Метлахская плитка

Метлахская плитка – это напольные элементы мозаичного типа, которые позволяют получить уникальный узор в любом (жилом или бытовом) помещении и дополнить визуальную органичность интерьера.
Свое название плитка получила по названию города, в котором в средние века было начато ее производство. Немецкий город Метлах получил известность в странах Европы благодаря красоте и уникальным физико-химическим свойствам плитки из обожженной глины, пришедшейся по душе многим влиятельным особам того времени, приобретавшим ее для отделки интерьера своих дворцов.
И по сей день керамическая плитка небольшого размера, обжигаемая при температуре 1200 градусов, находит своих покупателей, предпочитающих ее другим отделочным материалам.

Чем же так хороша эта плитка и почему она до сих пор пользуется популярностью при выборе материала для внутренней и наружной отделки?

Плюсы метлахской плитки

К основным преимуществам этого красивого отделочного материала можно отнести:

  • Экологичность. Состав метлахской плитки – это 100% природные материалы. В производстве не используются даже красители.
  • Невосприимчивость к воде. Этот материал устойчив к влаге – поглощение не более 4%;
  • прочность.
  • Высокая механическая прочность. Метлахская плитка выдерживает удар кувалдой.
  • Повышенная морозоустойчивость.
  • Прекрасная устойчивость к перепадам температур и воздействию химических веществ.
  • Универсальность. Использование покрытия актуально в рамках любого интерьера.
  • Крайняя неприхотливость в уходе. Мыть плитку можно практически чем угодно, не беспокоясь за ее состояние. Как упоминалось выше, она устойчива к любой современной химии.

Характеристики плитки

Универсальность данного материала обусловлена богатым выбором цветов, рисунков и форм. Поверхность может быть:

  • гладкая;
  • матовая;
  • тисненая со вдавленными рисунками;
  • рифленая.

Где применяется метлах?

Керамическими плитками, произведенными в городе Метлах, раньше отделывались полы в помещениях и открытые площадки — узнаваемый рисунок можно было увидеть и в холлах административных зданий, и на перронах железнодорожных вокзалов, и в парадных домов городской знати, и в качестве покрытия дорожек в парках.
Размеры керамических пластин колеблются от 3,5 до 15 см. Из форм доступны:

  • треугольники;
  • прямоугольники;
  • квадраты;
  • шестиугольники и восьмиугольники;
  • кресты разного исполнения.

Небольшие размеры — одно из узнаваемых отличий этого материала.

Подготовка к укладке метлахской плитки

В сравнении с кафелем (среднего либо большого размера) укладка метлахской плитки несколько сложнее. Тому есть две причины. Первая – более мелкие элементы. Вторая – необходимость следить за правильностью узора. Однако следующие 4 совета помогут не допустить ошибок на этапе подготовки:

  1. Проведите первоначальную раскладку (без нанесения клея). Это позволит оценить соответствие мозаики выбранному из каталога узору или создать свой узор. Примечание: после раскладки не убирайте все элементы. Гораздо удобнее поступать так — сняли пару-тройку плиток, нанесли клей, прижали, проверили горизонтальность, перешли к следующим. И так до конца укладки.
  2. Убедитесь, что основание идеально ровное. Перед раскладкой следует тщательно выровнять основание, удалить все, что может помешать укладке и вымести весь мусор.
  3. Сделайте предварительную разметку. Без нее неровности в рисунке мозаики неминуемы. Удобно использовать для этого лазерный построитель плоскостей.
  4. Зачищенное основание покройте грунтовкой для улучшения адгезии клеящего состава.

Особенности укладки метлахской плитки

  1. Специалисты рекомендуют укладывать плитку, начиная с центра помещения, постепенно двигаясь к стенам.
  2. Чтобы не ошибиться при укладке, предварительно делают разметку помещения — проводят перпендикулярные линии — центр помещения по длине и центр по ширине.
  3. При укладке используйте зубчатый шпатель (5-8 мм) для нанесения клея, стараясь чтобы слой был равномерным. Не наносите клей на большие участки, чтобы избежать его обветривания и снижения адгезии. Участки, на который наносят клей, не должны быть более 1-1,5 кв.м.
  4. Клеящий раствор наносят не на плитку, а на пол.
  5. Выравнивайте плитки, используя широкую дощечку и аккуратно распределяя количество клея. Избегайте слишком сильного надавливания. Для контроля используйте уровень.
  6. Швы, располагающиеся между плитками, а также и их лицевую поверхность вытирайте от излишков клея сразу – потом их удалить будет проблематично.

В затирке метлахской плитки нет особенных сложностей – она производится классическим способом. Для этой плитки наиболее подходит непигментированная затирка следующих цветов: белый, серый и оранжевый.

Ниже вы можете посмотреть видео, как укладывать метлахскую плитку:

Этот отделочный материал применяется для отделки полов в помещениях любого предназначения. Своими качественными характеристиками метлахский плиточный материал напоминает керамогранит, хотя его производство по сей день основано на средневековых технологиях. Формат плитки мелкий, палитра и формы настольно разнообразны, что из такого материала можно создавать на полу замысловатые орнаменты.

Особенности производства

Родина этого материала для отделочных работ – Германия. Плитка отличается прочностью и устойчивостью к повреждениям. Благодаря яркости ее оттенков, материал используют при оформлении объектов в различных стилях:

Метлахская плитка российского производства изготавливается способом спекания разноцветного керамического сырья под воздействием высоких температурных режимов.

Метлахская плитка – что это?

Поверхность облицовочного материала исполнена в разных вариантах. Она бывает гладковатой, слегка рифленой либо с вдавленным узором. Цветовые гаммы однотонные, зернистого вида или узорчатые. Размер одного элемента колеблется в пределах от трех с половиной до двадцати сантиметров, количество углов может составлять от трех до восьми. К привычным треугольным, квадратным и восьмиугольным формам сегодня добавилась крестообразная.
К основным свойствам плитки можно отнести:

  • высокий уровень прочности. Плиточный материал считается наиболее твердым среди всех аналогов;
  • в производстве применяются природные материалы;
  • плитка обладает четырехпроцентным показателем устойчивости к влажной среде;
  • материал не боится отрицательных температур и воздействия химсоставов:

Плитка для отделки пола прокрашивается полностью. Это позволяет во время эксплуатации сохранять первоначальный цвет даже в ходе истирания поверхности. Второе достоинство – плитка не боится ударов и может выдержать значительные воздействия механического характера. По ней даже может проехать машина, не оставляя следов. Случайно образованные трещинки можно скрыть при помощи простой затирки. Каждая плиточная деталь хорошо вымеряется, что позволяет создавать на поверхности пола орнаменты любой сложности.

Область применения

Эта плитка подходит не каждому. Считаясь довольно смелым декоративным элементом, позволяющим достичь самого неожиданного эффекта, плитка метлахская подойдет больше всего обладателям зрелого вкуса или тем, кто подобные решения отделки мог видеть лично:

Применение метлахской плитки возможно везде, где есть желание наблюдать определенные геометрические формы. Это могут быть современные интерьерные решения с графикой, европейская классика:

С такой плиткой отлично получается оформить интерьер в восточном стиле. Даже если есть необходимость отделать помещение в минималистичном стиле – используйте плитку серого цвета. В результате вы получите красоту и деликатность поверхности:

На сегодняшний день этот плиточный материал представляет собой декоративный акцент, не вызывающий напряжения. С его помощью можно не только выделить помещение, но и отвлечь взгляд от поверхности пола к стенам, используя приемы фриза или плинтуса из метлахского материала:

Цена плитки и стоимость работ по ее укладке

Квадратный метр такого материала вам обойдется не дороже трехсот рублей. А вот импортный аналог стоит до семнадцати евро.
Принимая во внимание огромное количество композиций, разных по количеству плиточных элементов и уровню сложности, трудно определить стоимость работ, связанных с укладкой такого материала. Уверенно можно сказать одно – удовольствие не самое дешевое. Рассчитывают стоимость под каждый отдельно взятый проект. Есть второй вариант оплаты – за каждый день работы специалиста. Как правило, такая цифра составляет около пяти тысяч рублей.

Но если есть необходимость в экономии денежных средств, то укладку плитки метлахской вполне можно выполнить самостоятельно. Необходимо только предварительно выкладывать ее на поверхности, создавая задуманный орнамент.

Приобретая плиточный материал для отделки поверхности пола или стены, потребитель однозначно оказывается перед выбором, так как современность предложений способна поразить многообразностью фактур и цветовых оттенков. По этой причине рекомендуем не спешить с выбором, присмотреться к помещениям, где такая плитка уже эксплуатируется, чтобы найти свое решение.

Вестибюль дома №26 на Загородном проспекте:

В отделке зданий Петербурга достаточно часто использовалась декоративная облицовочная плитка — метлахская. Её часто можно увидеть в парадных и на лестничных площадках, на фасадах зданий и в интерьерах.
Метлахской плиткой в России исторически принято называть мелкоформатные керамические плитки разнообразных форм, произведенные из фарфоровых масс различных цветов. За счет высокотемпературного обжига ~1200С достигается плотное спекание вещества. Получающиеся плитки, обладают высокими эксплуатационными свойствами (морозостойкостью, твердостью, кислотостойкостью и т.п.), что допускает использование метлахской плитки, как в жилых, так и в общественных помещениях, а так же на улице.
Производство плитки носило серийный характер, поэтому нередко плитку одного и того же рисунка можно встретить в различных домах при этом в разных сочетаниях.
Соберём здесь небольшую коллекцию.
Но для начала немного истории:
«Фирма Villeroy & Boch — один из крупнейших европейских производителей керамики — была основана 1 января 1841 года членами двух семей — Виллеруа и Бох, которые, породнившись, создали товарищество на вере с правлением в Меттлахе.
1852 году построен цех по производству напольной облицовочной плитки с низким процентом износа. Метлахская плитка очень быстро приобрела известность и стала пользоваться большим спросом, что привело к открытию в Меттлахе специального завода по ее изготовлению. Да и само выражение — «метлахская плитка» (mettlach platten) скоро стало нарицательным и распространилось на всю плитку подобного типа.
Количество заводов, принадлежащих фирме «Виллеруа и Бох» с каждым годом растет. В 1853 году открывается фабрика каменной посуды в Дрездене, в 1869 году — мозаичная фабрика в Меттлахе, а в 1879-м — приобретается фабрика в Мерциге (основана в 1856 году фирмой «Фелленберг и К°»), на которой изготовляются плитка и терракота. В 1883 году к ним добавляется завод каменной утвари в Шрамберге (Вюртемберг, основан в 1820 году «Ухтриц и Файст»), где налаживается выпуск декоративной майолики. Также стремительно расширяется и ассортимент изделий.
С 1882 года осваивается производство предметов для умывания, а с 1899-го — сантехники из огнеупорной глины и плитка для бассейнов. К концу XIX века заводы фирмы изготовляют почти все виды керамических изделий. На производствах к 1899 году занято шесть тысяч человек, к 1904 — их уже 6500.
Известность фирмы поддерживается постоянным участием в различных выставках, среди которых можно отметить Международную керамическую выставку в Петербурге (1901), выставку керамики при Северо-Богемском ремесленном музее в Рейхенберге (1902–1903), выставку изделий «Виллеруа и Бох» в Дрезденском королевском художественно-ремесленном музее (1903) и другие.
С Россией фирма «Виллеруа и Бох» тесно связана со второй половины XIX века. С этого времени и до начала Первой мировой войны изделия компании во всем своем разнообразии пользуются постоянным спросом благодаря удачному сочетанию качества и цены. Продукция фирмы была высоко оценена членами Императорского дома, давшего «Виллеруа и Бох» звание поставщика императорского двора.
Однако основной продукцией, поставлявшейся фирмой «Виллеруа и Бох» в Россию, была различная метлахская плитка — квадратная, прямоугольная, шестигранная, с рисунком или однотонная, имитирующая мозаику. Все разнообразие плитки довольно хорошо представлено в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб).
Спросу на нее в немалой степени способствовал строительный бум, пришедшийся на конец XIX–начало XX веков. Особенно активное строительство развернулось в Санкт-Петербурге, где в начале XX века был открыт специализированный магазин на Невском проспекте под вывеской «Метлахская плитка. Виллеруа и Бохъ». Среди зданий Петербурга, в решении которых была использована их метлахская плитка, могут быть названы, например, доходный дом на Большом проспекте П.С., 43 (1901–1902, арх. Д.А. Крыжановский) или здание Ортопедического клинического института (Александровский парк, 5; 1902–1906, арх. Р.Ф. Мельцер).
В последней постройке плитками выложены не только полы, но и нижняя часть стен в некоторых помещениях. Облицовочные работы производились фирмой «Кос и Дюрр».
В меньшем объеме применялась метлахская плитка и в других регионах страны. Так ее можно найти в ряде зданий Москвы, интерьерах Пушкинского театра во Владивостоке (ул. Пушкинская, 27; 1908, архитектор П. Вагнер) и т.д. Любопытные плитки фирмы «Виллеруа и Бох» были применены в отделке одной из построек конца XIX века в комплексе двора Батова в Пскове. Клеймо на них выполнено на русском языке и содержит надпись: «Виллеруа и Бохъ метлахъ представители Косъ и Дюрръ С.-Петербург».
Особо нужно отметить работы «Виллеруа и Бох» для церкви Св. Марии Магдалины в Дармштадте (архитектор Л.Н. Бенуа; 1897–1899, отделка закончена в 1903-м). Храм, для которого фирма выполнила специальные плитки в форме луковицы для отделки фасадов и башен куполов, возводился на средства Николая II и его супруги, императрицы Александры Федоровны, т.е. участие в подобном проекте было как большой ответственностью, так и свидетельством доверия.
Плитка «Виллеруа и Бох» применялась не только при отделке вновь построенных зданий, но и при ремонте старых. Так, именно она была использована для облицовки полов в здании Российской Национальной библиотеки (Невский пр., 37), построенном в 1796–1801 годах Е.Т. Соколовым и впоследствии неоднократно расширявшемся и перестраивавшемся.
В конце 1950-х годов начинается новый виток в истории фирмы. В 1959 году на заводе в Сепфонтене положено начало производству нового стекловидного фарфора. В 1976 году «Виллеруа и Бох» приобретают фабрику Heinrich, а в 1982 году производится реконструкция заводов фирмы. Тогда же намечаются и три основных направления в производстве — облицовочная плитка, сантехнические изделия и предметы для сервировки стола из керамики и хрусталя. В 1987 году компания преобразована в акционерное общество и начинает сотрудничество с известным дизайнером Паломой Пикассо, разработавшей, в частности, декор для плиток. С конца прошлого века и по сей день компания на высоте и наращивает производство, скупая заводы и фабрики, создавая совместные предприятия и осваивая новые рынки сбыта своей продукции.» ( Полный текст )
По вышеперечисленным адресам фотоматериалов пока нет.
Но вот что удалось найти во время прогулок по улицам Петербурга:
вероятно, некоторые из этих плиток созданы фирмой Villeroy & Boch
Покрытие пола в тамбуре дома №32 на Большом пр. П.С.

Этот же узор использован и в павильоне Ботанического сада, но уже в другом сочетании:
Ещё один тамбур и вестибюль — дом №20/5 Большой пр. П.С.:
Большой пр. П.С. дом 18/а. Сейчас в нём находится Институт психоанализа.
Здесь многоцветная плитка использована перед входами, в тамбурах и вестибюлях:
правый вход
левый вход
на плитке входа надпись «М.А.ДОЛГОПОЛОВЪ С.ПЕТЕРБУРГЪ ЗАВОДЫ АКЦ.ОБЩ. ДЗЕВУЛЬСКIЙ и ЛЯНГЕ ВАРШАВА-ОПОЧНО»
фрагмент исполения покрытия вестибюля:
орнамент крупнее
Дом №10 Большой пр. П.С.
Тамбур
Оформление вестибюля
Плитка с негеометрическим флоральным орнаментом на входе дома №19 по Большому пр. П.С.
Ещё один пример регулярного орнамента в сочетании с мозаичной текстурой:
Площадка перед входом в дом №63 по Большому пр. Петроградской стороны:
Дом №69 Большой пр. ПС — перед входом:
А эта плитка уже в тамбуре того же дома:
Вернёмся в Ботанический сад —
различные варианты плитки в павильоне:
Этот же плющ «обвивает» фасад дома на улице Блохина:
Дом № Большой пр.ПС, тамбур:
Кирочная ул., 24. Доходный дом Юлиана Борисовича Бака. 1904-1905, арх. Б. И. Гиршович.
Кирочная ул.,дом №49:
Плитка в интерьере квартиры дома на Таврической улице:
Васильевский остров
14 линия дом №63, площадка перед входом:
дом на 22 линии —
тамбур и лестничная площадка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *