Менора еврейская

МЕНОРА́ (מְנוֹרָה; буквально `светильник`), восходящее к Библии обозначение семиствольного светильника (семисвечника), одного из культовых атрибутов скинии, затем — Храма.

Изготовление меноры (как и всей священной утвари в скинии, а также ее устройство) было предписано Богом Моисею на горе Синай (Исх. 25:9). Согласно Библии (Исх. 25:31–40; 37:17–24), менора была выкована цельной из таланта (вероятно, около 30 кг) золота и состояла из центрального ствола с основанием (согласно Талмуду, Мен. 28б, — в виде ножек высотой в три ладони при общей высоте меноры в 18 ладоней, то есть около 1,5 м; Раши в комментарии к Исх. 25:31 утверждает, что ножек было три) и шести отходящих от ствола ветвей (по три справа и слева). Каждая из ветвей членилась двумя и завершалась третьим «бокальчиками» (гви‘им), состоявшими из скульптурных изображений завязи миндалевидного плода и цветка, а на стволе «бокальчики» помещались под тремя разветвлениями и наверху. Горелки были съемными, но неясно, служили ли ими верхние «бокальчики» или особые лампадки (нерот). В скинии менора помещалась в святилище перед южным краем завесы (парохет), скрывавшей от глаз Святая Святых (см. Храм. Архитектура Первого храма), симметрично столу предложения (шулхан ха-паним; Чис. 4:7), стоявшему перед северным краем завесы (Исх. 26:35; 40:24). Первосвященник зажигал менору в сумерки и очищал ее горелки утром (Исх. 30:7–8), она горела всю ночь (ср. Сам. 3:3), и в книге Исход (27:20; также Лев. 24:2–4) ее пламя названо нер тамид (буквально `постоянный светильник`).

Семисвечники обнаружены и при раскопках древних святилищ Сирии и Ханаана (главным образом — в слоях, относящихся к периодам средней и поздней бронзы, то есть к 18–15 вв. до н. э.; в лежащих выше слоях такие находки редки). Но это лишь глиняные светильники в форме мисочки с семью углублениями для фитилей, либо плошки с семью чашечками. Изредка эти светильники имеют ножки.

В Храме, построенном Соломоном (10 в. до н. э.), было десять нарядно отделанных золотых менорот — пять вдоль северной и пять вдоль южной стен зала (хехал; II Хр. 4:7, ср. I Ц. 7:49–50), а также серебряные (I Хр. 28:15), но Библия их описания не дает. Меноры упомянуты в составе храмовой утвари, захваченной вавилонянами при втором взятии Иерусалима (Иер. 52:19), но не значатся в перечне предметов из Храма, возвращенных в Иерусалим при Кире (Эз. 1:7–11). В II Ц. 4:10 светильник в доме простого горожанина также назван менора. Из этого можно заключить, что в тот период менорой назывался любой светильник, и лишь позднее (судя по всему — в конце эпохи Второго храма; см. Храм. Второй Иерусалимский храм) этому слову вернули специфический смысл как обозначения храмового семисвечника.

Золотая менора Второго храма была захвачена вместе с остальной храмовой утварью Антиохом IV Эпифаном в 169 г. до н. э. (I Макк. 1:21) и отправлена в Сирию. В 164–163 гг. до н. э. Иехуда Маккавей, очистив Храм, обновил всю его утварь (I Макк. 4:49–50). Источник не уточняет, из чего она изготовлялась, и мудрецы Талмуда, не знавшие, сколь богат был Иерусалим эллинистической эпохи, полагали, что первоначально новая утварь была железной, а «когда же они стали богаче — из золота» (Ав. Зар. 43б). Иосиф Флавий свидетельствовал, что новая менора была золотой (Древ. 12:318) и что три из ее семи лампад горели также и днем (там же, 3:199). Он же писал, что эта менора, захваченная римлянами при взятии Иерусалима Титом в 70 г. н. э., была отправлена вместе с другими трофеями в Рим, где император Веспасиан их поместил в построенный им храм Мира (Война, 7:158–162). Существует версия, что менора была из Рима перевезена во дворец византийских императоров и уничтожена в 1204 г. во время 4-го крестового похода.

Древнейшие изображения меноры имеются на очень малых по размеру монетах хасмонейского царя Антигона II (37 г. до н. э.), на фрагменте штукатурки (20×12,5 см), обнаруженном при раскопках в Иерусалиме так называемого Верхнего города времен Ирода I (37–4 гг. до н. э.), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало 1 в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Иерусалиме (30–31 гг. н. э.), на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона (70–130 гг. н. э.), и на рельефе арки Тита в Риме (после 70 г. н. э.). Изображения разнятся в деталях, однако все они четко фиксируют три основные части меноры — ствол, шесть ветвей и основание. Бронзовая менора (высота 12,5 см), украшавшая, видимо, ковчег для свитков Торы, была обнаружена при раскопках синагоги римско-византийского периода (3–6 вв.) в Эйн-Геди.

Начиная со 2 в. распространяется обычай, особенно в диаспоре, украшать изображениями меноры стены гробниц, саркофаги и т. п., а в Эрец-Исраэль — вводить их в декор синагог и в их оснащение. В противовес кресту как символу христианства менора становится символом иудаизма. Римские катакомбы (конец 2–4 вв.) изобилуют изображениями как креста, так и меноры. В некрополе Бет-Ше‘арима (2–4 вв.), где были захоронены также евреи из стран диаспоры, именно на их саркофагах имеются изображения меноры. Живя в христианском окружении, эти евреи, видимо, в большей мере ощущали потребность отмечать соответствующим символом свою религиозно-национальную принадлежность. Предполагают, что меноре придавалось также и мессианское значение и она символизировала веру в будущий приход Мессии. Мистическое значение приписывали меноре каббалисты (см. Каббала). Изображения меноры нередки, например, на стеклянных сосудах, печатках, камеях и т. п. Причем, как и в декоре синагог, на предметах, изготовленных в Эрец-Исраэль, по сторонам меноры обычно изображали шофар и совок, а на изготовленных в странах диаспоры — лулав и этрог. На относительно ранних изображениях ветви меноры завершают «бокальчики» (либо на одном уровне, либо образуя дуговую линию), на более поздних — ветви заканчиваются на одном уровне и их соединяет поперечная планка для установки лампад.

Наряду с семисвечником встречаются изображения меноры с четырьмя, шестью, девятью ветвями, что объясняется запретом Талмуда (например, РхШ. 24а) точно воспроизводить храмовую менору. Этот запрет, однако, не соблюдался строго. Порой форму девятиствольной меноры придают хануккие — светильнику для Ханукки.

В настоящее время менора (наряду с маген-Давидом) — наиболее распространенная национальная и религиозная еврейская эмблема. Она служит основным элементом герба Государства Израиль. Бронзовая декоративная менора работы английского скульптора Бенно Элкана, подаренная парламентом Великобритании, установлена в парке напротив Кнесета; она украшена литыми рельефами, изображающими сцены из еврейской истории. Изображение меноры является также частью настенной мозаики в здании Кнесета, выполненной М. Шагалом.

https://mitzvatemet.com Каталог еврейских захоронений. Генеалогические проекты.

Ханукия — специальный светильник, который зажигают в праздник Ханука. Зажигание свечей или лампадок с маслом в ханукие призвано выполнить заповедь «пирсума де-ниса» (арам.: «возвещение о чуде»). Само это слово появилось в иврите лишь в XIX в. благодаря возродителю языка иврит Элиэзеру Бен-Йегуде — точнее, его жене Хемде, впервые употребив его в одной из статей в газете «Цви», которую он издавал. До этого использовали на иврите слова «менорат ханука», на идиш — «хануке-ломп» — ханукальная лампа, светильник. Хотя, по правде сказать, сефардские евреи, выходцы из Португалии, живущие в тогдашней Палестине и на Балканах, давно использовали это слово, но в другом написании и с другим ударением, чем в современном иврите.

Специалисты по еврейскому искусству различают пять основных видов ханукальных светильников:

1) Восемь подсвечников из глины или стекла, наполненные маслом и расположенные отдельно друг от друга или объединенные; ханукия из камня с восемью углублениями для масла; восемь простых подсвечников, изготовленных из металла, дерева и т.п.

2) Высокие свечи — восемь отдельных подсвечников или факелов. Этот вид ханукальных светильников встречается очень редко, их не зажигают в жилище.

3) Светильник, напоминающий по форме храмовую менору. Восемь ветвей симметрично отходят от центральной ветви, установленной на ножке.

4) Светильник с задней стенкой. В большинстве случаев такие светильники изготовлены из ценных металлов (серебро, золото, латунь, бронза, медь) и красиво оформлены. Свечи обычно располагаются низко, и стенка, часто украшенная архитектурными элементами, возвышается над ними.

5) Ханукальный светильник с художественным обрамлением по обе стороны свечей. Расположенные в центре свечи окружены рамкой, состоящей из двух столбиков по бокам, объединенных сверху аркой, в которую вплетены изображения двух львов и руки коэна, протянутой для благословения. Вся конструкция увенчана короной.

Ханукия как особый вид светильника появилась не сразу — специальные ханукальные подсвечники начали изготовлять лишь начиная с Х века. В древности, в греко-римскую эпоху до конца эпохи танаим для нужд праздника использовали широко распространенные повсеместно в странах Средиземноморья грушевидные глиняные лампады с отверстием для фитиля и резервуаром для масла. Лампады, предназначавшиеся для Хануки, часто украшали орнаментом с еврейскими символами, изображением меноры или Храма.

Употреблявшееся в те времена выражение нер Ханука — в единственном числе — указывает на то, что эти лампады были одиночными, и каждый день добавлялась новая. Впоследствии у европейских евреев слово нер стало означать также и «свеча».

В талмудическую эпоху из таких одиночных лампад начали сооружать единый светильник, укрепляя лампады на вертикальных стойках.

В средние века повсеместно начали использовать ханукии из металла (в основном, бронза). В большинстве средневековых ханукий по-прежнему использовались масляные светильники; свечи в Хануку получили широкое распространение лишь с XVII ст.

Металл определил и новую форму ханукии: восемь стаканчиков для масла или, в редких случаях, подсвечников, расположенных в ряд, с помощью ковки или литья легко соединялись в один светильник. Служебный светильник, шамаш, также мог быть включен в этот комплекс, оставаясь при этом отдельным, особым элементом: техника обработки металла давала возможность помещать его в любом месте.

С распространением металлических ханукальных светильников появилась возможность, припаяв крючок, вешать ее на дверь. Крючок впоследствии приобрел орнаментальную форму, а затем, постепенно видоизменяясь, превратился в декорированную заднюю стенку ханукии в форме треугольника или квадрата. Металлическая стенка одновременно служила и отражателем, усиливая и умножая ханукальный свет. Ханукия с задней стенкой возникла в Испании, а затем распространились повсеместно по всем странам еврейской диаспоры.

Заднюю стенку украшали разными способами, в том числе и стилизируя окружающую архитектуру (моделями могли быть замки и церкви, соборы и ратуши, мечети и минареты).

Ханукальный светильник мог быть и подвесным. Так, например, у евреев Голландии, Испании и Германии были популярны звездообразные светильники (их называли юденштерн — от нем.: «еврейская звезда»), которые подвешивали к потолку и обычно зажигали в субботу и во время пасхального седера (такая напр., изображена в Сараевской Агаде). Раввины разрешали пользоваться звездообразными лампами и на Хануку.

Металлические светильники с прямой задней стенкой быстро завоевали еврейский мир, и искусство изготовления ханукальных светильников стало бурно развиваться.

Стали украшать переднюю часть светильников (в которой устанавливаются свечи); на задней стенке появились барельефы и чеканные украшения в виде известных еврейских символов: храмовая менора, звезда Давида, скрижали завета, львы, орел, херувим, корона и т.п. Иногда украшением ханукальных светильников служили гербы аристократических родов, не имеющих никакого отношения к евреям. Иногда заднюю стенку делали сквозной, но орнаментируя ее в растительные мотивы. Увеличив заднюю стенку, можно было украсить ее цитатами из Священного писания, например, «Ханука», «Свечи эти священны», а также благословениями. Сами подсвечники иногда были выполнены в виде кувшинов с маслом или в виде львов с открытой пастью, над которыми изображали колокола, орлов и т.п.

После ханукальных светильников с задней стенкой получили распространение светильники с боковым обрамлением. В таких светильниках свечи занимают центральное место и привлекают к себе главное внимание, которое утрачивалось ими в прежних светильниках. Свечи с обеих сторон окружены колоннами, соединенными сверху аркой, увенчанной короной. В некоторых светильниках с обеих сторон расположены изображения львов, а наверху — двух рук коэна, башен и стражников. В таком светильнике стенка не заслоняет свечи, а декоративное обрамление лишь подчеркивает и выделяет их свет.

Приблизительно с конца XVII в. в синагогах крупных еврейских общин Европы, в т.ч. и Восточной, возник заимствованный из Италии обычай устанавливать в синагогах напольные серебряные ханукии, напоминающие менору; это было связано с тем, что некоторые галахические авторитеты усматривали в зажигании ханукальных свечей воспроизведение храмовой службы с зажиганием меноры (однако в домах раввины запрещали использовать такие ханукии!). Располагали ее у южной стены — в соответствии с тем, как была расположена менора в Иерусалимском храме.

Напольная ханукия в Винницкой области, 1929–30 гг.

В напольных ханукиях от центрального ствола (на котором укреплен шамаш) отходят четыре ветви с каждой стороны; образцом для них, возможно, послужил барельеф на арке Тита с изображением храмовой меноры. Эти ханукии обычно украшались фигурами героев еврейской истории и еврейскими символами, выполненными в технике круглой скульптуры. В Польше синагогальные ханукии в форме меноры, украшенные завитками, стилистически были, очевидно, связаны с формой светильников в христианских церквях и так же изменялись с течением времени от пышных барочных форм XVII в. до легких, изящных светильников середины XIX в.

Львов, XVII век Ходоров, деревянная синагога

Самые красивые ханукии в Подолии и Галиции делали из филигранного серебра. Этот интересный тип ханукии получил распространение в Восточной Европе — он назван по имени основателя хасидизма Баал-Шем-Тов. Ханукия этого типа совмещала филигранный орнамент широкой задней стенки (он часто восходил к украинскому фольклорному искусству) с литыми фигурками диковинных птиц и животных. Филигрань — это похожий на кружево ажурный узор из тонких серебряных проволочек, требующий особого мастерства и терпения. Традиционные элементы еврейского орнамента сочетаются в этих вещах с богатством и отточенностью ювелирной техники. Все ажурные ханукии — с разными узорами, даже если их делал один мастер.

В конце XIX в. в Центральной Европе появились ханукии в виде набора из девяти отдельных подсвечников, сделанных в форме стульев. Они предназначались для детей, и их появление было связано, с одной стороны, с модой на кукольные дома, а с другой — с интересом к древней традиции: набор напоминал ранние ханукальные светильники греко-римского периода.

В Польше в XIX в. наибольшее распространение получил новый тип ханукии: в их оформлении использовались формы арон а-кодеш. Чешские же ханукии, большинство из Праги, имели свои характерные особенности: боковые панели-стойки с фигурами Моисея и Аарона в традиционных для пражских евреев головных уборах.

Часто можно увидеть ханукии с двумя шамашами — помимо Хануки их использовали и для зажигания субботних свечей.

Галиция, XIX век

В ханукиях еврейских общин восточных стран отчетливо заметны стилистические влияния исламского искусства. В этих ханукиях преобладает декоративное начало, орнаментальность; почти полностью отсутствуют изображения людей и животных (исключение составляют стилизованные фигурки птиц).

Образцы ханукий марроканских евреев

В Марокко XVI–XVIII вв. были распространены бронзовые литые ханукии с отдельно отлитыми стаканчиками для масла, а также керамические ханукии, покрытые глазурью.

В Иране, Ираке, Сирии, Йемене, евреи многие века продолжали пользоваться круглыми ханукиями из камня, глины или металла, формы которых сохранились еще со времен Вавилонского Талмуда.

Ханукии кочинских евреев копируют испанские образцы, но одновременно, начиная с XV–XVI вв., сефардские традиции начали смешиваться с местными, в результате чего возникла особая, предельно простая форма ханукии, состоявшая из массивной задней стенки и резервуаров для масла и построенная на четких, легко читающихся силуэтах.

Ханукии из Северной Африки и арабских стран

Светильник из Алжира повторяет линии мусульманских строений. В восточных общинах изделия нередко украшались традиционными мусульманскими символами — полумесяцем, звездами, изображением кисти руки (амулет «хамса»).

Ханукальные светильники других стран также несут в себе черты их архитектуры.

Современные ханукии, которые не копируют старые образцы, более похожи на произведения абстрактного искусства — здесь и символические образы, и акцент на духовном аспекте, игра с различными материалами. Многие современные ханукии представляют собой символическую скульптуру.

Самые большие коллекции ханукальных светильников находятся в Израильском музее, Еврейском музее в Нью-Йорке, музее Hebrew Union College, Еврейском музее в Праге. Также в Киеве, в собрании еврейского серебра Музея исторических драгоценностей Украины хранится 5 ханукальных ламп: четыре выполнены мастерами Польши второй половины XIX в., одна — мастерами Австро-Венгрии.

Форма ханукии испытала влияние всех стилей, которые знала европейская диаспора за многие века. Но какую бы ханукию вы не использовали — прадедушкину традиционную бронзовую или современную абстрактную стеклянно-каменную, помните, что посредством этого предмета вы исполняете заповедь и продолжаете цепь поколений.

Оригинал взят у:

Алексей С. Железнов

Автор Нафтоли Хайкин

Семисвечник — Менора — золотой храмовый семисвечный светильник, который использовался во время ритуальной службы в еврейском Храме (слово «менора» — на иврите «светильник»). Семисвечник состоял из центрального светильника и отходящих от него шести симметричных «ветвей»: три с одной стороны и три — с другой. Первая золотая Менора была создана во время странствий евреев по пустыне по слову Вс-вышнего (Шмот, 25:9). После еврейского завоевания Земли Израиля и, чуть позже, возведения Храма в Иерусалиме, семисвечник был помещен во внутренние покои Храма, перед входом в Святая Святых. Где находится оригинальная Менора сегодня — точно не известно, однако, согласно мидрашу, еще до разрушения Первого Храма Менора была скрыта в тайниках в Храмовой горе (см. ниже). На протяжении веков семисвечник-менора служил одним из главных еврейских символов. При создании государства Израиль именно изображение семисвечного светильника было помещено на герб страны.

История семисвечника — Меноры

Согласно книге Шмот (Исход), золотой Семисвечник, используемый для Храмовой службы — Менора — был создан во время строительства Переносного Храма — Мишкана (он же Скиния Завета). Это происходило на первый год странствий по пустыне. Менора стояла в Мишкане, и первосвященник-Аарон, каждый день перед наступлением темноты, зажигал лампады светильника. Утром же лампады очищались и подготавливались для следующего зажигания.

После прихода евреев в Землю Израиля, Менора стояла в Мишкане в Шило. Когда царь Соломон (Шломо) возвел Первый Иерусалимский Храм, Менора была помещена туда, вместе со всей священной утварью. Во Втором Храме также стоял семисвечник.

Как указывается в Книге Царей(Млахим I, 7:29), в Первом Храме — Храме царя Шломо — было еще девять менор из чистого золота.

В мидрашах рассказывается, что еще во времена царя Йеошияу — незадолго до разрушения Первого Храма — Менора была зарыта вместе с Ковчегом Завета в тайниках в недрах Храмовой горы. Некоторые считают, что Менора была возвращена в Храм вернувшимися из Вавилонского плена. Однако, по другой версии, во Втором Храме стояла уже другая Менора.

Тем не менее, и во втором Храме тоже стояла Менора-семисвечник. Стояла до тех пор, пока не была украдена греко-сирийцами после завоевания ими Иерусалима.

Когда Маккавеи (Хасмонеи) освободили и очистили Храм (см. историю праздника Ханука), они сделали новую Менору из железа, а лампады припаяли оловом. Впоследствии для Харма сделали серебряную, а затем — и золотую Менору.

В Мишне(трактат Хагига, 3:8) говорится о том, что во Втором Храме было две или три меноры.

После разрушения Второго Храма, Менора была доставлена в Рим и пронесена в триумфальном шествии, запечатленном на известной «Арке Тита» (интересно, что именно изображение на «Арке Тита» послужило прообразом для семисвечника, нарисованного для герба государства Израиль).

Вместе с другими трофеями храмовый семисвечник был помещен в Форуме Веспассиана (т.н. «Храме Мира»), возведенном в честь победы в Иудейской войне.

По прошествии веков все сосуды Храма, включая Менору, были утрачены.

Как выглядела Менора и как она была изготовлена?

Приведем описание Меноры из книги Шмот ( Шмот, 25:31-40).

Там указано, что Б-г велит пророку Моше (Моисею) сделать семисвечник: «И сделай светильник из чистого золота; чеканной работы будет сделан светильник, его (опорная) нога и его ствол; его венчики, его завязи и его цветы из него будут. И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной стороны и три ветви светильника с другой стороны».

Далее описываются уникальные элементы, которыми была украшена Менора: «…Три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; и три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок: так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на (самом) светильнике четыре венчика миндальных, его завязи и его цветы. И завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него; у шести ветвей, выходящих из светильника. Их завязи и их черенки из него будут; весь чеканной работы, цельный, чистого золота».

В следующих предложениях — указание о лампадах Меноры и вспомогательных инструментах для зажигания: «И сделай его лампад семь; и зажжет его лампады, и свет направит к его лицевой стороне. И его щипцы, и его лотки из чистого золота. Из таланта чистого золота должно сделать его со всеми этими принадлежностями. Смотри и сделай по их образцу, какой тебе показан на горе».

Таким образом, свет шести боковых лампад был направлен в сторону центра.

Раши объясняет, что указанная в Торе «чеканная работа» — это не изготовление отдельных частей, которые потом соединяют вместе. Светильник должен был быть изготовлен из одного слитка золота, который мастер чеканит молотком и режет специальным инструментом, отделяя ветви в одну и в другую сторону. Поскольку Моше видел в этом трудность, Вс-вышний приказал ему бросить в огонь талант (определенную меру) золота, и Менора возникла сама по себе.

Центральная лампада Меноры (согласно другим мнениям — крайняя лампада с южной стороны) чудесным образом горела постоянно. Поэтому она называлась «нер тамид» — «постоянный светильник» или «постоянная свеча». Пламя других лампад зажигали каждый вечер.

Запрет изготовления светильника, подобного Храмовой Меноре

Запрещено изготавливать светильник, подобный Меноре — с семью лампадами, даже если он делается из другого металла. Для синагог, например, изготавливают светильники с другим количеством лампад — большим или меньшим. Есть мнение, что из-за этого запрета в Хануку зажигают светильник с восьмью, а не семью свечами — Ханукию.

Символическое значение Меноры

Символический смысл Меноры чрезвычайно глубок. Приведем лишь некоторые из объяснений.

Менора в Храме напоминала о духовном свете, который исходил из Храма и освещал весь мир. Поэтому шесть боковых ветвей Меноры соответствовали шести «сторонам» мира: верху и низу, северу, югу, востоку и западу, а посередине — Земля Израиля — Эрец Исраэль.

Семь ветвей Меноры символизируют семь дней творения, а также соответствуют семи дням недели. Из описания Торы ясно, что основной ветвью является именно центральная — ствол, от которого отходят три пары ветвей. Так же и суббота — стоит как бы отдельно, обособленно, она — цель всего мироздания, а шесть предшествующих дней — будничный мир, не что иное, как средство достичь этой цели. Суббота олицетворяет будущий мир, мир вознаграждения и блаженства, которое достигается, когда душа приобщается к своему Б-жественному Источнику. А мир нынешний, предшествующий миру грядущему, — испытательный полигон и место человеческого труда, где «зарабатывается» уготованное человеку благо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *