Мотоблок с навесным оборудованием

Установка на мотоблоки и культиваторы дополнительного навесного оборудования расширяет их функционал: во-первых, расширяются виды выполняемых работ на земле – в дополнение к культивации и пахоте появляется возможность проведения окучивания, посадки и уборки картофеля. Во-вторых, расширяется сфера применения мотоблоков и культиваторов – это и транспортировка грузов, применение косилки для заготовки сена, уборка территорий за счет использования щеток. Некоторые модели мотоблоков имеют в качестве отдельной опции возможность установки мотопомп и генераторов, но эти опции крайне редко оказываются востребованными вследствие своей небольшой эффективности. В-третьих, расширяется сезонность выполняемых работ – работать можно и зимой, агрегатируя к мотоблоку снегоуборщик или отвал. Установка дополнительного навесного оборудования эффективна с точки зрения экономической целесообразности: нет необходимости на отдельные виды работ приобретать множество совсем недешевого оборудования, ограничиваясь дополнительными механизмами для мотоблока и культиватора.

Все навесное оборудование по способу приведения его в действие (то есть как заставить его работать) можно разделить на два вида: активное и пассивное. Активная навеска имеет движущиеся части, которые приводятся в действие (активируются) двигателем мотоблока. Энергия вращения от мотоблока передается на такую навеску либо через ременную передачу, либо через вал отбора мощности мотоблока, либо за счет движения навески в паре с мотоблоком . В качестве примера такой навески может выступать роторная или сегментная косилка, снегоуборщик, подметальная щетка. Некоторые модели картофелесажалок приводятся в действие в момент движения спарки «мотоблок-сажалка», энергия с движущихся колес передается на все остальные узлы. Пассивная навеска движущихся узлов не имеет и выполняет свои функции лишь тогда, когда мотоблок движется. Пример: плуг, окучник, картофелевыкапыватель.

Как упоминалось в статье о мотоблоках, в мире существует порядка 600 моделей мотоблоков. Кто-то из производителей к своей технике выпускает собственный ряд навесного оборудования. Кто-то оставляет такую возможность другим. Сказать, что навеска от производителя лучше, чем произведенная сторонними компаниями или наоборот нельзя. Все сравнение необходимо делать конкретно и по-модельно. Отмечу, что производство навесного оборудования для сельскохозяйственных машин (не только для мотоблоков и культиваторов) это отдельный большой и сложный бизнес, требующий огромных знаний не только в области технологий производства машин, но и технологий обработки земли. Далеко не все производители техники сочетают в себе обе эти способности.

Кто бы не произвел навесное оборудование для мотоблоков и культиваторов, их функциональное назначение от этого не изменится. Поэтому ниже перейдем к рассмотрению наиболее часто используемой навески.

Сцепка.

Для того, чтобы снизить стоимость навесного оборудования и расширить его ассортимент, производители пошли по пути унификации способа агрегатирования (крепления) навески к мотоблокам и культиваторам и самой навески. Идея состоит в следующем: каждый производитель выпускает свою технику, закладывая в нее свое видение типоразмеров всех узлов и деталей, в том числе мест и способов крепления навесного оборудования. Выпускать на каждый вид техники один и тот же ассортимент навески, отличающиеся друг от друга только местом крепления к тяговому агрегату и размерами, неразумно, так как неизбежно возникнут сложности с расчетами производства необходимого количества навески, логистикой, сбытом и так далее. И все эти сложности будет оплачивать конечный потребитель. Высокая же стоимость дополнительного оборудования значительно сократило бы число пользователей мотоблоков и культиваторов. Поэтому, под каждую модель мотоблока и культиватора выпускается специальный адаптер-сцепка, который с одной стороны учитывает все особенности конкретной модели агрегата, а с другой стороны позволяет устанавливать унифицированную навеску. В итоге получается, что все особенности типоразмеров узлов и деталей каждой модели мотоблока и культиватора учитываются в сцепке, а сами рабочие части навески выпускают одинаковой для схожих образцов техники. Это не означает, что сцепки всех производителей одинаковые, а рабочие части, выпущенные разными производителями взаимозаменяемые. В большинстве случаев это не так: в Европейской части РФ популярны навесные агрегаты,произведенные на заводах Всеволжска и Гагарина. Продукция этих производителей одинаково хороша, но взаимозаменяемость не всегда возможна. Если у вас имеется гагаринская сцепка, то скорее всего навеска из Всеволжска к ней не подойдет. Будьте внимательны припокупке и проверяйте все на месте.

Краткий вывод: чтобы вы имели возможность установить на мотоблок плуг, окучник и картофелевыкапыватель вам необходимо приобрести сцепку. При этом рабочие части навески и сцепка должны быть выпущены одним производителем. Так вы избежите ситуации, когда купленая навеска не будет подходить к имеющейся сцепке

Окучник.

На сегодняшний день это самое часто используемое навесное оборудование. Выполняемые ими работы: окучивание грядок, то есть создание земляного гребня. Помимо этого окучник применяют при посадке, в частности, картофеля: им удобно нарезать борозду и одновременно засыпать борозду рядом. Отличают окучники с регулируемым размахом лемехов и без такой возможности.

В последнее время все больше производителей стали выпускать так называемые дисковые окучники. Они пришли из арсенала навесного оборудования сельскохозяйственных тракторов. При работе данный вид окучника испытывает гораздо меньшее сопротивление со стороны грунта, что в свою очередь снижает нагрузку на мотоблок и оператора, и высота формируемого гребня гораздо больше. Изменяя параметры установки дискового окучника можно добиться разной высоты гребня.

У окучников с лемехами есть один небольшой недостаток: при неправильно сделанной настройке окучника или же неудачной его конструкции земля из сформированного им гребня может осыпаться обратно в борозду. Дисковые окучники лишены такого недостатка. Они формируют высокие устойчивые гребни. Опять же это зависит от состояния грунта, правильности проектирования, изготовления и настройки изделия.

Изделие агрегатируется к мотоблоку или культиватору через сцепку.

Плуг.

Это менее используемое навесное оборудование. Потребность в нем возникает чаще осенью, когда требуется при обработке земли переворачивать пласт, либо же на распашке целены. Его также используют при нарезании борозд для посадки.

Изделие агрегатируется к мотоблоку или культиватору через сцепку.

В процессе своей работы плуг делает отвал только в одну сторону. Для того, чтобы отвал грунта проходил все время в одну сторону второй проход придется начинать с того же места, что и первый. То есть, закончив первый проход, вам придется вернуться в начало. Это довольно утомительная процедура. От данной проблемы помогает избавиться оборотный плуг. Как видно из рисунка, оборотный плуг состоит из двух плугов, из которых один делает отвал налево, другой направо. Теперь, дойдя до конца первого прохода, плуги меняются местами как патроны в барабане револьвера и необходимость возвращаться в начало грядок отпадает. Отметим, что данный плуг можно установить не на все модели мотоблоков. Покупка же такого изделия оправдана только при обработке больших земельных участков.

Изделие агрегатируется только к мотоблоку.

Картофелесажалка.

Данная навеска предназначена для механизации всего процесса посадки картофеля. Картофелесажалка имеет бункер с транспортировочной лентой, в который засыпается посадочный материал. По транспортировочной ленте картофель попадает в борозду, нарезаемую окучником, установленным под бункером. Сзади навески установлен дисковый окучник, который засыпает борозду с картофелем. То есть весь технологический цикл посадки картофеля механизирован. Агрегат приводится в действие только при движении в спарке «мотоблок-картофолосажалка». Стоит отметить, что данная навеска имеет высокую стоимость (порядка $400-500, в рубли переводите по действующему курсу и сильно не ошибетесь) и оправдывает себя только при возделывании больших площадей под эту культуру.

Изделие агрегатируется только к мотоблоку.

Картофелевыкапыватель.

Название данного агрегата говорит само за себя: с помощью этой навески вы сможете выкопать картофель. Картофелевыкапыватель конструктивно схож с окучником, только вместо лемехов у них установлены лучи. Поднятый слой грунта попадая на эти лучи просеивается, а картофель отбрасывается в сторону. Существует множество вариантов исполнения этой навески. Сказать, какой именно лучше и почему сложно. Все зависит от условий эксплуатации и субъективного мнения пользователя. Посмотрите на соседей,поинтересуйтесь у них как им работается с имеющимся у них типом картофелевыкапывателя.

Изделие агрегатируется к мотоблоку или культиватору через сцепку.

Грунтозацепы.

Наши почвы таковы, что резиновые колеса могут не обеспечивать должного сцепления с грунтом при работе с окучником, плугом и картофелевыкапывателем. Они пробуксовывают. Чтобы этого не происходило используют грунтозацепы. Некторые производители на одну и туже модель мотоблоков выпускают несколько типов грунтозацепов: для вспашки, для окучивания и универсальные. Они отличаются друг от друга диаметром колеса и его шириной.Для того, чтобы грунтозацепы цеплялись за землю, а не за детали мотоблока или культиватора, могут потребоваться удлинители. Варьируя длину удлинителей можно менять ширину колеи.

Есть несколько особенностей в грунтозацепах. Это строение обода колеса: оно может иметь несколько типов исполнений. Первый тип выполнен в виде двух или нескольких полос металла со вваренными всередину листами металла как на фото вверху. Считается (возможно субъективно), что если в момент эксплуатации почва будет мокрая (в случае чернозема это критично), то на такие колеса она не будет налипать, выдавливаясь в пустоты между двумя ленами. В результате сцепление с грунтом будет выше. Однако у палки есть два конца: такие грунтозацепы больше подвержены механическим деформациям, чем второй тип.

Второй тип выполнен из сплошной ленты металла по ободу грунтозацепа. На такие колеса налипание грунта возможно, однако они менее подвержены деформациям.

При покупке грунтозацепов обращайте внимание на необходимость приобретения и удлинителей осей. Возможно, в для вашего ЗиПа было бы не лишним приобретение пары запасных стопоров — фиксаторов колес. Это палец, с помощью которого грунтозацеп фиксируется на оси редуктора. Он выполнен из специального материала, который легко срезается если колесо резко зафиксировать. Это защити редуктор от разрушения. Если такое случится, то ни в коем случае не заменяйте его болтом — болты коленные, и в случае необходимости они не срежутся и вы повредите редуктор.

Фрезы.

Фрезы не являются дополнительным навесным оборудованием так как входят в комплект поставки практически всех мотоблоков и культиваторов. Про фрезы можно говорить очень долго и в Интернете можно найти немало сведений как о заводских изделиях, так и о самоделках изобретателей. Не останавливаясь подробнее на этом, обсудим один часто задаваемый вопрос: можно ли точить фрезы? Я бы еще добавил: нужно ли точить фрезы?

Начнем с последнего вопроса. Житейский опыт подсказывает, что копать тупой лопатой гораздо сложнее, чем хорошо заточенной. Экстраполируя этот опыт на фрезы, естественно возникает желание их заточить. Обращаемся к рекомендациям заводов-изготовителей: все как один заявляют, что ТОЧИТЬ ФРЕЗЫ НЕ НУЖНО. Почему они это рекомендую? Во-первых, потому, что для изготовления фрез используют специальную кованную сталь со специальной закалкой. При затачивании снимается слой кованой стали, а высокая температура, возникающая при затачивании отпускает металл. Кроме этого, меняется угол атаки режущей поверхности, что приводит к перераспределению нагрузок в конструкции. Как результат: фрезы будут не долго сохранять свою остроту, будут часто тупиться и соответственно их придется чаще точить. Со слов опытных пахарей, выгода от заточки может быть заметна на 1-3 сотках, дальше фрезы тупятся и становятся бесполезны. Да и почвы таковы, что заметить изменения в лучшую сторону от заточки не всегда возможно. Допускаемая тупизна лезвия фрезу колеблется от 1 до 1,5-2 мм. То есть, заводской заточки вполне достаточно для работы. Во-вторых, при пропалывании междурядьев такая затупленная заточка не измельчает корни и стебли сорняков. Если же фрезы будут острыми, то винегрет из сорняков вам гарантирован. Заглянув в школьный учебник выяснил, что подобный способ размножения растений называется вегетативным. Сорняки со стержневой корневой системой от такого подарка будут в восторге, вы – вряд ли. Поэтому, на прополку точеные фрезы ставить однозначно нельзя.

Теперь отвечу на первый вопрос тем, для кого предыдущее не достаточно сильный аргумент, чтобы не точить фрезы. Далее все, что вы будете делать с фрезами, вы будете делать на свой страх и риск. Чтобы металл не отпустить, точите фрезы на максимально низких оборотах точила (УШМ) с постоянным водяным охлаждением лезвий. И приобретите второй комплект, чтобы острыми фрезами работать при культивировании участка, а тупыми при обработке междурядьев.

Тележка для транспортировки грузов.

Название этого вида навесного оборудования говорит само за себя – транспортировка грузов. Ее грузоподъемность в зависимости от производителя колеблется в интервале 300-450 кг. Ее главная отличительна особенность от похожих на нее автомобильных прицепов состоит в том, что на колесной паре установлена примитивная тормозная система. Сам мотоблок тормозов не имеет. Поэтому, использование автомобильного прицепа совместно с мотоблоком может привезти к трагическим последствиям

Зерносажалка.

Это навесное оборудование узкоспециализированное и предназначено для посадки семянного материала. Выпускается в двух модификациях: двух- и четырех рядном вариантах. Каждый элемент представляет собой конструкцию, состоящую из бункера для посадочного материала, калибровочного диска, плужка, нарезающего борозды. Сзади установлен металлический грунтозацеп. Для улучшения поступления семян на калибровочный диск, внутри бункера имеется небольшая вращающаяся щетка, которая приводится в действие через цепную передачу от вращающегося грунтозацепа. Данное навесное оборудование устанавливается только на мотоблоки.

Мотоблок значительно облегчает жизнь в селе, позволяет сэкономить средства, облегчить ручной труд. Стоимость навески для него зависит от фирмы-производителя и наличия дополнительного оборудования. В нашей стране пользуется спросом мотоблок «Нева». Этот агрегат надежен, неприхотлив, прост как в обслуживании так и в ремонте.

Конструкция каждого мотоблока предусматривает возможность использования разнообразной навески. Разное навесное оборудование расширяет спектр сельскохоз работ. Такой инвентарь делится на несколько разрядов в зависимости от сферы применения. В статье представлено описание каждого агрегата.

Виды навесного оборудования:

Обработка почвы

1.1. Плуг. Эту навеску используют для вспашки целины и глубинной обработки почв. При умелом обращении правильно отрегулированный плуг сам углубляется при движении и нарезает ровные борозды. Благодаря этому его можно использовать, чтобы быстро подготовить канавки для посадки картофеля.

С некоторыми культиваторами почвофреза или плуг идет в комплекте. Такое навесное оборудование по умолчанию идет с мотоблоками Нева, Аврора, Зубр и другими.

1.2. Оборотный плуг. Отличается от обычного разнонаправленными рабочими элементами в конструкции. Это дает возможность пахать в обоих направлениях, не возвращая мотоблок вхолостую. При такой конфигурации работает один плуг, а второй поднят. При движении в обратную сторону, рабочие элементы можно поменять местами нажатием на педаль.

1.3. Плуг-окучник. Отличается от обычного V-образным лемехом. Применяется при посеве овощных культур (картофеля, лука, бобовых культур). Основная функция – окучивание грядок.

1.4. Активный плуг роторный. Его подключают в качестве навесного оборудования к валу отбора мощности. Может иметь от двух до четырех изогнутых лемехов. При вспашке переворачивает почву так же, как обычный плуг, но работать с ним легче. Характеризуется большей устойчивостью и высокой производительностью.

1.5. Фреза или культиватор. Пропольники относятся к основным видам навесного инструмента для обработки почвы. В некоторых моделях мотоблоков их устанавливают вместо колес. Чтобы подобрать оптимальную ширину обработки, регулируют сошник или меняют количество секций. Практичнее применять навесной культиватор. Он не зарывается, увереннее выдерживает глубину борозды, не уходит в сторону при наезде на более плотный участок грядки. Правильно настроенный мотокультиватор обработает землю не хуже, чем трактор, при этом не «затаптывает» почву.

1.6. Борона. Может быть пальчиковая, дисковая или ротационная. Универсальная борона используется для того, чтобы разбивать комья земли и разравнивать грядки.

1.7. Картофелекопалка. Выкапыватель имеет простейшую конструкцию: специальный плуг-окучник с отвалами в виде прутов. Плуг подкапывается под клубни, почва просыпается сквозь отвалы, а картофель остается сверху.

Покос травы и заготовка сена с помощью навесного оборудования мотоблока

2.1. Косилки для скашивания травы. Могут быть роторные и сегментные (ножевые). Роторные эффективнее в покосе, а сегментные более маневренные. Второй вид косы используют для работы между деревьев и кустов.

2.2. Грабли ворошилки. Это навесное оборудование, предназначено для того, чтобы переворачивать сено, облегчая его сушку. Использование граблей позволяет собрать скошенную траву и пустить ее на сено.

Посадка и посев

3.1. Картофелесажалка. Это навесное приспособление состоит из контейнера на колесах, нарезателя борозды и окучника. При работе в борозду через определенный интервал времени подается картофель, а окучник засыпает его землей.

3.2. Сеялки. Работают по принципу, описанному выше. Конструкция сеялки зависит от размера семян и способа их посадки. При помощи такого навесного устройства сажают помидоры, арбузы, чеснок, лук, морковь и т.д.

3.3. Доминатор с сеялкой. Этот вид вертикальной фрезы спроектирован для создания газона. Доминатор одновременно проделывает все три операции: разрыхляет почву вертикальными ножами, высевает семена, выравнивает, уплотняет поверхность будущего газона катком. Подключается при помощи сцепного механизма.

Перевозка грузов и транспортировка

4.1. Грузовой прицеп. Прицепы для мотоблоков могут иметь грузоподъемность от 300 до 500 кг. Кузов обычно опрокидывается, а сама тележка может быть оснащена тормозами, осветительными приборами и сиденьем оператора. Прицеп удобен, так как облегчает труд при уборке урожая, перевозке различных грузов.

4.2. Колеса с грунтозацепами. Эти металлические колеса способствуют увеличению тягового усилия. Они тяжелее пневматических, не забиваются землей. Благодаря этому грунтозацепы не проскальзывают при нагрузке. Но для тяжелого мотоблока они не подходят.

4.3. Утяжелители. Противовесы навешивают на корпус или на колеса для того, чтобы увеличить вес легкого мото культиватора и чтобы на него можно было устанавливать более тяжелую навеску.

4.4. Ездовой модуль. Это прицеп-адаптер, который помогает превратить мотоблок в мини-трактор. Он представляет собой задний мост с сиденьем и сцепкой для прицепного оборудования. В комплектацию входит модуль сцепного орудия.

Другие работы

5.1. Роторная щетка. Эта навешивающаяся на мотоблок насадка позволяет эффективно и быстро подмести мусор или свежевыпавший снег как с асфальтовых дорожек, так и с газонов.

5.2. Бульдозерный нож (нож-отвал) — подвесное приспособление может применяться только на тяжелых мотоблоках. Отвал служит для перемещения большого объема сыпучих материалов (кучи песка, щебня, снега и т.д.). Подключается спереди.

5.3. Шнеко-роторный снегоуборщик. Предназначен для очистки территории от большого объема снега, слежавшихся или обледеневших пластов. Стальной шнек перемалывает снежно-ледяную массу и выбрасывает в сторону на расстояние до 20 метров.

Самодельное навесное оборудование для мотоблока

Дополнительное оснащение расширяет возможности простого механизма, превращая его в незаменимый многофункциональный агрегат. Мотоблок Нева МБ-2 можно купить с комплектом навесного оборудования, в которое входят различные аксессуары. Но в некоторых случаях заводское снаряжение не подходит: не устраивает цена, качество, не предназначено для данной модели. Тогда можно сделать навеску для мотоблока своими руками или купить навесное оборудование другой фирмы и адаптировать его под свой агрегат.

Разрабатывая оснащение мотоблока, нужно учесть мощность двигателя, вес и габариты, рабочие нагрузки, способ подключения к основному механизму. Это поможет рационально использовать средства, не даст потратить впустую время и средства.

Вот некоторые самодельные агрегаты, которые можно собрать и изготовить собственноручно:

1)Мотоблочный адаптер-прицеп своими руками

Конструкция:

  • Рама с поперечной штангой;
  • Колесные стойки;
  • Раскосы;
  • Сиденье оператора;
  • Сцепка;
  • Ось, колеса;
  • Органы управления;
  • Прицеп.

Для изготовления простой рамы нужна труба длиной 1.5 – 1.7 м. Чем мощнее мотоблок, тем длиннее может быть дышло адаптера, больше сечение трубы и диаметр колес.

К одному краю рамы приваривают поперечную штангу. Ее длина – это ширина колесной базы прицепа. К штанге прикрепляют стойки колес и раскосы для жесткости и лучшей амортизации. Колеса можно взять от автоприцепа или тележки. Главное, чтобы совпадал прицепной узел. Не забудьте приварить подставку (подножка) под ноги.

По центру поперечной штанги закрепляется стойка для сиденья оператора.

Ко второму концу рамы приваривается сцепка, при помощи которой прицеп-адаптер будет крепиться к фаркопу мотоблока. Самое простое соединение навесного оборудования и мотокультиватора – одинарная сцепка. Для большей функциональности и маневренности можно использовать рычаг с двумя или тремя коленами. Он дает возможность регулировать положение навески.

2)Самодельная картофелесажалка для мотоблока

Конструкция:

  • Рама;
  • Емкость для клубней;
  • Цепной конвейер;
  • Регулировочный механизм;
  • Плуг;
  • Дисковые бороны;
  • Ось и колеса.

Раму для навесной сажалки делают из профильной трубы путем сваривания. К ней прикрепляют стойки конвейера, фаркоп, лонжероны для обеспечения жесткости. Снизу монтируют крепежи, которые будут держать диски, обоймы и корпуса подшипников, плуг.

На вал насаживают приводную звездочку, фиксируя шпонкой. Его устанавливают в подшипники, а на край монтируют ступицу колес.

Чаши транспортера изготавливают из проволоки 5-6 мм. К кольцу диаметром 58-60 мм снизу приваривается изогнутый отрезок такой же проволоки. В результате получается углубление, в котором задержится клубень среднего размера.

Затем их приваривают к звеньям цепи посредством креплений. Интервал между ними зависит от диаметра приводной звездочки, длины цепи. Его можно установить опытным путем. Цепь транспортера монтируют на холостую звездочку и натяжное сцепное устройство. Принцип натяжения цепи такой же как и у велосипеда.

Транспортировочную ленту соединяют и натягивают только после того, как она оказывается продетой через отверстие емкости для посадочного материала.

Рабочая часть транспортера должна проходить через бункер, захватывая посадочный материал. Если цепь будет цепляться за стенки бункера, это приведет к его разрушению.

Диски крепятся на специальные стойки (сектора), которые дают возможность менять угол наклона диска и глубину погружения агрегата.

3)Дисковый окучник для мотоблока

Конструкция:

  • Т-образная рама;
  • Стойки;
  • Диски;
  • Винтовые талперы.

Самодельное дисковое оборудование для окучивания — это самый удобный в эксплуатации навесной агрегат. С его помощью можно выполнять работы при посадке огорода и в период активного роста растений. Он не требует в работе больших физических усилий, а его мощность возрастает при снижении скорости движения. Чертежи показаны ниже.

Для изготовления дисков применяется легированная сталь толщиной 1.5 – 2 мм. По центру просверливается отверстие для переходников, которые будут крепить их к раме окучника. Наружные кромки дисков выгибают.

Переходники (стойки для дисков) могут быть просто приварены или прикреплены к поперечной перекладине рамы при помощи болтов. Во втором случае можно будет менять ширину захвата окучника.

При помощи талперов изменяют угол поворота дисков для регулирования глубины их погружения. Подшипники скольжения, встроенные в конструкцию, облегчают эксплуатацию окучника. Обратите внимание, чтобы силовой агрегат мотоблок смог потянуть всю конструкцию.

4)Самодельная картофелекопалка к мотокультиватору

Конструкция:

  • Рама;
  • Лемех;
  • Редакционный узел;
  • Барабан-очиститель.

Подбирая габариты деталей, нужно ориентироваться на мощность мотоблока, к которому будет подключаться картофелекопалка.

Сварную раму делают из металлического уголка 60х40мм, отрезка швеллера №8, профилированной трубы.

Подвижная деталь картофелекопателя – лемех. Он состоит из стальной пластины (или нескольких пластин) и прутьев. Его крепят на элеваторный кожух при помощи четырех крепежных элементов, затянутых гайками. Все острые края на этой конструкции нужно затупить, чтобы они не повреждали клубни.

Редакционный узел состоит из двух металлических корпусов цилиндрической формы. Стаканоподобный корпус картофелекопалки должен иметь втулку для соединения ведомого и ведущего валов. Правильно собранная конструкция при установке на мотоблок в качестве навесного должна свободно вращаться.
Из трубы, диаметром 25мм изготавливаются ступицы. К ним привариваются передаточные звездочки. Последние в свою очередь при помощи призматических шпонок насаживаются на втулки.

Барабан-очиститель похож на беличье колесо, поэтому его иногда так и называют. Он состоит из двух роликовых цепей по 94 звена, одетых на специальные стержни. Эта конструкция крепится на двух фиксированных осях.

В процессе движения мотоблока, усилием вала лемех будет совершать копательные движения, меняя угол наклона. Клубни будут постепенно продвигаться через все конструкторские элементы навесного агрегата, отсеивая почву сквозь прутья, вот тогда смело можно заявить, что усовершенствование закончено.

5) Снегоуборщик отвального типа

Конструкция:

  • Адаптер;
  • Отвал.

Для изготовления отвала монтируется каркас — основание самоделки. Он обшивается жестью толщиной не более 2 мм. Размеры его зависят от особенностей обслуживаемой территории. Для уборки дорожек достаточно будет 50-55 см ширины. Схемы и чертеж приведены ниже.

Нижняя кромка отвала должна быть расположена под углом к основной оси каркаса. К ней при помощи болтов или заклепок прикрепляется нож. Большой наклон ножа позволяет срезать твердый наст, малый – без особых нагрузок на двигатель передвигать снежную массу.

Адаптер – это две штанги и три кронштейна. Отвал при помощи штанг прикрепляется к раме мотоблока. А угол его размещения относительно рамы регулируется при помощи кронштейнов. Для облегчения регулировки можно вмонтировать тяговый механизм. В качестве основы для этого навесного механизма используются узлы передних колес легковой машины.

Принцип универсальности

Некоторые элементы навески похожи по конструкции и принципу работы. Поэтому можно изготовить прицепное оборудование, опираясь на принцип универсальности. Так, например, картофелекопалка может стать картофелесажалкой или окучником. Использование одного узла в подобных конструкциях сэкономит средства, а также площадь для хранения дополнительного комплекта оборудования. Обязательно посмотрите видео и почитайте форум, перед тем как соберетесь конструировать навеску самостоятельно.

Описание

Траншеекопатель для мотоблока – это оборудование, способное во много раз облегчить жизнь своему владельцу, задумавшему прокладывать коммуникации, производить садовые и другие работы, где без копки длинных и узких траншей не обойтись.

Навесной траншеекопатель для мотоблока

Конечно, существуют специальные моторизированные агрегаты — траншеекопатели промышленного уровня, глубина копки которых может достигать 1 метра 20 сантиметров. Ровные крепкие срезы пропила отлично держат форму и не осыпаются. Это отличное оборудование, единственным его недостатком является высокая стоимость, доступная только специализированным организациям.

Что же делать владельцам частных домов и земельных участков когда лопата не способна помочь, но имеется на хозяйстве мотоблок? И тут появляется реальный способ разрешить проблему — насадка на мотоблок для рытья траншей. Копание траншей мотоблоком займет намного меньше времени и сил, что выгодно скажется и на производительности труда.

Предназначение и принцип работы

Мотоблок с траншеекопателем способен выполнить следующие работы:

  • вырыть траншею под фундамент;
  • выкопать дренажную канаву;
  • помочь в посадке деревьев и укладке бордюров;
  • дизайнерские работы;
  • снятие асфальтового покрытия;
  • рытье мелиоративных каналов и т. д.

Навесной траншеекопатель для мотоблока справиться с любым типом почв, при этом срез остается аккуратным и не осыпается в образовавшуюся полость.

Бар прорезает почву и, по мере углубления в почву, опускается на свою оптимальную глубину (для мотоблочных насадок она составляет 25-90 см., тогда как специализированная техника прорежет грунт на глубину 1200 см.). Почва захватывается режущими кромками (лопатками) и подается на отвальный шнек, который выводит ее на расстояние 15 см. от траншеи.

Рабочие органы навесного приспособления для копания траншей

Рабочими органами универсальной насадки являются:

В зависимости от типа рабочего органа, существуют следующие разновидности копателей:

  • скребкового типа;
  • плужковые;
  • ковшовые;
  • резцового типа;
  • с зубчатым колесом;
  • смешанные.

За час работы такое навесное устройство способно прокопать от 60 м. до 180 м. в длину, в зависимости от мощности двигателя.

Модельный ряд

Стоит выделить две категории техники:

  • самоходные;
  • несамоходного типа.

Специализированная техника представлена марками:

Laski TR50 ТКМГ-1200 Sable /BS/50/ Vermeer RT60

Мотоблочные траншеекопатели представлены моделью TrenckIt, которую выпускает производитель QuickAttah. Присоединяется данное оборудование, как к бензиновым, так и к дизельным мотоблокам, мощность двигателя которых составляет от 8 до 15 лошадиных сил. Для удобства проведения работ может быть использована техника на гусеничном или колесном приводе.

GroundHog T-4 Trencher

Траншеекопатель для мотоблока своими руками

Вырыть траншею мотоблоком намного быстрее и проще, однако многих останавливает не только высокая цена грунтореза, но и нечастое использование этой насадки (агрегата) в хозяйстве. Поэтому, владельцы дачных участков нередко предпочитают заводскому самодельный траншеекопатель для мотоблока.

Самодельное приспособление для копки траншеи мотоблоком можно изготовить из подручных материалов, задействовав сварочный аппарат, болгарку и воображение. Умельцы выставляют в интернете подробные описания и схемы самодельных грунторезов, предлагаем одну из схем:

Навесной исполнительный орган: 1 – диск режущий; 2, 3, 7 – цепная передача: 4 – гидромотор; 5 – вал навесного устройства; 6 – бар дисков.

Последовательность процесса создания этого навесного оборудования следующая:

  • изготовление подвески, на которой закрепится землеройная стрела с баровой цепью;
  • задняя подвеска должна быть оснащена особой лопатой, которая позволит захватить землю со дна рва и поднять ее наружу;
  • не забываем про защиту, которая должна покрыть и саму цепь, и режущие элементы;
  • когда навесное готово — необходимо сконструировать специальную сцепку, при помощи которой самодельный грунторез будет агрегатироваться с мотоблоком.

Видео обзор

Предлагаем посмотреть видео о том, как копать траншею мотоблоком:

Отзывы владельцев

Иван, 36 лет:

Хочу сказать несколько слов в пользу траншеекопателя. Я три года назад купил дачу, решил строиться, старенький домик оставил в качестве сарая, занялся постройкой нового жилья для семьи. Стройка затянулась бы надолго.если бы не советы добрых людей. В основном все копательные работы выполнялись машинами (нанял соответствующую технику), в том числе и траншеи под фундамент (приехал трактор с грунторезом и за пару часов все сделал). Позже, когда коробка была готова и пришла очередь тянуть коммуникации, я вспомнил о грунторезе и нашел в интернете компактные аналоги к мотоблокам. Решил зря не тратиться, а изготовить орудие труда своими руками. Траншеекопатель оправдал затраченные усилия, впоследствие я его стал использовать в саду. Сейчас стройка закончена и моя семья проживает в уютном коттедже, сад, небольшой огород — все, как у людей.

Сергей, 54 года:

У меня тоже шло строительство на участке, поэтому траншеекопатель очень понадобился. Не мог подобрать подходящего к своей Оке, поэтому решил сделать навеску сам. Эксперимент удался, но глубина прорезания почвы маловата — 25 см. Электричество протянул по всему участку, потом решил использовать грунторез в эстетическом направлении — прорезал траншеи для бордюров, в саду соорудил небольшой грот — тоже не без участия грунтореза.

Алексей, 31 год:

Здравствуйте! У отца мотоблок Нева, хочу его использовать по максимуму, предстоит стройка, хотелось бы облегчить работы, приспособив мотоблок. Посоветуйте, какого производителя выбрать, какую конкретно модель? Я даже согласен на самоделку, могу и сам сделать, но в интернете нет конкретики, мне бы пошаговую инструкцию изготовления грунтореза. Заранее благодарю!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *