Микрофон для записи голоса

Всем привет, мои дорогие друзья!
Я снова, наконец, добралась до публикации новой статьи. В последнее время я завертелась с ремонтом, переездом и прочей жизненной кутерьмой, поэтому довольно сложно найти время для новых публикаций. Но ничего – прорвёмся! Изменения-то в любом случае в лучшую сторону. 😉

Вообще, мысль о написании статьи по небольшому обзору микрофонов для записи голоса на компьютер в домашних условиях, например, для озвучивания видеороликов, да, собственно, и для других каких-то нужд (вам-то оно видней), у меня в голове созрела уже довольно давно. И сейчас я, наконец-то, смогла ее реализовать.

Очень надеюсь, что данная моя статья окажется для вас полезной, ведь сами понимаете, что тратить свое драгоценное время и бить понапрасну пальцы о клавиатуру ноутбука мне не хочется. Хотя чутье мое подсказывает мне, что всё я делаю правильно.

В свое время, когда я выбирала для себя действительно качественный микрофон (тут прям жирным выделяю) для записи своего голоса под озвучивание собственных (да и не только) видеороликов, я была бы очень даже рада прочесть такую статью.

Итак, моя маленькая предыстория:

В силу специфики моей творческой деятельности в какой-то момент повесила я на себя помимо всего прочего еще и создание видеороликов (для местных конкурсов и различного рода мероприятий). Помните афоризм «Хочешь сделать хорошо – делай сам»? Так вот эта тема про меня. Ни в коем случае не назову эту позицию правильной во всех отношениях, но иногда мне так действительно проще. Ну а для создания хороших видеороликов нужна была качественная голосовая озвучка.

Как вы сами понимаете, к ребятам на местные звукозаписывающие студии особо не накатаешься, да и понятно, что все это стоит денег. Хотя пару раз меня хорошие ребята выручали. Спасибо им.

Так вот, стала я тут задумываться о том, как бы это мне самой без посторонней помощи реализовать озвучку под ролики. Текст есть, голос тоже, а вот с технической реализацией задуманного вышел затык. Точнее вопрос стал именно за оборудованием.

И знаете, что я делала поначалу? Расскажу…

Итак, моя попытка номер раз:

Поначалу я, конечно, купила себе компьютерный микрофон. Не помню даже его точное название. Но такой… знаете… на «гусиной шее». По-моему, фирмы «Sven». Довооольно бюджетный вариант (но это было самое дорогое предложение в магазине компьютерных комплектующих на тот момент).

Примерно такой:

Я его подключила к ноутбуку, сделала тестовую запись и поняла, что по качеству такая запись далека от того, что я представляла.

В общем, отключила, смотала и отложила этот микрофон куда-то в сторонку.

Далее, естественно, у меня была попытка номер два.

Знаете, есть у меня за плечами небольшой опыт тамадения (тамада на праздниках, чтобы вам было понятнее). И вот от «той жизни» остался у меня комплект аппаратуры, в состав которой входил и микшерный пульт.

Так вот, что я делала: на выходных (не потащу же я все это на работу), на кухне (т.к. к большому моему сожалению рабочего кабинета дома у меня пока нет) я разводила звукозапись.

Доставала микшерный пульт, микрофонную стойку, шнуровой микрофон (благо, достать его для меня не составляло проблемы), ноутбук. Все это между собой подключала, запускала на ноуте специальную программу и записывала свой голос.

Вот так выглядела моя, так сказать, первая студия звукозаписи:

И вот теперь только представьте: чтобы записать текст всего на одну-две минуты, мне приходилось разворачивать целое «представление с фанфарами». В общем, больше времени занимает подготовка к записи, чем она сама.

Короче, поняла я, что это тоже не вариант…

Ну а теперь попытка третья – удачная!

Как это было:

После двух предыдущих не очень удачных попыток я пришла к выводу, что мой микрофон для записи голоса на компьютер должен:

  • Быть портативным (чтобы при необходимости я могла его взять с собой и подключить в любом месте к любому компьютеру)
  • Обеспечивать очень качественную запись голоса (кстати, будь то речь или же вокал)
  • И самое главное, не требовать никаких дополнительных преобразователей (звуковых карт, микшерных пультов и т.д.).

Ну что я вам хочу сказать, друзья. Перелопатив кучу информации в сети, пересмотрев мильён и маленькую тележку видеообзоров, я пришла к выводу, что мне нужен USB-микрофон.

Ведь микрофоны с usb-входом как раз и не требуют дополнительных преобразователей. Некоторые из них даже не нуждаются в установке драйверов под них на компьютер. То есть работать с ними проще простого: достал, подключил к компьютеру и пишись.

Ну согласитесь же, что это просто сказка?

Что же касается качества, то тут я скажу следующее: выбирала я, ребят, выбирала и выбрала-таки семь действительно качественных, но не так уж сильно бьющих по бюджету usb-микрофонов для записи голоса на компьютер в домашних условиях.

Практически все эти микрофоны конденсаторные (хотя, если вам это ни о чем не говорит, то и не заморачивайтесь особо).

И да, в основной своей массе эти usb-микрофоны позволят вам не только сделать качественную запись речи, но и записать вокал в домашних условиях.

Да, и еще вы должны понимать, что качественные микрофоны по стоимости не могут быть копеечными. Стоят они по-разному, здесь же я сделала выборку микрофонов качественных, но приемлемых по цене (вам останется только выбрать подходящий вам вариант).

В обзорах ниже мы их будем рассматривать как раз исходя из их стоимости: т.е. идем от тех, что подороже, к тем, что подешевле. Цены указывать не буду, т.к. в разных странах и регионах они будут отличаться.

Ох, давайте же уже скорее перейдем к знакомству с нашими друзьями и помощниками!

  1. Содержание

    Первым представляю вашему вниманию микрофон Blue Yeti Pro

Blue Yeti Pro — конденсаторный usb-микрофон, который имеет:

— 4 переключаемые диаграммы направленности (кардиоида, всенаправленный, стерео и двунаправленный);
— выход на наушники для прямого мониторинга, а также возможность регулировать уровень громкости;
— кнопку мьютирования звука;
— также его особенность в том, что помимо usb-выхода он имеет стерео выход XLR для прямой аналоговой записи;
— сам микрофон расположен на довольно интересной и функциональной подставке, которая позволяет расположить микрофон под нужным углом.

Blue Yeti Pro прекрасно работает как с платформой PC, так и с Mac.

Предлагаю вашему вниманию небольшой англоязычный видеообзор на этот микрофон:

Вывод: Ну что можно сказать. Микрофон очень хороший, интересный по дизайну, очень функциональный, обеспечивает очень хорошее качество записи, но и весьма недешевый. Как по мне, так только лишь для записи речи этот микрофон дороговат, да и функциональность такая не нужна. Поэтому стоит ли переплачивать?

  1. Микрофон AKG PERCEPTION 120 USB

«AKG Perception 120 USB — конденсаторный кардиоидный вокальный микрофон. AKG Perception 120 USB – первый микрофон компании, который способен обеспечить звучание студийного качества без установки дополнительного оборудования и драйверов. AKG Perception 120 USB позволяет легко и быстро записывать подкасты, закадровые тексты и делать репетиционные записи.

Конденсаторный капсюль 2/3″ AKG Perception 120 USB с легкой мембраной обеспечивает хорошую детализацию, конструкция также включает поп-фильтр, отключаемый обрезной НЧ-фильтр и аттенюатор. Встроенный аналого-цифровой преобразователь с частотой дискретизации 24 бит (128-кратная передискретизация) позволяет получить высокое качество звучания при низком уровне шума. AKG Perception 120 USB совместим с операционными системами Windows XP, Windows Vista и Mac OS X, а также с Windows 7″

Небольшой видеообзор вашему вниманию:

Вывод: хороший, стильный, функциональный микрофон. Ну а стоимость оценивайте сами, исходя из размеров Вашего кошелька.

  1. RODE Podcaster USB

«Динамический микрофон вещательного качества, в комплекте USB кабель 3m и крепление на стойку. Выход для наушников на корпусе микрофона обеспечивает нулевую задержку мониторинга, так что пользователь может слышать именно то, что идет запись, без задержки или эхо. Также в комплект входит поп-фильтр, который устанавливается, чтобы свести к минимуму взрывные звуки, которые может перегрузить капсулу микрофона и искажать аудио выход»

Видеообзор Вашему вниманию:

Вывод: микрофон качественный и стоящий, но есть один нюанс – он предназначен только для записи речи, под вокал не пойдет.

  1. RODE NT-USB

«Универсальный студийный USB микрофон. Идеально подходит для записи пения и музыкальных представлений в дополнение к голосовым приложениям, таким как подкастинг и голос за кадром. NT1USB полностью совместим со всеми основными приложениями для записи в Windows и Mac Os. Также в комплекте поставляется премиум поп-фильтр, который крепится на основании микрофона»

Видео:

Вывод: RODE NT-USB — хороший микрофон, передает приятное мягкое звучание в голосе, звук пишет очень качественно. Далее решать вам. Мне он очень понравился и я даже, признаться, долго решалась на выбор между ним и еще одним вариантом.

  1. Микрофон Audio-Technica AT2020USB+

«Созданная для компьютерной звукозаписи, новая серия конденсаторных кардиоидных микрофонов АТ2020USB идеальна для цифровой записи любых акустических источников звука с использованием вашего любимого компьютерного обеспечения. Оборудованный цифровым USB выходом, АТ2020USB обладает разборчивостью и артикуляцией звука студийного качества для домашней студии, записи на открытой местности, в радиовещании»

Видео:

Вывод: микрофон хорошего качества, по многим отзывам отлично показал себя в записи речи и не только. Думаю, к нему стоит присмотреться. 😉

  1. Микрофон SAMSON C01U PRO

«C01U Pro — студийный конденсаторный usb-микрофон c выходом для наушников для мониторинга с нулевой задержкой. 01U Pro предоставляет натуральную теплоту и детализированность каждому вокальному и инструментальному исполнению.
C01U Pro идеальное решение для музыкантов, продюсеров, дикторов, а также прекрасно подходит для записи аудио для YouTube видео, озвучки и подкастинга. Большая 19 мм диафрагма захватывает все нюансы голоса, делая микрофон идеальным для хип-хоп/рэп артистов, авторов-исполнителей и для диалога при видео редактировании. Микрофонные элементы установлены в прочный металлический корпус с противоударной подвеской для минимизирования нежелательных шумов и вибрации.
Кроме того, продолжая свою давнюю традицию, Samson и в этот микрофон вставил удобное для пользователя подключение plug-and-play (не нужно устанавливать драйвера) и работает с Мас, РС и iPad. Можно установить к нему дополнительные драйвера»

Видео будем смотреть?

Вывод: эх, ребята, люблю я фирму Samson за отличные по качеству микрофоны при достаточно доступной цене. Уступают ли они остальным, представленным здесь, микрофонам по качеству? Если и да, то для наших целей незначительно. Короче, стоящий микрофон, присмотритесь.

  1. Ну и завершаем мы наш небольшой обзор микрофоном SAMSON METEOR USB

Интересный микрофон, оформленный в стиле ретро, от той же фирмы Samson. Этот микрофон со складными ножками, который из-за внешней схожести получил название Meteor.

Ну, понятное дело, что он имеет usb-выход, также имеет выход на наушники для прямого мониторинга звука, возможность регулировки громкости в наушниках.

Оснащен кнопкой мьютирования звука. Есть также резьба, обеспечивающая крепление микрофона к любой микрофонной стойке.

Глянем обзор?

Вывод: необычный и интересный по дизайну, приятный в работе, не требует никаких дополнительных драйверов, звук пишет чистенько. Короче, отличный микрофон за свои деньги (мы же с вами не забываем о соотношении цена-качество, верно?).

Знаете, если честно, то признаюсь, что я долго выбирала между двумя микрофонами: RODE NT-USB и SAMSON METEOR USB. В Rode мне очень понравилась мягкость звучания, в Samson Meteor – цена.

Интересно, а как вы думаете, что я выбрала?..

Хотя, а давайте я расскажу вам об этом в следующей статье. Подробно и с картинками. А также расскажу, где я его купила дешевле.

Ну а на сегодня у меня всё. Не теряйте увлечений и творите в удовольствие!

PS: Надеюсь, что моя статья будет вам полезной в выборе действительно качественного микрофона для записи голоса на компьютер в домашних условиях.

Ну всё. Пока-пока!

Всегда ваша Vиктория Sенокосова
creative—look.ru

Когда дело касается микрофонов, первый вопрос, который возникает у каждого новичка:

Какой микрофон лучше для записи вокала?

По правде говоря…

В списке САМЫХ «лучших” вокальных микрофонов не будет НИЧЕГО дешевле 3000 $. Для домашней студии это неподъёмно.

Но есть и хорошие новости…

Есть много хороших вариантов за гораздо меньшие деньги.

В сегодняшнем посте — мой список 7 отличных вокальных микрофонов до 700 $.

Первый микрофон — это…

Shure SM58

На протяжении долгого времени Shure SM58 остаётся самым популярным вокальным микрофоном в мире.

Посмотрите фотографии с концертов ваших любимых певцов: в 90% случаев у них в руках будет SM58.

Потому что… сопротивление к «заводке”, жёсткий корпус и эргономичный капсюль делают его отличным микрофоном для живых выступлений.

Это так же хорошо работает и в студии…

Вы бы никогда не подумали, что профессиональные студии с неограниченным бюджетом будут использовать микрофон за 100 $ для записи вокала. Но они это делают.

Поэтому этот микрофон Shure — очевидный выбор для ЛЮБОЙ новой студии.

  • Посмотреть текущую цену — (Amazon/Музторг)

Динамические микрофоны вроде SM58 хороши для определённых жанров музыки. Но обычно для вокала используются конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой…

Поэтому следующий микрофон в списке…

Rode NT1A

Когда речь заходит о вокальных микрофонах средней ценовой категории, микрофоны Rode — самые лучшие.

Поэтому Rode NT1A — первый из двух конденсаторных микрофонов в списке.

В категории «лучшие дешёвые вокальные микрофоны” это — очевидный фаворит.

Сочетание цены, качества звука и репутации в целом делают этот микрофон очевидным выбором в качестве первого вокального.

В домашних студиях по всему миру нет ничего популярнее.

  • Посмотреть текущую цену — (Amazon)

Мы рассмотрели лидеров среди динамических и конденсаторных микрофонов. Теперь — 2 альтернативы каждому.

Первое, динамические микрофоны…

Shure SM7B

В мире динамических микрофонов…

Shure SM7B — один из немногих, СПЕЦИАЛЬНО разработанных для записи вокала.

2 его основных задачи:

  1. Радиотрансляции
  2. КРИЧАЩИЙ рок-вокал

Особенно рок-вокал — для него этот микрофон эталонный.

На самом деле, первая версия этого микрофона, SM7, использовалась почти всеми рок-звёздами с момента выхода в 1976 году.

Самый известный пример — легендарный альбом Майкла Джексона Thriller.

  • Посмотреть текущую цену — (Amazon/Музторг)

Следующий динамический микрофон, вероятно, ещё более знаменит…

Sennheiser MD421

Хоть его и не принято считать «вокальным микрофоном”…

Sennheiser MD421 широко известен как лучший динамический микрофон в мире.

Он отлично подходит для вокала, да. Но кроме этого…

Он работает с электрогитарой, барабанами, басовыми инструментами, перкуссией и вообще со всем, что вы можете себе представить.

Поэтому если вам нужна многофункциональность, я советую этот микрофон.

  • Посмотреть текущую цену — (Amazon/Музторг)

Теперь — к конденсаторным микрофонам…

Rode NTK

Большинство экспертов сходятся во мнении… для вокала ничто не подходит лучше тёплого винтажного звука лампового микрофона.

Поэтому в списке лучших микрофонов для записи вокала… у нас должен быть как минимум ОДИН, верно?

Единственная проблема… большинство ламповых микрофонов стоят от 3000 $.

Но есть несколько исключений. В категории «до 700 $” нет ничего лучше Rode NTK.

Если тот самый «тёплый ламповый звук” — то, что вы ищете, я рекомендую этот микрофон.

  • Посмотреть текущую цену — (Amazon)

Теперь — ещё один конденсаторный микрофон, известный за свою многофункциональность…

sE Electronics sE2200a II

Среди всех микрофонов из списка больше всего вопросов вызывает sE Electronics sE2200a II.

Он и не классический, и не вокальный. Однако…

Если и есть один тип микрофонов, который должен быть в каждой студии… то это разнонаправленный конденсаторный микрофон с большой диафрагмой.

Потому что… Они чертовски многофункциональны. Помимо того, что они хороши для вокала, они обязательны для стереозаписи.

Вообще, большинство микрофонов в этой категории безумно дорогие. Но одним заметным исключением является… sE Electronics sE220a II.

Если вам нужен микрофон, который хорош не только для вокала, я советую эту модель.

  • Посмотреть текущую цену — (Amazon)

Последний микрофон в этом списке — особенный…

Neumann TLM 102

Среди тех, кто записывается дома, некоторые называют его «Священный Грааль вокальных микрофонов”…

Потому что по цене меньше 1000 $ Neumann TLM 102 не сравним ни с чем.

Если вы уже слышали о компании Neumann…

То вы наверняка знаете, что они считаются производителями лучших микрофонов в мире…

ОСОБЕННО когда дело касается вокальных микрофонов.

Единственная проблема — это их цена. Большинство флагманских моделей стоят от 3000 $ и больше.

Но выпустив линейку микрофонов TLM, Neumann сделала «классический звук” гораздо доступней для обычных пользователей.

Среди микрофонов TLM самый популярный — Neumann TLM102.

  • Посмотреть текущую цену — (Amazon/Музторг)

Похожий микрофон немного подороже, на который стоит обратить внимание, — это Neumann TLM103 — (Amazon/Музторг).

Вот и всё

Ну что, чуваки, на этом список заканчивается. Надеюсь, вам понравилось.

Звукоусиление в театре

Часть 1. Озвучивание сцены с помощью систем подвесных микрофонов

Дарья Посевина, звукорежиссер московского театра «Сатирикон»

Введение

Как правило, под словом «театр» представляется спектакль в большом красивом здании с хорошей акустикой, где даже шепот (конечно же, хорошо поставленный актерский шепот) будет слышен в последнем ряду. К сожалению, в реальности картина не так идеальна, и потому часто приходится озвучивать театральные постановки.

Последние годы организуется все больше репертуарных театров, и сцен с правильной акустикой на всех не хватит. К тому же все популярней становится театральная антреприза, когда спектакль ставят не на сцене репертуарного театра, а на репетиционной базе и впоследствии играют его на разных площадках в разных городах. Иногда это бывают театральные площадки, но чаще всего это дома культуры или киноконцертные залы. Как правило, подобные залы не обладают акустикой, способной усилить речь со сцены, и задачей звукорежиссера становится усилить актерскую речь в условиях данного зала.

В этой ситуации звукорежиссеру следует быть очень мобильным. Переезжая из одного города в другой, из одного театра в другой, сталкиваешься с различными проблемами. Это может быть очень глубокая сцена, где вместо одного или двух привычных планов подвесов микрофонов придется вешать больше. Или это может быть неглубокая, но очень широкая сцена, поэтому придется вешать не три микрофона в план подвесов, а больше. А иногда окажется, что авансцену, на которой играют актеры, и край сцены разделяет огромная оркестровая яма, и вместо привычных конденсаторных микрофонов на авансцене нужно будет ставить микрофоны-пушки. Или ситуация сложится так, что необходимо будет использовать радиомикрофоны для каждого артиста. И каждый раз тембральная окраска зала оказывается настолько разной, что коррекции микрофонного сигнала всегда будут различаться.

Какие параметры должны быть у театрального зала для того, чтобы актерскую речь было хорошо и разборчиво слышно без дополнительного звукоусиления? Удельный воздушный объем на одно зрительское место должен составлять 4…5 куб.м, максимальная длина залов около 24 м, время реверберации от 0,8 до 1,4 с. Оптимальной формой плана зала является трапециевидная с углом раскрытия 10°…12°. Наличие параллельных плоских поверхностей несет опасность появления «порхающего эха», криволинейных вогнутых — фокусирования звука. При примыкании задней стены зала к потолку под углом 90° или меньше может возникнуть так называемое «театральное эхо» — отражение звука от потолка и стены в направлении к источнику звука, приходящее с большим запаздыванием. В этом случае актер на сцене будет слышать свой голос со значительной задержкой, что доставляет ему большой дискомфорт.

Так же необходим козырек над сценой и портальные отражатели по бокам сцены, позволяющие направить первые отражения звука со сцены в глубину зала. Новые здания для театров с необходимыми акустическими свойствами не строят, а если и создаются новые залы, то они в целях экономии подразумевают многоцелевое использование. И поэтому все чаще театры существуют в киноконцертных залах, в многоцелевых залах или в залах, в которых при строительстве и не предполагалось никакого театра. (Скажем, зал театра «Сатирикон», где я работаю, имеет очень плохие акустические характеристики, поскольку в прошлом это был кинотеатр. Этот зал имеет строгую прямоугольную форму и вытянут в ширину). Работая в подобном зале, звукорежиссер, зная особенности акустики зала и строения сцены, может создать некоторую схему озвучивания сценического действия, которая будет работать на всех постановках театра, а в некоторых случаях необходимо будет учитывать особенности постановки отдельных спектаклей и режиссерских идей. Да и декорации будут вносить определенные коррективы в привычную схему.

Современная урбанистическая культура привела к тому, что уровень комфортной громкости для слушателя значительно повысился. Это связанно с тем, что для больших городов сейчас характерно «шумовое загрязнение», соответственно повышается уровень прослушиваемой музыки и речи. Все чаще люди слушают музыку в метро в плохих наушниках, а в машине, чтобы заглушить шум улицы и мотора, делают радио погромче. Ну а уровень давления на рок-концертах, в клубах и на дискотеках иногда близок к болевому порогу…

Все это приводит к тому, что современный зритель, приходя в театр даже с хорошей акустикой, плохо слышит то, что говорят актеры. Ведь в XIX и начале XX веков все было иначе, — тогда были построены известные театры, такие, как нынешний МХТ им. Чехова, Большой театр, Театр им. Вахтангова в Москве, Александринский театр и театр им. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, Самарский театр им. Горького и многие другие театры с хорошей театральной акустикой. Тогда еще не было такого «шумового загрязнения», как в наши дни. Соответственно, естественного усиления, свойственного подобным залам, человеку того времени было вполне достаточно. А современные режиссеры еще и просят делать фоновую музыку погромче, и при этом говорят — «пусть актера на фоне музыки будет слышно». И потому все чаще даже в театрах с хорошей акустикой приходится организовывать дополнительную подзвучку актерам.

Иногда целью подзвучки становится создание спецэффекта. Например, создание ощущения атмосферы места, в котором происходит действие: в клубе или в пещере, в огромном зале или в длинном узком коридоре. Или создание ощущения абсолютной нереальности с помощью различных эффектов: pitch, chorus, flanger… А иногда в драматических спектаклях актеры используют музыкальные номера с живыми или электронными инструментами на сцене и живым пением, а так же с пением под минусовую фонограмму. В такой ситуации, естественно, необходимо усиление как актеров, так и музыкантов.

Озвучивание актерской речи с помощью комплекта подвесных микрофонов

Наиболее естественного звучания при усилении актерской речи можно добиться при помощи системы подвесных микрофонов. Таким образом мы озвучиваем все пространство сцены, усиливая общую картину звучания на сцене. В этом случае в зале мы слышим как прямой звук, исходящий от актеров на сцене, так и усиленный звук сцены. При правильном балансе прямого и усиленного сигналов можно добиться очень естественного звучания.

Для этих целей используются подвесные кардиоидные конденсаторные микрофоны, у которых капсюль и предусилитель находятся на расстоянии пяти и больше метров друг от друга для того, чтобы микрофон был менее заметен из зала. Такие микрофоны закрепляются на колосниках или штанкетах высоко над сценой и спускаются сверху.

Высота, на которой закрепляются микрофоны, зависит от конкретных задач, размеров сцены, ее ширины и глубины. Примерная схема развеса микрофонов представляет собой два или три плана в зависимости от глубины сцены. В каждом плане около трех микрофонов.

Первый план подвесных микрофонов

Первый план микрофонов необходимо подвесить на высоте примерно 1…1,5 метра над головой актера. Точную высоту можно определить на слух. Следует обратить внимание на то, чтобы при передвижении актера от одного микрофона в плане к другому не было эффекта отдаления/приближения к микрофону. Это контролируется как высотой микрофонов, так и расстоянием между ними. Количество микрофонов может варьироваться от трех до пяти. (Рис. 1) Чаще всего трех микрофонов бывает достаточно для озвучивания первого плана. Но, если сцена широкая, целесообразно повесить пять микрофонов в передний план.

Рис. 1 Три подвесных микрофона в первом плане подвесных микрофонов (вид спереди на сцену)

Второй план подвесных микрофонов

Второй план микрофонов необходимо подвесить на уровне средней линии сцены в глубину. Чаще всего во втором плане достаточно трех микрофонов, а порой и двух. Но второй вариант менее предпочтителен, потому что мы можем потерять центр сцены, который часто является наиболее используемой точкой в мизансценах. Высота второго плана должна отличаться от высоты первого плана. (Рис. 2) В звучании микрофонов второго плана должен преобладать отраженный сигнал сцены над прямым сигналом речи актеров. Этот баланс следует соблюдать для того, чтобы зритель, находясь в зале, воспринимал звук естественным. Ведь если актеры перемещаются в глубину сцены, то было бы неестественно слышать их ближним планом. При соблюдении этого баланса следует так же следить за тем, чтобы не снизилась разборчивость речи.

Рис. 2 Три плана подвесных микрофонов на разной высоте (вид сбоку).

Третий план подвесных микрофонов

Третий план подвесов необходим в случае, если спектакль проходит на глубокой сцене и задействовано все пространство сцены. В таком случае бывает достаточно двух или даже одного микрофона. Соответственно, микрофоны подвешиваются еще выше, чем микрофоны второго плана (Рис. 2). Это необходимо для того, чтобы сохранить эффект перемещения источника звука в глубину.

Также стоит учитывать то, что нашей целью является усилить актерскую речь и повысить ее разборчивость в зале, поэтому следует контролировать высоту второго и третьего плана микрофонов исходя из этой задачи. Также при определении места подвеса микрофонов следует учитывать игровые точки. Тогда мы можем отойти от описанной выше схемы и обойтись меньшим количеством микрофонов, не загромождая пространство сцены.

Как правило, режиссеры и художники-сценографы не очень любят, как выглядят подвесные микрофоны, поэтому приходится идти на компромиссы. Мизансцены (игровые точки), как правило, зависят от декораций. Учитывая их, иногда получается уменьшить количество подвесных микрофонов на сцене.

Рис. 3 Три плана подвесных микрофонов (вид сверху)

Микрофоны на авансцене

Для озвучивания первого плана сцены можно также использовать конденсаторные микрофоны на низких стойках, разместив их по краю сцены. Их количество зависит от ширины сцены так же, как и в случае с первым планом подвесных микрофонов. Расстояние между микрофонами авансцены так же следует регулировать, избегая эффекта отдаления/приближения к микрофону.

Иногда в театре используют микрофоны граничного слоя (PZM) на авансцене. Но в этом случае существенно усиливается звук шагов, а в драматических спектаклях, где актеры не ограничены в движениях, это может стать большой проблемой. Также неудобством использования PZM для озвучивания первого плана сцены является то, что ось основной чувствительности лежащего на полу микрофона направлена вверх, а не на актеров, вследствие чего несколько обедняется тембр. К тому же PZM, имея полусферическую направленность, еще и берет шумы зала. (Рис. 4).

Рис. 4 Микрофон PZM, лежащий на полу, ловит шумы зала

Но если сцена имеет довольно высокую рампу и край сцены возвышается над уровнем сцены, можно закрепить PZM на рампе так, чтобы ось основной чувствительности была направлена на актеров, находящихся на переднем плане сцены (Рис 5).

Рис. 5 Микрофон PZM, закрепленный на рампе

Использование микрофонов-пушек

Часто декорации или их элементы расположены так, что нет возможности спустить подвес на необходимую высоту. Например, на сцене находится экран для видеопроекции – тогда центральные подвесы наверняка будут мешать. Или с потолка сцены спускаются канаты или полотнища, которые в процессе спектакля будут раскручиваться или раскачиваться, тем самым задевая микрофоны. В этом случае даже есть опасность повредить микрофон, если он намотается на канат. Для выхода из подобной ситуации можно использовать микрофоны-пушки как для подвесов, так и на авансцене.

Существуют подвесные микрофоны-пушки, у которых также разделен капсюль и предусилитель. Конечно, капсюль пушки выглядит значительно больше, но благодаря острой направленности микрофона можно повесить микрофон довольно высоко над сценой. При этом стоит учитывать, что при всем своем преимуществе микрофоны-пушки очень узконаправленны, и, соответственно, в ось его направленности попадает очень локальная зона сценического пространства. Следовательно, другие микрофоны в этом плане подвесов необходимо вешать ближе к пушке, чтобы не было глухой зоны между микрофонами.

Рис. 6 (вид сверху) Треугольная область – зона охвата микрофона пушки. Микрофоны авансцены и подвесы (А и П) сдвигаются к центру

Пушки на низких стойках можно использовать и на авансцене. Тогда благодаря их острой направленности можно добиться усиления центральной оси сцены практически на всю глубину без использования центральных подвесных микрофонов. Но следует учитывать узкую направленность микрофона, и чем ближе к капсюлю, тем более узкая зона попадает в область эффективного звукосъема микрофона (Рис. 6). В этом случае следует уменьшать расстояние ближайших к пушке микрофонов авансцены, а также вешать ближе к центру расположенные по краям подвесные микрофоны первого и второго планов. (Рис 6).

Работа микрофонного оператора во время спектакля

Используя описанные выше схемы развеса подвесных микрофонов, мы получаем озвучивание всего пространства сцены. Но это не означает, что во время спектакля можно открыть все эти микрофоны и наслаждаться чудесным усилением. Например, если по ходу спектакля действие в определенный момент происходит на авансцене, да еще в локальной части, например, только слева, и сигнал с микрофонов дальнего плана будет отправлен в общий микс c тем же уровнем, что и сигнал с микрофонов авансцены, то получится неестественная картина. Ведь в этом случае микрофоны дальнего плана берут с неестественным тембром сигнал со спины актера, передавая также большой процент отражений сцены.

Следовательно, в данном случае необходимо снижать уровень микрофонов, находящихся далеко от места конкретного действия. Это приводит к тому, что во время действия микрофонный оператор, следя за происходящим на сцене (а спустя много спектаклей просто зная мизансцены), «ловит» актеров теми микрофонами, которые находятся в данный момент рядом с ними. Для этого нужно хорошо знать спектакль, чтобы заранее озвучивать пространство вокруг той зоны, куда быстро перемещаются актеры, или где они неожиданно для зрителей (но не для микрофонного оператора) появляются.

Во второй части статьи речь пойдет об индивидуальном озвучивании актеров с помощью радиомикрофонов.

(Продолжение следует…)

Подобрать правильный микрофон — значит, обеспечить треть успеха качественной записи вокала. Неподходящий или некачественный микрофон испортит звучание вокалиста и всей песни. Поэтому к выбору звукозаписывающего устройства нужно подходить с ответственностью.

Вопросом «Какой микрофон для записи вокала выбрать?» хотя бы раз задавался каждый музыкант. Казалось бы, достаточно найти подходящее по цене и качеству устройство и забрать его в магазине, но на деле все не так просто. В условиях домашней студии звукозаписи, когда средств на покупку целого парка микрофонов нет, хочется сделать единственно правильный выбор с первого раза.

Редакция SAMESOUND.RU рассказывает, как выбрать микрофон для записи вокала. Мы изучили рынок и выбрали тридцать лучших микрофонов для записи вокала в низком, среднем и высшем ценовом сегменте. При составлении списка устройств не учитывались внешние факторы, влияющие на выбор микрофона: структура помещения, наличие звукоизоляции, индивидуальные особенности голоса. Мы выбирали микрофоны только по соотношению цены и качества.

Как выбрать микрофон для записи вокала

Направленность микрофона

Направленность микрофона определяет, каким образом микрофон записывает окружающее пространство и подбирается под помещение, в котором ведется запись. По направленности микрофоны делятся на несколько видов:

  • Всенаправленные и полусферические;
  • Однонаправленные — кардиоидные, суперкардиоидные, гиперкардиоидные и полукардиодные;
  • Двунаправленные.

Всенаправленные микрофоны реагируют на все звуки вокруг себя, то есть записывают звук как перед, так и за собой. Всенаправленные микрофоны отлично подойдут для записи нескольких вокалистов или перкуссии, а также в тех случаях, когда помещение обладает уникальными акустическими характеристиками. Полусферические микрофоны реагируют на сигналы с одной из сторон сферы, зато снимают их максимально четко и честно.

Схема работы всенаправленного и полусферического микрофонов.

Однонаправленные кардиоидные микрофоны записывают сигнал перед микрофоном, игнорируя все, что происходит с других сторон. Такие устройства — оптимальный выбор для домашних студий звукозаписи и неидеальных акустических помещений, в которых нет возможности оборудовать полноценную вокальную комнату. Дополнив такой микрофон звукопоглощающим экраном позади микрофона, можно исключить нежелательные отзвуки помещения.

Схема работы кардиоидного, суперкардиоидного и гиперкардиоидного микрофонов.

Суперкардиоидные микрофоны обладают более узкой зоной захвата звука перед собой, но при этом собирают немного сигнала за собой. Гиперкардиоидные микрофоны развивают идеи суперкардиоидных устройств: еще более узкая зона захвата звука спереди и более широкая зона сзади. Полукардиоидные микрофоны часто используют на лекциях, совещаниях и других говорильных мероприятиях.

Двунаправленные микрофоны обладают большей универсальностью за счет возможности переключения диаграммы направленности. Цена таких устройств значительно выше, чем у всенаправленных или однонаправленных микрофонов, но взамен звукорежиссер получает устройство, готовое к записи в разных помещениях.

Схема работы двунаправленного микрофона.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МИКРОФОНОВ РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Микрофоны с всенаправленной диаграммой направленности:

  • Зависят от акустики помещения;
  • Записывают естественную реверберацию и эхо помещения;
  • Не имеют акустической изоляции;
  • Обладают низкой чувствительностью к звукам человеческого дыхания;
  • Обладают расширенным диапазоном низких частот, что подойдет при записи инструментов с низким звучанием.

Однонаправленные кардиоидные и суперкардиоидные микрофоны:

  • Изолируют нежелательные звуки и сигналы, поступающие сбоку и с тыла микрофона;
  • Менее чувствительны к акустическим свойствам помещения;
  • Обладают максимальной разницей в звучании сигналов, поступающих с фронта и тыла.

Однонаправленные гиперкардиоидные:

  • Практически полностью не чувствительны к звукам, поступающим сбоку;
  • Обладают максимально возможной изоляцией от неблагоприятных эффектов помещения, постороннего шума и эффекта обратной связи;
  • Препятствуют утечке звукового сигнала.

Двунаправленные:

  • Используются во время записи речи;
  • Изолированы от любых неблагоприятных звуков, что пригодится при записи ударной установки.

Чувствительность микрофона

Люди обладают неприятной привычкой постоянно перемещаться от микрофона. Минимизировать потери в громкости звукового сигнала из-за перемещения вокалиста помогает чувствительность микрофона. Именно хорошая чувствительность сделала микрофон Shure SM7B незаменимым инструментом на радиостанциях.

Диапазон воспроизводимых частот микрофона

Диапазон воспроизводимых частот микрофона позволяет понять, какие инструменты и источники звука можно записывать при помощи устройства. Одни модели микрофонов записывают больше высоких частот, другие — низких, а третьи обладают сбалансированным звучанием. По этой причине звучание одного и того же инструмента отличается при записи разными микрофонами.

Сравнение диапазонов воспроизводимых частот для микрофонов Oktava 319 (сверху) и Shure SM58 (снизу).

Диапазон воспроизводимых частот микрофона может стать главным аргументом в пользу покупки той или иной модели. Определитесь, какие инструменты и какой вокал вы будете записывать. Подумайте, какие частоты вы сможете усилить или подрезать при помощи эквалайзера, а какие можно оставить в чистом виде. Это уменьшит количество подходящих моделей микрофонов.

Источник питания

Практически все микрофоны требуют наличия фантомного питания +48В. Если бюджетные устройства предпочитают питаться от звуковой карты, то более дорогие микрофоны зачастую поставляются с собственным внешним источником энергии.

Если вам предстоят частые выездные сессии, смотрите в сторону микрофонов с фантомным питанием. Если же микрофон планируется использовать только в студии, то смело рассматривайте устройства с отдельным источником питания.

Уровень шума микрофона

Уровень шума — один из самых больших недостатков бюджетных микрофонов. В зарубежной методике уровень шума обозначается как «Noise Floor», а его значение отражает уровень шума, который производит сам микрофон.

Подключенный к звуковой карте микрофон издает фоновый шум даже тогда, как не ведется запись. Шум возникает по разным причинам: наводка электросети, работа предусилителя или аудиоинтерфейса, некачественные кабели. Выявить настоящую причину сложно, а узнать реальный уровень шума микрофона без тестирования со своим оборудованием практически невозможно.

Динамический диапазон микрофона и хэдрум

Динамический диапазон на схеме показывает, что микрофон запишет без частотных потерь все звуки между 15-135 дБ. В запасе у микрофона остается еще 19 дБ (хэдрум), выполняющих роль защиты от перегрузок.

Динамический диапазон микрофона — это разница между минимальным и максимальным уровнем громкости звука, который может быть записан микрофоном. В рамках динамического диапазона микрофон запишет полный спектр частот, в то время как за его границами микрофон будет пропускать отдельные частоты.

Хэдрум — динамический запас микрофона, при котором он записывает сигнал без перегрузки.

Перед покупкой микрофона определитесь, какие источники звука вы будете записывать. Если речь не идет о записи слишком тихих или громких инструментов, то выбирайте модели с усредненными значениями.

Микрофоны для записи вокала: лучшие модели по соотношению цены и качества

TASCAM TM-80

TASCAM TM-80

Средняя стоимость: 5580 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

Бюджетный выход TASCAM на рынок микрофонов получился более чем удачным. По уровню микрофон чуть лучше особо популярного SAMSON C01, но в нагрузку производитель при покупке даёт паука, кабель и стойку. Звучит микрофон вполне адекватно своей цене: есть провалы по частотам, нейтральность хромает, но писать речь и вокал все равно можно. Если вы стеснены в средствах, но оборудовать вокальную часть домашней студии все равно хочется, то TM-80 станет отличным выбором в качестве первого устройства.

sE Electronics X1 S

sE Electronics X1 S

Средняя стоимость: от 6600 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

Лучший микрофон для записи вокала в категории до 10 000 рублей. Новая версия X1 S отличается малым количеством шума при работе с тихими источниками и большим количеством усиления, а также вполне нейтральным и ровным звучанием. Модель отлично справляется с русскими гласными и сибилянтами, что редко встречается среди бюджетных моделей. Идеален для начинающих музыкантов в качестве первого серьёзного микрофона для домашней студии звукозаписи.

AKG D5

AKG D5

Средняя стоимость: 8200 ₽
Тип: динамический
Направленность: суперкардиоида

Прямой конкурент легендарного микрофона Shure SM58. AKG D5 — это устройство для тех, кому нужен универсальный микрофон для вокала. Устройство одинаково хорошо справляется как с работой в студии, так и с концертами.

Samson METEOR USB

Samson METEOR USB

Средняя стоимость: 7250 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

Один из самых популярных бюджетных микрофонов на рынке: METEOR часто становится первым микрофоном начинающих музыкантов. Картина звучания лучше приспособлена для дикторской работы, но с записью вокала устройство также справляется без особых проблем. Отдельно стоит отметить наличие кнопки MUTE, что пригодится тем, кто ведёт стримы.

Samson C01U PRO USB

Samson C01U PRO USB

Средняя стоимость: 8370 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: суперкардиоида

Несмотря на наличие множества негативных отзывов, один из лидеров продаж в бюджетном сегменте. Доступная цена, нормальная для устройства подобного уровня передача голоса. Требовать многого от подобного девайса нет смысла, но в качестве первого микрофона C01U вполне сгодится.

Shure SM58

Средняя стоимость: 9700 ₽
Тип: динамический
Направленность: кардиоида

Один из самых популярных микрофонов для живых выступлений. Среди достоинств: низкая цена, встроенный поп-фильтр и устойчивость к любым наводкам. Дополнительно стоит отметить прочность конструкции — в вопросе живучести Shure SM58 может смело тягаться с Nokia 3310. Модель не идеальна (не хватает высоких частот), но станет отличным выбором для начинающих звукорежиссеров и молодых рок-певцов, работающих в собственной студии.

Rode M3

Rode M3

Средняя стоимость: 7860 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

Бюджетный конденсаторный микрофон с небольшой диафрагмой. Миниатюрный Rode M3 подойдет для записи вокала, акустических гитар и электроинструментов. Модель может работать от фантомного питания или 9В батареек, что делает устройство мобильным и удобным для работы в полевых условиях.

AKG P120

AKG P120

Средняя стоимость: 9000 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

Третья версия AKG Perception 120, получившая короткое название P120, по своему звуку чем-то похож на менее дорогой Audio-Technica AT2020. Сигнал звучит легко, с небольшим налетом компрессии, высокие частоты гладкие, но не скучные. Из непосредственных плюсов можно отметить то, что микрофон подойдет для большинства голосов, включая женские, которым нужно чуть меньше остроты и больше глубины. AKG P120 далеко не самый тихий микрофон, но производимый шум не мешает записывать все, что угодно. Если хотите большего в том же виде, смотрите в сторону P220 — он дороже, но выше уровнем.

Audio-Technica AT2020

Audio-Technica AT2020

Средняя стоимость: 9370 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

Удобный вариант для начинающих музыкантов и тех, кто хочет получить максимум качества по доступной цене. Audio-Technica AT2020 приятно украшает голос и четко передает тембр. Работа с устройством проста до безобразия — достаточно подключить микрофон к компьютеру и выбрать в качестве источника входного сигнала, чтобы начать запись вокала или ведение подкаста.

Audio-Technica выпустили две модели AT2020: одну с USB-подключением, вторую — со стандартным XLR-разъемом. Разница в цене между двумя разновидностями минимальна, поэтому выбирайте ту, которая лучше подойдет к вашей студии.

JZ Microphones HH1

JZ Microphones HH1

Средняя стоимость: 9500 ₽
Тип: динамический
Направленность: кардиоида

Легкий JZ Microphones HH1 звучит ярче большинства динамических микрофонов. В отличие от Shure SM58, выходной сигнал этой модели мощнее (спасибо усилению +3 дБ), а шума на выходе намного меньше даже при работе с тихими источниками звука.

AKG C1000S

AKG C1000S

Средняя стоимость: 11 600 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида, гиперкардиоида

Пожалуй, самый универсальный микрофон из всех существующих. Обзавестись C1000S должен каждый музыкант и звукорежиссер: устройство подходит для записи любых инструментов, студийного и концертного вокала. Добавьте к этому одинаково чёткую и качественную передачу любых сигналов и возможность работать даже от батареек, чтобы понять, почему его называют «швейцарским ножом» от мира микрофонов.

Lewitt LCT 240

Lewitt LCT 240

Средняя стоимость: 10 760 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

Австрийская фирма Lewitt известна микрофоном Lewitt LCT 640, считающимся настоящей классикой в мире микрофонов. Так как выложить почти €900 за микрофон может не каждый, компания выпустила упрощенную и весьма подешевевшую модель устройства. Lewitt LCT 240 обладает мощным тембром и твердым тоном, который отлично подойдет для глубокого мужского вокала. В устройстве нет и следа ручной сборки, но на этом минусы микрофона заканчиваются.

Sontronics STC-2X/STC-3X

Sontronics STC-2X

Средняя стоимость: €224
Тип: конденсаторный
Направленность: всенаправленный

Sontronics STC-2X превращает запись вокала в сплошное удовольствие. Ясный и детализированный звук, плотный низ без перепадов по частотам и приятный эффект присутствия, проявляющийся в частотах в районе верхнего низа. Если STC-2X будет сложно достать, смело переключайтесь на STC-3X — обновленную версию второго поколения.

NADY SCM 1000

NADY SCM 1000

Средняя стоимость: 12 250 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида, всенаправленный, Figure-8

Микрофон выпускается уже более 20 лет и долгое время считался лучшим по соотношению цены и качества. Звучит на уровне sE Electronics S1 X, Audio-Technica AT2020 и AKG P120. При теплом и достаточно приятном звуке, устройство обладает ровно двумя недостатками:

  1. За 20 лет NADY не научились продавать свой товар: все поставляется в простейшей картонной коробке и выглядит так, словно вы покупаете ужасную китайщину, а не качественный прибор;
  2. В продаже можно найти множество более дешевых, именитых и, что самое важное, качественных микрофонов.

Oktava MK-319

Oktava MK-319

Средняя стоимость: €249
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

Конденсаторный Oktava MK-319 отличается широкой диафрагмой, теплым и чистым звучанием. Устройство одинаково хорошо проявляет себя при записи любых источников звука, хотя его саунд и может показаться несколько плоским. Создатели утверждают, что постарались обеспечить точную передачу сигналов, чтобы все записанное звучало точно так же, как и в реальности. Так это или нет — вопрос открытый.

Behringer B-2 PRO

Behringer B-2 PRO

Средняя стоимость: 13 990 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида, всенаправленный

Вторая версия популярного бюджетного микрофона, вышедшая в 2003 году и дошедшая до наших дней без каких-либо изменений. При создании микрофона Behringer взяли за основу Neumann U87, попытавшись сделать его бюджетную версию. Отчасти это получилось: звучание микрофона удивительно универсальное, ровное и сочное для своего уровня, подходящее для записи вокала, речи и музыкальных инструментов. Внутри микрофона установлен двойной капсюль, а само устройство может работать с разными диаграммами направленности, в зависимости от положения регулятора на корпусе. Своих денег B-2 точно стоит.

Blue Microphones Spark Digital

Blue Microphones Spark

Средняя стоимость: $230
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

Микрофон Spark Digital создан для тех, кто привык записываться в полевых условиях. В основе устройства — классическая модель Blue Microphones Spark, в которой XLR-порт заменен на USB. Модель характеризуется приятным звучанием и удобством работы: вести запись можно даже с планшетов и смартфонов на Android и iOS.

sE Electronics SE 2200

sE Electronics SE 2200

Средняя стоимость: 16 750 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

Конденсаторный sE Electronics SE 2200 — это обновленная версия популярного микрофона sE 2200a II. Инженеры sE Electronics провели отличную работу, так как SE 2200 — это лучший микрофон для записи вокала в диапазоне 15 000-17 000 рублей.

В отличие от самой первой версии модели SE 2200a, компания решила отказаться от нескольких диаграмм направленности, ограничив музыкантов кардиоидой. Несмотря на это, звучание микрофона сбалансированное и ровное, без украшательств или искажений — голос звучит сочно, мощно и, вместе с тем, натурально. В общем, о покупке SE 2200 вы точно не будете жалеть.

AKG C3000

AKG C3000

Средняя стоимость: 16 500 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

На сегодняшний день AKG C3000 — единственный представитель более профессиональной в сравнении с PERCEPTION линейки C (модели C2000 и C4000 сняли с производства из-за непопулярности). С3000 отличается универсальностью: модель без проблем справляется с записью голоса, речи, музыкальных инструментов и любых других источников звука.

Микрофон звучит ровно по всему спектру, сигнал нейтральный. Отдельно стоит отметить наличие двух капсюлей, аттенюатора −10 дБ и возможности работать от фантомного питания не только 48В, но и 15В, которое есть на многих микшерах.

MXL V69 ME

MXL V69 ME

Средняя стоимость: $300
Тип: ламповый
Направленность: кардиоида

Несмотря на излишнюю яркость при передаче голоса, MXL V69 ME обладает сочным ламповым звучанием и умением придавать дополнительную красоту любому голосу.

Rode NT1-A

Rode NT1-A

Средняя стоимость: 18 625 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

Несмотря на редкие неточности в передаче тембра и небольшой частотный всплеск в районе 120 Гц, Rode NT1-A звучит вполне приятно. Некоторые пользователи отмечают излишнюю нейтральность при передаче звука, но многое здесь зависит от предпочтений. Благодаря качественной сборке, неплохим характеристикам и доступной цене, Rode NT1 по праву считается лучшим конденсаторным микрофоном для записи вокала в бюджетном сегменте.

Кстати, Rode также выпускает NT1-A в трех вариациях: NT1-A, NT1-A Recording Pack и NT-USB. Первая — сама модель без дополнительных аксессуаров, вторая представляет собой набор, состоящий из микрофона, паука, поп-фильтра и кабеля. Что же касается NT-USB, то модель представляет собой специальную версию NT1-A, работающую от USB-порта и ориентированную на тех, кто ведет подкасты и стримы.

Rode NT1

Rode NT1

Средняя стоимость: 17 700 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

Rode NT1 схож по характеристикам с NT1-A, хотя компания отмечает, что единственное сходство моделей — защитная сетка. NT1 четко передает голос, добавляя ему теплоты в районе низа. С передачей средних и высоких частот также нет никаких проблем. Ищете микрофон для записи вокала, не стеснены в средствах, но не хотите переплачивать — берите Rode NT1, не пожалеете.

Rode NT3

Rode NT3

Средняя стоимость: 18 625 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

Конкурент AKG C1000 от Rode Microphones. Звучит чисто и вполне естественно, благодаря чему с его помощью можно записывать что угодно: гитары, клавишные, вокал. Дополнительно стоит отметить его простоту использования — запитать NT3 можно даже от батареек, что может пригодиться на концертах, где микрофон так же хорош, как и в студии.

JZ Microphones J1

JZ Microphones J1

Средняя стоимость: 18 990 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

JZ Microphones J1 — это настоящее наследие радиоэлектроники СССР и завода Рижская Радиотехника. По своему звучанию J1 находится на уровне Rode NT2, а то и превосходит его. Устройство предлагает натуральную передачу сигнала как при работе с голосом, так и музыкальными инструментами, а также комбинацию из детализированности и мягкости звучания. J1 отлично подойдет для тех музыкантов, которые хотят купить один универсальный, но максимально качественный микрофон для записи любого материала.

К сожалению, продукция JZ Microphones не нашла должного отклика у отечественных музыкантов: кто-то просто не доверяет «незнакомому бренду», кому-то не нравится их прямоугольная форма. А зря.

Audio-Technica AT2050

Audio-Technica AT2050

Средняя стоимость: 21 520 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида, Figure-8, всенаправленный

Качественный универсальный микрофон средней цены, одинаково хорошо звучащий при работе с любой диаграммой направленности. AT2050 — это улучшенная версия AT2020 с более плотным низом, отличным балансом по всему спектру и очень малым количеством шума. Помимо этого модель оснащается тремя диаграммами направленности, что повышает его универсальность. Устройство без проблем справляется с высоким звуковым давлением и отлично подойдёт для полупрофессиональной домашней студии.

Avant Electronics Avantone CR-14

Avantone CR-14

Средняя стоимость: от $250
Тип: ленточный
Направленность: всенаправленный, Figure-8

Недорогой ленточный микрофон в ретро-стилистике, отличающийся универсальностью. Avantone CR-14 подойдет как для записи вокала, так и любых музыкальных инструментов — гитар, клавишных, струнных, перкуссии. Звучание теплое и немного мрачное, поэтому готовьтесь к небольшой пост-обработке вокала в районе верхнего верха.

AKG C 214

AKG C 214

Средняя стоимость: 33 090 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

Младший брат премиальной модели AKG C 414. Отлично звучит, обладает высочайшей детализацией и придает голосу приятные сочные краски. Без сомнения, лучший микрофон для записи вокала в ценовом диапазоне до $500.

Rode NT1000

Rode NT1000

Средняя стоимость: 25 450 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

Самый доступный микрофон для записи вокала из профессиональной линейки Rode, а по мнению некоторых звукорежиссеров так и вовсе лучший. Здесь нет переключения полярности и фильтров, как в более дорогом NT2000, но отсутствие наворотов компенсируется его звучанием. Точная, ровная и приятная передача голоса, отсутствие искажений и всплесков частот, намеренного украшения и многих других недостатков. NT1000 звучит намного дороже своей цены, но если вам нужен аттенюатор и переключатель направленности, то смотрите в сторону NT2000.

JZ Microphones Vintage 11

JZ Microphones Vintage 11

Средняя стоимость: 26 800 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

JZ Microphones Vintage 11 отличается глубоким звучанием, стильным внешним видом и высокой точностью передачи голоса. При создании устройства инженеры JZ Microphones вдохновлялись дизайном микрофонов 1920-1950-х, а также звучанием классических Neumann U47, Neumann U67 и AKG C12.

Rode NT2 (NT2-A)

Rode NT2-A

Средняя стоимость: 29 200 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида, всенаправленный

Хорошо зарекомендовавший себя всенаправленный микрофон с нейтральным звучанием и ровным тональным балансом по всему спектру. Вне зависимости от выбранного режима работы, микрофон отличает хорошая детализация высоких частот, плотный и довольно глубокий низ. Некоторым кажется, что для устройства характерны проблемы с сибилянтами русского языка, но так это или нет — вопрос открытый, многое здесь зависит от самого вокалиста.

В продаже можно найти немало всенаправленных микрофонов, чьей звучание будет ничуть не хуже NT2-A, но вот тягаться с его низким количеством шума получается далеко не у всех. Кстати, модель до сих пор производится исключительно в Австралии, что часто становится решающим моментом при выборе этого устройства.

sE Electronics SE 4400A

sE Electronics SE 4400A

Средняя стоимость: 30 500 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида, гиперкардиоида, всенаправленный, Figure-8

Благодаря всенаправленной конструкции, sE Electronics SE 4400A подойдет для любых студийных задач, будь то запись вокала, речи или музыкальных инструментов. Записанный голос звучит чисто, а музыкальные инструменты — звонко и ярко. Добавьте к сигналу немного компрессии и эквализации, и на выходе вы получите бесподобное звучание.

Shure SM7B

Средняя стоимость: 32 000 ₽
Тип: динамический
Направленность: кардиоида

Shure SM7B создавался с прицелом на подкастинг, радиотрансляции и дикторскую работу. Тем не менее музыканты несколько пересмотрели взгляды производителя: микрофон отлично зарекомендовал себя при записи вокала в хип-хопе и R&B, а в студиях, специализирующихся на тяжёлой музыке, стал обязательным элементом оснащения. Даже знаменитый Thriller Майкла Джексона был записан через SM7B.

Модель с легкостью справляется с любыми разговорными задачами, а встроенная ветрозащита подавляет любые внешние шумы. При всем качестве, нужно учесть, что SM7B требует много, очень много гейна!

Audio-Technica AT4040

Audio-Technica AT4040

Средняя стоимость: 41 800 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

Проанализировав десятки разных устройств от конкурентов, инженеры Audio-Technica создали микрофон, вобравший в себя все лучшее от других моделей. При этом AT4040 лишен частых недостатков других девайсов — частотных всплесков, искажения звучания, большого количества шумов.

Audio-Technica AT4040 — универсальный микрофон для записи вокала, бэков, речи и музыкальных инструментов. Сбалансированное звучание, приятная передача низких частот, а также придание тембру сочности выделяет его на фоне конкурентов.

Neumann TLM 102

Средняя стоимость: 45 900 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

Великолепный микрофон для обеспеченных эстетов. Вопросов к звучанию нет никаких, в отличие от цены: одну половину его стоимости вы заплатите за качество звучания, вторую отдадите за бренд. Несмотря на это, Neumann TLM 102 — один из лучших микрофонов для записи вокала, чье звучание отличается теплотой, насыщенностью и высочайшей точностью. Если не стеснены в средствах и ищите проверенное решение — выбирайте Neumann.

Rode NTR

Rode NTR

Средняя стоимость: 47 100 ₽
Тип: ленточный
Направленность: кардиоида, двунаправленный

Микрофоны Rode по праву считаются лучшими ленточными микрофонами на рынке. Модель NTR не стала исключением: микрофон передаёт любые звуки с высочайшей точностью. За счет своей конструкции и характеристик, NTR работает с любым предусилителем без необходимости дополнительной подстройки — достаточно только подключить микрофон, чтобы начать запись очередной нетленки.

Violet The Wedge

Violet The Wedge

Средняя стоимость: от $849
Тип: конденсаторный
Направленность: кардиоида

Качественное исполнение, мягкий и теплый звук, запоминающийся ретро-дизайн. Violet The Wedge — отличный выбор для записи вокала на околопрофессиональном и профессиональном уровне.

AKG Perception 820 Tube

AKG Pepception 820 Tube

Средняя стоимость: от $700
Тип: ламповый
Направленность: всенаправленный

Флагманская модель компании AKG. Perception 820 Tube предлагает качественную сборку и приятное мягкое звучание. Дополнительно устройство оснащено переключателем, позволяющим изменять параметры звучания без перемещения микрофона в пространстве.

sE Electronics Z 5600A II

sE Electronics Z 5600A II

Средняя стоимость: 50 500 ₽
Тип: ламповый
Направленность: кардиоида, суперкардиоида, гиперкардиоида, всенаправленный, Figure-8

Сегодня мало кто делает качественные ламповые микрофоны. sE Electronics Z 5600A II — это продуманная и особо удачная модель с теплым и аккуратным звучанием и малым количеством шума. Устройство слегка поднимает средние частоты, что поможет вокалистом с высоким голосом, но в целом предлагает нейтральную передачу сигнала, практически без дополнительной окраски. Z 5600A II также оснащается аттенюатором и HP-фильтром.

sE Electronics Z 5600A II — лучший ламповый микрофон в своем ценовом сегменте. Найти качественную и отлично звучащую лампу дешевле 50 000 рублей вряд ли получится: никто не предложит вам такое малое количество шума и отсутствие искажений как Z 5600A II.

Rode K2 (K-2)

Rode K2

Средняя стоимость: 56 370 ₽
Тип: конденсаторный
Направленность: переменная

Ламповый микрофон, конкурирующий с sE Electronics Z5600A II. Звучит не хуже и не лучше устройства от sE. Основное отличие в том, что K-2 сделан в Австралии, а не в Китае.

AKG C 414 XLII

AKG C 414 XLII

Средняя стоимость: от $800
Тип: конденсаторный
Направленность: всенаправленный

Профессиональный студийный микрофон для записи голоса. За почти 105 000 ₽ музыкантам предлагается высочайшая детализация сигнала, четкая и точная передача вокала, отсутствие каких-либо всплесков и шумов, а также придание сочной окраски голосу. C 414 XLII — настоящая классика, равных которой практически нет.

Sontronics Saturn

Sontronics Saturn

Средняя стоимость: $990
Тип: конденсаторный
Направленность: всенаправленный

По качеству звучания этот микрофон стоит в одном ряду с настоящей классикой в лице Neumann U87 и AKG C 414. Ретро-дизайн, диафрагма высокого качества, а также легкий и воздушный саунд — вот основные особенности Sontronics Saturn. Отлично справится как с записью основного голоса, так и бэк-вокальных партий.

Lauten Audio Horizon

Lauten Audio Horizon

Средняя стоимость: от $929
Тип: ламповый
Направленность: кардиоида

Ламповый микрофон для записи вокала с теплым звучанием. Натуральная передача сигнала, отсутствие частотных всплесков, перепадов, грязи и шумов. Подходит для записи голоса и музыкальных инструментов.

Sontronics Aria

Sontronics Aria

Средняя стоимость: €1369
Тип: ламповый
Направленность: кардиоида

Премиальное устройство от компании Sontronics. Компоненты успеха — мягкое и теплое звучание, отсутствие излишнего украшения голоса и винтажный дизайн.

Редакция SAMESOUND.RU благодарит руководство и сотрудников музыкального магазина POP-MUSIC.RU за помощь в подготовке материала.

Быстрая доставка новостей — в нашем Телеграм-канале

1. Подготовка рабочего места

1) Всем хочется записываться на лучшем оборудовании, но слово «лучший” очень субъективно. Фактически, вы сможете сделать достаточно качественную запись, имея USB-микрофон/рекордер, ветрозащиту и наушники.

Традиционный подход в оборудовании при записи голоса: микрофон, аудиокарта, компьютер и софт — это стандартный набор для качественной записи. Альтернатива — бюджетные USB микрофоны.

Стоит подумать как это оборудование будете использовать в будущем, соответствует ли оно задачам и как этот конкретный микрофон подходит для вашего голоса. Для этого запишитесь и послушайте насколько вам нравится такой звук, сделайте выбор прослушав несколько вариантов записи.

2) Нужно настроить микрофон, чтобы он писал не на полную громкость/его чувствительность. Это необходимо, чтобы не было искажений в голосе записывающего, и меньше посторонних шумов. Обычно устанавливают 60–70% громкости, при помощи аудиоинтерфейса (внешней аудиокарты). Если это USB-микрофон, то делается программное настраивание на компьютере, либо при помощи фейдеров («крутилок») на самом микрофоне. Предварительно это проверяется посредством тестовой записи: записывают тестовый фрагмент, смотрят на форму волны (waveform) и производят настройку в реальном времени — не должно быть пиков уходящих за 0 децибел (Дб). Особенно при произношении взрывных согласных «б», «п». Обычно устанавливают громкость, чтоб пики волны при записи голоса были в пределах от -12 до -3 Дб.

Стоит внимательно отнестись к настройке рабочего места, чтобы не испортить последующую запись. Если микрофон не настраивается, у него нет внешней настройки чувствительности, необходимо сделать это программно, в программе, которая записывает звук. В крайнем случае, необходимо проверить форму волны на громкость и выверить громкость расстоянием рта до микрофона.

3) Желательно установить микрофон так, чтоб записываться в него стоя.

4) Установить микрофон в помещении, где как можно меньше реверберации (эха).

Зайдите в помещение и хлопните в ладоши. Прислушайтесь, есть ли эхо. Его быть не должно. Если оно есть и нет оборудованной для записи комнаты, необходимо в комнате расположить как можно больше разных вещей, которые будут создавать помехи распространению звука. Это может быть одежда, ковер, шкаф. Если нет специально оборудованной комнаты, лучше писать напротив открытого шкафа — вещи в шкафу улавливают звук и не позволяют ему отражаться.

Все окна и двери должны быть закрыты. Нужно использовать вместе с микрофоном поп-фильтр, чтобы избежать пиков от взрывных согласных. В крайнем случае, можно вокруг микрофона положить одежду или вещи, чтобы звук не распространялся и не было эха и ранних отражений.

5) Проверьте/узнайте какого типа у вас микрофон: динамический, конденсаторный. От этого зависит насколько близко к нему нужно стоять, как близко в него говорить, насколько много постороннего шума он будет захватывать.

Конденсаторные микрофоны имеют большую диафрагму, они более чувствительные, захватывают больший диапазон частот и всю широту голоса, инструментов. Но, также, конденсаторный микрофон захватывает и больше окружающих шумов. Такие микрофоны не должны падать — после удара они, скорей всего, не будут работать.

Конденсаторный микрофон

Динамические микрофоны ударопрочны, у них другой принцип работы: у них меньший спектральный диапазон. Они почти не захватывают окружающих шумов, но и окрас и широта записываемого голоса, инструментов, меньше чем у конденсаторных микрофонов.

Динамический микрофон

Обычно, большинство рекордеров представляют собой версию конденсаторного микрофона.

Рекордер

6) Надо знать какая направленность вашего микрофона. Например, существуют микрофоны (конденсаторные), которые пишут звук со всех сторон (всенаправленные), с двух сторон (восьмерка), и однонаправленные (пишут звук с одной стороны).

Это важно знать, чтобы понимать с какой стороны от микрофона стоять, в какую его часть говорить. От этого будет зависеть качество записи и финальных результат.

2. Подготовка диктора

1) Записывайтесь с хорошим настроением. Прием пищи нужно осуществить за час или два до записи. Записываться нужно утром или в обед, до 14 –16 часов. Если позже — человек устает за день, его голос «садится».

2) Нельзя перед записью есть сладкое, употреблять алкоголь — это, в принципе, деструктивно влияет на голос, и ещё — происходит большее выделение слюны: больше звуков слюны, «цоканий», что потом трудно убирать при обработке.

Также, при обильном слюноотделении микрочастички слюны летят в микрофон, и, если он не защищен поп-фильтром, это способствует его скорейшему выходу из строя.

3) Записывайтесь стоя. Если вы стоите, то ваша диафрагма работает правильно, работают все дыхательные мышцы, дыхание более глубокое. Представьте, что вы говорите конкретному человеку и начинайте запись. Включайте в работу руки и всё тело, жестикулируете. Так вы добавите живости и разборчивости начитке — запись аудио от этого только выиграет.

4) Дышите животом.

5) В конденсаторные микрофоны нельзя говорить вплотную — расстояние до микрофона должно быть 10 –15 сантиметров. Выбирайте расстояние с учётом того что, когда вы говорите в него, форма волны и пиковые значения не должны превышать значения, что указаны выше.

В динамические микрофоны нужно говорить практически вплотную, на расстоянии 1–5 сантиметров, всё так же учитывая форму волны и пиковые значения.

6) До записи несколько раз прочитайте материал — это важный этап подготовки.

Важно владеть материалом. Это может показаться банальным, но нужно несколько раз прочитать текст до записи. Читать короткие несколькосекундные ролики не так сложно, но если вам предстоит записать голос для 25 минутного видео с техническими терминами и замысловатыми названиями — стоит подготовится.

Подготовка перед озвучиванием может уберечь вас от множества ошибок и сэкономит время. Не бойтесь добавить немного эмоций во время записи. Репетируйте вслух — запись от этого станет лучше. Текст по-разному звучит, когда вы читаете про себя и вслух. Чтение вслух поможет вам определить сложные слова и фразы.

3. Процесс записи

1) До записи сделайте разминку, почитайте вслух. Если начать читать «вхолодную», увеличивается вероятность ошибок и отсутствия живости интонации.

2) Начните запись. Запишите минуту вашего молчания с уже настроенным микрофоном. И потом, не прерывая запись, начинайте начитывать. Эта минута тишины и очень тихого, окружающего вас, шума нужна для последующей обработки — захвата шума и его редакции/удаления.

3) Начинайте каждую новую фразу со вдоха, следите за дыханием, чтоб вам его хватало. Если предложение слишком длинное — разбейте его на части, читайте по запятым: дочитали до запятой, остановились, вдохнули, продолжили.

Потом части предложения объединяются в аудиоредакторе. Если следовать любому другому подходу — может звучать неестественно и потом тяжело слушать. Но, опять же, это зависит от мастерства диктора.

4) Слушайте себя, свой голос, его звучание, внимательно. Если услышали что ошиблись, выговорили невнятно, не выговорили букву, не та интонация, голос устал — остановитесь. Перечитайте всё предложение или его часть, что после запятой, чтобы звучало хорошо. Большим плюсом будет, если у вас есть человек (звукорежиссёр/музыкальный продюсер/просто внимательно слушающий знакомый), который слушает вас когда вы записываетесь, подсказывает с исправлением ошибок/интонаций, руководит процессом записи.

Запись в динамические микрофоны. Рекордер используется как внешняя звуковая карта

Когда делается озвучка, если это не life-стрим или не радио, ошибки не допускаются. Обычно, люди перестают слушать аудио с дефектами речи или ошибками.

5) Расположите текст для чтения удобно, чтобы читая, когда вы говорите, расстояние от рта до микрофона не менялось на протяжении всей записи.

6) Верьте в то что вы говорите: слушателя не обмануть, он чувствует фальшь, неискренность, незаинтересованность. Интонация, настрой, живость — всё это нужно передавать голосом, согласно задумке текста. Вы — актёр, который играет перед большой аудиторией. Когда нужно — улыбнитесь, когда нужно — выдержите паузу. Сыграйте свою роль как будто вы живёте ей — с полной отдачей.

7) Помните: во время записи вы можете перечитать что нужно, но не перечитывайте одну фразу более 2–3 раз подряд, иначе слишком устанете и не дочитаете до конца текста. Двигайтесь по тексту постепенно.

8) Ещё раз: записываясь стоя — жестикулируйте, помогайте себе руками. Это принципиально важно и для дыхания, и для интонации. Случайно не ударьте микрофон рукой.

9) Делайте перерывы.

10) Если захочется, выпейте немного тёплой воды.

11) В классическом озвучивании, например, 50 лет назад, не допускалось, чтобы на записи было слышно дыхание. Но теперь, с техническим развитием программного обеспечения, дыханию придают небольшое значение, потому что вдохи можно вырезать. Конечно, это не значит, что не стоит уделять этому внимание. Учитесь вдыхать незаметно, это один из критериев профессионализма.

12) Не забывайте об интонационном разнообразии на протяжении всего текста. Без интонации результат слушать будет очень скучно.

13) Читайте чётко и внятно. Слушайте себя и как вы звучите. Найдите свой голос. Старайтесь читать разговорно и естественно. Если написанная фраза кажется вам не естественной, её можно немного изменить, переставить слова, чтоб это было легко проговаривать и слушать.

Если видите, что предложение слишком большое — разбейте его на два, по смыслу. Слушателю должно быть понятно о чем идет речь, он не должен теряться в излишне длинных предложениях. Текст для чтения — это одно, текст для озвучки — совсем другое.

14) Включив микрофон на чистовую запись, записывайте всё, вплоть до завершения чтения текста. Записывайте даже неудачные дубли, тишину и отдых — потом из наилучших фрагментов в аудиоредакторе собирается результат. Так, обычно, работают в профессиональных студиях звукозаписи. Если записать качественно, и выдать хороший финальный продукт, вас захотят слушать дальше, снова и снова.

15) Верьте в себя! У вас всё получится.

Запись в USB-микрофон

Резюме

Необходимо максимально качественно накопить звук на этапе записи. Пост-обработка может улучшить его, но она не творит чудеса. Если будет много эха, пиков, взрывных звуков, звуков слюны, громких вдохов — это можно будет убрать, но от этого пострадает сам голос, его окрас, и глубина. Дабы этого избежать, необходимо максимально качественно и без посторонних шумов сделать запись.

Именно потому и существует целая индустрия: студии звукозаписи, звукорежиссёры, музыкальные продюсеры, вокалисты и профессиональные дикторы. Но, безусловно, вы можете добиться хорошего качества/результата и дома, если будете следовать рекомендациям указанным выше.

Хорошего настроения и удачи в вашем творческом деле. Дерзайте!

***

P.S. Оценить результаты нашей работы со звуком вы можете в одном из наших проектов: мобильном приложении с лучшими в мире аудиопрогулками https://www.wayme.tours/

Почти все аудиопрогулки записаны на конденсаторные микрофоны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *