Мотоблок с валом

Описание

Мощный МОТОБЛОК BRAIT 105 PRO отличается от своих младших братьев тем, что имеет ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ- это позволяет устанавливать безграничное множество видов навесного оборудования. Так же он имеет элементы управления на руле, переключать скорости на этой модели гораздо удобнее. Вес мотоблока значительно вырос, ведь здесь установлен редуктор с зубчатой передачей, а тип сцепления дисковое. Мотоблок по прежнему имеет большую ширину захвата (до 120см), укомплектован закаленными фрезами, что позволяет применять его на тяжелых грунтах и для обработки целины. Наличие в комплекте пневматических колес с агрессивным протектором размером 4х10, позволит работать мотоблоком на любых видах грунтов, а так же позволяет использовать его совместно с телегой для перевозки грузов до 500кг!!!

МОТОБЛОК BRAIT 105 PRO совместим со всеми видами навесного оборудования по типу каскад/нева, а так же со всем оборудованием, где необходим вал отбора мощности.

Хочется отметить качество исполнения двигателя, благодаря тому, что все двигатели изготовлены по технологии HONDA и имеют гильзированные цилиндры, значительно увеличен ресурс работы, улучшена теплоотдача, а также повышена мощность и производительность.

К механизмам отбора мощности относятся ВОМы, приводные шкивы, приводные лебедки и другие устройства с приводом от двигателя мотоблока.

Вал отбора мощности – это узел, который передает вращение от двигателя на навесное оборудование. Бытует мнение, что мотоблок с ВОМом более функционален, потому что расширяет спектр навески. Мы, в «Хозтоварище» с этим утверждением готовы поспорить. Представьте, что вы идете за мотоблоком. Перед вами мало того, что большие колеса, а еще и массивное навесное. Мотоблок тяжелого класса в комплекте с навеской может оказаться очень неповоротливым. И это, однозначно, минус ВОМа.

Но есть и большой плюс. Вал отбора мощности надежен. И даже можно смело сказать, что он неубиваем. Обычно ВОМ стоит на тяжелых мотоблоках. Такая техника весит немало, навесное к нему тоже массивное, например, фреза. Поэтому механизм для них должен быть крепким. С чем ВОМ и справляется успешно.

Различаются ВОМы с зависимым, независимым, полунезависимым, синхронным и комбинированным приводами.

При зависимом приводе вал отбора мощности соединяется с одним из валов коробки передач и получает вращение только при включенном механизме сцепления.

Вал, который можно включать и выключать независимо от механизма сцепления, называют валом отбора мощности с независимым приводом. Такие механизмы позволяют при работающем двигателе приводить в действие рабочие органы независимо от того, движется трактор или стоит на месте.

Полунезависимый привод не допускает включения и выключения вала отбора мощности без остановки трактора, но может работать при остановленном тракторе.

Вал отбора мощности с синхронным приводом подключается после коробки передач и вращается с частотой, пропорциональной частоте вращения ведущего колеса трактора.

Приводным шкивом чаще всего комплектуют мотокультиваторы и мотоблоки. Приводной шкив — фрикционное колесо с ободом или канавкой по окружности, которое передаёт движение приводному ремню или канату. Используется как одна из основных частей ременной передачи,

В тракторах МТЗ обязательно есть важный узел, позволяющий использовать разнообразное навесное и прицепное оборудование — вал отбора мощности (ВОМ). О том, зачем нужен этот узел, какие типы ВОМ бывают, как они устроены и как работают, а также об их техническом обслуживании и ремонте читайте в статье.

Назначение и типы ВОМ, используемых на МТЗ

Вал отбора мощности (ВОМ) — механизм трансмиссии, посредством которого осуществляется отбор крутящего момента от силового агрегата с последующей его передачей на внешний механизм. С помощью ВОМ осуществляется привод навесных и прицепных машин, а также и автономных агрегатов различного назначения. Именно наличие вала отбора мощности делает трактор по-настоящему универсальной машиной, которую можно эффективно применять в самых разных сферах.

Тракторы Минского завода обязательно оснащаются ВОМ, причем по месту установки эти агрегаты делятся на передние, боковые и задние. Самое широкое распространение имеют валы с задним расположением, так как это позволяет эксплуатировать с трактором разное навесное и прицепное оборудование. Боковое и переднее расположение ВОМ встречается значительно реже.

На МТЗ используются комбинированные ВОМ, имеющие два типа привода:

— Синхронный — в этом режиме угловая скорость вала прямо пропорциональна скорости движения машины. Это достигается подключением ВОМ непосредственно к КПП;
— Независимый — в этом режиме угловая скорость вала зависит только от частоты вращения коленчатого вала дизеля. Это достигается подключением ВОМ к маховику двигателя в обход КПП.

В первом случае хвостовик ВОМ вращается со скоростью 3½ оборота на метр пройденного данным трактором расстояния. Во втором случае вал вращается с фиксированной частотой 540/545 или 1000 об/мин при частоте вращения коленвала дизеля 2100 об/мин.

ВОМ всех агрегатов МТЗ принципиально одинаковы и в целом имеют не слишком сложную конструкцию.

Общее устройство ВОМ и его место в трансмиссии

Вал отбора мощности любого трактора МТЗ состоит из следующих механизмов и агрегатов:

— Планетарный редуктор управления — это собственно и есть вал;
— Переключатель для выбора типа привода;
— Редуктор для переключения скоростей независимого привода (2-х ступенчатый на 540/545 и 1000 об/мин).

Планетарный редуктор — основная часть ВОМ, именно из редуктора выходит шлицевой хвостовик, к которому подключается оборудование и механизмы. В случае заднего расположения ВОМ редуктор располагается непосредственно в корпусе заднего моста. Передний ВОМ выполняется в виде отдельного агрегата, располагаемого в передней части трактора, но он имеет такой же привод, как и задний. В боковом ВОМ планетарного редуктора нет, обычно это несложный редуктор, который монтируется в левой части КПП и имеет привод от ее шестерен.

Переключатель, обеспечивающий выбор типа привода вала, включает в себя зубчато-кулачковую муфту, расположенную на ведущем валу планетарного механизма, и рычаг, передвигающий муфту по данному валу. Рычаг выходит в пол кабины, он может устанавливаться в три положения — нейтральное, синхронный привод и независимый привод. Муфта удерживается в выбранном положении с помощью пружинного фиксатора.

Редуктор для переключения скоростей независимого привода ВОМ монтируется непосредственно в корпусе сцепления трактора, он построен на двух парах шестерен и муфты переключения скоростей. Выбор скорости вращения вала отбора мощности осуществляется поводком, который перемещает зубчатую муфту в то или иное положение. Поводок располагается на корпусе КПП, поэтому переключение скоростей вращения ВОМ непосредственно из кабины невозможно.

Ключевым механизмов ВОМ является планетарный редуктор, о котором следует рассказать подробнее.

Конструкция и работа планетарного редуктора ВОМ тракторов МТЗ

Планетарный редуктор ВОМ решает две задачи:

— Изменяет крутящий момент — имеет передаточное число 1,47. Это обеспечивает достижения нужной частоты вращения вала на оптимальных режимах работы двигателя;
— Обеспечивает управление ВОМ — попросту говоря, его включение и выключение.

Планетарный редуктор имеет несложное устройство. Его основу составляет водило, на ступице которого подвижно (на втулке из бронзы, которая играет роль подшипника скольжения) устанавливается солнечная шестерня. На втулках, запрессованных в водило, монтируется три сателлита. Водило имеет жесткое шлицевое соединение с валом, от хвостовика которого осуществляется отбор мощности. Водило охватывает коронная шестерня, соединенная с сателлитами, в передней части этой шестерни располагается вал привода планетарного механизма, на нем располагается муфта переключения типа привода.

В редукторе предусмотрен механизм управления, который состоит из двух тормозных барабанов и тормозных лент, а также и механизма регулировки и привода лент. Один барабан жестко связан с водилом редуктора, второй — с солнечной шестерней. Оба барабана охвачены тормозными лентами, один конец которых жестко зафиксирован на предусмотренной для этого оси, а второй может перемещаться, блокируя или освобождая барабаны.

Свободные концы лент соединены с вертикальными тягами (они же выполняют роль регулировочных винтов), которые, в свою очередь, соединены с валиком управления. Этот валик с помощью рычага и механизма усиления (стакан с пружиной) может поворачивается, в результате чего одна тяга всегда поднимается, а другая опускается — это похоже на действие качелей. При поднятии тяги связанная с ней лента затягивается и блокирует барабан, при опускании — лента освобождает барабан.

Работает механизм следующим образом. При необходимости включить вал рычаг устанавливается в заднее положение («Вкл.»), это затягивает тормозную ленту на барабане солнечной шестерни и одновременно освобождает ленту на барабане водила. В такой конфигурации при вращении коронной шестерни сателлиты прокатываются по заблокированной солнечной шестерне, в результате вращается водило и связанный с ним вал.

При необходимости выключить ВОМ рычаг переводится вперед, в результате тормозной барабан водила блокируется лентой, а барабан солнечной шестерни освобождается. При такой конфигурации крутящий момент от коронной шестерни посредством сателлитов передается на солнечную шестерню, она свободно вращается и не совершает никакой работы.

Особо отметим, что на ВОМ может устанавливаться два типа сменных хвостовиков:

— На 8 шлицев — для работы с агрегатами со скоростью вращения вала 540–545 об/мин;
— На 21 шлиц — для работы с агрегатами со скоростью вращения вала 1000 об/мин.

Хвостовик устанавливается на вал в зависимости от типа агрегатируемого оборудования, его фиксация осуществляется специальным стопорным кольцом.

Вопросы эксплуатации, ТО и регулировок механизма

При эксплуатации вала необходимо соблюдать ряд простых правил:

— Независимый привод включается на запущенном двигателе при минимальных оборотах;
— Синхронный привод включается на запущенном двигателе на включенной скорости и после включения сцепления (причем оно должно включаться плавно);
— Если ВОМ не используется вовсе, то рычаг управления типа привода должен устанавливаться на нейтраль, а поводок редуктора независимого привода переводится на 545 об/мин.

ВОМ МТЗ обладает надежной конструкцией, так что он не нуждается в специальном ТО. Располагаясь в картере заднего моста, механизм вала обеспечивается смазкой трансмиссионным маслом, а значит не нуждается в специальной смазке. Однако обслуживания и периодических регулировок требует механизм управления работой вала. Его ТО сводится к проверке резьбовых соединений и состояния деталей (на предмет их деформаций, трещин и т.д.). А о необходимости регулировок говорит несколько признаков:

— Рычаг управления ВОМ в положении «Выкл.» упирается в пол кабины трактора;
— Рычаг управления ВОМ имеет увеличенный ход;
— Для перевода рычага управления ВОМ требуется прилагать повышенное усилие.

Порядок регулировки механизма управления подробно прописан в соответствующей инструкции, причем эта работа в разных моделях тракторов имеет свои особенности, так что здесь мы рассматривать этот вопрос не будем. Однако следует обратить внимание, что откладывать регулировку ни в коем случае нельзя, так как неправильная работа механизма управления может привести к аварийной пробуксовке ВОМ и другим серьезным проблемам.

С течением времени детали ВОМ изнашиваются, что проявляется повышением уровня шума при работе вала, а также ухудшением его работы, прерывистой работой и т.д. Наиболее часто проблемы связаны с поломкой зубцов шестерен, поломкой подшипников и износом тормозных лент. В любом случае планетарный редуктор ВОМ снимается с трактора, разбирается и дефектуется. Ленты толщиной менее 2,5 мм, шестерни с поврежденными зубцами, неисправные подшипники и другие детали заменяются. После установки отремонтированного ВОМ производится регулировка его механизма управления, а также обкатка трансмиссии трактора.

При регулярном обслуживании, правильной эксплуатации и своевременном ремонте ВОМ трактора МТЗ будет работать надежно и качественно, обеспечивая выполнение самой сложной работы.

Еще в этом разделе

Ключевые особенности, отличающие профессиональный мотоблок с ВОМ от агрегатов, предназначенных для домашнего использования, кроются в инженерном решении конструкции мотоблока. ВОМ в таких агрегатах используется не только на активную навеску, но и на фрезы.

Качество материалов

Профессиональное оборудование (не только мототехника, но и любое другое) предполагает значительно большие нагрузки и время работы, то есть, мотоблок может использоваться ежедневно в течение полного рабочего дня, в то время как обычные бытовые модели выводятся из гаража лишь с наступлением сезона и ограничиваются несколькими часами работы. Соответственно, требования к качеству и долговечности всех основных узлов у агрегатов для профессионалов гораздо выше, чему обязательно уделяют внимание производители.

Мощность двигателя

Также мотоблоки этого класса зачастую оснащаются более мощным двигателем. В то время как мощность недорогих бытовых агрегатов редко превышает 8 л.с., в профессиональных моделях она нередко достигает 13 л.с. А чем больше мощность, тем более сложную и ресурсоемкую работу может выполнять мотоблок (к примеру, перевозить более тяжелые грузы или производить распашку целины).

Эргономика и качество сборки

Что касается эргономики, то этот вопрос достаточно сложен и основан на личных ощущениях оператора мотоблока. Однако при проектировании профессиональных моделей к нему подходят серьезно, что позволяет получить машину, работа с которой будет приводить к меньшей усталости, и не будет сопровождаться дребезгом и стуком отдельных элементов конструкции.

Также мотоблоки с ВОМ имеют другую компоновку подключения навесного оборудования в том числе и фрез. Такие мотоблоки «тянут» их за собой, а не используют вместо пневмоколес, располагая фрезы под двигателем, что на 70% облегчает работу оператора при работе.

Система отбора мощности двигателя

Установленная система отбора мощности является одним из важнейших отличий. Ее основная цель – передача вращения вала активному навесному оборудованию. Проще говоря, за счет нее мотоблок будет не только ехать, но и вращать фрезы или ножи косилки. 80 % всех бытовых машин оснащают ременной системой отбора мощности, 20% оснащаются ВОМ, но при этом он используется только для подключения активного навесного оборудования. Профессиональные мотоблоки с валом отбора мощности (ВОМ) используют его и для передачи крутящего момента на фрезы.

Стоимость

И последний из важных моментов – цена. С ней все просто – за повышенную мощность, надежность и качество сборки приходится платить, но в том случае, если от этого зависит качество и сроки выполняемой работы, с этим фактом приходится мириться.

Производители

Профессиональный мотоблок с отбором мощности можно найти в ассортименте следующих брендов, занимающихся выпуском данного вида техники: Caiman, BCS, Grillo, Мобил К, Беларус, Мотор Сич.

Проблемы с выбором?

Нужен отличный мотоблок с ВОМ, но никак не можете определиться с моделью? Обратитесь к нашим онлайн-консультантам и совершите покупку в интернет-магазине «Садовые механизмы», заказав доставку в любой город России. Или загляните в наш официальный магазин в Москве и своими глазами оцените надежность и качество предлагаемых нами машин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *