Проверить электродвигатель

Для выявления неисправности электродвигателя в домашних условиях за неимением дорогостоящего профессионального оборудования ничего не остается, как прозвонить электродвигатель мультиметром. С его помощью можно определить большинство поломок, и вам не придется привлекать специалиста. Итак, что нужно сделать?

Подготовка

Перед тем, как проводить диагностику, следует:

  • Обесточить агрегат. Если измерение сопротивления осуществляется в цепи, подключенной к электросети, прибор выйдет из строя.
  • Откалибровать аппарат, то есть выставить стрелку в нулевое положение (щупы должны быть замкнуты).
  • Осмотреть двигатель и выяснить, не затоплен ли он, нет ли запаха горелой изоляции или отломанных деталей и т.д.

Асинхронный, коллекторный, однофазный и трехфазный двигатели прозваниваются по одной и той же методике, небольшая разница в конструкции особой роли не играет, но есть нюансы, которые необходимо учитывать.

Этапы работы

Самые частые неисправности можно поделить на два вида:

  • Наличие контакта в месте, где его не должно быть.
  • Отсутствие контакта в месте, где он должен быть.

Для начала рассмотрим, как прозвонить 3-фазный электродвигатель мультиметром. Он имеет три катушки, соединенные по схеме «треугольник» или «звезда». На его работоспособность влияют надежность контактов, качество изоляции и правильная намотка.

  • Для начала проверьте замыкание на корпус (имейте в виду, значение получится приблизительное, так как для точных показаний требуются более чувствительные приборы).
  • Установите значения измерений на мультиметре на максимум.
  • Соедините щупы друг с другом, чтобы убедиться в правильности настроек и исправности прибора.
  • Соедините один из щупов с корпусом двигателя, если есть контакт, присоедините второй щуп к корпусу и следите за показаниями.
  • Если сбоев нет, поочередно коснитесь щупом вывода каждой из трех фаз.
  • Если изоляция качественная, проверка должна показать достаточно высокое сопротивление (несколько сотен или тысяч мегом).

Необходимо помнить, что при измерении сопротивления изоляции с помощью мультиметра показания будут выше допустимых, так как ЭДС прибора не превышает 9в. Двигатель же работает при 220 или 380в. По закону Ома значение сопротивления зависит от напряжения, поэтому делайте скидку на разницу.

Далее проверьте целостность обмоток, прозвонив три конца, входящих в борно двигателя. При наличии обрыва дальнейшая проверка не имеет смысла, поскольку прежде нужно устранить эту неисправность.

Затем проверьте короткозамкнутые витки. При соединении «треугольником» показателем неисправности будет большее значение в концах А1 и А3. При соединении «звездой» прибор показывает завышенное значение в цепи А3.

Зная, как прозвонить асинхронный электродвигатель мультиметром, вы сэкономите время и деньги, так как, возможно, выявятся только мелкие неисправности, которые вы легко устраните самостоятельно. Для более серьезной и детальной диагностики требуются другие приборы, которые редко используются в быту по причине дороговизны. Если вы не смогли найти повреждения с помощью мультиметра, обратитесь к специалисту.

Проверка коллекторного электродвигателя

Теперь перейдем к вышеупомянутым нюансам, ведь двигатели бывают разных видов. Как прозвонить коллекторный электродвигатель мультиметром? Схема его проверки выглядит следующим образом:

  • Включите прибор на единицы Ом и измерьте попарно сопротивление ламелей коллектора.
  • Затем измерьте сопротивление между корпусом якоря и коллектором.
  • Проверьте обмотки статора.
  • Измерьте сопротивление между корпусом и выводами статора.

Межвитковое замыкание определяется только специальным прибором. Существует способ измерения сопротивления якоря. Снимите с него щетки и подведите к пластинам напряжение до 6в, измерьте падение напряжения между ними.

Для проверки однофазного двигателя прозвоните рабочую и пусковую обмотки. Сопротивление первой должно быть в полтора раза ниже, чем второй.

Для примера возьмем однофазный мотор с тремя выводами, использующийся в стиральных машинах (чаще старого образца). Если между концами очень большое сопротивление, значит катушки соединены последовательно. Остается найти среднюю точку и таким образом определить концы каждой из них в отдельности.

Поскольку электродвигатели встречаются в каждом доме в бытовых приборах – это и холодильник, и пылесос, и многое другое – и они периодически ломаются, знать, как проверить однофазный электродвигатель мультиметром, просто необходимо. Если поломка не слишком серьезная, нести прибор в ремонтную мастерскую нецелесообразно. И у вас появится возможность набраться опыта и получить навыки, работая с двигателями разных типов и модификаций.

Если стиралка отказывается запускать стирку и вращать барабан, то предстоит обширная диагностика: от проверки ремня с электроникой и до проводки и движка. С последним лучше обратиться к профессионалу, но при должном опыте и усердии проверить двигатель стиральной машины Индезит можно и без спецподготовки. Главное, действовать аккуратно и не отклоняться от инструкции.

Тестируем двигатель

Когда принято решение самостоятельно протестировать двигатель, необходимо тщательно изучить устройство мотора. На стиралках от Индезит устанавливается движок коллекторного типа, выгодно отличающийся компактностью и высокой мощностью. Неотъемлемая часть устройства – приводной ремень, соединяющийся со шкивом барабана и запускающий процесс вращения.

Что касается внутреннего механизма, то под корпусом прячутся несколько отдельных деталей: ротор, статор и две электрощетки. Контролирует скорость в оборотах расположенный сверху таходатчик. Специалисты используют несколько способов для проверки работоспособности двигателя. Но для начала нужно достать его из стиральной машинки.

  1. Снимаем заднюю панель стиралки, открутив болты по периметру.
  2. Ослабляем и убираем приводной ремень, одновременно вращая шкив.
  3. Отключаем подведенную к двигателю подводку.

Рекомендуется перед разборкой машинки фотографировать подведенную проводку, чтобы избежать ошибок при обратной сборке.

  1. Отвинчиваем удерживающие болты и, раскачивая движок в стороны, достаем наружу.

Теперь приступаем к диагностике. Соединяем провода с обмотки статора и ротора, после чего даем на них напряжение в 220 Вольт. Если заметно вращение, то проверка пройдена успешно, и устройство функционирует исправно.

Но описанная тактика проверки имеет и недостатки. Так, невозможно полностью протестировать двигатель, особенно, если он в дальнейшем будет работать в разных режимах. Еще один возможный риск – перегревание устройства из-за прямого подключения, способного вызвать короткое замыкание. Но снизить вероятность поломки несложно, если включить в цепь балласт в виде ТЭНа от автомата. Нагреватель при замыкании станет нагреваться, забирая на себя весь удар, чем обезопасит движок. Но это только первый этап проверки, так как на очереди другие элементы электродвигателя – щетки, ламели и обмотки.

Проверим состояние щеток

Обязательно обращаем внимание на электрощетки. Они расположены по обеим сторонам корпуса и сглаживают исходящую от двигателя силу трения. Удар на себя берут угольные наконечники, которые со временем стираются и требуют замены. Чтобы их проверить, делаем следующие шаги:

  • откручиваем удерживающие болтики.
  • сжимаем пружину и снимаем щетки.
  • разбираем корпус каждой щетки.
  • оцениваем состояние угольных наконечников. Если их длина менее 1,5 см – меняем на новые.

Электрощетки всегда меняются парой, даже если одна из них совершенно новая.

Если щетки стерлись, нужно приобретать новые. В идеале стоит взять в магазин старые образцы и купить им подобные детали. Устанавливаются электрощетки в обратном порядке по уже знакомой инструкции.

Ламели и обмотки

Ламели отвечают за передачу электрического разряда ротору. Они крепятся на клей прямо к валу, но при заклинивании электродвигателя способны разрушаться и отслаиваться. Если отслойка незначительная, то можно обойтись без замены движка, воспользовавшись токарным станком и мелкой наждачкой.

Испорченные ламели имеют отслоения и заусенцы.

При проблемах с обмоткой движок или не может разогнаться до максимальных значений, или вовсе не запускается. Дело в том, что происходит короткое замыкание, мотор начинает сильно греться, термодатчик фиксирует перегрев и экстренно вырубает систему. Если не устранить неполадку, то замкнутый круг будет продолжаться, пока не сломается термистор. Проверяется состояние обмотки мультиметром.

  1. Тестер включается на режим «Сопротивление».
  2. Щупы прикладываются к ламели.
  3. Оценивается значение на дисплее, которое в норме составляет 20-200 Ом. Если цифра меньше, то дело в замыкании, больше – в обрыве.

Статор тоже проверяется мультиметром в режиме зуммера поочередным прикладыванием щупов к обмотке. Если прибор молчит, то все в порядке. Обнаружив проблему обмотки, не спешите ремонтировать движок – это бесполезно. Легче и дешевле приобрести новый мотор.

В стиральных машинках может использоваться различные виды электродвигателей. Наиболее часто встречаются следующие:

  • Двигатели с прямым приводом
  • Коллекторные
  • И асинхронные

Эти электродвигатели имеют свои особенности функционирования. К примеру, для того, чтобы нормально работал асинхронный мотор нам понадобиться особый фазосдвигающий конденсатор. С использованием данного способа работало большинство стиральных машин произведенных довольно давно.

В наше время в машине для контроля за двигателем этого типа применяется специальная система управления. И для того, чтобы протестировать качество работы асинхронного движка без спец стенда или машинки для тестов вам придется потрудиться.

Не меньше сложностей будет при самостоятельной проверке работоспособности электродвигателя с прямым приводом. Такой привод используется в некоторых моделях современных стиральных машин. При их проверки могут возникнуть сложности из-за того, что они соединены с баком СМА. Кроме того, для того, чтобы проверить этот тип электродвигателя, так же нужна система управления.

Способы проверки коллекторного двигателя

Без особых проблем и даже на дому вы сможете протестировать коллекторные двигатели. Основная масса движков такого типа подключены по следующей схеме:

На схеме вы можете заметить, что электропитание движка идет по цепи: двести двадцать вольт – управляющий симистор – контакты реле реверса (IIили I) – обмотка статора – и ратора.

Для переключения статорной обмотки в СМ применяется реле и используются контактные группы командоаппарата. Все они расположены в модуле управления машинки.

Статорная обмотка включает в себя 2 секции. Такая конструкция снижает влияние различных помех, которые могут возникнуть из-за возникновения искр на коллекторе.

Смена стороны, в которую вращается барабан машинки, создается за счет перемены полярности включения статорной обмотки. В каких-то стиральных машинах имеется отвод для статорной обмотки. Он задействуется при отжимании белья. При такой системе электричество подключается к одному из крайних выводов и отводу, о котором писалось выше. А когда статорная обмотка подсоединена через крайние выводы, машинка занимается обычным режимом стирки. А ее барабан вращается не спеша.

Для того, чтобы протестировать работу движка специалист производит соединение статорной и роторной обмотки поочередно. И подключают их к электричеству. Схематичное отображение смотрите ниже:

В таком способе проверки есть и свои минусы. Например, при данном тестировании вы все равно не сможете убедиться в работу двигателя на сто процентов. Даже в том случае, когда вал крутится, это еще не говорит о том, что вы можете гарантировать то, что при различных режимах работы машинки не будут появляться какие-либо сбои или не явные дефекты.

Кроме того, данная схема не включает в себя какую-либо защиту. И если вдруг при работе электродвигатель может «коротить», тогда он, скорее всего, быстро придет в негодность. Для того, чтобы не подвергать двигатель лишней опасности, в схему проверки включают еще одно звено. В качестве него вы можете задействовать нагревательный элемент от стиральной машины или мощный светильник (свыше пятисот ватт). Баласт подключается так, как это указано в схеме:

И в том случае, если возникают замыкания, то от воздействия электричества нагревательный элемент будет повышать свою температуру. Так же есть и другой вариант проверки работы мотора. Необходимо присоединить обмотки так же, как это сделано во второй схеме. И запитать все при помощи специального автотрансформатора, который имеет мощность более 500 ватт. Такой способ дает возможность более четко контролировать скорость оборотов и позволит своевременно реагировать на любые неожиданности. Для того, чтобы обезопасить весь процесс вы можете применить предохранитель на пять или десять ампер.

Вместо лабораторного трансформатора вы можете так же использовать и электронный регулятор. Тот, который предназначен для контроля за нагрузками данной мощности. Если вы разбираетесь в электронике, то можете сделать его своими руками при помощи соответствующей схемы.

Есть и другой вариант тестирования на работоспособность. В нем необходимо следить за тем насколько сильное искрение происходит между щетками и коллектором. Если искрит сильно, то, скорее всего, электродвигатель стиральной машины неисправен.

Основные причины неисправности электродвигателя

Основные причины поломки двигателя стиральной машины могут быть следующими:

  • Неисправности коллекторных ламелей,
  • Обрывы в роторных и статорных обмотках,
  • Изношенность щеток двигателя.

Неисправности ламелей чаще всего происходят из-за замыкания в обмотках.

Поломка ламелей

Вследствие поломок ламели могут терять контакт с секцией роторной обмотки. Так же они могут слишком сильно нагреваться и даже отслаиваться. Ламели фиксируются на коллекторе клеящим веществом. А электро соединение с секциями роторной обмотки создают особые крючки. Один из самых частых вариантов поломки данной детали двигателя – обрывание шнура в роторной секции в местах соединения с ламелью.

Намного хуже, если вследствие чрезмерного нагрева ламель отслоилась. Такая поломка происходит из-за замыканий в секциях обмотки, между ламелями и роторного заклинивания. Такой дефект происходит потому, что через ламели проходит электричество существенно выше рабочего уровня.

Это может произойти, когда клинят подшипники или когда в стиральной машине с вертикальной загрузкой началась стирка с незафиксированными в закрытом положении створками барабана. Чаще данный дефект ламелей нам сообщает о том, что имеют место быть какие-то другие поломки электродвигателя или машинка эксплуатируется не правильно.

Несущественное отслоение, не превышающее половины миллиметра, убирается при помощи проточки коллектора на специальном станке. После этого нужно внимательно осмотреть и очистить все части детали от пыли и стружки и устранить заусенцы.

Для того, чтобы определить наличие данной неисправности вы можете не спеша покрутить ротор своими руками. Если вы услышите характерное трещание, значит, скорее всего, данная поломка есть.

Изношенность щеток мотора

Если щетки двигателя стиральной машины износились, то пришла пора поменять их на новые. Новые щетки вы можете найти в специализированных магазинах. Так же их можно приобрести под заказ. Самый простой способ найти подходящие детали для стиральной машины – воспользоваться поисковыми системами в интернете. В поисковой выдаче Гугла или Яндеса вы сможете найти организации, которые продают данные запчасти. А позвонив им, вы сможете уточнить, если ли нужные вам щетки в наличии или оставить на них заказ.

Для того, чтобы узнать изношены ли щетки, вы можете воспользоваться визуальным осмотром или проверить насколько сильно двигатель искрит при работе.

Кстати, довольно сильное искрение может происходить тогда, когда щетки еще новые и не притерлись к внутренним частям двигателя. Еще один повод, для того, чтобы решить, что щетки износились – неполное вращение барабана машинки. Довольно часто это происходит и при проблеме с приводным ремнем. Например, когда он порвался или соскользнул со шкива. Так же причиной происходящего может послужить замыкания между витков обмотки движка.

В большинстве случаев щетки от других двигателей не подойдут. Необходимо приобрести щетки, предназначенные именно для вашего мотора.

Твердость щеток может влиять на то, насколько долго они будут работать. Но очень твердые щетки могут со временем привести в негодность коллектор.

Замыкания и обрыв роторных и статорных обмоток

Двигатель стал менее мощным? Возможны короткие замыкания, происходящие между витков обмотки. Как мы уже писали выше, при подобной поломке барабан машинки может не вращаться или вращаться не полностью.

Электродвигатель перестал работать? Скорее всего, произошел обрыв в статорных обмотках. Так же это может произойти из-за слишком сильного нагрева корпуса мотора из-за коротких замыканий все в тех же обмотках движка. Если двигатель нагрелся до температуры свыше девяноста градусов, то сработает специальный термостат, предназначенный для защиты. Нормальная температура при работе электродвигателя не должна превышать восьмидесяти градусов. Как вы уже прочитали выше, при перегреве двигателя и замыканиях, возможно, отслоение ламелей.

Для того, чтобы проверить есть ли обрыв в обмотках, вы можете использовать мультиметр (тестер). Включите его в режим омметра. Затем подцепите его к соседним ламелям. В различных положениях вала сопротивление между ламелями, находящимися рядом должно быть одним и тем же (от 0,1 до 0,4 Ом).

Кроме того, короткие замыкания в обмотке двигателя стиральной машины могут появиться из-за нарушения изоляции. К сожалению, в этом случае придется менять весь двигатель. Либо заново создавать обмотку. Что очень не просто. И мы не рекомендуем делать это самостоятельно.

Замыкание в двигателе машинки может стать причиной многих других неисправностей. Например, могут прийти в негодность контакты разъемов модуля управления, могут выйти из строя силовой симистор, реле реверса и прочее.

Service-Master — это профессиональная диагностика и ремонт стиральнх машин. Все наши сотрудники, мастера с большим опытом работы и поэтому Ваша машинка в процессе ремонта будет в надёжных руках. Приемлемая цена и гарантия качества — это и есть Сервис-Мастер. Сервис Мастер в своём деле лучшие! Стиральная машина для большинства хозяек сумела стать настоящей палочкой выручалочкой. Но даже самые стойкие агрегаты порой дают сбой и перестают полноценно работать. И именно в этот момент у пользователей возникает вопрос — почему так случилось и чья в этом вина? Причин может быть множество: перегруз, использование некачественного моющего средства, неправильно установленная программа, неправильное подключение и многое другое. Однако, как показывает практика, не всегда бытовые проблемы могут привести к поломке. Производственный брак тоже не стоит исключать.

Если поломка незначительная с ней можно справиться самостоятельно. В случае если вы понимаете принцип работы машинки и что послужило причиной поломки, то вы сможете самостоятельно в домашних условиях вернуть стиралке рабочее состояние.Устранение более глобальных неисправностей стоит доверить профессионалам. Если вы понимаете, что для проведения ремонта машинку нужно полностью разобрать, тогда вам точно нужна помощь специалистов. Компания Service-Master выполнит качественный ремонт стиральной машинки, так как у нас работают квалифицированные мастера, имеющие колоссальный опыт работы в этой сфере. В стиральной машине главную роль играет двигатель. И если он выходит из строя, машинка полностью перестает работать.

Классификация мотора

Стиралки различных производителей имеют разные типы двигателей, а именно:

  • Асинхронные — можно встретить на старых моделях. Его главная конструктивная особенность заключается в наличии статора и ротора, а также бесшумной работе. Однако большие габариты и низкий уровень КПД оставили данный вид двигателя в далеком прошлом.
  • Коллекторный — самый востребованный тип запчастей, устанавливаемый на современных агрегатах. Он отличается компактностью и достаточно высокой скоростью работы. С поломкой представленного двигателя можно справиться самостоятельно, при условии, что вы имеете хоть какое-нибудь представление о ремонте техники.
  • Двигатель с прямым приводом — это «фишка» компании LG, где мотор связан напрямую с барабаном без использования ремня. Такой агрегат состоит из статора и ротора с постоянными магнитами.

Как выполнить диагностику поломки двигателя в домашних условиях?

Коллекторный тип мотора в разы упрощает диагностику. С таким мотором можно справиться самостоятельно, для этого его нужно просто снять. В случае с прямым приводом, не стоит рисковать. Доверьте это дело профессионалам компании Сервис-Мастер. Специалисты при помощи специальной системы управления выполнят диагностику, и в кротчайшие сроки устранят возможную неисправность. Самостоятельно снять двигатель у вас не получится, так как он вместе с барабаном представляет единое целое. Особенности проведения диагностики мотора с прямым приводом. В большинстве случаев проведение быстрой диагностики возможно благодаря появляющимся ошибкам на дисплее.

Коды поломки могут указывать на:

  • неисправность щеток;
  • обрыв сети;
  • короткое замыкание на витках.

Сотрудники компании Service-Master благодаря наличию специального лабораторного оборудования проведут качественную диагностику и помогут исправить возможные причины неисправности.

Проверка коллекторного мотора

Представленный тип двигателя является самым востребованным при производстве современных стиралок. Проследить за его работой и выявить возможные поломки можно в домашних условиях.

Порядок проведения диагностических работ следующий:

  • Открутите переднюю или заднюю стенку корпуса машинки и извлеките мотор.
  • Двигатель располагается в нижней части машинки под баком. Открутите болты и рассоедините клеммы, после чего можно смело снимать мотор.
  • После того, как мотор извлечен, выполните соединение статора с ротором. Далее подайте сетевое напряжение и внимательно проследите за движением двигателя. Если он начал вращаться и при этом автотрансформатор не перегрелся — диагностику можно считать законченной. Двигатель работает отлично!

Причины частых поломок двигателя стиральной машины.

Выделяют следующие причины неисправности агрегата:

  • повреждение или износ щеток. Основные показатели, указывающие на поломку — потеря мощности во время полной загрузки белья, улавливается характерный горелый запах;
  • замыкание, нарушение целостности обмотки в роторе или статоре. Снижение мощности, повышение температуры, что приведет к срабатыванию защиты термостата.
  • износ или отслоение ламелей коллектора. В этом случае корпус перегревается, появляются искры.

Конечно же это далеко не все причины неполадок, но они являются самыми распространенными. Именно поэтому рассмотрим более подробно возможность исправления вышеуказанных поломок.

Как выполнить замену электрощетки?

Электрощетки напоминают небольшие прямоугольные графитовые кубики с проводом, трущиеся об коллектор двигателя. Испорченные щетки необходимо сразу же заменить в идеале на оригинальные изделия.

Основные моменты, указывающие на замену щеток:

  • барабан полностью перестал вращаться или вращается, но на минимальной скорости;
  • слышится непривычный шум во время движения барабана.

Очень часто щетки выходят из строя, в случае:

  • частого перегруза барабана;
  • если отжим выполняется исключительно на высоких оборотах двигателя;
  • когда происходит замыкание витков обмотки двигателя;
  • подгорание контактной группа.

Замена щеток не представляет особых проблем для пользователя, всего лишь стоит купить и установить взамен новые электрощетки. Подбирайте только качественные оригинальные щетки, которые будут подходить именно для вашей стиральной машины. Конечно не всегда можно найти оригинальные запчасти, тогда постарайтесь поискать аналог, который бы подошел к установленному мотору.

Обратите внимание на ламели.

Ламели — это основная часть коллектора, по которой движутся элктрощетки. Они служат отличным проводником тока проходящего от обмотки ротора к двигателю. Сами ламели ломаются достаточно редко, причиной поломки может стать, обрыв шнура в обмотке в месте где установлена сама ламель. Если при визуальном осмотре видно, что ламель подгорела, можно в домашних условиях при помощи наждачной бумаги провести бережную зачистку.

Замыкание или обрыв обмотки ротора или статора.

Это, пожалуй, самые частые причины из-за которых снижается мощность двигателя. Кроме того, он может даже полностью перестать работать. А причины мы сейчас рассмотрим:

  • корпус мотора перегрелся от короткого замыкания обмотки. Допустимые показатели максимальной температуры не должны превышать 80°. В противном случае, любое превышение указанного порога температуры может привести к полной остановке двигателя.
  • проблема с подшипниками. Замена подшипников достаточно долгий и трудоемкий процесс. Именно поэтому стоит довериться опытным специалистам из Сервис-Мастер. Наши квалифицированные мастера выполнят ремонт в строго оговоренные сроки.
  • нарушение изоляции обмотки. Наши специалисты рекомендуют не рисковать с самостоятельным ремонтом, а обратиться в сервисный центр компании Сервис-Мастер. Наши мастера с большим опытом работы выполнят замену двигателя, с которой в домашних условиях точно не справиться. Единственно с чем можно выполнить самостоятельно — это провести диагностику обрыва обмотки, применив мультиметр для замера сопротивления.
  • подгорание контактной группа.

Очень важно понимать, что неисправный мотор может стать причиной для поломки и других деталей стиральной машины. Иногда жертвой такой поломки может стать система модуля управления. Если вы внимательно изучили статью, значит вы теперь обладаете определенными знаниями, как проверить неисправность мотора стиральной машины. Специалисты компании Service-Master желают вам быть более внимательными к своей стиральной машинке, и тогда она прослужит вам без особых поломок долгие годы.

Если Вам понадобился срочный ремонт двигателя стиральной машины на дому в Киеве, позвоните нам по телефонам и наши мастера отремонтируют любые неполадки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *