли часто использовали в европейских странах во время трапез и карточных игр.

Менора – религиозный подсвечник иудеев, в котором семь отводов образуют ровную горизонтальную линию. Кстати, в православном христианстве также применяются семисвечники, но в этих подставках отводы образуют не ровную, а две нисходящих линии (напоминает перевёрнутую V).

Шандал – синоним канделябра, с той разницей, что в данном случае речь идёт о массивном (многосвечном) подсвечнике.

Торшер – разновидность канделябра, устанавливаемого на полу. Чаще всего такие подсвечники размещали стационарно, лишь изредка переставляя их с место на место.

Антикварные жирандоли и их сородичи

До массового распространения электричества подсвечники наряду с люстрами были чуть ли не единственными источниками света. Разумеется, эти «осветительные приборы» были всегда на виду и вызывали повышенное внимание; поэтому, стремясь продемонстрировать собственное благополучие и высокий достаток, владельцы домов усиленно заботились о внешнем виде жирандолей и канделябров.

Жирандоль, шандал, менора – что это?

Можно сказать, что в массовом сознании бытовало правило пропорциональности: чем богаче дом – тем красивее светильники, и наоборот. Доказательства налицо: до наших дней сохранились подсвечники, сложность орнамента и изготовления которых побуждает идентифицировать данные аксессуары как предметы художественно-прикладного искусства.

Несмотря на массовую распространённость в минувших веках, до наших дней сохранилось не так уж много антикварных жирандолей и канделябров, представляющих культурно-историческую ценность. Разумеется, подобные экземпляры всегда вызывают повышенный интерес антикваров. Если в вашем распоряжении оказался старинный подсвечник, позвоните нам: мы поможем вам с экспертной оценкой и, если пожелаете, с продажей антикварного изделия.

Таинственное мерцание и тепло живого огня всегда привносит в повседневную жизнь нотку торжественности и романтики. Именно поэтому изысканные антикварные подсвечники пользовались популярностью у ценителей красоты во все времена.

Если заглянуть в историю, то мы увидим великолепные подсвечники середины 19-го начала 20-го века, в изготовлении которых использовалась бронза, латунь, медь, мрамор и другие материалы. Старинные мастера придали этим предметам интерьера удивительную форму, фактурность и неповторимость. Отличаются подсвечники по стилю и технике исполнения. В дизайне этих предметов интерьера нашли свое отображение такие художественные стили как модерн, классицизм, барокко, довольно часто использовалась позолота или серебрение.

В наши дни канделябры и подсвечники   необоснованно забыты. Их полностью вытеснили электрические настольные лампы, торшеры как более надежные и безопасные предметы домашнего интерьера. Да и простой фонарик, куда более удобен в использовании, чем антикварный канделябр. Но на сегодняшний день нет более романтического предмета, чем старинный подсвечник, который с легкостью создаст сказочную и неповторимую атмосферу в свете зажженных свечей.

Детальная проработка и выверенная форма подчеркнет респектабельность и хороший вкус хозяев.

В нас представлены богато декорированные канделябры на несколько свечей, которые станут настоящим украшением праздничного стола, изящные подсвечники на одну свечу будут прекрасно смотреться на камине, величественный и роскошный напольный подсвечник дополнит интерьер гостиной или вашей спальни.

Антикварные подсвечники,представленные в нашем каталоге, являются доказательством того, что настоящее искусство неподвластно времени.

Старинные канделябры и подсвечники

У нас представлены великолепные подсвечники середины 19-го начала 20-го века, в изготовлении которых использовалась бронза, латунь, медь, мрамор и другие материалы. Старинные мастера придали этим предметам интерьера удивительную форму, фактурность и неповторимость. Отличаются подсвечники по стилю и технике исполнения. В дизайне этих предметов интерьера нашли свое отображение такие художественные стили как модерн, классицизм, барокко, довольно часто использовалась позолота или серебрение.

Богато декорированные канделябры на несколько свечей станут настоящим украшением праздничного стола, изящные подсвечники на одну свечу будут прекрасно смотреться на камине, величественный и роскошный напольный подсвечник дополнит интерьер гостиной или вашей спальни.

Антикварные подсвечники, представленные в нашем каталоге, являются доказательством того, что настоящее искусство неподвластно времени.

Музей Кижиновостипоискконтакты

→Определитель музейных предметов
→ Подсвечник

Подсвечник

Подсвечники: столовые, стенные, ручные.

Метки: типология

  • Столовые состояли из поддона, столпчика и трубки.
  • Ручные — из поддона с рукоятью и трубки.
  • Стенной подсвечник состоял обыкновенно из металлического листа или «доски резной формы», который привешивался к стене и к которому прикреплялось несколько перьев с шанданами.

Составитель: Шилов Н.И.
Дата создания: 25.05.2009, дата редактирования: 18.07.2012.

Подсвечник

Метки: освещение

Подсвечник — настольный осветительный прибор для восковой, сальной или стеариновой свечи. Формы и размеры подсвечника различны в зависимости от назначения. Небольшие низкие подсвечники с широким поддоном-блюдцем, с ручкой — служили как переносные. Высокие массивные подсвечники (большей частью парные) ставились на письменных и обеденных столах. Более лёгкие и меньшего размера — на туалетном столе. Для удобства очистки подсвечника его круглая верхняя часть в виде блюдечка с отверстием, куда вставлялась свеча, большей частью делалась съёмной. Эта часть и называется «профиткой».

Составитель: Шилов Н.И. 
Дата создания: 09.06.2009, дата редактирования: 18.07.2012.

новостипоискконтакты

© Музей-заповедник «Кижи»
Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.
Кижский погост входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Все материалы сайта не предназначены для лиц моложе 12 лет.
Допускается копирование и цитирование всех материалов, размещённых на сайте музея-заповедника «Кижи» (kizhi.karelia.ru), если цитируемое сопровождается точной активной ссылкой на оригинал и указанием всех правообладателей (в том числе музей-заповедник «Кижи»). При использовании любых материалов в печатных изданиях необходимо получить согласие от администрации музея на публикацию. По вопросам использования изображений необходимо ознакомиться с Положением о правилах использования изображений музейных предметов и музейных коллекций, а также зданий и памятников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *