Монгольская лошадь

Монголов в истории называли «Нацией на лошадях”, поэтому, культура лошади является ключевым содержанием нашей культуры.

Конь имеет для монголов, первостепенное значение. Одно из наиболее выносливых домашних животных, он был способен в суровом климате степных и горно-степных регионов в течение круглого года находиться на естественных пастбищах. Наличие лошадей позволяло кочевнику вести подвижное хозяйство.Гарантировало надёжность жизни, служило важнейшим фактором военного могущества. Ну и самое главное давало человеку питательную высококалорийную пищу — мясо и кумыс, обеспечивало кожей для изготовления утвари и обуви. И как говоррят сами монголы можно использовать все кроме дыхания. Чрезвычайно важная роль коня находила яркое отражение в верованиях, погребальных обрядах, эпосе, во многих формах народного искусства.

О том, что лошадь монгольской породы была известна кочевникам Центральной Азии ещё в древности, свидетельствуют, в частности, находки костных остатков лошадей этой породы в погребениях хунну в Монголии. В них нашли конскую упряжь, украшения для седел. Среди украшений ярко выделяются изображения оленей и мифических животных сделанных из серебра в золочении. В средние века вся конская упряжь стала стала еще более искуссной и многообразной. Конь играл важную роль в жизни монголов.

Монгольская порода лошадей — низкорослые, но очень выносливые, покрытые сравнительно густой шерстью, неприхотливые в пище. Издревле монголы обращали особое внимание улучшению породы лошадей. Они делились на лошадей из гоби, степи, горных и хангайских районов. Отличались также породы лошадей Галшир, Тэсийн гол, Дархад, Мянгад, Барга, Узэмчин и другие. Одним из ярких примеров служит порода лошадей для скачек, которых прозвали «Хан адуу” или «Наивысшие кони”. Выращены они были в аймаке Сэцэнхан. В этот аймак входили территории современного аймаков Дорнод, Сүхбаатар, Хэнтий, Говь-сүмбэр, Читинской области РФ и территории Холон нынешнего КНР. Скаковые качества этой лошади были легендарными, а селекционером этой породы был полководец, бэйс М.Пүрэвжав.

С 17 века, когда в Монголии стал распространяться буддизм желтого направления конская упряжь, седла, покрывала также получили свои особенности.

Тут необходимо также отметить и клеймо, которую ставили на животных. Для мелкого скота это были более маленькие, а для крупных соответственно большие. В Монголии клеймо называют «тамга” или печать.

Рассказывает Туулцэцэг – научный сотрудник Национального исторического музея:

«Клеймо для коней, которые используются в определенной семье появились очень давно. Такие печати находят выбитыми и на скалах. На сегодняшний день существует более 2000 видов таких клеймо именно для лошадей, считают специалисты. Одним из крупнейших исследовательских работ принадлежат Саруулбуяну. Существуют конечно основные виды клейма и их примерно 40 разных видов. А вот из них можно отделить эти 2000 подвидов. Сначала подобные печати были родовыми и постепенно стали принадлежать одной определенной семье. Издревле монголы считали, что целостность семьи помогает сохранить именно печать и особенно клеймо для скота. Клеймо изготавливают родовые кузнецы и при этом используется лучшее железо, чтобы она не истерлась при их накладывании на более чем 1000 лошадей. Дело в том, что такое клеймо это залог богатства семьи, к тому же служит проверкой мастерства самого кузнеца.”

Монгольские мастера-умельцы издавна уделяют большое внимание изготовлению и украшению конской упряжи. Седла делают на свой национальный лад. При этом учитываются назначение седла по национальному признаку, возрасту наездника и его пола. Седла могут быть для повседневной езды и для праздников. По технологии разделяются на филигранную эмаль, костяную мозаичную картину, при этом используется золото, мед, серебро, а также имеет узоры «Жизнь без конца”, «Пять богов поздравляют в день рождения”, «Благосостояние”, и так далее.

Существуют седла для мужчин, женщин, лам, детей, для охоты и так далее. Монгольское седло имеет две луки, причем передняя немного выше задней. Все части седла богато украшены: кожаная поверхность лук — серебряными розетками, стремена — чеканкой и гравировкой, чепрак и тенек — тиснением и вышивкой. В Монголии красят седла в красновато-розовый, в красный с коричневым оттенки, в желтоватый и пестрый цвета. Cтремяна массивные и круглые и поэтому всадники ездят в гутулах. В обычное стремя нога в таком сапоге не влазила из-за широкой подошвы и носика.

Особенно тщательно и выразительно стремились декорировать крупные бляхи седельной подушки. Их делали выпуклыми, со сложными краями, преимущественно в виде шести-, семи- или восьмилепестковой розетки, а также сердцевидными. Наряду с крупными бляхами, предназначенными для седельной подушки, сравнительно небольшие бляхи укрепляли на седельных полках. Бляхи на полках седла были плоскими, удлинёнными, овальной или полуовальной формы, нередко сложно профилированными. Непременной принадлежностью сёдел были узкие и длинные металлические или костяные накладки на передние и задние луки. Серебряные и бронзовые накладки обычно украшали штампованными и чеканными узорами из сочетаний крестиков, звёздочек, запятых, кружочков.

Всадник пользовался плёткой. Её деревянную рукоять длиной около 50 см предпочитали изготовлять из горного тальника, с характерной для него красноватой корой. Для ремня плетки использовалась обычно кожа быка. На конце рукояти имелась кожаная петля.

Спустя две тысячи лет на огромных территориях Евразии получает распространение обычай использования легких двухколёсных повозок, запряжённых парой лошадей. В это время существовали уже развитые приспособления для управления упряжной лошадью. В принципе аналогичные по своему устройству колесницы можно найти в раскопках гробниц иньских правителей Древнего Китая, на наскальных рисунках Монголии, Тувы, Алтая, Средней Азии, на египетских фресках.

Монгольские лошади – плотные, с большой головой животные, отличающиеся невысоким ростом. Их применяют для верховой езды, для перевозки грузов, как источник мяса и вкуснейшего молока. Сегодня популяция насчитывает более 2 млн. животных. Эти цифры относятся к самой Монголии. Встретить же лошадей этой породы можно в Киргизии, России и Казахстане.
История породы
Сложно себе представить Чингисхана без его летящей, сокрушающей любой барьер кавалерии. Ее основой стала выносливая, сообразительная, коренастая лошадь. Историки говорят о том, что в коннице завоевателя были и другие породы лошадей, в том числе захваченные арабские скакуны и ахалтекинские грациозные кони. Но, несмотря на это, предпочтение Чингисхан отдавал именно полудиким монгольским коням, которые не подводили даже в самых тяжелых условиях. Их количество всегда было значительно выше, чем численность армии завоевателя.
В летописях неоднократно можно увидеть предупреждение, в котором говорилось, что не следует преследовать конницу врага ни при каких условиях. Объяснялось это тем, что русская кавалерия была малочисленной, а войска кочевников были подкреплены большим количеством лошадей. Уставшие российские кони не могли преследовать конницу противника. Монголы же, сменяя коней, всегда оставались высокоманевренными и боеспособными.
Вплоть да наших дней сохранилась подобная тактика ведения боя. Так, в 1945 году, солдаты отмечали, что у каждого монгольского всадника есть в наличии всегда несколько лошадей. Монгол всегда находился в седле, а остальные лошади спокойно паслись в табуне недалеко. Именно это позволяло армии сохранять невероятную скорость передвижения и необыкновенную маневренность.
Монгольские лошади часто использовались при хитрых и сложных военных действиях. Нередко враг был запуган многочисленным конным войском противника.
Монголы для этой цели использовали запасных коней, на которых сажали детей и женщин, ставя их в авангарде. Противник, испуганный несметным войском, сдавал свои позиции, оставлял укрепленные сооружения и с позором ретировался.
Порода коней была выведена в условиях резко континентального климата. Устойчивость животных к неблагоприятным окружающим условиям объясняется традициями содержания. Только самые выносливые и лошади способны были выжить в суровых условиях. Формирование вида было связано с практикой содержания. Лошади не знали ни лекарств, ни теплых уютных стойл. Животные всегда сами добывали себе пищу, выкапывая ее из-под глубоких снежных покровов.
Сегодня в стране начинает развиваться традиционное ведение сельского хозяйства. Эта практика негативно сказывается на породе. Современные лошади становятся более крупными, тяжелыми, менее устойчивыми к болезням и непогоде.
Экстерйер, условия содержания и типы коней
Монгольская лошадь сохранила большую часть своих особенностей со времен самого Чингисхана. Рост животного не превышает 145 см, а вес 370 кг. Животное этой породы коренастое, обладает крупной головой, короткими конечностями, длинной гривой.
Монгольская лошадь схожа по некоторым признакам с лошадью Пржевальского. У них схожий внешний вид, краниологические признаки, присутствуют бакенбарды.
Также некоторые особенности поведения делают этих животных очень похожими друг на друга. Масть породы может быть различной, но чаще всего встречаются рыжие и гнедые представители. Еще одной отличительной особенностью вида являются широкие, очень устойчивые копыта, которые практически никогда не требуют подковки.
К основным характерным особенностям породы относят:

В течение многих тысячелетий в монгольской культуре лошадь играла очень важную роль и она является неотъемлемой частью их повседневной жизни. Привязанность к лошадям у монгольского народа сохраняется и в наши дни. На национальном гербе Монголии изображен мчащийся конь. Во многих легендах и сказаниях воспета дружба человека с лошадью, например, «Хохоо Намжилын домог», «Арвагар хээрийн домог», «Гуурьст морьны домог» и так далее. Когда монгольские племена объединились в единое Монгольское государство / XII-XIII век/ коневодство было развито в широком размере.
Лошади используются в качестве средства передвижения, перевозки грузов, а также для получения кумыса, мяса, шкур и др. Невозможно точно сказать, когда именно возникла порода монгольских лошадей. Однако известен тот факт, что искусство верховой езды, в принципе, возникло в степных районах Центральной Азии. И было это, еще в втором тысячелетии до нашей эры.
Все исследования указывают на то, что монгольская лошадь представляет собой прародителя для множества иных степных пород. С территории Монголии археологи нашли череп головы лошади, которая относится к 1000-1200 лет тому назад. Уникальность этой находки – следы на костях от уздечек, что доказывает в то время использовали лошадей в целях транспортировки и перевозок.

Особенность монгольской лошади
За длительный период своего существования монгольская лошадь мало видоизменилась. Порода монгольской лошади, предположительно, осталась в основном без изменений со времен Чингис хаана. Они мелкорослые. В Монголии лошади находятся на открытом воздухе круглый год (при температурах летом до +30°С и в зимнее время до -40°С) и пищу добывают самостоятельно.
Характерной особенностью монгольской лошади является выносливость и высокая приспособленность к сильному холоду. Монгольская лошадь хорошо приспособлена к длительной и напряженной работе несмотря на свою мелкорослость, она проявляет довольно высокую работоспособность. Обычная монгольская лошадь может без особого напряжения проходить под всадником изо дня в день по 70-80 км в сутки. В однодневных переходах она в состоянии проходить за день по 100-120 км.
Седла
Неслучайно сказано, что жизнь монгольского народа не разделить и не представлять без лошадей. Традиционный подарок детям на первый день рождения ребенка – жеребенок. А на третий день рождения дарят уже собственное седло. Когда ребенку исполняется 5 лет, его впервые сажают на коня. Задолго до этого события родители подбирают ему добрую лошадь, седло и уздечку. С этого дня ребенка учат искусству верховой езды, а через год-два он уже может самостоятельно скакать, верхом пасти скот, участвовать на конных скачках.

Монгольские мастера издавна уделяют большое внимание изготовлению и украшению конской упряжи. При этом учитываются назначение седла по национальному признаку, возраст наездника и его пол.
Монгольские седла различаются по их изготовлению, виду, строению и украшениям. Они могут быть для повседневной езды и для праздников. На этой выставке представлены различные виды седел из разных уголков страны, например, седла «буриад» и «дарьганга » из восточной части, «ойрод», «баяд» и «торгууд» из запада, «дархад» с севера и «халх боржигон» из центральной части территории.
«Халх» седла приобрели свою нынешнюю форму в сравнительно недавнее время, т.е. в начале XX века. Такие седла распространены в центральных районах страны, в аймаках Дундговь, Говьсумбэр, Дорноговь, Хэнтий, Тув, Сухбаатар и Умнуговь. Главная особенность таких седел в высоких, узких луках и широких сидениях.

Передняя лука монгольского седла немного выше чем задняя и все части богато украшены: кожаная поверхность лука – серебряными бляхами, стремена – чеканкой и гравировкой, чепрак и тенек – тиснением и вышивкой. В основном красят седла в красновато-розовый, в красный с коричневым оттенки, в желтоватый и пестрый цвета. Стремена – массивные и круглые, потому что всадники ездили в традиционных монгольских сапогах. Седло обычно кладется на кусок войлока и туго затягивается узкими, как правило кожаными подпругами (обычно двумя).
Каждое седло отличается между собой по строению и мастерству, поскольку на территории страны имеются различные природные пояса. Например, в высокогорных районах характерны седла с высокими луками, чтобы удобно ездить в горах. А на степи распространены более плоские и широкие луки. На севере кроме лошади еще ездят на оленях и имеется тоже особое седло. Таким образом седла бывают очень разные и даже по назначению, например, седло для хаана, для королевы, для шамана, для ламы, седла для бытового потребления, для скотоводства, для охоты, для ритуала и так далее.
Уздечки и другие предметы
Одной из неотъемлемых частей конной культуры является уздечки и недоуздечки. По назначению они бывают поразному: для повседневной жизни и праздника. Обычные уздечки делаются из кожи, а трензельное удило из железа, бронзы, латуни и других металлов.
Праздничные уздечки делаются из кожи коров и укращаются полностью серебром и другими драгоценными металлами. В зависимости от природных условий в разных районах страны использовались различные дополнительные предметы для езды на лошадях. Например, в горных районах используются уздечки «шигшрэгтэй хазаар», которые дают звуки, чтобы не страшились лошади во время езды в высоких горах.
Кроме этого, есть предмет с названием «худрага», которая способствует седлу быть неподвижным. Он закреплен в седле и другая часть к хвосту лошади. Худрага обычно делается из кожи и укращается серебром или другими драгоценными металлами.

Кнуты – объязательный предмет для верховой езды. Они бывают разными по назначению их использования, например для скачек, повседневной жизни и праздника или для взрослых, для детей и др. Тоже имеется весьма особая традиция изготовления кнута. Основная часть кнута делается из дерева, конечную часть и брелок делается из кожи. Праздничные кнуты бывают побольше по размеру и украшены обычно серебром и драгоценными металлами, а дерево могут быть более редкого распространения и тем самым повысит ценность кнута.
Монголы часто используют треноги в коневодстве. Они по размеру бывают по-разному и делаются обычно из кожи. А также используются удочки и арканы, которые играют немалую роль. В народе есть поговорка «Адуучныг уургаар нь», что переводится хорошего табуна узнают по удочкам /уурга/ для ловли лошадей.
Божественный напиток–Айраг
Лошадей использовали не только для транспортировок, но и для получения продуктов из их молока /кумыса/ и конины, поскольку они имеют очень высокие питательные свойства. С древних времён монгольский народ соблюдает традиции предков, предпочитая зимой есть мясо, а летом употреблять только молочные продукты, в том числе и айраг /кумыс/ – для очищения организма.
Основа айрага – кобылье молоко содержит 40 биологических компонентов, необходимых человеку: витамины, различные минеральные вещества, аминокислоты, микроэлементы и ферменты. Поэтому айраг является одновременно продуктом питания и продуктом лечения. Кобылье молоко применяется для лечения цирроза печени, болезней суставов, сердечнососудистых заболеваний, дыхательной системы, усталости и бессонницы, шейного отдела позвоночника, заболеваний желудочно-кишечного тракта, почек, аллергий различного характера, заболеваний кожи и др.

Монгольская лошадь очень привязана к родине
Монголы очень любят лошадей и поэтому только почетным людям дарят лошадей. Для монголов лошадь – близкий друг и надежный помощник. Поведение и нрав у них скромны, выносливы и сообразительны, хорошо ориентируются на бегу по пересеченной местности и степи.
И они очень привязаны к своей среде обитания и местности. Достаточно много встречается случаев когда монгольская лошадь покидала свою местность по неволе, но они сами возращались обратно на родной край во что бы то ни стало. Здесь и можно причислить к примеру рассказ Джеймса Олдрижа «Удивительный монгол» написанный на основе реальной истории, где лошадь Пржевальского из монгольской Гоби возвращается на родину из Англии через Францию, Италию, Венгрию и Россию.
Еще есть случай, что в 1960-е годы черный жеребец, который был отправлен во Вьетнам в качестве подарка, возвратился на родину, к хозяину через 2 года.
Монгол без коня, что птица без крылев, а монгольская лошадь без Монголии, что небо без солнца. Поэтому с давних времен среди монгольского народа существует особая традиция не изменять дорогу «бегущей» /возращается обратно к своей местности/лошади.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *