Налог на скважину

Бурение автономного источника чистой воды на своем участке, требует тщательного и ответственного подхода. Помимо основных работ по бурению и обустройству скважин, необходимо также позаботиться о процессе её регистрации в соответствующих государственных органах. Прежде чем перейти к регистрации, необходимо убедиться, что скважина соответствует всем нормам и стандартам, предъявляемым к объектам такого типа. Регистрация, позволит вам обезопасить себя, и быть уверенным, что она прослужит вам долгие годы.

Почему так важно проводить регистрацию скважины

Наличие официальной лицензии на использование собственной скважины на воду, контролируется законом «О недрах» ещё с 1992 года. Получить такую лицензию важно каждому владельцу автономного источника воды. Наличие и использование скважины, которая не поставлена на учет и не имеет лицензии, повлечет за собой уголовную ответственность и будет расцениваться как административное нарушение.

Нужно ли регистрировать скважину на своем участке?

Наличие грубых нарушений по обустройству и эксплуатации источника, обязывает пользователя выплатить наложенные на скважину санкции и штрафы.

Регистрация скважины на воду 2018, требования

Чтобы получить лицензию и официально зарегистрировать свой источник, важно подготовить необходимые документы и проверить соответствие скважины и близлежащей территории имеющимся требованиям.

Какие требования предъявляются скважине:

  1. Отсутствие заводов промышленного типа, АЭС и источников химического заражения, на близлежащей территории к скважине, до 300 м.
  2. Отсутствие канализации, свалок мусора и прочих опасных биологических объектов в радиусе до 200 м от скважины.
  3. Бурение должно производиться вблизи жилого объекта не ближе чем на 30 метров.
  4. Получить допуск на бурение, можно только при отсутствии на данном участке, соответствующих коммуникаций.
  5. Почва на участке не должна содержать химических удобрений.
  6. Наличие ограждения по периметру участка.

Как происходит регистрация

По закону, бурение артезианских скважин частными лицам — запрещено. Но есть пара исключений, которые позволяют им это делать:

  • Отсутствие любых других возможностей для обустройства источника водоснабжения на жилом участке;
  • Покупка участка с уже имеющейся артезианской скважиной, требующей официальной легализации.

Перед регистрацией, проводится следующий перечень работ:

  • Геологическая экспертиза участка;
  • Создание специальной санитарной зоны;
  • Взятие проб воды для анализа её состава;
  • Постановка объекта получения чистой воды на учет;
  • Введение источника воды в эксплуатацию.

Со скольки метров необходима регистрация скважины?

Официальное лицензирование объекта водоснабжения, обязательно при бурении на любую глубину. Это может быть неглубокая скважина на песок, известняк или артезианская, все они должны состоять на учете и иметь лицензию. Стоит помнить, что наличие лицензии обязывает проводить постоянный мониторинг уровня подземных вод, а также платить налоги, за использование источника.

Компания «АквА Геология» предлагает свои услуги по бурению и обустройству скважин с официальной регистрацией объекта в органах государственного контроля. Мы берем на себя все работы по сбору документов, подготовку участка и скважины к проверке, гарантируем полное соответствие объекта требованиям и быстрое получение лицензии. Предлагаем самые доступные цены в городе и оперативное исполнение работ.

Официальная регистрация скважины – это ваш гарант безопасности. С нами вы получите надежный источник воды, который улучшит качество и комфорт вашей жизни!

2018-05-2121.05.2018 04:10

Да, все мы знаем, что «без воды – и не туды, и не сюды». Для комфортного проживания просто необходим постоянный источник чистой воды.

Регистрация скважины на воду со скольки метров

Поэтому не редко в местностях без центрального водоснабжения, жители частных домов, загородных дач бурят скважины на своих участках.

Но, вдумайтесь, раз вода так важна для жизнедеятельности людей, значит это один из ценнейших видов ресурсов. Более того, это стратегический запас страны наряду с нефтью и другими полезными ископаемыми (Закон «О недрах»)! А если мы все бесконтрольно начнем выкачивать этот запас? Это может привести не только к утрате всякого контроля количества, но и качества этого стратегически важного ресурса. Ведь, неправильно обустроенная скважина способна стать источником заражения или загрязнения всего горизонта.

Конечно, далеко не все скважины и колодцы автономного водообеспечения облагаются налогом. Речь идет лишь об артезианских гидротехнических сооружениях, которые питаются от общих артезианских бассейнов, использующихся для центрального водоснабжения целых населенных пунктов. Этот налог на скважину —сумма, обязательная к уплате за разработку недр и использование сокрытых в них ресурсов, которые формально являются государственными, несмотря на то, что находятся под вашим частным земельным участком.

Мало того, что за артезианскую скважину надо платить налог, еще надо иметь лицензию, разрешающую добычу подземных ресурсов. Все это обойдется ее владельцу в сумму, около одного миллиона, а то и больше.

После прохождения всех этих процедур, надо поставить водосчетчик! Да-да, kokos0604, проще говоря, любая артезианская скважина должна быть обязательно оборудована прибором для замера потребляемой жидкости. Таким образом, вычисляется водопотребление, которое в последующем умножается на ставку. Так и высчитывается налог. Затем данный показатель заносится в ежеквартальную декларацию.

Но, как я уже писала выше, не за все гидротехнические сооружения нужно платить налог. За что же он не платится?

— За колодцы и абиссинские колодцы (глубина 5-30 метров);
— За скважины на песок (глубина 15-40 метров);
— За скважины на известняк, но только при условии, что этот водоносный горизонт не используется для центрального водоснабжения (до 60-80 метров).

Налог на скважины в зависимости от глубины не начисляется, но нужно понимать, что в одном месте артезианский водоносный пласт может залегать на 200 метрах, а в другом – на 70-ти. Сама процедура определения типа водоносного слоя очень сложна и требует больших затрат, но вы можете получить данные о глубинах залегания артезианских вод в соответствующих государственных инстанциях.

В остальном же налог на воду из скважины для физических лиц, при условии, что они используют ее не для извлечения материальной выгоды и не затрагивают глубинные артезианские слои, не предусмотрен законом.

Ирина Александровна, потомственный бухгалтер.

Ответить

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Глубина бурения на воду без разрешения

Водозаборная скважина и лицензия на добычу подземных вод: бухгалтерский учет

Организация подрядным способом создала водозаборную скважину для добычи технических подземных вод. Скважина функционирует (вода используется в производственном процессе), однако лицензия на пользование недрами отсутствует. Получение лицензии планируется в ближайшее время. Каким образом организации следует учесть затраты на создание водозаборной скважины и последующие затраты, связанные с получением лицензии?

Об учете водозаборной скважины

Водозаборная скважина отвечает признакам основного средства (ОС) для целей бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"<1>), поэтому затраты, связанные с ее созданием (стоимость материалов и работ подрядной организации), формируют первоначальную стоимость объекта ОС.

<1> Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

К сведению. Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, водозаборная скважина (код ОКОФ 12 4525351) отнесена к шестой группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 до 15 лет включительно). Этими данными можно пользоваться при определении срока полезного использования объекта для целей бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете объект включается в состав ОС при единовременном выполнении условий, перечисленных в п. 4 ПБУ 6/01. Данная норма не ставит момент принятия ОС к учету в зависимость от получения каких-либо разрешений для легитимной эксплуатации такого объекта. Аналогичный вывод был сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.09.2007 N 5600/07 в отношении сооружений связи: установление нормативным актом дополнительных условий для ввода в эксплуатацию сооружений связи в целях реализации положений закона в сфере государственного надзора за связью и информатизацией не влечет изменения порядка принятия данных объектов ОС к бухгалтерскому учету.

Водозаборная скважина относится к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации (см., например, Постановления ФАС ПО от 17.11.2011 N А55-6703/2011, ФАС ЦО от 02.03.2011 N А08-1680/2010-22-24). Однако отсутствие государственной регистрации права на созданное недвижимое имущество также не влияет на порядок его принятия к учету в составе ОС. Как только первоначальная стоимость ОС сформирована (объект, отвечающий требованиям п. 4 ПБУ 6/01, приведен в состояние, в котором он пригоден к использованию), его стоимость переносится со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счета 01 "Основные средства".

Обратите внимание!

Налог на скважины 2 видов

Включить объект, права на который подлежат государственной регистрации, в амортизационную группу можно только с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 11 ст. 258 НК РФ). Поэтому начисление амортизации по водозаборной скважине в целях исчисления налога на прибыль возможно лишь с 1-го числа месяца, следующего за указанной датой.

О затратах, связанных с получением лицензии на добычу подземных вод

Получение лицензии на добычу подземных вод — процесс длительный, трудоемкий и весьма затратный. Исходя из положений Закона о недрах <2> и подзаконных актов, принятых в его исполнение, недропользователь обязан выполнить ряд мероприятий, связанных с приобретением услуг и работ специализированных организаций (с разработкой проекта геологического изучения недр, проведением работ по оценке запасов месторождений подземных вод, составлением отчета о проведенной оценке, разработкой проекта водозабора) и оплатой государственных услуг по экспертизе и согласованию проектов и отчетов. Причем первоначально организации необходимо получить лицензию на геологическое изучение недр (несмотря на то что фактически скважина уже используется по назначению — с целью добычи подземных вод).

<2> Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

В первую очередь определимся, не должны ли затраты, возникающие в связи с получением указанных лицензий, раскрываться в бухгалтерском учете по правилам, установленным новым ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов" <3>, которое действует начиная с бухгалтерской отчетности 2012 г. Этот стандарт применяется организациями, осуществляющими так называемые поисковые затраты — затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и их разведку на определенном участке недр (п. 2 ПБУ 24/2011). Затраты организации на составление и экспертизу проекта геологического изучения месторождений подземных вод, реализацию данного проекта (непосредственно на оплату геолого-разведочных работ) как раз являются поисковыми затратами. Однако более важное условие сформулировано в абз. 2 указанного выше пункта: ПБУ 24/2011 применяется в отношении поисковых затрат, осуществляемых до того момента, когда в отношении изучаемого участка недр установлена и документально подтверждена коммерческая целесообразность добычи, то есть существует вероятность (более вероятно, чем нет) того, что экономические выгоды от добычи полезных ископаемых превысят понесенные затраты при условии технической осуществимости добычи полезных ископаемых и при наличии у организации ресурсов, необходимых для добычи полезных ископаемых. Соответственно, если в отношении участка недр установлена коммерческая целесообразность добычи, учет затрат на геолого-разведочные работы на данном участке недр не входит в предмет регулирования ПБУ 24/2011 (пп. "в" п. 3 данного Положения).

<3> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2011 N 125н.

Названный бухгалтерский стандарт посвящен затратам тех организаций, которые в процессе поиска и оценки месторождений выясняют перспективность добычи (примечательно, что в силу пп. "е" п. 8 ПБУ 24/2011 сама оценка коммерческой целесообразности добычи может выступать в качестве нематериального поискового актива). В рассматриваемой же ситуации геологическое изучение месторождений подземных вод имеет другую цель — легализацию уже существующего водозабора. Ведь добыча подземных вод в отсутствие лицензии на пользование участком недр производится с нарушением закона, за нее предусмотрен административный штраф в размере от 800 000 до 1 000 000 руб. (п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ). Организация уже добывает подземные воды и использует их в производственном процессе. Значит, для нее решен вопрос коммерческой целесообразности добычи и речь идет об уменьшении возможных потерь (в виде административного штрафа). Следовательно, по мнению автора, применять новый стандарт компания не должна.

Расходы, связанные с получением лицензии на геологическое изучение недр, в бухгалтерском учете относятся к текущим расходам. А вот вопрос о порядке учета затрат, связанных с получением лицензии на добычу подземных вод, остается открытым. Традиционно такие затраты аккумулировались на счете 97 как расходы будущих периодов, а затем в течение срока действия лицензии (25 лет) постепенно переносились на финансовый результат. Однако представляется, что лицензию на добычу подземных вод (точнее, право пользования недрами, заключающееся в проведении работ по добыче подземных вод и подтвержденное лицензией) следует квалифицировать в бухгалтерском учете как нематериальный актив. Вспомним п. 3 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" <4>, согласно которому для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве НМА необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем. В частности, он предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации;

б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем, а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (контроль над объектом);

в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организация не предполагает продажу объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

<4> Утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н.

Традиционно к НМА причислялись лишь результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, то есть объекты интеллектуальной собственности согласно ГК РФ. Такой подход во многом был обусловлен формулировками действовавшего ранее ПБУ 14/2000. В настоящее время из пп. "б" п. 3 ПБУ 14/2007 следует, что НМА могут являться не только объекты интеллектуальной собственности (эти объекты названы в скобках в качестве примера). Право добывать подземные воды отвечает всем признакам НМА:

  • добытые на основании лицензии воды используются в производственном процессе;
  • лицензия на добычу подземных вод дает право разрабатывать месторождения только владельцу такой лицензии (в силу ст. 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр, пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией, любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия обладателя лицензии);
  • лицензия на добычу подземных вод выдается на срок до 25 лет;
  • продажа права, подтвержденного лицензией, невозможна (ст. 17.1 Закона о недрах);
  • право недропользования не имеет материально-вещественной формы.

По поводу определения фактической (первоначальной) стоимости объекта (права недропользования) следует сказать отдельно. Несомненно, она может быть определена, то есть условие пп. "е" п. 3 ПБУ 14/2007 выполнимо. В состав затрат, связанных с получением лицензии на добычу подземных вод, помимо сборов непосредственно за оформление лицензии, следует включить все расходы владельца скважины, направленные на выполнение условий лицензии на геологическое изучение месторождений подземных вод (ведь сама по себе эта лицензия не имеет для организации никакой ценности, она важна именно потому, что позволяет в дальнейшем получить лицензию на добычу подземных вод).

* * *

Итак, затраты на создание водозаборной скважины формируют первоначальную стоимость объекта ОС, который вводится в эксплуатацию независимо от наличия лицензии на добычу подземных вод. Расходы, связанные с получением этой лицензии, по мнению автора, формируют стоимость НМА.

Е.В.Емельянова

Эксперт журнала

"Промышленность:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Водный налог и добыча подземных вод

Во втором номере журнала был рассмотрен порядок водопользования по новым правилам, а именно согласно Водному кодексу РФ, вступившему в силу 1 января 2007 г. Автор упоминал о том, что если организация осуществляет водопользование на основании договора или решения, заключенного или принятого после вступления в силу нового ВК РФ, она не признается плательщиком водного налога. Однако это не означает, что водный налог обречен и будет вскоре отменен. В каких случаях обязанность уплачивать такой налог сохраняется? Как правильно рассчитаться с бюджетом? Об этом пойдет речь в данной статье. В силу специфики издания будем уделять особое внимание забору водных ресурсов для водоснабжения населения.

Налогоплательщики

Несмотря на то что действующее законодательство не содержит понятия особого и специального водопользования, плательщики водного налога до сих пор определены через него. Так, согласно п. 1 ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Напомним, что эти термины применялись в предыдущей редакции Водного кодекса РФ, утратившей силу с 1 января 2007 г. Под специальным водопользованием понималось использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств при наличии лицензии на водопользование в том числе в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, промышленности и энергетики, добычи подземных вод. Основанием для водопользования выступала лицензия и заключенный в соответствии с ней договор пользования водным объектом.

Водопользователи, имеющие лицензии, выданные до вступления в силу ВК РФ (01.01.2007), признаются плательщиками водного налога. Эти лицензии дают право пользования водными объектами до истечения срока их действия (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ). После того как взамен этих лицензий водопользователь заключит договор или получит решение по правилам, предусмотренным новым ВК РФ, он перестает быть плательщиком водного налога на основании прямого указания в п. 2 ст. 333.8 НК РФ — его ждет неналоговая плата за пользование водными объектами.

Причем водопользователю дается право выбора — обратиться в уполномоченный орган с целью заключения договора водопользования (получения решения) по истечении срока действия лицензии либо, не дожидаясь этого, в любой момент. Условия и сроки водопользования могут быть изменены только по инициативе водопользователя. Кроме того, размер платы за пользование поверхностным водным объектом, находящимся в федеральной собственности (а таких подавляющее большинство), идентичен ставкам водного налога. Порядок исчисления водного налога, изложенный ниже, применяется водопользователями, имеющими лицензии старого образца, на общих основаниях.

Заметим, что прежняя редакция ВК РФ в интересующем нас контексте не различала пользование поверхностными и подземными водными объектами. В то время как в действующем ВК РФ прописан порядок предоставления права пользования только поверхностными водными объектами (на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование). При этом право пользования подземными водными объектами может быть получено по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах (п. 3 ст. 9 ВК РФ). В пп. 3 п. 3 ст. 11 ВК РФ специально указано, что если водный объект используется для забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод, то заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется. Следовательно, п. 2 ст. 333.8 НК РФ касается только пользователей поверхностных водных объектов.

Порядок получения права пользования подземными водными объектами после принятия нового ВК РФ не поменялся: для этого по-прежнему требуется лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод, выдаваемая в соответствии с требованиями Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Следовательно, пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с гл. 25.2 "Водный налог" Кодекса на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 1 января 2007 г., так и после этого срока. Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14.

Более того, как отмечено в другом разъяснении финансистов (Письмо от 07.11.2006 N 03-07-03-04/39), основанием для признания организации налогоплательщиком является факт получения лицензии на добычу подземных вод. Отсутствие самого факта водопользования (забора воды) не освобождает организацию от обязанностей налогоплательщика, в частности по представлению налоговой декларации (в ней следует проставлять прочерки).

В то же время отсутствие лицензии не освобождает от уплаты водного налога. Другими словами, если при проверке выяснится, что организация осуществляет безлицензионное пользование подземным водным объектом, ей придется не только уплатить административный штраф (а в дальнейшем получить лицензию), но и столкнуться с претензиями налоговиков.

Объект налогообложения и налоговая база

Объектом обложения водным налогом признается в первую очередь забор воды из водных объектов (пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ), причем Налоговый кодекс не различает подземные и поверхностные объекты. Единственное, что нужно учитывать, — если вода, добытая из подземных объектов, содержит полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы либо является термальной, объекта обложения водным налогом не возникает (пп. 1 п. 2 ст. 333.9 НК РФ), а придется уплачивать НДПИ (пп. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ). Заметим, что цель добычи подземных вод (хозяйственно-питьевое, производственное водоснабжение или получение минеральных вод и полезных ископаемых) всегда указана в лицензии на право пользования недрами.

В качестве налоговой базы выступает объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период — квартал (п. 2 ст. 333.10 НК РФ). При этом вода, забранная для обеспечения пожарной безопасности, ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, а также орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, не облагается водным налогом (пп. 2, 13 п. 2 ст. 333.9 НК РФ). Это значит, что предприятие ВКХ для определения налоговой базы вправе исключить из общего объема забранной воды объем воды, добытый и реализованный на вышеперечисленные цели (Письмо Минфина России от 21.06.2006 N 03-07-03-04/28).

Пунктом 1 ст. 333.10 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан определять налоговую базу по каждому виду водопользования отдельно в отношении каждого водного объекта. Более того, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется также применительно к каждой налоговой ставке. Такая ситуация знакома предприятиям ВКХ: они забирают воду для питьевого и производственного водоснабжения, при этом при заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога единая — 70 руб. за 1000 куб. м воды (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Если часть добытой воды направляется на водоснабжение промышленных предприятий, а также на собственные нужды организации водопроводного хозяйства, налоговая ставка должна определяться на основании п. 1 ст. 333.12 НК РФ (дифференцирована по экономическим районам и бассейнам рек).

Пункт 2 ст. 333.10 НК РФ предписывает определять объем забранной воды на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. Если таких приборов нет, то учитывается время работы и производительность технических средств. Если и это невозможно, то объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления. Заметим, что налоговики не вправе рассчитывать налоговую базу на основании сведений из статистических форм 2-ТП (водхоз). К такому выводу пришел ФАС СЗО в Постановлении от 15.10.2007 N А05-432/2007.

Применение ставки 70 руб. за 1000 куб. м

Вопрос, который вызывает большое количество налоговых споров, — это правомерность применения пониженной ставки. Формулировки Налогового кодекса, как обычно, лаконичны (в п. 3 ст. 333.12 указано только, что ставка применяется при заборе воды для водоснабжения населения), что открывает чиновникам массу возможностей для придирок. Так, в Письме Минфина России от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24, направленном налоговикам Письмом ФНС России от 19.07.2006 N ММ-6-21/694@, сделаны такие выводы: при отсутствии в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод указаний на целевое использование забранной воды и при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке, водный налог уплачивается по ставкам, предусмотренным п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Чиновники объясняют это тем, что пониженная ставка налога является льготой для налогоплательщика, которую нужно подтвердить. На этом же настаивают и налоговики на местах. Однако арбитражные суды уверены: такие утверждения совершенно произвольны. По их мнению, квалифицирующим признаком применения пониженной ставки водного налога является не факт наличия соответствующей лицензии, а целевое использование водного объекта, то есть забор воды для снабжения населения (Постановления ФАС МО от 17.05.2007 N КА-А41/3855-07, ФАС ВВО от 28.03.2007 N А43-24705/2006-34-1128, ФАС СКО от 29.08.2007 N Ф08-5401/2007-2041А). Наличие лицензии не имеет правового значения для спорных правоотношений (Постановление ФАС ЦО от 27.11.2007 N А68-199/07-13/11). Как справедливо заметил ФАС СЗО в Постановлении от 13.09.2007 N А21-1460/2007, отсутствие лицензии на добычу воды является основанием для применения мер административной ответственности, но не повышения ставок водного налога.

Столь же лояльно суды относятся к налогоплательщикам, в лицензии которых не фигурируют водопотребители, не указаны слова "водоснабжение населения (жилищного фонда)". Для применения спорной ставки достаточно факта целевого использования воды (Постановления ФАС ДВО от 18.04.2007 N Ф03-А51/07-2/57, ФАС ЗСО от 01.10.2007 N Ф04-6838/2007(38808-А27-15), ФАС СКО от 11.03.2008 N Ф08-1064/08-395А, от 26.11.2007 N Ф08-7322/07-2866А).

Еще одна причина, по которой налоговики доначисляют налог по общим ставкам, — водопользователь не осуществляет самостоятельного водоснабжения населения, а продает воду сторонней организации, которая как раз таки и поставляет ее населению. Однако инспекторам придется смириться: из п. 3 ст. 333.12 НК РФ не следует, что пониженная ставка водного налога применяется только организациями, забирающими и без посредников подающими воду для водоснабжения населения. Если водопользователь докажет, что забираемая им вода доставляется населению (обычно это подтверждает договор на отпуск воды), то арбитры встанут на его сторону (Постановление ФАС ВВО от 31.03.2006 N А43-23129/2005-35-683). Другими словами, для применения ставки 70 руб. за 1000 куб. м не важно, самостоятельно налогоплательщик доставляет забранную им воду до потребителей (населения) или транспортирует ее через системы централизованного коммунального водоснабжения населенного пункта (Постановление ФАС ЦО от 19.07.2006 N А54-9629/2005-С18).

Потери воды

Не секрет, что не вся добытая из водного объекта вода доставляется потребителям. Часть ее теряется в процессе добычи, очистки, транспортировки (по данным Росстроя — до 40%). В Письме от 14.09.2006 N 03-07-03-04/34 Минфин заметил, что в Кодексе не содержится положений об уменьшении налоговой базы на объем потерь воды при ее заборе и (или) последующем распределении. Соответственно, водный налог должен исчисляться за весь объем забранной воды. Остается вопрос: по какой ставке исчислять налог с потерь? В приведенном выше Письме финансисты лишь указали, что в случае использования воды из водного объекта для водоснабжения населения и для собственных нужд водопользователя при расчете водного налога налоговая ставка в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды должна применяться только на реализованную воду для населения.

Как показывает практика, налоговые инспекторы при проверке правильности исчисления водного налога настаивают на том, что объемы воды, не доставленной населению, следует считать использованными для собственных нужд организации-водопользователя и облагать по общим ставкам. Однако налогоплательщики, естественно, не согласны с таким подходом. Поскольку зачастую раздельный учет забранной воды по категориям потребителей не ведется, общий объем потерь распределяется пропорционально объему водопотребления той или иной категорией потребителей. Такой расчетный метод обычно закрепляют в приказе организации об учетной политике. И, справедливости ради отметим, арбитры поддерживают налогоплательщиков, признавая применение пониженной ставки в отношении части потерь воды не противоречащим положениям гл. 25.2 НК РФ. Примеры тому — Постановления ФАС СКО от 11.03.2008 N Ф08-1064/08-395А, ФАС ЦО от 11.03.2008 N А14-11367/2007/604/24, ФАС ВВО от 20.03.2008 N А17-764/2007.

Свои выводы арбитры обосновывают тем, что налоговики не представили нормативное обоснование неправомерности примененного налогоплательщиком подхода к определению налоговой базы по водному налогу в разрезе потребителей, а также не доказали необоснованность применения пониженной ставки водного налога в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды к потерям воды, исчисленным пропорционально потребленному населением объему воды.

После издания Определения ВАС РФ от 18.01.2008 N 17972/07, в котором судьи не нашли оснований для пересмотра в порядке надзора Постановления ФАС ЦО от 14.11.2007 N А14-4175/2007/179/24, у налоговиков практически не осталось шансов отстоять свою позицию. В названном Постановлении арбитры Центрального округа подчеркнули, что буквальное содержание п. 3 ст. 333.12 НК РФ предполагает применение ставки водного налога 70 руб. за 1000 куб. м ко всем объемам забранной воды для водоснабжения населения, а не к объемам фактически потребленной населением воды.

Превышение лимитов

Согласно правилу, закрепленному в п. 2 ст. 333.12 НК РФ, при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, предусмотренных п. 1 ст. 333.12 НК РФ. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов они определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Как следует из ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", приложения, в которых определены основные условия пользования недрами, являются неотъемлемой частью лицензии. Именно в таких приложениях (например, в соглашениях об условиях пользования недрами) устанавливаются лимиты водоотбора — в куб. м в сутки, квартал, а также в год — отдельно по каждому целевому виду водопользования. Если в налоговом периоде (квартале) лимит будет превышен, то с объема воды, забранного с превышением, нужно заплатить налог по пятикратно увеличенной налоговой ставке.

Однако это правило не касается объемов воды, забранных для водоснабжения населения. Если даже лимит по этому виду водопользования будет превышен, налоговая ставка не изменится. Причина в том, что плата за сверхлимитное водопользование установлена п. 2 ст. 333.12 НК РФ только для налогоплательщиков, применяющих общие ставки, предусмотренные п. 1 этой же статьи. Специалисты ФНС признали это еще в 2005 г. (Письмо от 11.05.2005 N 21-3-05/32), однако инспекторы на местах продолжают предъявлять подобные претензии налогоплательщикам. В судебных разбирательствах арбитры, естественно, указывают на их заблуждение (Постановления ФАС МО от 26.02.2008 N КА-А41/14638-07, ФАС СКО от 28.05.2007 N Ф08-1268/2007-536А).

Несколько слов об административной ответственности

Поскольку добыча подземных вод в отсутствие лицензии не редкость, уделим внимание вопросу привлечения к ответственности за такое правонарушение. Тем более что законодательство не позволяет однозначно установить, какая статья КоАП РФ применяется в данном случае. Поясним. За самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий ответственность предусмотрена ст. 7.6 (штраф для юридических лиц — от 5000 до 10 000 руб.). Подчеркнем, какого водного объекта (поверхностного или подземного), не уточняется.

Нужно ли регистрировать скважину в частном доме

Вместе с тем ст. 7.3 устанавливает ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией). Штрафы здесь совсем другие — от 30 000 до 40 000 руб. для организаций. Мнения окружных арбитров разделились. Полагаем, что вплоть до обнародования правовой позиции ВАС по этому вопросу практика привлечения предприятий к ответственности будет отличаться по судебным округам.

Например, ФАС ВВО полагает, что пользование водным объектом — подземными водами — без соответствующего разрешения должно быть квалифицировано по ст. 7.6 КоАП РФ, ведь водопользование регулируется водным законодательством (Постановление от 19.10.2005 N А28-8495/2005-477/27). Судьи ФАС ЗСО в Постановлении от 07.02.2008 N Ф04-797/2008(230-А45-43) и ФАС ПО в Постановлении от 22.07.2005 N А49-35/05-116ОП/2 отметили, что в случае добычи подземных вод ст. 7.6 является специальной по отношению к ст. 7.3. Следовательно, именно специальная норма подлежит применению.

В то же время ФАС ДВО не принял доводы ООО "Водоканал" о том, что его действия по эксплуатации водозаборных скважин без лицензии на право пользования недрами образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.6 КоАП РФ. Напротив, управление Росприроднадзора, с точки зрения судей, правильно квалифицировало нарушение по ст. 7.3 (Постановление от 30.05.2007 N Ф03-А51/07-2/991). С таким мнением согласны и арбитры ФАС МО (Постановление от 21.11.2007 N КА-А40/11824-07), которые полагают, что подземные воды являются предметом регулирования, прежде всего, законодательства о недрах. Аналогичный подход нашел отклик в Северо-Западном (Постановление от 21.03.2007 N А26-5555/2006-24), Северо-Кавказском (Постановление от 14.11.2007 N Ф08-7490/07-2510А), Уральском (Постановление от 16.10.2007 N Ф09-8417/07-С1) округах.

Добавим, что факта владения водозаборными скважинами для привлечения организации к ответственности недостаточно — административный орган должен доказать, что водопользователь осуществлял забор воды. Так, в случае, рассмотренном ФАС ЗСО в Постановлении от 07.02.2008 N Ф04-797/2008(230-А45-43), водозаборные скважины, находящиеся в муниципальной собственности, были переданы в аренду МУП. Росприроднадзор не смог подтвердить, что предприятие добывало воду из данных скважин. Судебный акт был принят в пользу предприятия.

С.Н.Козырева

Эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *