Отопление в гараже своими руками

Гараж, зачастую выполняет для его владельца сразу несколько функций. Кроме своего основного предназначения хранить автомобиль от злоумышленников и природных катаклизмов, он ещё служит и ремонтной зоной и складом запчастей и горюче-смазочных материалов и нередко местом отдыха. Если на улице лето – вопросов нет. Открыл ворота, включил переноску и ремонтируй сколько необходимо. Но если на улице сильно минусовая температура, то о комфортном времяпровождении или работе можно забыть. И стоит задуматься, как соорудить отопление в гараже на тосоле своими руками, если не приняты какие-то другие решения.

Содержание

Достоинства и недостатки использования тосола в системе отопления

Основная причина, по которой в систему отопления гаража заливают тосол – это то, что в этом случае не придётся опасаться размораживания батарей во время сильных морозов. Порог кристаллизации у тосола намного ниже, чем у обычной воды. В зависимости от марки он не замерзает и при -20, и при -30 и даже при -40 градусах. Тосол, конечно, может несколько загустеть, но это абсолютно никак не скажется на его качествах и при нагреве он быстро вновь перейдёт в жидкое состояние. При этом и температура кипения у него выше, чем у воды, так что и с этой стороны он безопаснее.

Однако недостатков, или если точнее, некоторых неудобств применения тосола в системе отопления гаража, смонтированной собственными руками намного больше. Сразу стоит оговориться, что неудобства эти относятся скорее к процессу сборки системы, во время которого необходимо соблюдать некоторые меры безопасности и учитывать свойства этой незамерзающей жидкости. Все их стоит перечислить и немного объяснить:

  • Вязкость. Это свойство тосола, которое намного выше, чем у воды, предусматривает установку более мощного циркулярного насоса.
  • Теплоёмкость наоборот намного ниже. То есть в то время, когда вода нагреется до 30 градусов, тосол при тех же исходных условиях достигнет только 20-25 градусов. А это можно компенсировать только установкой дополнительных радиаторов.
  • Текучесть. Этот компонент тоже повышенный, а значит, проверку системы на трещины придётся производить с собой тщательностью, дабы избежать малейшей утечки.
  • При долгом отсутствии циркуляции, иначе говоря, застое жидкости, могут образоваться хлопья, которые оседая, могут привести всю отопительную систему в негодность.
  • Срок эксплуатации. Тосол прослужит в виде жидкости для отопления гаража не больше пяти лет. После этого его придётся сливать, тщательно промывать всю систему и заливать новый.
  • И главный недостаток тосола заключается в том, что он ядовит. И не только сама жидкость, но и её пары. А при упомянутом выше условии повышенной текучести, возможность его протекания и попадания атмосферу гаража весьма возможна. При обнаружении этой неприятности, следует незамедлительно устранить причину утечки, тщательно промыть и проветрить помещение.

Недостатков значительно больше. Однако это совсем не означает, что о системе отопления гаража на тосоле, смонтированной своими руками следует забыть. Просто выполнять все работы по монтажу теплообменников, радиаторов отопления и труб нужно более тщательно и с соблюдением всех правил техники безопасности.

Отопление в гараже на тосоле – тонкости монтажа

Монтаж всей системы отопления начинается от печки.

  • Исходя из своих предпочтений и возможностей, устанавливаем на выбранное место отопительное устройство. Электрический или газовый котёл. Печку, работающую на дровах, на отработке или на другом виде топлива.
  • Вешаем алюминиевые или чугунные радиаторы с таким расчетом, чтобы обогрев всего помещения был равномерным.
  • Трубы для подсоединения радиаторов к печке следует выбирать, учитывая вязкость тосола. То есть диаметром они должны быть как минимум в 1,5 раза больше, чем для водяного отопления.
  • Циркулярный насос монтируется в систему на расстоянии не менее 1 метра от отопительного прибора. Рекомендуется с обеих сторон поставить запорные краны. Делается это для того, чтобы была возможность при необходимости снять насос, без необходимости сливать тосол из всей системы. Сам же насос следует выбирать с таким расчётом, чтобы он был вдвое мощнее, чем при использовании в аналогичной системе отопления, работающей на воде.
  • Расширительный бак устанавливаем как можно выше. Идеальный вариантом будет вывести его на крышу
  • Тщательно соединить все элементы. Резьбовые соединения лучше не использовать. Связано это с повышенной текучестью тосола, который легко просачивается через такие соединения. А вот качественный сварочный шов легко его удержит.
  • Заливка в систему тосола осуществляется следующим образом:
  • В расширительный бак заливается примерно 2/3 нужного объёма.
  • Включается циркулярный насос.
  • Следует немного погонять систему, внимательно отслеживая уровень тосола.
  • При необходимости дополнять.
  • Убедившись, что всё работает исправно, нет протечек и уровень тосола соответствующий, следует тщательно загерметизировать расширительный бак.
  • Теперь можно осуществить первый запуск печки.
  • В течении первых месяца-двух, рекомендуется ежедневно проводить визуальный осмотр всей системы, особенно места стыков и соединений на предмет утечек и прочих неисправностей.

Особое внимание при монтаже системы отопления в гараже на тосоле, следует обратить на то, чтобы все элементы были выполнены из материалов, нейтральных к веществам, содержащимся в в этой незамерзающей жидкости. Алюминий вполне отвечает этим требованиям, но он довольно дорогой, и монтировать его намного сложнее. Можно использовать толстостенные железные трубы, тем более, если в вашу систему будет входить самодельная печка.

Другие варианты отопления гаража

Для регионов с морозными и продолжительными зимами антифризы в системе отопления гаража – вариант самый приемлемый. Однако есть и другие способы.

  • Водяное отопление. Система идентична вышеописанной. Только вместо тосола в неё заливается вода. Нагревается быстрее. Из многоуровневых самоделок одна из самых простых. Но в случае несвоевременного запуска может привести к разморозке труб и полному выходу из строя.
  • Воздушное отопление. Наверное, единственная система, не имеющая значительных недостатков. Монтируется ничуть не сложнее. Можно оставлять на неопределённое время без необходимости подтапливать.
  • Электрическое отопление. При помощи калориферов, воздушных пушек и прочих приборов. Практически безопасна, но весьма дорогостоящая.
  • На сжиженном газе. Требуется газовый нагревательный котёл, к которому подсоединяется баллон с пропаном. Довольно экономичный вариант, но есть опасность возникновения пожара. Оставлять работающую установку без присмотра не рекомендуется.
  • «Буржуйка». Небольшая железная печка, потребляющая все виды твёрдого топлива. Быстрый нагрев, хорошая отдача тепла. К недостаткам необходимо отнести обязательное сооружение дымохода и повышенная пожароопасность.

Какой бы вид отопительной системы вы не установили у себя в гараже, главное хорошо понимать, что безопасность всегда должна стоять на первом месте. Место для печки выбирайте подальше от запасов горюче-смазочных материалов.

Гараж для автолюбителей – это личное пространство, для занятия любимым делом. Пространство обустраивается под собственные нужды, будь то мастерская или даже место для отдыха. Поэтому так важно придумать качественное отопление гаража. Самый экономный способ мы и постараемся найти в данном обзоре. При правильном подходе система обогрева в гараже будет экономичной и безопасной.

Качественное отопление позволяет создать комфортные условия в любом гараже

Отопление гаража: самый экономный способ, что выбрать

Если хозяйственная постройка располагается рядом с основным строением, то часто используется обогрев на газе. При этом система отопления может подключаться к уже существующей в доме.

Чтобы сделать отопление гаража своими руками экономно, вы можете применить вариант с обогревом при помощи разных вариантов твердотопливного сырья. В качестве которого можно использовать дрова, торф, уголь и дизельные продукты. При этом можно сэкономить на ресурсах, но важно продумать хранение сырья.

Простая буржуйка способна достойно обогреть небольшое помещение

К сведению! Простым решением является газовый конвектор. В таком оборудование циркуляция тепла происходит за счет конвекции. Прибор подсоединяется к баллону, но его потребуется наполнять раз в несколько дней.

Какие способы отопления для гаража существуют?

Самый экономный способ отопления гаража определяется множеством факторов: доступностью топливного сырья, финансовыми возможностями и удаленностью от основного жилища.

Обогрев машинного пристанища может осуществляться такими приборами:

  • передвижное оборудование: тепловые пушки и вентиляторы для нагрева;

Тепловая пушка на дизельном топливе. Достоинством подобного оборудования считается мобильность. Ведь их достаточно просто переместить куда вам нужно. Как правильно выбрать данное приспособление, и на что следует обратить внимание читайте в статье.

  • инфракрасные обогреватели;

Подобное устройство не распространяет в воздухе вредные продукты сгорания

  • электрический котел подходит для просторных помещений; стационарные обогреватели.

Качественное отопительное оборудование имеет важное значение для создания благоприятной обстановки в гаражном помещении.

Преимущества отопления от электричества в гараже

Рекомендуется рассмотреть в качестве самого экономного способа отопление гаража электричеством. У него такие плюсы:

  • простота установки и доступность электричества;
  • обширный выбор приборов разного типа;
  • можно выбрать устройство с подходящей мощностью;
  • стремительная теплоотдача.

В качестве отопительных приборов применяются конвекторы

К минусам подобного оборудования относится высокая стоимость. Учитывайте, что качество обогрева зависит от бесперебойной работы электрической сети.

Можете использовать такие способы:

  • тепловые пушки представляют собой недорогой вариант, в них воздушные массы после нагрева распространяется под воздействием вентилятора;
  • инфракрасное оборудование прогревает поверхности и всевозможные предметы, а они дают тепло. Инфракрасные лучи не причинят вреда покраске машины;
  • конвектор прогревается сам и распределяет тепло вокруг. Греет пространство хуже, чем пушка, но тепло держится продолжительно;
  • к самым дорогим вариантам относятся инверторные сплит – системы. Они позволяют экономить электричество.

Электрические модели тепловых пушек достаточно быстро обогревают компактные помещения

Полезная информация! Тепловые модели рекомендуются для малогабаритных помещений. Тепловентиляторы и тепловые пушки не только выполняют прогрев, но и помогают произвести просушку колес и дна автомобиля.

Водяное отопление

Если гараж построен поблизости с основной постройкой, то самый экономный вариант отопление гаража с привязкой к основной отопительной системе.

При этом не нужно устанавливать котел, но понадобится протянуть трубопровод. Такой вариант приведет к нагрузкам и увеличению количества топлива. Если применяется отдельный котел, то полную мощность можно применять в случае необходимости, а в других случаях оборудование работает на номинальном уровне.

Водяное отопление можно сделать не только от котла, но и от печи

Обратите внимание! Чтобы избежать размораживания, стоит использовать вместо воды в системе – антифриз.

Отопление на газе

Самым эффективным вариантом считается газовый. Это хорошее решение, в случаях, когда поблизости проходит газовая магистраль. Для установки подобного источника тепла необходимо оформить проектную документацию и получить специальное разрешение. Пользование газом предполагает соблюдение всех мер безопасности. Запрещено использование самодельного устройства, и подключение какого – либо оборудования.

Вариант монтажа газового отопления

С помощью газа можно создать полноценную систему обогрева с котлом и трубами. Также его используют для разного типа обогревателей.

При использовании сжиженного газа, тара для его хранения должна храниться за металлическими стенками

Полезная информация! Как вариант, можете воспользоваться сжиженным газом для конвекторов, инфракрасных нагревателей или для пушек. При использовании газовых горелок и тепловых пушек, не забывайте проветривать.

Твердое топливо – бюджетный вариант

При наличии твердого топлива можно даже сделать конструкцию самодельного отопления в гараже. По характеристикам экономии уголь и дрова превосходят другие варианты. В качестве топлива используются различные отходы от производства, горючие отходы, а также растительные остатки. Такой вариант не зависит от энергетических линий.

Существует огромное разнообразие печей, работающих от этой разновидности топлива

В качестве отопительного прибора можно сделать печь своими руками из листового материала, бочки или из арматуры. Подобный способ отопления более пожароопасный по сравнению с остальными. Необходимо постоянно поддерживать горение. Некоторые приборы отличаются низкой экологичностью.

Так выглядит печь в разрезе

Печка на дровах представлена разными вариантами. Это буржуйка, устройства длительного горения, конструкции из кирпича и пиролизные устройства. Буржуйка прекрасно подходит для малогабаритных помещений, а также она просушивает воздух. Котлы более безопасный вариант. Они могут работать без постоянного присутствия человека.

Оборудование, работающее на отработке

Приборы на отработанных маслах относятся к экономичному варианту. Их используют не только в гаражах, но и для обогрева частных автомастерских. Можно увидеть, как делается обогреватель для отопления в гараже своими руками на видео. Для этого подойдут металлические трубы, всевозможные баки и газовые баллоны. Даже на базе печи можно сделать конструкцию с радиаторами и трубами.

Принцип работы оборудования, работающего на отработке

Помните, что подобные конструкции требуют хорошего ухода. Их нужно очищать от сажи хотя – бы раз в неделю.

Обратите внимание! Для монтажа печи требуется дымоход, высота которого должна быть около 4 метров. Его установка производится под определенным уклоном.

Печка на отработке своими руками: чертежи, видео. Устройство отопления, использующее отработанное машинное масло – экономичное и простое решение проблемы отопления гаража, мастерской, теплицы и даже дома. Как его изготовить самостоятельно, мы рассмотрим в статье.

Обзор популярных моделей печей для гаража

На рынках представлено многообразие вариантов гаражных печей. Они отличаются принципом нагрева и конструктивными решениями. Некоторые модели заслуживают особого внимания:

  • печка Bullerian сделана для работы на твердом топливе. Конструкция имеет механизм конвекции для качественного обогрева воздушных масс, которые перемещаются по трубам;
  • долговечный вариант – печь Ставр. Она сделана из чугуна, подобный материал выдерживает высокие температуры;
  • печи Термафор имеют в конструкции конвекционные трубы, которые размещаются в камере сгорания. Подобные модели рассчитаны как на стандартное, так и на пиролизное горение;
  • печь Аляска имеет стильный дизайн и хорошую теплоотдачу. Конструкция оборудована варочной панелью;
  • дешевой альтернативой Булерьяна является модель отечественного производителя Бренеран. Она способна работать на дровах и на отходах производителя.
Изображение Модель Тип конструкции Цена, руб
«Delta» D-81G Тепловая пушка 3930
Ballu BHDN-80 Прибор дизельного непрямого нагрева 55900
ELITECH ТП 3Г Керамическая газовая панель 2960
Ресанта Газовая тепловая пушка 6700
Бренеран АОТ – 06/00 Печь на древесном топливе 10500

Некоторые модели печей собираются самостоятельно

Как сделать отопление гаража своими руками дешево и быстро: выбор правильного места

Место для установки оборудования подбирается с учетом пожарной безопасности. Отопительные приборы, работающие от газа, могут использоваться в помещениях с отличной вентиляцией. Кроме того, важно продумать дымоходное устройство. Выбранный аппарат следует прикрепить к капитальной стене. Важно правильно посчитать производительность вытяжки. К отопительному оборудованию важно обеспечить свободный доступ.

Печи-камины – это не только качественный обогрев, но и эстетический внешний вид

Обратите внимание! При применении очагов с открытым огнем, не закрывайте поддувало, пока топливо целиком не прогорит. Приборы отопления для гаража нужно не забывать выключать на ночь.

Использование экономного способа обогрева позволит полноценно использовать гараж в любое время года.

Самый экономный вариант отопления гаража (видео)

Всё лето занимался приведением в порядок гаража. Что сделано, возможно, напишу позже. А пока расскажу только про отопление.
Когда обдумывал, какое же отопление сделать в гараже, вариант со всякими печами (на дровах, отработке, угле и прочее) отмёл сразу, ибо не люблю грязь и запах дыма в гараже. Тем более, только что всё побелил и покрасил. Поэтому решил прорабатывать вариант с водяным электрическим отоплением. Раньше, когда надо было поработать в гараже зимой, пользовался ветродуйкой 3кВт (её видно на одном из фото). Теперь же решил сделать водяное отопление, чтобы оно работало постоянно, и чтобы не надо было следить за его работой. Кроме этого хотелось сделать эстетично (насколько это возможно с моими возможностями).
Итак, после того, как окончательно определился с конструктивом, была куплена прямоугольная труба сечением 60Х80 с толщиной стенки 2мм в количестве 6м. Из нее был изготовлен регистр по размерам задней стены гаража.

Небольшое лирическое отступление о том, почему была выбрана именно задняя стена гаража. Тому есть пара причин. Во-первых, гараж несколько узковат. Когда машина в гараже, нельзя даже двери автомобиля открыть полностью, я уж не говорю о том, чтобы что-то ставить у боковых стен. Поэтому устанавливать на них батареи (трубы, радиаторы и т.д.) вообще не вариант. Во-вторых, хотелось немного облегчить ситуацию с задней стеной. Задняя стена выходит на улицу, поэтому зимой немного промерзает. От этого на ней бурным цветом растет грибок, который ничем не могу вывести. Летом пробовал её отштукатурить и покрасить, но всё слезло. Поэтому и выглядит она на фото так, мягко скажем, непрезентабельно. В-общем, это моя «головная боль», которая портит жизнь. Чтобы она меньше промерзала, на нее и решил установить регистр.
Идём далее. Труба прямоугольного сечения была выбрана по причине большей, по сравнению с круглой, площади греющей поверхности. Труба поставлена большим размером вертикально для того, чтобы минимально закрывать лаз в погреб.
К регистру приварены ножки и упоры, которые крепятся анкерными болтами (ножки к полу, упоры к стене). Сделано это для того, чтобы регистр не нагружал стену, но при этом был на ней закреплен намертво.
ТЭН стандартный, аристоновский, 1400Вт, с терморегулятором. Нижнюю трубу укоротил так, чтобы его можно было вынуть, не демонтируя сам регистр со стены. ТЭН подключил подходящим отрезком гибкого резинового кабеля 3х2,5 к автомату, установленному в щитке, который предусмотрительно был установлен ранее.

Никогда ранее не имел дела с этиленгликолем, но знаю, что он имеет приличное тепловое расширение. Поэтому в верхнюю трубу был вварен штуцер, установлен кран и через резиновый шланг подходящего сечения подключен расширительный бачок от «копейки». Сейчас я думаю, что кран здесь не очень-то и нужен, но не снимать же его. Горловина расширительного бачка закрыта крышкой, чтобы минимизировать испарения теплоносителя (тут кто-то сказал, что он ядовит). В качестве её использовал крышку от жестяной канистры из-под масла. Встала, как будто тут всегда и была.

Для слива теплоносителя имеется сливной кран

Заправка теплоносителем. Первоначальные испытания были проведены на воде. После того, как все течи были найдены и устранены (опрессовывал автомобильным компрессором давлением 4атм), регистр был очищен от ржавчины и покрашен обычной черной краской ПФ-115. После этого мне даже самому понравилось, как он стал выглядеть. Установив его на своё место, озадачился приобретением теплоносителя. После сканирования того, что есть в магазинах, купил обычный красный автомобильный антифриз с температурой замерзания -40град. По моим предварительным расчетам нужно было 27-28литров. Поэтому купил две десятилитровых канистры и еще две пятилитровых. На заправку регистра ушло 26литров. Кстати, о заправке. Если приглядеться, на фотографии расширительного бачка можно увидеть врезанную в него пластиковую прозрачную трубку. Эта трубка проходит через бачок и уходит внутрь шланга до уровня верхней трубы (даже через кран проходит). Сделано это для отвода воздуха, который вытесняется теплоносителем при его заправке в регистр. Лично я пошёл таким путём. Но можно было врезать в верхнюю трубу кран Маевского.
При первом включении регистра с антифризом, заметил одну особенность. Регистр при включенном ТЭНе шумит гораздо громче, нежели с водой. Не могу сказать, почему это происходит, но это факт.
Полученный результат. Отопление было запущено 20 октября. Терморегулятор был выставлен на примерно 70град. При температуре на улице порядка -3…-5град. (в гараже на момент включения отопления была примерно такая же температура), спустя сутки гараж прогрелся до +2,5град. Весь октябрь и первую половину ноября была температура в районе -7…-12град. При этом в гараже было +1…-0,5град. И вроде бы это хорошо, так как в зимний период оптимально держать в гараже температуру околонулевую, но, скажу честно, я ждал большего. Сейчас я полагаю, что добиться в гараже постоянно комфортных +15-20град. при разумных энергозатратах на это, невозможно без серьезного подхода к теплоизоляции гаража, да и к конструкции самого гаража (имею в виду тамбур, который предотвращал выхолаживание гаража при въезде в него автомобиля, когда ворота открыты настежь). В-общем, вывод мой таков. Чтобы в гараже всегда было тепло, нужно:
— еще на этапе строительства серьезно подойти к теплоизоляции стен, ворот, крыши;
— при проектировании гаража нужно предусмотреть тамбур для въезда автомобиля, чтобы не выхолаживать сам гараж;
— в гаражном кооперативе нужно, чтобы отапливались все гаражи, тогда затраты на отопление каждого отдельного гаража будут минимальны.
Конструкция отопления получилась далека от идеала. Планирую дорабатывать её конструкцию. Например, сейчас продумываю варианты модернизации регистра с целью увеличения его эффективности. Думаю приварить к нему вертикальные тонкостенные трубы (также квадратного или прямоугольного сечения), чтобы через них поднимался с пола холодный воздух, попутно нагреваясь. Кроме того, при этом увеличивается греющая поверхность. Возможно, для усиления теплообмена, установлю вентиляторы в эти трубы.
По затратам.Труба обошлась летом в 2200руб. Сейчас возможно вышло бы дороже. ТЭН был куплен на строительном рынке за 1200руб. Там же были куплены резьбы, прокладки, краны, штуцеры и гайка для ТЭНа. На это ушло еще около 700руб. Теплоноситель в автомобильном магазине обошелся в 1800руб. Там же был приобретен бачок омывателя от «копейки» за 100руб. Для получения дренажной трубки был приобретен водный уровнемер за 300руб., которым можно пользоваться, так как его трубка укоротилась с 10метров на примерно 50см. Работа сварщика — 0руб., так как это мой хороший знакомый, да и я ему усиленно помогал и часть сварочных работ сделал сам. Итого: 6300руб.

У автомобилистов часто формируется особое отношение к гаражу. Они воспринимают его как уютное место, где можно заняться любимым делом – уходом за машиной, проводят там свободное время, стараются создать максимально комфортные условия. Поэтому обустройство отопительной системы необходимо не только для обеспечения приемлемых условий хранения машины, но и для удобства ее владельца. Обогрев гаража должен быть недорогим, эффективным и безопасным. Какую систему смонтировать? Каждый автомобилист делает собственный выбор. Рассмотрим, какие варианты наиболее распространены, выясним причины их популярности, проанализируем достоинства и недостатки. Цель – найти самое экономичное отопление, которое с минимальной нагрузкой на бюджет даст наилучший результат.

Сравнение источников отопления между собой

Если постройка находится на расстоянии не более 20 м от дома, проблема решается автоматически – обустраивают общую с домом систему. Для гаражей, расположенных дальше, необходимы автономные системы, и в качестве источников тепла могут быть использованы: газ, электричество, твердое топливо и отработанное машинное масло.

В больших гаражах установка обогревателей не решит проблему обогрева, имеет смысл установить котел и оборудовать водяную систему отопления

Газ – дешево и эффективно

Наиболее экономное отопление гаража – конечно, с помощью газа, но требуется подключение к центральной магистрали, оформление документов, разрешение компетентных органов. Несмотря на многочисленные советы по самостоятельному монтажу газовых систем, имеющиеся в сети, рекомендовать установку газовых систем своими руками не будем. Заниматься газовыми системами должны только специалисты. Кроме того, устанавливать оборудование можно, только если помещение соответствует всем санитарным нормам: есть вентиляционные каналы, высота потолка не ниже 2 м.

Более доступный и простой способ отопления – использование сжиженного газа. В качестве приборов для обогрева устанавливают конвекторы, керамические печи, газовые панели, тепловые пушки, инфракрасные обогреватели.

Главные преимущества газового отопления:

  • экономичность;
  • высокий КПД;
  • высокая степень автоматизации систем;
  • бесперебойное отопление в течение круглых суток.

Недостатки:

  • любое, даже самое надежное, газовое оборудование потенциально взрывоопасно, поэтому нарушение правил техники безопасности при проектировании, установке и эксплуатации может привести к серьезному ущербу;
  • подведение магистрального газа не всегда возможно, связано с хлопотами и затратами.

Не игнорируйте опасность и не нарушайте нормы и правила, регулирующие установку и подключение газового оборудования!

Если есть возможность подключения к газовой магистрали, наиболее дешевым вариантом отопления будет установка водяного отопления, подключенного к газовому котлу

Вариант установки электрического отопительного котла для большинства отпадает сразу, потому что более дорогостоящего обогрева не придумать. Зато переносной электрообогреватель для гаража – выбор многих автомобилистов. Он прекрасно решает проблему поддержания нужной температуры, всегда можно выбрать модель нужной мощности, но есть и неприятные нюансы. Назвать электрооборудование надежным сложно. Кроме того, невозможно гарантировать бесперебойную подачу электричества, да и доступ к нему не всегда есть. В качестве приборов отопления используют масляные, инфракрасные обогреватели, тепловые пушки, тепловентиляторы.

Обратите внимание, если вы планируете установить электрическое оборудование для обогрева, вам нужно позаботиться об отсутствии в помещении горючих, смазочных, лакокрасочных составов и легковоспламеняющихся материалов.

Если установка отопительной системы с электрическим котлом – это нецелесообразно из-за высоких расходов, то переносной обогреватель вполне может стать достойной альтернативой. Расходы на оплату электроэнергии высоки в любом случае, но мобильный обогреватель обойдется дешевле, к тому же он не требует монтажа

Твердое топливо позволяет создать полностью автономную систему отопления, не зависящую ни от наличия электросети, ни от газовой магистрали. Можно поставить в гараже печку или оборудовать отопление с твердотопливным котлом. В качестве источника тепла используют дрова, уголь, опилки. Это экономично, обеспечивает тепловой комфорт, при желании и наличии необходимых навыков печку можно сделать своими руками. Недостаток: нежелательно в помещении хранить горючие и легковоспламеняющиеся материалы. Работу отопительного прибора необходимо постоянно контролировать. Печь или котел нужно периодически чистить.

При наличии материалов, времени и желании владелец гаража может смастерить самодельную печку-буржуйку и сэкономить на обустройстве отопления

Отработка – альтернативное топливо

Для экономного хозяина печка, работающая на отработанном машинном масле, просто подарок судьбы, ведь использование вторсырья позволяет снизить расходы на отопление до минимума. Примерный расход топлива – 1 л в час. Масло перед использованием необходимо очищать в специальных теплоустановках. Такую установку можно собрать самостоятельно. Единственный серьезный недостаток печки на отработке – она может выйти из строя, поскольку топливо низкого качества, невозможно добиться однородности его состава.

Устройство печи, работающей на вторсырье, несложное. При желании и печь, и систему очистки масла можно сделать своими руками

Наилучшие котлы отопления

Когда вопрос с выбором энергоносителя решен, необходимо определиться с типом котла отопления. Он должен быть экономичным, удобным в эксплуатации, отличаться высоким КПД. В зависимости от источника тепла можно выбрать:

  • Газовые. Идеальный вариант – конденсационный котел, оборудованный регулирующей автоматикой. Помимо самой стоимости топлива, сэкономить можно еще и за счет способности котла работать на низком давлении. В теплообменнике агрегата происходит переход воды из пара в жидкое состояние, что приводит к выделению тепла. Благодаря такому принципу работы котел на 15% экономичнее газовых моделей других типов. Также можно установить настенный газовый котел, в котором предусмотрена модуляция мощности.
  • Твердотопливные. Лучше всего покупать пиролизный. Принцип работы агрегата построен на воздействии высоких температур на древесину, в результате чего она разлагается на пиролизный газ и сухой остаток. Сжигается газ. Для работы котла нужна буферная емкость, она аккумулирует тепло. Из всех твердотопливных моделей пиролизные самые экономичные, но есть и нюанс: в случае отсутствия древесины для отопления нельзя использовать уголь.
  • Электрические. Если нужно эффективно отопить помещение и предотвратить перегрузки в электросети, лучше выбрать котел с шестью тенами и тиристорным управлением. Благодаря особенностям устройства можно ограничить мощность и сэкономить, дополнительный плюс – бесшумная работа. Минус только один, но существенный: отопление с помощью электроэнергии всегда затратно, т.к. электричество – самый дорогой источник тепла.

Самое дешевое отопление для гаража – газовый конденсационный котел, остальные разновидности агрегатов могут быть более доступными, удобными, но все они дороже в эксплуатации

Что лучше для капитального гаража?

Утепленный гараж из кирпича, бетона или ракушечника обычно хорошо изолирован, поэтому можно сэкономить, обустроив правильное отопление. Чаще всего проектируют водяные системы; воздушные используются реже, но тоже популярны. Если сравнивать эти системы по капитальным затратам, то на первый взгляд воздушная кажется дешевле, но эксплуатационные расходы имеют принципиальное значение, и с этой точки зрения водяная лучше. Правильно спроектированное и качественно смонтированное водяное отопление служит значительно дольше и обходится дешевле.

Обустройство водяного отопления

Начальный этап – проектирование. Необходимо составить чертеж, на котором будут отмечены все элементы, расположение радиаторов, повороты. При установке котла необходимо соблюдать все рекомендации производителя, отмеченные в инструкции. Для батарей с помощью стеновых дюбелей крепят держатели, после чего навешивают радиаторы на высоте 15 см от пола. Трубы соединяются с помощью фитингов.

В монтаже водяного отопления нет особых сложностей, его вполне можно выполнить и самостоятельно. Если же нет нужных навыков, то лучше эту работу лучше поручить специалистам. Если планируется установка газового котла, обязательно пригласите газовщика, не рискуйте, монтируя и подключая оборудование сами.

Воздушные системы обогрева

Принцип работы воздушного отопления базируется на создании теплых потоков воздуха, которые быстро прогревают помещение. Если система смонтирована так, чтобы воздушные потоки поступали в направлении места, где стоит машина, можно добиться эффективного удаления влаги и предотвращения коррозии. Монтаж оборудования для воздушного отопления менее трудозатратен, чем установка водяной системы. Главное, правильно подобрать модель теплового прибора нужной мощности. Чаще всего автомобилисты выбирают для гаражей тепловентиляторы и тепловые завесы.

Инфракрасные электрические обогреватели

Эти приборы пользуются популярностью благодаря способности создавать локальные зоны теплового комфорта, простоте монтажа, экономичному расходу электроэнергии, отсутствию необходимости устанавливать системы дымоотведения и т.п. Приборы не пересушивают воздух, работают бесшумно, прогревают предметы и людей, благодаря чему тепло не рассеивается впустую. Воздух в помещении, отапливаемом инфракрасным обогревателем, прогревается опосредованно – от нагретых предметов. При установке такого прибора следует помнить, что длительное прямое воздействие излучения на лакокрасочные покрытия нежелательно. Главный недостаток все тот же – дороговизна электроэнергии.

Резюме

От выбора системы отопления для гаража зависит не только температурный режим в помещении, но и долговечность машины, ощущение комфорта для владельца. Холод и сырость в гараже недопустимы, поскольку стимулируют коррозионные процессы, негативно сказываются на состоянии любой техники. Определитесь с наиболее доступным источником тепла, обдумайте, какая система будет удобна – и принимайтесь за обустройство комфортного гаража. Удачи!

  • Ирина

Любое помещение в зимний период должно отапливаться, даже если оно относится к категории технических. Иначе в холодную пору в нем начнется скапливаться влага, способная превратиться в лед, снег. Подумать, как быстро и экономно сделать отопление гаража своими руками, необходимо в летний период. Только в данном случае автомобиль во время морозов не будет обмерзать, а двигатель, который постоянно в тепле, будет «чувствовать» себя значительно лучше.

Как выбрать тип отопления гаража

Каким образом отапливать гаражное помещение – выбор каждого хозяина. Необходимо подобрать наиболее практичный из всех предложенных методов. Среди многочисленных факторов, влияющих на принятие решения, наиболее значимыми являются:

  • Используемый тип топлива
  • Простота системы
  • Стоимость

Вводный видео обзор

Немаловажное значение имеет расположение гаража по отношению к жилому доме. Если он размещается от него на удалении, рекомендуется подумать об организации автономной отопительной системы. В случаях, когда он находится в непосредственной близости – отопительные системы можно объединить, проложив труб и установив 1-2 радиатора.

Продумывая отопление в гараже, многие ставят на первые места ее соответствие следующим требованиям:

  1. Простота эксплуатации
  2. Легкость в обслуживании
  3. Эффективность
  4. Доступность

Значительное влияние на выбор будет оказывать площадь помещения и количество располагаемых в нем автомобилей. Для небольшого пространства можно не обустраивать полноценное отопление, остановив свое внимание маленькой классической буржуйке, самодельном котле или тепловой пушке.

Электрическое отопление

Самым простым и сравнительно доступным методом является электрическое отопление, для обустройства которого достаточно приобрести соответствующее оборудование. Большое разнообразие вариантов, мобильность и компактность – основные преимущества. Однако затраты будут напрямую зависеть от установленных тарифов на электричество.

Перед обустройством электрического отопления необходимо выбрать наиболее подходящее устройство:

  1. Электрический инвертор
  2. Инфракрасный обогреватель
  3. Тепловая пушка

Среди разновидностей электрического отопления наиболее эффективным является инвертор или «обогреватель». На рынке огромное множество моделей, которые устанавливаются на пол или вывешиваются на стену. Они достаточно компактны, но при этом весьма производительны.

Примерная стоимость электрического инвертора – от 10 тысяч рублей.

Компактным и эффективным решением является монтаж ИК-обогревателей – достаточно мощного и производительного устройства. Однако обращая внимание на быстрый обогрев помещения, с большими площадями они справится не в силах. Отрицательными сторонами также являются высокое потребление энергии и расценки на соответствующие установки.

Узнайте подробнее о инфрокрасном отоплении

Средняя стоимость инфракрасного обогревателя – от 4 тысяч рублей.

Компактными, производительными и удобными считаются тепловые пушки, способные в максимально короткие сроки обогреть гаражное помещение. Они состоят из нагревателя и рассеивающего в окружающую среду тепло вентилятора. Однако для подключения подобного оборудования необходимо наличие однофазной сети с большим сечением прокладываемого провода или 3-х фазной сети (последняя является предпочтительней).

Стоимость тепловых пушек – от 5 тысяч рублей.

Видео руководство

Водяное отопление

Весьма распространенным является водяное отопление гаража своими руками, обустройство которого не требует значительных затрат. Достаточно закупить несколько радиаторов, металлопластиковых труб и соорудить котел.

Обдумывая способ движения теплоносителя по трубам, внимание необходимо остановить на принудительной циркуляции. При этом достаточно собрать замкнутый контур всего с одной трубой, проложенной понизу.

Сделать монтаж водяной системы отопления можно согласно нижеприведенной инструкции:

  1. Выбрать наиболее подходящие места для расположения отопительных радиаторов или регистров отопления. Лучше всего их разместить по бокам на высоте не менее 15-ти см от пола
  2. Выбрать подходящее место для установки отопительного котла (заводского или самодельного)
  3. Соединить все элементы отопительной системы трубами при помощи подходящей запорной арматуры

Если правильно обустроить водяное отопление гаража, оно будет служить долго и надежно. Однако рекомендуется придерживаться нескольких правил и особенностей:

  • В качестве носителя тепла следует использовать незамерзающую жидкость, например, антифриз
  • Требуется регулярно протапливать помещение, чтобы не допустить промерзания труб при низких температурах
  • Если гараж оставляется на длительное время без присмотра, рекомендуется сливать теплоноситель, оставляя систему пустой

С требованиями и правилами установки котла вы можете

Воздушное отопление

Простым и популярным методом отопления гаражного помещения является воздушное. Для этого необходимо создать теплый воздушный поток, который будет интенсивно циркулировать по всему помещению.

Одно из преимуществ воздушного отопления – оно дает возможность одновременно просушить помещение. Таким образом, автомобиль не будет подвергаться постоянному агрессивному воздействию со стороны скопившейся в окружении влаги. Простота монтажа – еще одна из положительных сторон.

Отопление твердым топливом

Когда иные методы по каким-либо причинам не подходят, приходится останавливаться на отоплении гаража твердыми видами топлива (дрова, брикеты, уголь и т. д.). Вариантов огромное множество, но самым простым и менее затратным считается установка небольшой буржуйки. Для ее работы нет необходимости подводить газ или надежную электрическую сеть.

Необходимо учесть, что отопление буржуйкой на твердом топливе – это прекрасно решение для небольших помещений. В просторном гараже ее эксплуатация будет малоэффективной. Также потребуется вручную регулярно подкидывать в топочную поленья или брикеты.

Классическую буржуйку можно заменить на более сложную и дорогостоящую конструкцию – печку Булерьян. Она считается самой надежной и производительной, однако ее строительство своими руками может доставить немало хлопот.

О том как сделать булерьян своими руками

Приобретая котел на твердом топливе, следует соблюдать некоторые правила и особенности его эксплуатации:

  1. Не стоит заливать жидкое топливо внутрь топочной, иначе она быстро прогорит
  2. Для розжига огня рекомендуется использовать бумагу или специальные распалки
  3. Необходимо подумать об обустройстве надежного дымохода, который будет качественно теплоизолированный, регулярно рекомендуется проводить его прочистку
  4. Установка отопительного твердотельного котла должна производиться исключительно на монолитном основании
  5. Поверхности поблизости котла должны быть защищены от возможности самопроизвольно воспламениться

Видео обзор булерьяна

Использование отработки для отопления гаража

Распространенным можно назвать отопление гаража с помощью отработанного масла. Этот способ наиболее популярен в мастерских по ремонту автомобилей. К тому же, печи для него легко строятся из подручных средств.

Однако отопление гаража своими руками имеет ряд минусов, среди которых малая надежность оборудования и минимальный уровень безопасности. Для постоянного отопления гаража данный метод является менее предпочтительным из всех рассмотренных ранее.

Ранее на нашем сайте мы уже выкладывали подробное руководство по самостоятельному изготовлению печи на отработанном масле, ознакомится с ним

Отопление гаража газом

Очень практичным и весьма экономичным будет использование для отопления гаражного помещения газа. Совместно с ними работают специальные тепловые генераторы. При этом можно использовать метан, бутан или пропан, классический природный газ.

Чтобы самостоятельно собрать газовое отопление гаража своими руками, следует учесть несколько значимых особенностей проведения работ:

  1. Установку газового баллона необходимо производить в специальном надежно утепленном шкафу
  2. Даже если помещение небольшое, придется постараться и отвести для установки требуемого оборудования защищенный уголок
  3. Если отапливаться гараж будет нечасто, следует рассмотреть другие варианты

Одно из преимуществ газового отопления – доступность оборудования на рынке и стоимости теплоносителя, который является одним из самых дешевых видов топлива.

Немного о пожарной безопасности

Обустраивая отопление гаража собственными руками, обязательно придется учесть очень важное требование – соблюдать все правила безопасности. Любое оборудование является пожароопасным и может послужить причиной серьезных последствий.

Самое важное требование – надежная защита всех близлежащих поверхностей. Особенно это важно при прохождении через стену или крышу дымоходной трубы. Чтобы устранить ее соприкосновение со строительными конструкциями, рекомендуется сделать специальную гильзу на основе минеральной ваты. Деревянные или гипсокартонные участки придется оградить металлическим щитом. Все зазоры компенсируются асбестовым шнуром.

Следует учесть прочие советы:

  • Если используются котлы отопления, закрывать заслонку для регулирования тяги необходимо лишь в тех случаях, когда топливо полностью выгорит и дотлеет
  • Нельзя держать в гараже легковоспламеняющиеся вещества, особенно если они располагаются неподалеку от отопительного оборудования
  • Обязательно следует разместить в помещении огнетушитель или прочие средства тушения пожаров
  • Если отопительная система работает постоянно или гараж располагается в непосредственной близости от дома – рекомендуется оборудовать противопожарную сигнализацию
  • Не стоит просушивать на отопительных приборах любые вещи, особенно различные ветоши, которые могли контактировать с горючими жидкостями
  • Хранение газовых баллонов разрешается исключительно выше уровня половой поверхности
  • На ночь оставлять включенным отопление не рекомендуется

Подключение электрических нагревателей

Наиболее аккуратно и грамотно необходимо продумать отопление электрическими обогревателями. Если их мощность слишком велика, проводка и счетчик не способны справиться с нагрузкой – придется остановить собственный выбор на более слабом оборудовании. Можно проложить новую проводку, однако подобное переоборудование гаража будет слишком дорогостоящим.

Рассмотрим некоторые особенности подключения электрических обогревателей в гаражном помещении:

  1. Минимальное рекомендуемое сечение провода – 2.0 мм, при этом предпочтение рекомендуется отдавать меди
  2. Использовать переносной кабель для подключения электрических обогревателей нежелательно. Если в этом есть необходимость, его длина не должна превысить 5 м
  3. Однофазная электропроводка способна выдержать подключение электронагревателя мощностью до 2.5 кВт. Параллельное подключение 2-х и более устройств станет причиной понижения напряжения до 170 В, что может оказаться весьма опасным

Подводим итоги

Обустройство отопительной системы для гаражного помещения среднего размера, предназначенного для одного автомобиля, начинается со скромных 5-6 тысяч рублей и может достигать пары десятков. Каждый его владелец должен оценить рассмотренные варианты исходя из потребностей и пожеланий.

Чтоб сократить затраты на эксплуатацию оборудования, следует часть денежных средств потратить на утепление стен и потолком в помещении. Проведение работ следует осуществлять снаружи, иначе теплоизоляционный материал может стать причиной пожара.

Необходимо позаботиться об отсутствии дыр и щелей, через которые будет утекать драгоценное тепло. Утепление крыши лучше всего сделать при помощи керамзита, при этом позаботившись о надежной гидроизоляции. Для стен используют пенопласт толщиной до 10 мм или минеральные негорючие ваты.

Холодный, неотапливаемый гараж, в котором содержится автомобиль, может существенно снизить срок его эксплуатации. В связи с этим многие автовладельцы задумываются о том, чтобы установить в помещении какой-нибудь обогреватель.
Отопление гаража можно реализовать несколькими способами. Все эти схемы имеют свои плюсы и минусы, и универсального способа обеспечить обогрев гаража зимой нет. Однако знание принципа действия той или иной отопительной системы поможет выбрать подходящий вариант. Кроме того, существует несколько способов отопления, которые можно наладить самостоятельно.

Зачем нужен обогрев гаража?

Если температура в гаражном помещении опускается ниже 5°С, это может привести к образованию конденсата, который будет оседать на металлических запчастях. Этот процесс неизменно ведет к коррозии автомобиля. В теплом помещении такие процессы исключаются.

Каждый водитель знает, как сложно запустить двигатель зимой. В отапливаемом гараже мотор запустится сразу, а время прогрева двигателя будет минимальным.

Всем автовладельцам приходилось обслуживать автомобиль: менять масло, доливать тормозную жидкость. Иногда появляется необходимость произвести небольшой ремонт. Понятно, что выполнять такие работы в холоде некомфортно.
Следовательно, отопление гаража скажется не только на сохранности автомобиля, но и на комфорте пребывания в нем людей.

Популярные отопительные системы

Выбор оптимального способа обогрева зависит от нескольких факторов:

  • финансовые возможности;
  • постоянная или периодическая работа;
  • площадь помещения.

Кроме того, обогрев может быть автономным или общим с жилым строением. Общий способ отопления подходит для гаражей, расположенных вблизи от дома. Автономное отопление гаража осуществляют с помощью отдельного независимого источника тепла.

Водяное

Обычно такой вариант используют, когда гараж пристроен к жилому дому. Если здание гаража стоит особняком, придется покупать котел для нагрева воды, прокладывать трубы, устанавливать батареи, расширительный бачок. Это немалые затраты. А еще нужно, чтобы внутри гаража был доступ к водопроводу и электросети, если в качестве источника тепла планируется воспользоваться электрическим котлом.
Если же гараж является пристройкой жилого дома, достаточно будет продлить трубу и установить несколько секций радиаторов. Такой способ малозатратный и позволяет регулировать величину нагрева в отдельных помещениях.
Иногда в качестве альтернативы такому типу обогрева применяют паровое отопление. Тогда в качестве теплоносителя используется пар. Преимущество такого способа состоит в следующем:

  • теплоотдача в 3 раза выше, чем у водяного;
  • источник тепла может действовать на отработанном масле;
  • быстрый прогрев системы;
  • низкая стоимость оборудования.

Газовое

Газовый способ отопления выбирают только в том случае, когда есть соответствующие коммуникации. Отдельно тянуть газ к гаражу никто не будет. Таким вариантом можно воспользоваться в том случае, если здание пристроено к дому, который уже подключен к газопроводу. Использовать газовые баллоны также нецелесообразно, кроме того, опасно.

Электрическое

Предполагает применение автономных обогревателей. Их количество может быть разным, в зависимости от размера самого гаража. Чаще владельцы машин покупают масляные обогреватели. Они хранят тепло длительное время и могут долго поддерживать нужную температуру.

Обогрев гаража электричеством не самый удобный, так как обогреватель не будет работать постоянно. Обычно его включают на несколько часов, чтобы провести ремонт. Оставлять включенный обогреватель нельзя, может случиться пожар. К тому же этот способ экономически невыгодный.

Тепловая пушка

С помощью такого агрегата помещение прогревается практически мгновенно. Можно сразу приступать к ремонту в комфортных условиях. Однако расход электричества и газа при воздушном отоплении гаража неоправданно большой. Когда газ сгорает, возникает шум и находиться в помещении становится некомфортно. Открытое пламя в гараже использовать не следует ввиду наличия легковоспламеняющихся веществ (краски, лаки, масла, бензин и др.).

Инфракрасные лучи

Как отопить гараж с помощью инфракрасного облучения? Нужно просто купить обогреватель, подключить его к сети электропитания и правильно расположить в помещении. Предметы внутри гаража нагреваются и начинают излучать тепловую энергию, поэтому уже через несколько минут в помещении достигается комфортная температура. Не нужно проводить трубы, подключать воду, обслуживать систему.

Еще одним преимуществом инфракрасного обогрева является возможность его использования на открытых пространствах, чего нельзя обеспечить ни одним из других способов. Поэтому такой прибор дает возможность нагревать гараж зимой даже при распахнутых воротах.

Дрова

Не будем забывать и самый популярный в прошлом метод – отопление дровами. Понятно, что кирпичную печь для отопления гаража никто строить не будет. Есть другие варианты. Один из них – отапливать помещение всем известной буржуйкой.
С принципом работы буржуйки знакомы многие. Такие печи стоят относительно недорого, потребность в дровах удовлетворяется просто. Но эффективность этого агрегата невысока. Вряд ли вам удастся нагреть весь гараж за короткое время. К тому же угарные газы и дым от печи могут привести к проблемам. Поэтому крайне важно организовать эффективное вентилирование.

Варианты для самостоятельной установки

Отопление для гаража, пристроенного к дому, можно обустроить, просто продлив систему, функционирующую в жилом здании. Установив одну или несколько дополнительных батарей, вы с минимальными затратами получите теплый гараж.
Если обогреть нужно не весь гараж, а отдельный его участок или рабочее место, можно воспользоваться тепловентилятором или инфракрасным обогревателем.

Альтернативные способы

Как сделать отопление в гараже, если подключить помещение к централизованной системе не представляется возможным. Необходимо подобрать самый подходящий вариант из всех имеющихся. Обустроить отопление гаража своими руками вполне возможно, если:

  • задействовать электрический обогреватель – простой но, в то же время дорогой способ, отличающийся большим потреблением электричества;
  • использовать дизельный отопительный прибор – быстрый и удобный, но экономически затратный вариант;
  • смонтировать печь на дровах – просто и дешево, но могут возникнуть проблемы с поиском и заготовкой топлива;
  • применить нагреватель, действующий на отработанном масле – доступный и недорогой способ при условии стабильного поступления отработки;
  • заложить систему отопления на стадии строительства гаража – идеальный вариант, однако не подходит для готовых зданий.

Эконом-вариант

Самодельный обогреватель для гаража в первую очередь должен быть экономичным и эффективным. Из всех видов топлива наиболее доступным остается газ, но для этого необходимо подводить соответствующие коммуникации, что не всегда возможно.

Поэтому самым популярным средством отопления остается печь Булерьян. Она работает от любого вида твердого топлива и отличается высокой эффективностью. Схема работы такого устройства основана на принципе конвекции. Холодные воздушные массы засасываются снизу и прогреваются во внутренних камерах прибора. Теплый воздух выходит через верхние трубы в помещение. Достаточно одной загрузки угля, и печь длительное время будет отапливать помещение, быстро справляясь с поставленной задачей благодаря особой конструкции.

Какой бы из видов обогревателей не был выбран, необходимо помнить, что в целях противопожарной безопасности запрещено использование устройств с открытым элементом нагрева. Это вызвано спецификой помещения, в котором присутствуют горюче-смазочные материалы, обладающие повышенным воспламенением.

Меры безопасности

При организации самодельного отопления гаража необходимо помнить, что нагревательные приборы могут стать причиной пожара. Поэтому следует учитывать меры безопасности.

Вентиляция

Если в гараже стоит печь буржуйка, нужно предусмотреть наличие вытяжной вентиляции, чтобы продукты горения не скапливались в закрытом пространстве.

Воспламеняющиеся материалы

Также нужно следить, чтобы рядом с раскаленной печкой не лежали горючие материалы. Они могут загореться от нагретого железа, на них может попасть искра из открытой дверцы.

Проводка

Если в гараже стоят обогреватели (масляные или другие), следует посмотреть на мощность приборов. Не всегда проводка и счетчик могут выдержать напряжение. Может возникнуть замыкание в сети после перегрузки. Поэтому обязательно электрическая схема должна включать в себя автомат-предохранитель.
Если используется переноска, постарайтесь, чтобы провод не лежал на легковоспламеняющихся материалах. Не следует допускать, чтобы длина провода превышала 6 метров.
Если работает обогреватель, не стоит сушить на нем мокрую одежду или обувь. Ведь иногда это приводит к пожару.

Теплоноситель

В качестве теплоносителя системы водяного обогрева должна быть использована водопроводная вода либо специальный антифриз. Крайне не рекомендуется использовать водяное отопление на тосоле, так как эта жидкость не предназначена для работы в системах обогрева и при утечке может стать причиной возникновения пожара.

Гараж для автолюбителей – это личное пространство, для занятия любимым делом. Пространство обустраивается под собственные нужды, будь то мастерская или даже место для отдыха. Поэтому так важно придумать качественное отопление гаража. Самый экономный способ мы и постараемся найти в данном обзоре. При правильном подходе система обогрева в гараже будет экономичной и безопасной.

Качественное отопление позволяет создать комфортные условия в любом гараже

Что нужно учитывать при выборе системы отопления гаража

Итак, если решение по отоплению гаража принято, то не стоит бросаться в магазин, чтобы купить тот или иной тип отопительного оборудования. От него не будет никакого смысла, если не учесть некоторые моменты, касающиеся самого помещения.

В первую очередь надо заняться утеплением постройки. Если это металлическое сооружение, то его придётся обложить кирпичом снаружи или проложить утеплителем изнутри, обшив сверху фанерой или плитами ОСП. Первый вариант лучше. При этом утеплять надо не только стены, но и крышу, и по возможности полы. Хотя с последними в эксплуатируемом гараже возникнут проблемы. Второе – надо устранить все возможные неплотности, особенно это касается ворот и окон. Потому что через них не только будет внутрь проходить холодный воздух, но и улетучиваться тёплый.

Утепление гаража изнутри

Второе, на что надо обратить внимание, начиная думать об отоплении, − это вентиляция. Многие скажут, что через неё тепло будет уходить на улицу, и будут правы. Но не забывайте, что внутри гаража хранятся различные смазочные материалы, иногда топливо, которые выделяют в помещение опасные для человека пары, а от них надо избавляться обязательно. К тому же если будет установлен котёл для гаража, работающий на твёрдом топливе или отработке, то какой бы он качественный ни был, как бы хорошо ни работал дымоход, угарные газы в небольшом количестве всё равно будут проникать в помещение, где начнут скапливаться. А это уже плохо.

Комментарий Сергей Харитонов Ведущий инженер по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха ООО «ГК «Спецстрой» Задать вопрос «Добавлю, что в функции вентиляции будет входить понижение влажности. Автомобиль зимой или в дождливую погоду с собой будет заносить воду и снег, которые создадут внутри гаража повышенную влажность. От неё авто начнёт быстрее ржаветь. Так что со всех сторон вентиляция – необходимая инженерная сеть. «

Требования пожарной безопасности

Сам по себе автомобиль уже является объектом повышенной пожарной опасности. Поэтому когда ставится вопрос, как отопить гараж, необходимо придерживаться строго правил пожарной безопасности. А именно:

  • Нельзя хранить в гараже топлива больше 20 литров, а масла − 5. Их хранение должно быть организовано в специальной таре с хорошо закрываемой крышкой. Сами канистры должны храниться в металлическом шкафу.
  • Нельзя захламлять помещение старыми вещами, потому что именно они являются источниками поддержания огня.

Пожар в гараже – не редкость, соблюдайте правила и требования пожарной безопасности

  • Нельзя заправлять машину внутри гаража, это делается только на улице.
  • То же самое касается замены масла.
  • Запрещено превращать постройку в моечную для чистки в бензине деталей и узлов автомобиля.
  • Использованную ветошь надо сразу выбрасывать.
  • Одежду хранят в шкафу или другом помещении.
  • Никаких в гараже огневых работ.
  • Нельзя разжигать в нём факелы, костры, паяльные лампы или газовые горелки.
  • Курить тоже здесь строго запрещается.
  • Использовать для отопления самодельные электроприборы нельзя.
  • В гараже обязательно должен быть огнетушитель, его надо располагать на внутренней плоскости створок ворот. Рядом с постройкой нужно организовать ящик с песком, бочку с водой и несколько инструментов: лопаты, вёдра и топор.

Хранить топливо в больших количествах в гараже запрещено

Как видите, вопрос, как отопить гараж зимой своими руками, − это не только задача выбора технологии отопления и нагревательного прибора. Это целый комплекс требований от пожарников. Хотя именно эти правила касаются безопасного в гараже нахождения. Так что не стоит спорить с представителями пожарной безопасности, если они требуют от вас строго придерживаться этих норм.

Способы отопления гаража

Здесь в первую очередь надо учитывать вопрос, чем топить гараж зимой. Поэтому примите во внимание один постулат: чем дороже топливо, тем проще организовать отопление. Поэтому рассмотрим каждый и определимся с их достоинствами и недостатками.

Скажем так, если стоит вопрос, как отопить гараж дёшево, то это тот самый вариант. Природный газ дороже дров и отработки, и у него не такая высокая теплоотдача. Но проблем с газом никогда не возникает. И здесь неважно, к какому нагревательному элементу вы подсоединяете газовую трубу. Если всё сделано правильно, то это в первую очередь полная безопасность эксплуатации. Во-вторых, это практически полная автоматизация процесса, которая освобождает человека от присутствия. При этом огромное разнообразие газовых отопительных приборов даёт возможность выбрать подходящий под габаритные размеры самого гаража.

Газовое отопление с помощью баллонов

Но проблема состоит в том, что к гаражам не всегда проведена газовая труба. И если это кооператив отдельно стоящих построек, то туда её никогда и не проведут. О таком может мечтать лишь автовладелец, у которого гараж пристроен к частному дому.

То есть, говоря о газовом отоплении, можно обозначить его как дешёвый вариант несбыточной мечты. Поэтому его многие не рассматривают изначально. Хотя можно организовать баллонное отопление. Но это уже не самый дешёвый вариант.

В этом случае о дешевизне вообще говорить не стоит. Хотя если правильно подобрать электрообогреватель для гаража, то можно говорить о какой-то экономии. Но, с точки зрения комфортности и экономии первоначальных вложений, данный вариант является экономически выгодным. Вот достоинства и недостатки электрического отопления гаража:

Плюсы Минусы
Электрическое отопление – это удобно и безопасно. Высокая цена электроэнергии.
Нет необходимости возиться с закладкой дров или заливкой жидкого топлива.
Можно объединить водяное отопление с электронагревательным прибором.
Тепло начинает поступать в помещение сразу же, как только отопительный прибор был включён в питающую сеть. Набирает гараж тепло буквально за полчаса. Если гараж превращён в мастерскую, где владелец проводит значительную часть времени, то придётся платить за потребление электричества значительные суммы.
Широкий ассортимент предлагаемых отопительных электроприборов.

Электрический конвектор – просто, эффективно, но дорого

Самый экономичный способ отопления гаража электричеством

В категории отопительных электроприборов есть инфракрасные излучатели. Сами они никакой тепловой энергии не вырабатывают. Они просто излучают ИК-лучи, которые нагревают собой окружающие предметы. А те, в свою очередь, и источают тепло.

Сразу надо оговориться, что это самый экономичный вариант в плане потребления электроэнергии. Здесь самое важное − правильно направить поток излучения. Лучше, если это будет материал, который быстро нагревается и начинает выделять тепло. Оптимальный вариант – металл. Поэтому в гараже можно поступить таким образом – сделать металлический экран, который вешается на стену или кладётся на пол. По сути, экран – это обычный стальной лист. ИК-нагреватель подвешивается к потолку или на стену и направляется в сторону уложенного или подвешенного экрана. Всё, отопительная система готова.

Инфракрасный потолочный обогреватель – дешёвый вариант электрического отопления

Внимание! Находиться людям под ИК-излучением не стоит. От него тут же нагревается кожа и части тела, что не всегда хорошо. Особенно берегите голову.

Твердотопливное

Отходы деревообработки и сами дрова – самое дешёвое топливо, которое нередко достаётся даром. Но перед тем как отдать своё предпочтение именно этому способу обогрева гаража, вам придётся решить несколько серьёзных задач:

  1. Приобретение печки или котла. Можно сделать своими руками, если есть навыки и опыт.
  2. Провести установку дымохода и подключить к нему сам отопительный агрегат. Здесь также есть требования пожарной безопасности.
  3. Провести заготовку топлива.
  4. Организовать место его хранения за пределами гаражного помещения.

При этом придётся дополнительно в процессе эксплуатации этого оборудования заниматься чисткой его от сажи. Но выгода от такого способа явная. Во всяком случае, это касается финансов. Правда, надо отметить, что растапливается котёл или печка на дровах долго. На это может уйти более часа. Здесь имеется в виду нагрев помещения. Поэтому если владелец авто планирует находиться в гараже в течение 5−6 часов, то печку стоит разжигать. Зато она выдаёт большое количество тепловой энергии, которой хватает обогреть даже самый большой гараж.

Дровяная печка в гараже

Отопление на отработке

Отопление данного типа не является самым дешёвым. Но его можно рассматривать всерьёз, если появляется возможность прикупить отработанное масло по низкой цене. Есть в этом способе немало проблем, которые опять-таки касаются требований пожарной безопасности. Во всём остальном это отличный вариант обогреть помещение гаража. Поэтому рассмотрим плюсы и минусы данной технологии:

Достоинства Недостатки
Цена печки-капельницы, работающей на отработке, не очень высокая. Её изготавливают многие сварщики, да и сделать своими руками печь не очень сложно. Главное – понять её конструкцию и принцип работы. Такие печи соответствуют требованиям пожарной безопасности. Требуется устройство герметичного дымохода.
Быстрый розжиг. Отработку перед употреблением придётся процедить или отфильтровать.
Высокая теплоотдача. Всегда в гараже присутствуют запах и грязь.
Небольшие размеры агрегата, а значит, немного занимаемой площади. Ёмкость с топливом необходимо вывести за пределы гаражного пространства и соединить его с печкой жёстким стальным трубопроводом. Никаких шлангов.
Масло занимает меньше места, чем дрова. Если в топливе есть небольшое количество влаги в виде воды или антифриза, то агрегат работает плохо.

Внимание! Многие производители жидкотопливных нагревательных агрегатов предлагают достаточно экономичные экземпляры, которые работают на солярке. К примеру, воздушный отопительный прибор вентиляторного типа «Планар». Его самая экономичная модель при потреблении 250 мл/ч вырабатывает 2 кВт тепловой энергии.

Печка на отработке своими руками. Чертежи, видео и схемы, рекомендации специалистов, которые Вы найдете в данной публикации, помогут создать качественную конструкцию для отопления любым маслом с горючими свойствами своими руками легко и просто.

Водяное отопление в гараже без электричества

Что подразумевается под этим термином? По сути, это котёл, радиаторы и трубная обвязка. Стоит ли этим заниматься в гараже? Насколько эффективной будет данная система и экономически выгодной? Если гараж пристроен к частному дому, в котором эксплуатируется водяное отопление, то это эффективно и экономически оправдано. Потому что внутри гаража надо просто повесить два−три радиатора, в зависимости от площади обогрева, и присоединить их к действующей домашней отопительной сети.

Водяное отопление – большие финансовые вложения, что невыгодно для гаража

Если обустраивается данный вид отопительной системы в отдельно стоящей постройке, то это большие первоначальные вложения. Плюс невозможность контролировать температурный режим теплоносителя в ночное время, если установлен твердотопливный или жидкотопливный котёл. А это может привести в заморозке всей системы. Конечно, можно организовать своими руками отопления в гараже на тосоле, залив его в отопительную трубную разводку, но это опять касается выбора топлива. То есть, в данном случае это не самый лучший способ. Хотя есть варианты.

Отопление гаража буржуйкой с водяным контуром

Итак, схема эта проста. Собрать её своими руками несложно, если владеть навыками работы с электросваркой. В первую очередь потребуется буржуйка, в которую врезается змеевик. Он будет обогреваться сгораемым в печи топливом, а внутри будет перемещаться вода в качестве теплоносителя.

Изготовленная своими руками такая печь в гараже может иметь самые малые размеры, потому что её назначение − не отапливать помещение, а нагревать воду. Хотя часть своей тепловой энергии она будет отдавать именно через корпус в воздух. То есть, выгода двойная.

Одна из разновидностей змеевика (теплообменника) для буржуйки

Буржуйка устанавливается около выхода, верхний патрубок змеевика соединяется с контуром подачи, нижний − с обраткой. Устанавливаются пара радиаторов, которые и надо обвязать трубами. Самая простая схема водяного отопления в гараже своими руками – однотрубная система в виде кольца, по которой теплоноситель движется, проникая поочерёдно в каждый радиатор. Расходы по трубам минимальные, трудозатраты небольшие. Именно в такую систему и надо заливать тосол, потому что дровяная буржуйка будет работать только днём. А сливать и заливать теплоноситель каждый раз будет невыгодно и неудобно.

Критерии обогрева гаража в зимнее время своими руками

Наверное, говорить об экономичном обогревателе для гаража, как таковом, нет смысла. Потому что надо учитывать много позиций, связанных и с мощностью отопительного агрегата, и с объёмом нагреваемого помещения, и со стоимостью топлива, плюс время, которое люди проводят в гараже. Поэтому несколько советов относительно всего этого с учётом плюсов и минусов каждого способа обогрева:

  • В основном выбор отопления зависит от того, сколько времени в гараже проводит его хозяин.
  • Если автомобиль эксплуатируется зимой постоянно, то он всегда должен быть готовым к выезду. А значит, температурный режим внутри постройки должен быть в пределах хотя бы +5°С. Для этих целей лучше выбирать тот вид отопления, который не нуждается в постоянном контроле. Это газовое, электрическое или инфракрасное.
  • Если автомашина эксплуатируется время от времени, то оптимальное решение – электрическая пушка, которая быстро нагреет помещение и обогреет сам автомобиль. Если быстрота нагрева не является основным критерием, то можно установить в гараж жидко- или твердотопливный агрегат, хотя бы печку-буржуйку или капельницу.

Электрическая пушка в гараже – быстрый и эффективный нагрев помещения, но большое потребление электроэнергии

  • Если в гараже хозяин проводит много времени, тогда для его обогрева лучше использовать комбинированный вариант. К примеру, днём под присмотром можно эксплуатировать дровяные печки или котлы на отработке. Ночью оставлять ИК-излучатели. Кстати, это, наверное, и будет самый дешёвый вариант. Если есть возможность подключить котёл к газовой трубе, то днём он работает на полных оборотах, а на ночь снижается его потенциал на обогрев для поддержания +5°С.

То есть, перед тем как сделать отопление в гараже своими руками, надо учитывать как раз именно эти моменты.

Как сделать дёшево и быстро отопление гаража своими руками

Дадим несколько вариантов обогревателей для гаража, которые можно сделать своими руками:

  • Самый простой из них – буржуйка, которую топят обычно дровами. Это может быть печь любой конфигурации, изготовленная из любой готовой ёмкости. К примеру, из 200-литровой бочки, которую разрезают пополам поперёк. Из половинки и делается печь. Хотя можно бочку расположить горизонтально, не разрезая её. Главное – сделать патрубок для дымохода, топку, куда вставляется перегородка из решётки, сваренной из арматуры, и дверцу для закрытия топочной камеры. Как показывает практика, за три−четыре часа изготовить такой нагревательный прибор не проблема.

Дровяная печка из двухсотлитровой бочки

  • Неплохой вариант, связанный с электричеством. Но это водяная система отопления. Для этого надо сварить из нескольких труб отопительный регистр. Чем больше труб в конструкции, чем больше их диаметр, тем выше теплоотдача прибора. В нижнюю трубу с торца вваривается обычный бытовой кипятильник мощностью 1-1,5 кВт. А в верхнюю трубу с торца приваривается вертикально установленный небольшой расширительный бачок открытого типа. Через него в систему будет заливаться вода или тосол. Последний лучше. Регистр заполняется теплоносителем, кипятильник включается в розетку. Буквально через полчаса нагревательный прибор будет уже горячим и начнёт отапливать гараж.

Водяное отопление в виде регистра с кипятильником в качестве нагревательного элемента

  • Ещё один вариант с элементами воздушного отопления. Для этого придётся использовать буржуйку с водяным контуром. Только вместо полноценной отопительной системы используется обычный радиатор от автомобиля вместе с вентилятором. Радиатор подвешивается на стену так, чтобы за ним поместился вентилятор. Последний подключается к питающей сети через понижающий трансформатор. Радиатор соединяется со змеевиком шлангами или пластиковыми трубами. Соединение должно производиться так: верхние патрубки змеевика и радиатора соединяются одним шлангом – это контур подачи теплоносителя, нижние между собой образуют контур обратки. Эффективность этого способа отопления гаража заключается в том, что для сборки необходим котёл небольших размеров, который быстро может нагревать теплоноситель. Вентилятор эффективно отбирает тепло, понижая температуру воды по максимуму. То есть, кольцевая система работает по всем теплотехническим законам. Кстати, можно буржуйку заменить кипятильником.

Автомобильный радиатор в качестве источника тепловой энергии

Рекомендуем посмотреть видео, где показан один из вариантов отопления в гараже, сделанного своими руками.

Что сегодня предлагает промышленность − обзор экономичных печей для гаража

Модель Характеристики Цена, руб.

Золушка Лайт

  • Тип отопления – воздушное.
  • Топливо – дрова.
  • Объём отапливаемого помещения – 50 м³.
  • Мощность – 4 кВт.
  • Размеры − 465×300×460 мм.
  • Вес – 27 кг.
  • Объём топочной камеры – 41 л.
5 700

Барга-450М

  • Тип отопления – воздушное.
  • Топливо – дрова.
  • Объём отапливаемого помещения – 60 м³.
  • Мощность – 5 кВт.
  • Размеры: 540×325х550 мм.
  • Вес – 38 кг.
5 100

Буржуйка УМК

  • Топливо – дрова, максимальная длина которых − 35 см.
  • Объём отапливаемого помещения – 50 м³.
  • Мощность – 4 кВт.
  • Размеры: 450×300х500 мм.
  • Вес – 20 кг.
3 000

Радуга ПО-1

  • Топливо – дрова, максимальная длина − 50 см.
  • Объём отапливаемого помещения – 30 м³.
  • Размеры: 530×360х490 мм.
  • Вес – 20 кг.
3 900

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *