Микрофон

Книг и статей, в которых рассказывается о принципах действия микрофонов различного типа, их характеристиках и применении довольно много. Однако большинство из них изданы относительно давно и к настоящему времени стали малодоступны. В те годы, когда эти книги издавались, проблема выбора микрофона существовала лишь теоретически. Ныне ситуация сложилась прямо противоположная: микрофонов в ярких упаковках сколько угодно в любом ларьке с радиотехническим уклоном, не говоря уж о специализированных магазинах. Глаза разбегаются. Что выбрать? Давайте разберемся в этом, не слишком глубоко вдаваясь в технические аспекты. Принцип действия микрофона заключается в преобразовании звуковых колебаний в электрические таким образом, чтобы содержащаяся в звуке информация не претерпевала заметных изменений. Для этого микрофон должен отвечать следующим требованиям:

  • при рабочих уровнях звука микрофон должен вырабатывать электрический сигнал, в достаточной мере превышающий уровень собственных электрических шумов;
  • вырабатываемый сигнал не должен иметь существенных искажений;
  • микрофон должен практически без изменений передавать все звуковые частотные составляющие, содержащиеся в сигнале в пределах частотного диапазона аппаратуры, к которой он подключен.

Микрофоны отличаются по способу преобразования колебаний звукового давления в колебания электрические. С этой точки зрения различают электродинамические, электромагнитные, электростатические, пьезоэлектрические, угольные и полупроводниковые микрофоны. Электродинамические микрофоны делятся на катушечные и ленточные. К электростатическим микрофонам относятся конденсаторные и электретные, широко используемые в профессиональных целях. Электромагнитные и пьезоэлектрические микрофоны не получили распространения в звукозаписи из-за узкого частотного диапазона и неравномерной частотной характеристики. Последние две группы микрофонов — угольные и полупроводниковые — из дальнейшего рассмотрения можно смело исключить, так как принципы их действия не обеспечивают выполнения ни одного из требований, предъявляемых к микрофонам для звукозаписи. Принципы действия микрофонов различных типов объединяет способ преобразования звуковых колебаний в электрические: мембрана (диафрагма) микрофона воспринимает и передает колебания звукового давления элементу, осуществляющему их преобразование в электрический сигнал.

Принцип действия электродинамических микрофонов заключается в преобразовании колебаний звукового давления в механические колебания диафрагмы и связанной с ней катушки индуктивности (в катушечных микрофонах) или ленты (в микрофонах ленточных) в магнитном поле постоянного магнита. Это приводит к возникновению в катушке или ленте э.д.с. самоиндукции, в изменении которой и заложена информация. Конденсаторные микрофоны требуют внешнего источника питания. Жестко натянутая мембрана под действием изменяющегося звукового давления совершает колебательные движения относительно неподвижного электрода. Эти два элемента составляют конденсатор, являясь его обкладками. При колебаниях мембраны емкость конденсатора изменяется с частотой воздействующего на мембрану звукового давления. В электрической цепи появляется переменный ток, пропорциональный звуковому сигналу. Электретные микрофоны по принципу действия не отличаются от конденсаторных, однако эффективность преобразования сигнала в них выше, так как напряжение на обкладках конденсатора обеспечивается не только обычным внешним источником, но и электрическим зарядом мембраны или неподвижного электрода. Материал этих элементов обладает электретным свойством — способностью сохранять заряд длительное время.

К основным характеристикам и параметрам микрофонов, определяющим их качество, относятся следующие:

  • Чувствительность — отношение напряжения на выходе микрофона к воздействующему на него звуковому давлению.
  • Динамический диапазон — разность между уровнями предельного звукового давления и собственных шумов.
  • Рабочий частотный диапазон.
  • Частотная характеристика (ЧХ).
  • Характеристика направленности — зависимость чувствительности микрофона от угла между его акустической осью и направлением на источник звука.

Важными параметрами микрофона являются также уровень собственных шумов и выходное сопротивление. Очевидно, хороший микрофон должен быть малошумящим. Выходное сопротивление микрофона должно соответствовать входному сопротивлению аппаратуры, к которой он подключен. Вообще говоря, без учета условий применения при решении конкретных задач нельзя утверждать, что микрофон с теми или иными характеристиками хуже или лучше. Не для всех параметров также справедливо утверждение: «Чем значение выше, тем лучше”. Например, микрофон с высокой чувствительностью хорош в подслушивающем устройстве для записи звука с большого расстояния. Но тот же микрофон малопригоден в руке солиста, поющего в сопровождении оркестра, так как он будет воспринимать не только голос певца, но и искаженные при распространении звуки музыкальных инструментов. Для правильной передачи звучания басовых музыкальных инструментов не обязательно использовать микрофон с высокой верхней граничной рабочей частотой. Хотя, чем шире рабочий диапазон частот (чем меньше нижняя и больше верхняя граничные частоты), тем универсальнее микрофон. Одним из важнейших показателей при выборе микрофона является характеристика его пространственной направленности. Графически ее изображают в полярных координатах в виде диаграммы направленности в горизонтальной плоскости. По виду характеристики направленности микрофоны делят на три основных типа: ненаправленные, двусторонне и односторонне направленные. В первом приближении считается, что ненаправленные микрофоны одинаково воспринимают звук с любого направления. Рабочей областью ненаправленного микрофона является сфера, а его диаграмма направленности представляет собой окружность

Двусторонне направленные микрофоны обладают одинаковой чувствительностью как с фронтальной, так и с тыльной стороны. Диаграмма направленности напоминает цифру «8” Односторонне направленные микрофоны чувствительны только к звуковым волнам, приходящим с фронтального направления. Их диаграмма направленности представляет собой кривую, носящую название «кардиоида” и действительно напоминающую сердечко Кроме направленных микрофонов, существуют еще и остронаправленные. диаграмма направленности такого микрофона, описываемая суперкардиоидой. Обратим ваше внимание на то обстоятельство, что представленные на рисунках диаграммы направленности идеализированы. Важно понимать, что реальные характеристики направленности близки к этим идеализациям только в пределах узкого диапазона частот. Особенно сильно сказывается зависимость вида диаграммы направленности от частоты для ненаправленных микрофонов. Чем выше частота, тем меньше телесный угол, в пределах которого ненаправленный микрофон воспринимает звуковые волны.

кроме идеализированных диаграмм направленности, представлены реальные характеристики направленности соответствующих микрофонов в рабочем диапазоне частот.

Пренебрежение подобными реалиями может привести к грубым ошибкам. Например, если запись группы вокалистов производится одним ненаправленным микрофоном, то исполнителей с более высокими голосами следует размещать так, чтобы микрофон был нацелен на них фронтальной стороной. В противном случае, будет нарушено соотношение громкостей и отдельные голоса будут подвержены амплитудно-частотным искажениям.

Изделия фирм, уважающих себя и покупателей, снабжаются паспортами, в которых приводятся диаграммы направленности для нескольких частот, подобные приведенным в качестве примера для динамического (МД-78) и для электретного (МКЭ-2) микрофонов.

Наряду с диаграммой направленности, другой не менее важной характеристикой микрофона является его частотная характеристика. Принципиальным требованием к частотной характеристике является ее равномерность. Чем равномернее ЧХ микрофона, тем правильнее он передает тембр голоса певца или инструмента. При использовании микрофона в системе звукоусиления концертного зала неравномерность ЧХ микрофона является одной из причин возникновения неприятного для ушей публики эффекта — самовозбуждения акустической системы.

Выбор правильного микрофона является одним из наиболее важнейших решений на пути к качественной записи. Если мы будем рассматривать запись, а именно так автор и советует поступать, как процесс увековечивания звукового материала, то становится очевидным, что выбор микрофона, наравне с качеством музыкального инструмента, способностями музыканта, а также акустическими характеристиками помещения, в котором производится запись, является критическим, для конечного результата, решением. Микрофон является тем самым связующим звеном между акустическим звуком, созданным тем или иным инструментом или голосом, и тем, как этот звук будет увековечен. Автор уверен, что детальное понимание принципа работы и характеристик микрофона, как, вобшем-то, всех процессов, так или иначе связанных с профессией звукоинженера, поможет сделать правильный выбор, а не руководствоваться привычкой работать по стандартной схеме. Ведь нет слов страшнее, чем привычка и стандартно. Во всяком случае, в этой профессии.

Но прежде, чем непосредственно перейти к обсуждению столь важной темы, стоит дать четкое определение нискольких важнейших понятий:

Микрофон – устройство, преобразующее изменения звукового давления в электрический ток. Микрофоны классифицируются по многим критериям, среди которых можно особенно выделить следующие.

Принцип работы и предназначение – существует множество различных принципов работы микрофоонов и из них вытекающие области применения. Все они имеют преимущества и недостатки, которые мы можем использовать в свою пользу, если будем с ними знакомы. Ниже мы рассмотрим самые расспространенные в аудиоиндустрии техники, опуская самые экзотические.

Чувствительность (mV/Pa) – характеризует способность (эффективность) микрофона преобразовывать изменения звукового давления в электрический ток. Другими словами, дает нам понать какое напряжение будет на выходе микрофона при определенном звуковом давлении. Таким образом, чем выше чувствительность, тем более сильный сигнал будет на выходе при том же звуковом давлении.

Направленность – способность микрофона реагировать на изменения звукового давления относительно месторасположения источника звука в пространстве. Эта способность определяется конструкцией капсулы, являющейся сердцем любого микрофона.

Но обо всем по порядку. Начнем с пожалуй с самого основного — принципа работы.

Устройство и принцип работы

Под устройством и принципом работы понимают совокупность процессов и логические взаимосвязи ведущие в итоге к желаемому результату, в данном случае переменный ток, форма волны которого аналогична форме акустической волны. Отсюда, кстати, и берет свое начало всем хорошо знакомое понятие аналоговый звук.

Абсолютное большинство микрофонов, приеняемых сегодня в аудиоиндустрии относятся к одной из двух, получивших наиболее широкое распространение, технологий — динамические и конденсаторные.

1.1. Динамические микрофоны

Принцип работы динамического микрофона основан на физическом законе, который гласит – движение проводника в магнитном поле создает электрический ток. Это явление называется индукцией.

Устройство

Проводник, к которому прикреплена мембрана, помещен в постоянное магнитное поле. Изменения давления воздуха, как следствие распространения звуковой волны, заставляют мембрану двигаться в соответствии с амплитудой, фазой и частотой этой самой звуковой волны. Мембрана, в свою очередь, передает это движение проводнику. Движение проводника в постоянном магнитном поле создает электрический сигнал, который в точности описывает звуковую волну, создавшую это движение. Отсюда и название – аналоговый, так как возникший сигнал является аналогом звуковой волны.

Для облегчения механизма, а значит повышения подвижности, проводник изготавливают из тонкой проволоки, которая обмотана вокруг пластикового пустотелого стержня. Это увеличивает количество проводимого материала в магнитном поле, что, в свою очередь, увеличивает индукцию и чувствительность микрофона.

У данной конструкции есть свои преимущества и недостатки:

Преимущества:

Надежность

Способность работать с высокими звуковыми давлениями

Простая конструкция и относительно низкая цена

Недостатки:

Пониженная чувствительность к высоким частотам (спад АЧХ)

Относительно медленная реакция на резкие перепады в уровне звукового давления импульсы

Вышеперечисленные характерные аспекты могут быть как достоинствами, так и недостатками. Главное о них знать, а как их применить в свою пользу дело уже за вами.

1.2. Конденсаторные микрофоны

Принцип работы конденсаторного микрофона основан на свойстве конденсатора изменять эллектрическую емкость в зависимости от расстояния между его пластинами.

Устройство

В конденсаторном микрофоне одна из пластин подвижна и является мембраной. Она выполнена из тончайшего материала, с целью сделать ее как можно более легкой. Как правило, используется пластиковая пленка, на которую наносится тонкий слой золота или никеля. Вторая же пластина неподвижна. Звуковое давление, воздействуя на мембрану, заставляет ее двигаться в направлении второй пластины, что сокращает расстояние между ними и, как следствие, вызывает изменение емкости конденсатора. Электрический ток, возникающий вследствие этого, и есть сигнал, описывающий звуковую волну. Для создания электрического поля между двумя пластинами, необходимого для работы конденсатора, могут использоваться два способа: внешний источник (батарея или фантомное питание) или же покрытие одной из пластин поляризованным материалом (такие микрофоны называют электретными). Источник питания необходим так же для обеспечения работы предусилителя, установленного практически во всех конденсаторных микрофонах по причине очень слабого сигнала – амплитуда движения диафрагмы очень ограничена, что выражается в очень незначительных изменениях в напряжении, поэтому уровень сигнала требуется увеличить, прежде чем передавать его по кабелям.

Преимущества:

Более чувствительны, особенно в области высоких частот

Способны более быстро реагировать на резкие изменения в характеристике волн

Недостатки:

Требуют дополнительного источника питания

Более требовательны в обращении

2. Типы капсул

Капсула является в прямом смысле сердцем любого микрофона. Ее прямая задача заключается в конвертировании акустической энергии в электрическую. Для этого она должна обладать рядом качеств, которые в свою очередь будут определять некоторые ее характеристики.

Капсулы по своей конструкции можно разделить на закрытого и открытого типа. Рассмотрим каждый из этих типов в отдельности.

2.1. Капсулы закрытого типа

Если упростить, то капсула представляет собой металлический цилиндр, одна сторона которого является мемраной. Внутри капсулы поддерживается постоянное давление, так как ее внутреннй мир полностью изолирован от внешнего и соприкосается с ним только через тончаюшую мембрану. Колебания давления снаружи, создаваемые звуковыми волнами, вызывают движение мембраны:

внутрь капсулы, когда звуковая волна находится в своей положительной фазе (увеличение давления).

наружу капсулы, когда звуковая волна находится в своей отрицательной фазе (понижение давления)

Чем больше амлитуда колебаний звуковой волны, тем больше амплитуда отклонений от постоянного давления внутри капсулы, и соответственно выше напряженние на выходе из капсулы.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что месторасположенние источника звука и направление распространения созданных им колебаий в данной конструкции не имеют никакого значения, так как единственным фактором, необходимым для ее работы является факт изменения давления, а с какой стороны это произойдет, не имеет роли. Направленность капсул является частотно зависимым параметром. Это означает, что он изменяется в зависимости от частоты акустической волны. Для большей наглядности характеристик чувствительости капсул относительно направления и частоты были введены специальные графики. Они демонстрируют все вышеперечисленные характеристики.

Капсулы закрытого типа, в силу своей конструкции, всегда буду иметь омнинаправленную характеристику (Omnidirectional) капсулы, то есть не будут чувствительны к месторасположению и направлению распространения звуковой волны. В опрделенных ситуациях это может иметь преимущество и стать решающим фактором при выборе микрофона, когда к примеру, сигнал должен оставаться стабильным, даже когда, скажем, ведущий поворачивает голову в сторону или к примеру, если необходимо записать звучание какого то инструмента в определенном помещении как атмосферный трек.

2.2. Капсулы открытого типа

Капсулы открытого типа имеют отличную от вышеописанной конструкцию и соответственно принцип действия. Как и предпологает название, в данном случае мембрана открыта с обеих ее сторон – фронтальной и тылъной, и обладает чувствительностью к направлению расположения источника звука отностительно мембраны.

Для того чтобы понять как это работает, рассмотрим три различных ситуации:

В первом случае, звуковая волна приходит с фронтальной стороны мемраны. Изменения давление, являющиеся следствием распространения звуковой волны, заставляют мембрану двигаться. В зависимости от фазы волны в конкретный момент времени, мембрана будет либо прогибаться, при позитивной фазе, т.е. повышении давления, либо совершать движение в обратном направлении, при негативной фазе, т.е. понижении давления.

Во втором случае, когда звуковая волна приходит с тыльной стороны мембраны, все будет повторяться, но с точностью наоборот.

А вот третья ситуация очень интересная. В данном случае звуковая волна приходит сбоку, то есть мембрана расположена к ней боковой стороной. Это означает, что изменения давения будут происходить с обеих сторон мемраны. С обеих сторон мембраны будет повышение давления в позитивной фазе волны, или понижение давления в ее негативной фазе. Это заставит мембрану оставаться неподвижной.

Если отобразить чувствительность данной контрукции на уже знакомом нам графике, то не трудно заметить, что наибольшая чувствитель будет с фронтальной 0 градусов и тыльной 180 градусов сторон. По мере приближения к боковым сторонам чувствительность падает и сходит на нет в точке 90 градусов. Этот график напоминает цифру 8, за что данная характеристика направленности и получила свое название — восьмерка (Figure of 8).

Как и в случае с омнинаправленной характеристикой, восьмерка также обладает рядом особеннностей, которые в определенных ситуациях могут стать преимуществами. Но могут оказаться и недостатками. Поэтому выбору направленности микрофона стоит уделить должное внимание.

Кроме того, существуеют еще несколько распространенных характеристик направленности микрофоов. Они являются результатом суммирования двух вышеописанных характеристик. В зависимости от взятой пропорции можно получить различные новые характеристике. В таблице 1 ниже приведены основные даннные. Они конечно же также имеют свои преимущества и недостатки.

Кардиообразный (Cardioid) – имеет высокую степень чувствительности с фронтальной стороны и очень низкую с тыльной. Свое название эта характеристика получила в следствии схожести графика с символом сердца.

На практике микрофоны с данной характеристикой направленности часто применяются при работе с живым звуком. Благодаря своей пониженной чувствительности с тыльной стороны, что сильно снижает порцию нежелательных акустических сигналов, попадающих в микрофон со сцены, они обеспечивают более чистое, или если хотите, более стерильное снятие звука с желательного источника. Кроме того, это увеличивает степень возможного усиления сигнала до опасности возникновения фидбека, тем самым снижая эту вероятность.

Нелинейность амплитудно-частотной характеристики

К вышеописанным характеристикам, таким как тип, принцип работы и направленность, можно добавить еще один очень важный аспект, играющий не менее важную роль в выборе микрофона для конкретной задачи – амлитудно-частотная характеристика (АЧХ) и уровень искажений. Чаще всего именно они предопределяют оттенок звука, характерного для той или иной модели микрофона.

АЧХ описывает отклонения амплитуды сигнала от амплитуды оригинала на той или иной частоте в определенном диапазоне. Эти отклонения происходят в силу различных факторов, среди которых можно назвать особенности конструкции мембраны, ее материал и вес, а также конструкторские решения по реализации внутренних электроцепей и блоков микрофона. Как правило АЧХ представлена в виде графика (См. график 1), на котором можно видеть на каких именно частотах и насколько децибел происходит отклонение от линейности.

Однако может быть представлена в следующем виде: 60Hz — 20kHz (+/- 2dB) . В данном случае невозможно знать на каких именно частотах происходит отклонение. На основе этих данных можно лишь заключить, что в диапазоне от 60Hz до 20KHz максимальное отклонение составляет 2dB. Взглянув на АЧХ микрофона в сопроводительной документации, можно сделать предварительные выводы о «цвете” и «оттенке” микрофона. Но окончательные выводы можно сделать лишь тщательно прослушав микрофон на различных источниках звука. Это самый лучший показатель. При работе со звуком, полагайтесь на свои уши, а не на глаза!

Кроме вышеперечисленных характеристик существуют еще несколько немаловажных:

Максимальный уровень звукового давления (dBSPL). Этот параметр должен включать в себя процентное содержание общих гармонических искажений при заявляемом уровне.

Уровень собственного шума (dB/dBA). Как правило не превышает 30 dBA

Сопротивление на выходе (Ohm). Это очень важный момент. Все профессиональные микрофоны имеют низкое сопротивление на выходе (Lo-Z), не более 600Ω. Это очень важно для возможности передавать сигнал на относительно большие (около 100 метров) расстояния без потери качества и уровня сигнала.

Классификация по предназначению

Существует еще много видов микрофонов, которые имеют особое применение. К ним относятся:

Микрофон зоны давления. Капсула смонтирована над металлической поверхностью, для предотвращения попадания в диафрагму, отраженных от близлежащих поверхностей, сигналов, что способно вызывать фазовые искажения. Часто используется для записи рояля, так как его можно прикрепить на крышку. А также на сцене в театре.

Стерео – микрофон. В одном корпусе смонтированы две капсулы таким образом, чтобы каждая из них была обращена в противоположную сторону. Так достигается более широкий стереообраз. Может быть, также, реализована MS или X/Y техника.

Shotgun (пушка )- Конденсаторный микрофон, предназначенный для использования на открытой местности. Широко используется в кинематографии. Обладает очень узкой направленностью, которая достигается путем фазовых сдвигов звуковой информации, приходящей со сторон микрофона. Для этого на корпусе имеются прорези, сквозь которые сторонняя информация и попадает в микрофон. Но за счет того, что капсула расположена в самом конце корпуса, то, что до нее доходит, является звуком, пришедшим с фронтальной стороны. Все же остальное получает фазовый сдвиг и таким образом заглушается.

Это пожалуй самые основные виды, хотя и не все. По мере своей профессиональной деятельности, Вы столкнетесь с дополнительными видами микрофонов, а также с различными видами их применения.

Дополнительные функции

На сегодняшний день имеется множество моделей микрофонов, которые совмещают в себе несколько видов направленностей и дают возможность пользоваться каким-либо из них, по мере потребности, просто переключая положение.

Почти на всех современных микрофонах есть функция, предоставляющая возможность уменьшить уровень выходного сигнала (Pad/Trim). Как правило, на 6/12/18 db (помните, что увеличить/уменьшить на 6.02 db означает в два раза). Это весьма полезная функция в случаях работы с источниками звука с высоким звуковым давлением. Однако если звуковое давление превышает максимально возможную амплитуду движения мембраны микрофона, то эта уже не поможет, так как искажение сигнала будет иметь механическую природу.

Кроме этого имеются также встроенные фильтры для обрезания низких частот (40,60,80 Hz). Очень применимо при работе в гулких помещениях и особенно в случаях с прямым эфиром, когда «потом обрежем” не работает. На некоторых моделях можно даже выбирать крутизну среза, у других же она постоянна и определена производителем (так что стоит почитать техническую документацию)

Как уже говорилось в начале, выбор микрофона очень важное решение. Поинтересуйтесь лишний раз у исполнителя каким он видит звук его инструмента или вокала. В каком акустическом пространстве. Внимательно послушайте все особенности звучания данного инструмента или вокала, и подумайте, с помощью какого микрофона вы можете замаскировать недостатки и подчеркнуть выгодные стороны. Для этого вам нужно хорошо знать все характерные черты имеющихся в вашем распоряжении микрофонов. Какие из них страдают эффектом близости (и может быть это будет вам на руку), какие имеют не очень хорошую чувствительность на высоких частотах, какие могут хорошо справляться с высоким уровнем звукового давления. Постарайтесь приблизиться к конечному результату еще на этапе записи. И тогда вам (или кому-то другому) не нужно будет ломать голову при сведении и пытаться подчеркнуть то, чего в записанном сигнале нет, потому что был выбран неправильный микрофон. Не слушайте людей, говорящих о каком-либо оборудовании, что оно плохое. Это неправильное суждение. Оборудование может быть не подходящее для данной конкретной цели, но не плохое. Даже самый дорогой и титулованный микрофон не всегда подходит для достижения определенной цели. Слушайте, анализируйте, думайте.

Полезные ссылки (англ.):

www.microphone-data.com – техническая информация большинства известных в мире

микрофонов. Требует регистрации.

Ведущие производители:

Какие бывают микрофоны и как выбрать правильный микрофон?

Мир микрофонов богат и разнообразен. Сегодня существует великое множество микрофонов самых разных форм и размеров. Если раньше потребитель еще как-то мог сам сориентироваться во всем многообразии предложений, то сегодня с приходом в Европу небольших малоизвестных фирм из Азии для человека, не особенно внимательно следящего за рынком и переменами на нем, приобретение микрофона может превратиться в лотерею с минимальными шансами на выигрыш. Итак, давайте для начала разберемся с тем, какие они бывают – микрофоны?

Типы микрофонов по назначению

Микрофон – штука вездесущая. В телефоне, в плеере, в диктофоне, в планшетном компьютере, в видеокамере и в фотоаппарате – во всех этих девайсах есть встроенные микрофоны. Однако нас будут интересовать микрофоны иного рода.
Эстрадные или сценические микрофоны. Микрофоны этого типа изначально создавались для определенных сценариев применения. Чаще всего эстрада в сознании рядового зрителя ассоциируется с ручными микрофонами, имеющими рукоять с капсюлем, защищенным сеткой ветрозащиты. В большинстве своем такие микрофоны имеют похожий дизайн, и проблема тут не в экономии на дизайнерских изысках, а в стремлении к унификации. Стандартного вида ручной микрофон хорошо фиксируется в стандартных же стоечных держателях, к ним с легкостью можно подобрать хорошую сменную ветрозащиту.
На фото Shure SM58-LCE – качественный и недорогой динамический микрофон для вокала. Популярная модель.
Сценические микрофоны по можно разделить на проводные и беспроводные. Кроме ручных микрофонов в этой группе есть еще гарнитуры, а также петличные микрофоны (лавалье). Эстрадные микрофоны можно также разделить на подгруппы по выполняемой функции. Это могут быть речевые, вокальные, инструментальные микрофоны и микрофоны подзвучки.
Репортерские микрофоны. Сфера применения микрофонов данной группы понятна и без пояснений. Репортерские микрофоны могут быть проводные и беспроводные, ручные, головные гарнитуры и для скрытого ношения. Модели для уличного применения обычно являются направленными, они рассчитаны на применение в ветреную погоду, не боятся низких и высоких температур. В отдельную категорию можно вынести накамерные съемные и несъемные микрофоны.
На фото Rode VideoMic Pro – проводной накамерный микрофон-пушка, имеющий «каблук» для монтажа в штатное посадочное место вспышки.
Студийные микрофоны для ТВ. Здесь широкое применение получили компактные радиомикрофоны-петлички, часто применяются ручные микрофоны стандартного вида, а также головные гарнитуры. Кроме того в ТВ-студиях в ходу настольные микрофоны PZM, которые на профессиональном сленге именуются «таблетки», «лягушки», «планшеты». Они имеют плоскую форму и почти незаметно лежат на столах у дикторов. Их задача фиксировать все звуки над столом. В верхней полусфере они ненаправленные. Нижнюю они не охватывают.
На фото RODE Lavalier – популярная в России модель петличного микрофона. Для тв-шоу, чтения лекций, деловых выступлений.
Студийные вещательные микрофоны. Этот тип микрофона применяется в условиях вещательных студий радиостанций и тв-каналов. Они могут использоваться как для записи программ, так и вещания в прямой эфир. Обычно здесь применяются микрофоны, «заточенные» для работы с обычной речью. Микрофоны такого типа обычно имеют узнаваемый вид, потому что рассчитаны на установку в специальные стойки с амортизирующим подвесом типа «Паук». Нередко у таких микрофонов имеется переключатель, меняющий характеристики направленности. При необходимости такой микрофон может работать в режиме круговой направленности, кардиоиды, суперкардиоиды и «восьмерки».
На фото микрофон Neumann TLM 103 – идеальное решение для нужд вещания. Тихий, хорошо справляется с мощным звуковыми давлением.
Микрофоны для музыкальных студий. Здесь также можно выделить определенные категории устройств. Это речевые, вокальные и инструментальные микрофоны. Эти микрофоны могут выглядеть по-разному. Вокальные и речевые обычно внешне похожи. Они имеют дизайн, позволяющий монтировать их на специальные стойки в держатели с амортизирующими подвесами и с возможностью использования высокоэффективных ветрозащит.
На фото студийный конденсаторный микрофон Audio-Technica AT4050SM в специальном подвесе на амортизирующих растяжках.
Инструментальные микрофоны могут внешне походить и на стандартные студийные вокальные микрофоны, и на обычные сценические. Их особенностью является способность воспринимать детали и нюансы звука при высокой сопротивляемости мощному звуковому давлению. Сопротивляться мощным звукам позволяет встроенный аттенюатор. Он снижает риск перегрузки микрофона.

Типы микрофонов по принципу действия

В практике широкого применения сегодня используются две разновидности микрофонов – динамические и конденсаторные. Каждый тип микрофонов обладает своими преимуществами и недостатками, своими сферами применения.
Динамические микрофоны. В качестве основного элемента, отвечающего за преобразование звуковых волн в электрические колебания, здесь выступает миниатюрный динамик. Волны заставляют колебаться мембрану с катушкой (катушечный микрофон), помещенной в постоянное магнитное поле. Катушка пересекает силовые линии магнитного поля, и в ее обмотках возникают токи индукции. Кроме катушечных есть еще и ленточные микрофоны. Они обычно применяются в студийной записи. В них катушку заменяет гофрированная ленточка из фольги.
Динамические микрофоны не требуют дополнительного питания, могут применяться на эстраде, в репортерской практике в качестве решений для работы под открытым небом. Они не так чувствительны к перепадам температуры и более надежны. Но в качестве звука они уступают конденсаторным.
Конденсаторные микрофоны. За преобразование звуковых колебаний в электрические у таких микрофонов отвечает конденсатор, у которого одна обкладка неподвижная, а вторая выполняет функцию мембраны, то есть может приходить в движение под действием звуковых волн. Конденсатор последовательно подключен к источнику постоянного тока. Мембрана под действием звуковых волн приходит в движение, емкость конденсатора меняется и постоянный ток становится переменным.
Пара подобранных конденсаторных микрофонов sE Electronics RN17ST, способных хорошо справляться с мощным звуковым давлением.
Микрофонам такого типа требуется дополнительное питание — фантомное. Фантомное питание может подаваться от входа нагрузки микшера или усилителя. Есть микрофоны, в которых для этих целей используются батарейки. Обычно для нормальной работы конденсаторным микрофонам требуется фантомное питание с напряжением в 48 В.

Типы микрофонов по пространственным характеристикам направленности

Микрофоны делятся на несколько групп по характеристикам пространственной направленности. Самые распространенные виды направленности — круговая, кардиоида, суперкардиоида и гиперкардиоида.

Микрофоны с круговой направленностью или ненаправленные. В случае с таким микрофоном, совершенно неважно, как расположен источник звука относительно плоскости его диафрагмы. Он даже может находиться в движении. Такие микрофоны могут использоваться для подзвучки сцены, потому что его задача уловить все звуки в пространстве, независимо от того, какое положение в нем занимает источник звука.
Кардиоидный микрофон имеет определенные характеристики направленности. В одной полусфере он одинаково хорошо чувствителен, а в другой его чувствительность падает. Такие микрофоны способны обслуживать один или несколько рядом расположенных источников звука, при этом источники, находящиеся во второй полусфере игнорируются. Такими характеристиками обладают обычные эстрадные и студийные микрофоны для речи и вокала.
Суперкардиоидный микрофон имеет вытянутое поле оптимальной чувствительности. Такие микрофоны называются узконаправленными. Они хорошо принимают звук от одного выбранного источника, игнорируя прочий шумовой фон, однако правильное расположение источника звука относительно плоскости диафрагмы этого микрофона имеет принципиальное значение. Такими микрофонами пользуются репортеры, работающие «в поле», на зашумленных площадках. Схожими характеристиками направленности могут обладать уличные накамерные микрофоны для видео- и фотокамер.
На фото микрофон-пушка суперкардиоидной направленности. Рассчитан на работу в неблагоприятных условиях. Цельнометаллический корпус.
Гиперкардиоидный микрофон или остронаправленный микрофон. Микрофоны такого типа способны воспринимать звук даже от удаленных источником, но его диафрагма должна быть строго перпендикулярна оси, которую можно провести между микрофоном и источником звука. Малейшее отклонение приводит к падению качества звука. Такие микрофоны называют пушками. Ими пользуются репортеры в случаях, когда источник звука удален и приблизиться к нему нет возможности.

Практические советы по выбору микрофона

Следует четко уяснить себе, что:
• универсальных микрофонов не бывает;
• хороший микрофон стоит недешево, что бы вам ни говорили продавцы.
Микрофон следует покупать строго под задачи, которые с его помощью предстоит решать. Если требуется записывать барабанные партии, исполняемые на классической акустической установке, то тут нужен не один, а несколько инструментальных микрофонов, изначально готовых к воздействию серьезного звукового давления.
Если есть необходимость записывать лирический вокал, то в данном случае для обеих задач будет достаточно одного хорошего студийного вокального микрофона.
Для живых эстрадных выступлений, для подготовки репортажей с улиц города, для записи интернет-подкастов или переозвуки видео – для всего этого нужно выбирать свой специальный микрофон. Чем чреваты ошибки? В лучшем случае – переплатой. К примеру, можно купить для записи интернет-подкастов дорогой студийный микрофон, для нормальной работы которого потребуется докупать дополнительное оборудование. В результате в Сеть будет выложено цифровое аудио с высокой степенью сжатия, которое при сжатии потеряет то самое качество, за которое вы заплатили деньги. Другой подкастер купит специально «заточенный» под такие нужды микрофон, который стоит в несколько раз дешевле, который подключается напрямую к ПК по USB, потому что уже имеет встроенный аудио-интерфейс. В результате этот подкастер выложит в Сеть аудиоматериал сравнимого качества, но с меньшими заморочками и более скромными денежными расходами.
Другая ситуация: нужен микрофон для вокальных и речевых выступлений под открытым небом. Для теплого времени года хорошо подойдет конденсаторный микрофон, но в условиях низких температур он будет работать неправильно, а то и вовсе сдаст позиции. В таком случае максимально эффективным и надежным решением будет динамический проводной микрофон. В этом случае неправильный выбор сулит не только денежные потери.

Бренд – не показатель качества

Сегодня покупать микрофон, полагаясь только на солидность и авторитет бренда, тоже нельзя. Даже самые крутые производители микрофонов активно вводят в свой ассортимент недорогие модели для массового потребления, и компании, которые недавно выпускали только дорогие и только профессиональные решения, сегодня – разбавляют свой ассортимент недорогими микрофонами для любителей-энтузиастов и домашних студий. Поэтому, покупая недорогой микрофон от бренда с хорошей репутацией, вы рискуете купить не то, что нужно.
Ничего не изменилось: хорошие профессиональные микрофоны как стоили дорого, так и стоят – очень дорого.
Несколько дискредитировало себя и понятие «профессиональный микрофон». Некоторые крупные производители после вывода своих производственных мощностей в Китай среди привычно качественных изделий стали выпускать откровенный ширпотреб, но выглядящий, на первый взгляд, как вполне приличный продукт. Кроме того, появились новые категории микрофонов, нацеленные на решение новых задач, вроде записи речевых программ для интернет-вещания или треков для переозвучки видеороликов. Такие решения недороги, но и хорошего качества звука они не предложат.
Смотрите видео, в котором Андрей BarBQ рассказывает о выборе микрофона:

Микрофоны. От первых изобретений к современным разработкам

А.О.Субботкин, НИИСФ РААСН Ш.Я.Вахитов, СПб ГИКиТ, Санкт-Петербург

В настоящее время многие отрасли техники весьма сложно представить без микрофонов. Различные типы микрофонов широко применяются в разных отраслях: акустических измерениях, в том числе измерениях шума — акустической экологии (в городах, на железных дорогах, в аэропортах), исследованиях акустических свойств залов и спортивных арен разного назначения, системах связи и звукоусиления.

История микрофонной техники насчитывает уже более ста тридцати лет. За это время в технической акустике сформировалось отдельное направление, изучающее электроакустические преобразователи — электроакустика. На сегодняшний день существуют десятки крупных международных компаний — производителей микрофонной техники, предлагающих широкий выбор микрофонов, различающихся по типу преобразователя, характеристикой направленности, размерами, способу применения и т.д. Точное количество отдельных моделей уже невозможно определить.

Несмотря на это, полной и однозначной истории развития микрофонной техники до сих пор не сформировано, а данные, которые приводятся в отечественной литературе, не структурированы и местами противоречивы.

В ходе работы над статьей авторами было проработано не менее двадцати письменных источников (книг, монографий, учебников) ряда отечественных и иностранных авторов (в том числе на языке оригинала) за период с 1931 по 2015 год. Полного, однозначного и проработанного раздела, посвященного истории и проблематике развития микрофонной техники ни в одном из изученных источников не оказалось.

В настоящей работе будут представлены первые результаты анализа работ ряда отечественных и зарубежных авторов, отражающие историю развития некоторых типов микрофонов.

В отечественных источниках вопросы истории отсутствуют практически полностью. То же наблюдается в проработанном зарубежном источнике .

Частично вопросы развития техники (в основном связанные с историей развития методов расчётного проектирования) встречаются в текстах отечественных источников . Стоит отметить, что выделенный тематический раздел в этих учебниках и монографиях отсутствует и упоминания разбросаны по тексту.

Классический труд Лео Беранека «Акустические измерения» (Beranek Leo L. «Acoustic Measurements» )

был переведён не полностью. Например, в отечественное издание не попала интереснейшая глава об истории становления акустики как науки, где, в частности, упоминались общие моменты истории развития микрофонной техники в самый ранний период (XIX век). Упоминания идут в контексте основной тематики книги, то есть акустических измерений.

Основную информацию (хотя и довольно лаконичную) об истории развития микрофонной техники из письменных источников удалось почерпнуть в труде А.В. Римского-Кор-сакова , а также И.А. Алдошиной и Роя Приттса . Стоит заметить, что информация эта достаточно неоднозначна, а местами и противоречива: авторы описывают историю развития микрофонной техники, опираясь только на разработки, сделанные на американском континенте, в то время как А.В. Римский-Корсаков приводит данные, где отмечаются заслуги инженеров из Европы, в том числе российских и советских инженеров.

История развития микрофонов

Угольный микрофон. На заре развития

Можно сказать, что история микрофонов начинается в 1876 году, когда Александр Белл (A. Bell) продемонстрировал на выставке в Филадельфии жидкостной преобразователь. В это же время он запатентовал обратимый преобразователь с подвижной арматурой . Однако по ряду причин эти аппараты не нашли широкого практического применения.

Наибольшее распространение получил появившийся почти одновременно с преобразователями А. Белла угольный микрофон.

Авторство этого изобретения приписывается в разной литературе разным учёным в разные временные промежутки. Угольный микрофон был разработан в период с 1878 по 1888 год:

— 1878-1888 годы. США, Хайес, Берлинер, Блейк (Hughes, Berliner, Blaker) ;

— 1878-й, 1883-й годы. Россия, Генрих Махальский, Павел Голубицкий .

В источнике авторство этого изобретения приписывается английскому ученому Дэвиду Эдварду Хайесу (1878, David Edward Hughes1).

1 В некоторых источниках встречаются русские транскрипции Юз и Хьюз.

В источнике указано, что угольный микрофон был разработан в результате работ Хайеса (в источнике указана транскрипция Хьюз), Берлинера и Блейка (Hughes, Berliner, Blaker) в 1881-1888 годах на фирме «Белл Телефон Систем» (Bell Telephone System).

Статья в Большой советской энциклопедии приписывает создание угольного микрофона русским инженерам Генриху Махальскому (1878, Львов) и Павлу Голубицкому (1883, Санкт-Петербург). Их микрофоны применялись в российской железнодорожной отрасли. По всей видимости, есть основания полагать, что изобретатели пришли к своим результатам одновременно независимо друг от друга.

Кстати, сам термин «микрофон» для электроакустических приемников был предложен Дэвидом Хайесом (D. Hughes) .

Так или иначе, после многолетних доработок и усовершенствований (наиболее значительные усовершенствования ввели А. Белл и Энтони Уайт в 1880 году) такой тип микрофонов за счёт своей надёжности и дешевизны до сих пор находит применение в различных областях современной техники (например, в стационарных телефонах).

Преобразователи первой половины XX века

В 1920-х годах произошла настоящая революция в области микрофонной техники. Широкие возможности, открывшиеся для усиления электрических колебаний с изобретением электронно-вакуумных, а затем и полупроводниковых приборов, позволили применять совершенные принципы электроакустического преобразования и разработать пригодные для практики микрофоны и громкоговорители. Появление радиовещания, звукового сопровождения кино и развитие граммофонной записи стимулировали поиски инженеров в области создания совершенных электро-акустических аппаратов, дающих возможность художественно полноценно передавать, записывать и воспроизводить музыку и речь .

Были изобретены те виды электроакустических преобразователей, которые используются в современных профессиональных микрофонах: электростатический (конденсаторный и электретный), электродинамические (катушечный, ленточный и т.д.).

Микрофоны с электростатическим преобразователем.

Конденсаторный микрофон

На сегодняшний день конденсаторный микрофон (наравне с катушечным) является наиболее распространённым в профессиональной сфере (под профессиональной сферой понимается область звукозаписи, кино-радио-телепроизводства и т.д.). Конденсаторные микрофоны вместе с катушечными составляют 93-95% микрофонного парка в студиях звукозаписи и системах звукоусиления .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разные источники приписывают изобретение одномем-бранного конденсаторного микрофона разным учёным в период с 1917 по 1928 год:

— 1917 год. США, на фирме «Вестерн Электрик» (Western Electric) инженером Эдвардом Вентом (E. Wente) ;

-1922-1928 годы. Вент Э., Тренделенбург, русский инженер Яковлев А. И. .

В 1929-1930 годы сотрудниками ленинградского Научно-исследовательского института радиоприема и акустики им. Попова (в то время называвшегося центральной радиолабораторией, в настоящее время ИРПА не существует) В.Н. Лебедевым, М.Н. Мухачевым, И.Н. Щегловым были разработаны первые советские серийные и для того времени высококачественные конденсаторные микрофоны КС-2 и КМ-3, которые использовались при съемках первого советского звукового кинофильма «Путевка в жизнь» .

На западе серийный выпуск одномембранных конденсаторных микрофонов начался в 1947 году, когда фирма «AKG» запустила в производство свой первый конденсаторный микрофон .

Говоря о конденсаторных микрофонах, невозможно не упомянуть о наиболее высококачественном его типе — акустически комбинированном двухмембранном конденсаторном микрофоне, который был разработан в конце 1920-х годов немецкими акустиками Вебером и Браунмюллером .

Электретный микрофон

Для поляризации мембраны конденсаторного микрофона требуется наличие источника питания. В первой половине XX века подобное оборудование было крайне громоздким, что ограничивало использование микрофона в стационарных условиях.

Проблему удалось решить японскому физику М. Ягучи. В середине 1920-х годов учёный обнаружил, что некоторые материалы имеют свойство сохранять электрический заряд на своей поверхности длительное время (кстати, такое предположение было сделано английским ученым 0. Хевисайдом еще в 1896 году) . Это свойство удалось использовать в конструкциях микрофонов с электростатическим преобразователем. Использование электретной пленки с уже имеющимся на ней электрическим зарядом избавило от необходимости поляризации мембраны извне.

В 1962 году появился электретный микрофон фирмы «Белл Лаб» (Bell Lab) .

Промышленный выпуск электретных микрофонов начался в 70-е годы XX века в Японии и практически в это же время в СССР, США, Германии .

Сегодня электретные микрофоны за счет своей дешевизны являются наиболее распространённым типом микрофонов в бытовой технике.

Микрофоны с электродинамическим преобразователем.

Ленточный микрофон

Среди микрофонов с электродинамическим преобразователем наибольшее распространение в профессиональной звукотехнике получили микрофоны так называемого ленточного и катушечного (динамического) типа.

Большая часть авторов приписывает изобретение ленточного микрофона американскому инженеру Г. Олсону, но встречаются и другие данные:

— 1920-е годы на фирме «Western Electric» (США) инженером Г. Олсоном ;

— 1924-1931 годы. Г. Олсон, Ч. Райс и Э. Келлог (Chester Rice, Edward Kellogg), Э. Вентэ и Тюрас А.Л. (L. Albert Thuras) ;

— 1924-1931 годы. ИРПА им. Попова, сотрудники А.А. Харкеич, К.А. Ламагин, Б.Н. Можжелов, М. Е. Шевелова .

В СССР методика расчёта микрофона ленточного типа была предложена А.А. Харкевичем. Начиная с 1931 года, сотрудниками ЦРЛ Б.Н. Можжевеловым и М.Е. Шевеловой был выполнен ряд разработок микрофонов данного типа .

В 1942 году был выпущен ленточный микрофон фирмы «RCA», модель 44A (изобретатель Г. Олсон) . Микрофон весил 3,5 килограмма.

Катушечный микрофон

Несколько позже, в 1930-х годах, появился электродинамический микрофон катушечного типа. В 1931 году американские инженеры Эдуард Венте и Альберт Тёрэс (Albert L. Thuras) изобрели динамический микрофон с катушкой :

— 1931 год. США, Э. Вент и А. Л. Терёс;

— 1933 год. СССР, Р. Л. Волков.

В СССР методика расчёта динамического микрофона была разработана в Центральной радиолаборатории Ленинграда её сотрудником Л.Я. Гутиным, а первый катушечный микрофон был разработан в 1933 году Р.Л. Волковым. Первый

микрофон с постоянным магнитом был сконструирован В.К. Иофе в 1935 году .

Дальнейшее развитие микрофонной техники в XX веке

Электростатический и электродинамический типы преобразователей были разработаны в первой трети XX века, однако они до сих пор успешно применяются в современных микрофонах. Позднее были попытки разработать другие типы преобразователей (например, лазерные микрофоны), но они не нашли широкого применения в профессиональной звукотехнике.

Несмотря на тот факт, что способ преобразования звука за последние сто лет принципиально не изменился, нельзя сказать, что микрофонная техника развивается медленно. Развитие происходило не только в качественном ключе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однонаправленные микрофоны

Первые угольные одно-мембранные конденсаторные микрофоны являлись приёмниками давления, то есть были ненаправленными. Появившейся в 20-х годах прошлого века электродинамический ленточный микрофон имел двустороннюю характеристику направленности, то есть «восьмерку».

Первые попытки реализовать одностороннюю характеристику направленности при помощи электрически комбинированных капсюлей ненаправленных микрофонов предпринимались в 30-40-х годах XX века. При этом реальная однонаправленность получалась только в узкой полосе частот. Массовое распространение однонаправленные микрофоны получили только в 1950-е — 1960-е годы .

Примерно в это же время стали появляться микрофонные системы, реализующие остронаправленный приём, в частности, остронаправленный микрофон интерференционного типа или микрофон бегущей волны, так называемая «пушка».

Рис. 1. Жидкостной преобразователь А. Белла

Рис. 2. Реализация угольного микрофона в телефоне А. Белла

Рис. 3. Ленточный микрофон RCA 44A

Цифровые микрофоны

Отдавая дань моде, скажем пару фраз и о цифровых микрофонах.

Микрофон является устройством для преобразования механических колебаний мембраны, вызванных звуковым давлением, в колебания переменного напряжения в электрическом контуре. В профессиональных микрофонах (а также в подавляющем количестве бытовых микрофонов и микрофонах специального назначения) принципиально это преобразование осуществляется посредством изменений характеристик электрического поля или колебания проводника в магнитном поле.

Цифровой микрофон отличается от микрофона «обычного» наличием в его электрической подсистеме аналого-цифрового преобразователя (АЦП). Это было продиктовано необходимостью быстрого соединения микрофона с интерфейсом персонального компьютера или мобильного устройства без применения дополнительной звуковой карты. В профессиональной звукозаписи такие микрофоны используются редко.

Первыми совместить микрофон и АЦП, а затем и продемонстрировать первый цифровой микрофон удалось в 2000-м году немецкой фирме Нойман (Neumann) .

На основании анализа имеющихся источников, в том числе и , можно сделать вывод, что развитие микрофонной техники шло параллельно и во многом независимо друг от друга на разных континентах и даже в разных странах Европы.

В ходе работы над статьей было установлено, что в настоящее время в отечественной литературе вопросы истории развития микрофонной техники нельзя назвать до конца проработанными и в достаточной мере освещён-ными. Данное утверждение позволяет поставить задачу по систематизации информации, разбросанной по различным источникам за последний век, а также по её анализу.

Структурированное понимание пути развития микрофонной техники и методов расчётного проектирования, по мнению авторов, поможет более эффективно развивать различные направления науки «электроакустика», а также разрабатывать более совершенные теории и, как следствие, более совершенные технические образцы, то есть микрофоны.

Литература

1. Сапожков, М.А. Электроакустика: учебник для вузов / М.А. Сапожков. — М.: Связь, 1978. — 272 с.

2. Иофе, В.К. Электроакустика / Иоффе В.К. — М.: Связь-издат, 1954. — 184 с.

3. Фурдуев, В.В. Электроакустика / В.В. Фурдуев. — Л.: ОГИЗ, 1948.-515 с.

4. Фурдуев, В.В. Акустические основы вещания / В.В. Фурдуев. — М.: Связьиздат, 1960. — 319 с.

5. Харкевич, А.А. Теория электроакустических аппаратов / А.А. Харкевич. — М.: Связьиздат, 1940. — 364 с.

6. Харкевич, А.А. Электромеханические аналогии / А.А. Харкевич // Журнал технической физики. — 1931. — Т. 1. -Вып. 2-3.

7. Харкевич, А.А. Теория преобразователей / А.А. Харкевич. — М.-Л.: Госэнергоиздат, 1948. — 188 с.

8. Харкевич,А.А. Электроакустическая аппаратура / А.А. Харкевич. — Л.: Энергоиздат, 1933.- 252 с.

9. Дрейзен, И.Г. Электроакустика и звуковое вещание / Дрейзен И.Г. — М.: Связьиздат, 1961. — 544 с.

10. Хаясака, Т. Электроакустика / Т. Хаясака. — М.: Мир, 1982. — 246 с.

11. Вахитов, Ш.Я. Современные микрофоны. Теория, проектирование // Ш.Я. Вахитов. — СПб.: СПбГУКиТ, 2003. — 396 с.

13. Акустика: учебник для вузов / Ш.Я. Вахитов, А.А. Фадеев, Ю.А. Ковалгин, Ю.П. Щевьев. — М.: Горячая линия-Телеком, 2009. — Г. 6, 7, 8.

14. Вахитов, Ш.Я. Электроакустика: учебное пособие / Ш.Я. Вахитов. — СПб.: СПбГИКиТ, 2015. — 210 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Beranek, L. Acoustic Measurements / L. Beranek — New York: John Wiley & Sons, Inc. — London: Chapman & Hall, Limited , 1949. — 914 с.

18. Римский-Корсаков, А.В. Электроакустика / А.В. Рим-ский-Корсаков. — М.: Связь, 1973. — 272 с.

19. Алдошина, И.А. Музыкальная акустика: учебник / И.А. Алдошина, Р. Приттс. — СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2006. — 720 с.

21. Бренёва, И.В. Центральная радиолаборатория в Ленинграде / И.В. Бренёва. — М.: Советское радио, 1973. — 272 с.

22. Вейценфельд, А.И. Устройство и технические параметры микрофонов // Звукорежиссёр. — 2000. — № 1.

1. SapozhkovM.A. Elektroakustika: uchebnik dlya vuzov / M.A. Sapozhkov. — M.: Svyaz’, 1978. — 272 s.

2. Iofe V.K. Elektroakustika / Ioffe V.K. — M.: Svyaz’izdat, 1954. — 184 s.

3. Furduev V.V. Elektroakustika / V.V. Furduev. — L.: OGIZ, 1948.-515 s.

4. Furduev V.V. Akusticheskie osnovy veshhaniya / V.V. Furduev. — M.: Svyaz’izdat, 1960. — 319 s.

5. Harkevich A.A. Teoriya elektroakusticheskih apparatov / A.A. Harkevich. — M.: Svyaz’izdat, 1940. — 364 s.

6. Harkevich A.A. Elektromehanicheskie analogii / A.A. Harkevich // Zhurnal tehnicheskoj fiziki. — 1931. — T. 1. — Vyp. 2-3.

7. Harkevich A.A. Teoriya preobrazovatelej / A.A. Harkevich. — M.-L.: Gosenergoizdat, 1948. — 188 s.

8. Harkevich A.A. Elektroakusticheskaya apparatura / A.A. Harkevich. — L.: Energoizdat, 1933.- 252 s.

9. Drejzen I.G. Elektroakustika i zvukovoe veshhanie / Drejzen I.G. — M.: Svyaz’izdat, 1961. — 544 s.

10. Hayasaka T. Elektroakustika / T. Hayasaka. — M.: Mir, 1982. — 246 s.

11. Vahitov Sh.Ya. Sovremennye mikrofony. Teoriya, proektirovanie // Sh.Ya. Vahitov. — SPb.: SPbGUKiT, 2003. — 396 s.

13. Akustika: uchebnik dlya vuzov / Sh.Ya. Vahitov, A.A. Fadeev, Yu.A. Kovalgin, Yu.P. Shhev’ev. — M.: Goryachaya liniya-Telekom, 2009. — G. 6, 7, 8.

14. Vahitov Sh.Ya. Elektroakustika: uchebnoe posobie / Sh.Ya. Vahitov. — SPb.: SPbGIKiT, 2015. — 210 s.

18. Rimskij-Korsakov A.V. Elektroakustika / A.V. Rimskij-Korsakov. — M.: Svyaz’, 1973. — 272 s.

19. Aldoshina I.A. Muzykal’naya akustika: uchebnik / I.A. Aldoshina, R. Pritts. — SPb.: Kompozitor Sankt-Peterburg, 2006. — 720 s.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *