Студийный монитор: что это?

Работа над коммерческим аудио в профессиональной студии звукозаписи — сложный процесс, в котором задействованы не только специализированные навыки звукорежиссеров или продюсеров, но и масса звукового оборудования. Важнейшее место в его числе занимают студийные мониторы — звуковые колонки, откалиброванные специальным образом. Они применяются наряду с наушниками и являются обязательным элементом технического оснащения.

Студийные мониторы, представленные в интернет-магазине Музлайн, можно купить в Киеве и с доставкой по Украине, они подразделяются на несколько типов:

  • настольные (ближнего поля)
  • среднего поля
  • дальнего поля.

Разница между ними заключается, во-первых, в мощности, во-вторых, в пользовательских параметрах. Самые маленькие и мобильные — это мониторы ближнего поля, предназначенные главным образом для музыкального редактирования саунд-дизайна, мониторинга при записи, и, реже, для сведения готового аудиоматериала. Для работы над сложными масштабными проектами применяются мониторы среднего и дальнего поля — массивные девайсы с широким динамическим и частотным диапазоном и мощностью, достаточной для покрытия помещений средних размеров. Они редко используются для мониторинга при записи, так как многие специалисты отдают предпочтение наушникам или настольным устройствам.

Содержание

Применение и свойства

Студийные мониторы, которые предоставляются к покупке в данном каталоге: https://muzline.ua/studyjnye-monytory/ применяются для обслуживания и контроля уровня и качества звучания во время записи или живых сессий, для обработки эффектами, сведения и мастеринга записанного материала, для саунд дизайна и музыкального редактирования аудиовизуального контента, а также для бытового прослушивания музыки. Иногда студийные мониторы используются и для диджеинга, однако — это не основная их функция. Стоит отметить, что эфирные и монтажные аппаратные радио и телевидения также оснащаются студийными девайсами.

Главным качеством всех студийных мониторов является чистота звучания, усилители используемые в этих устройствах не окрашивают звук, не придают ему характерных гармоник и позволяют передавать его с минимальным, близким к нулю, уровнем искажений. Для профессиональной работы над коммерческим аудио это критически важно.

К счастью для большинства пользователей студийные мониторы от различных производителей представлены в каждом ценовом сегменте, от бюджетного до премиум класса. Недорогие мониторы традиционно используются для так называемого shit-мониторинга, то есть контрольного прослушивания аудиоматериалов в условиях, приближенных к реальным пользовательским, на оборудовании, которое обладает свойствами бытовых звуковых устройств — компьютерных колонок, встроенных динамиков компьютера, смартфона, радио и так далее. Дорогие мониторы премиум класса используются для чистовой работы.

Выбор студийных мониторов — важный момент при проектировании домашней студии. Несмотря на акустику самого помещения, именно мониторы формируют конечное звучание студии звукозаписи. Для всех начинающих музыкантов, которые выбирают оборудование для своей студии звукозаписи, редакция SAMESOUND.RU рассказывает, как выбрать студийные мониторы и на что обратить внимание при выборе.

Музыка в наушниках звучит отлично — их конструкция изолирует нас от внешнего мира. Мы слышим звук без влияния окружающей среды: нет никаких рефлексий и призвуков помещения, левый канал отчетливо слышен строго в левом ухе, правый — в правом.

В отличие от наушников, мониторы предлагают другой опыт: на сигнал влияют особенности окружения, сигналы с двух сторон смешиваются между собой, уши слышат оба канала сразу. К тому же разные мониторы дают разную картину звука. Неправильный выбор системы мониторинга (без учета особенностей самой студии) приведет к тому, что вы не сможете добиться лучших результатов во время работы.

Такие изменения в звучании напоминают нам, что музыку слушают через самые разные устройства, поэтому полагаться только на наушники при сведении не стоит. Чтобы ответить на вопрос, как выбрать студийные мониторы, и понять, какую модель стоит купить в свою студию, нужно разобраться в терминах и нескольких важных вещах.

Строение студийных мониторов

Все внутренности студийного монитора находятся в корпусе — кабинете. Кабинеты изготавливают из разных материалов: в зависимости от модели, это может быть дерево, пластик, ДСП или даже металл.

Студийные мониторы обычно оснащаются двумя независимыми драйверами или динамиками (спикерами). Динамики располагаются друг над другом, а системы с двумя спикерами называют двусторонними (англ. two-way).

Верхний спикер именуется твитером (англ. tweeter, пищалка). Твитер воспроизводит высокие частоты — все звуки, которые располагаются выше 2 кГц звучат отсюда. Пищалки изготавливаются из различных материалов, и обычно имеют форму купола или конуса.

Второй спикер называют вуфером (англ. woofer, НЧ-динамик) — это более крупный динамик, расположенный под твитером. Он отвечает за воспроизведение низких и средних частот — все звуки до 2 кГц звучат через него.

Некоторые модели студийных мониторов оснащаются третьим динамиком, отвечающим за средние частоты. Такие системы называют трехсторонними (англ. three-way) — каждый спикер здесь отвечает строго за свой диапазон частот: верх, середину и низ.

За динамиками установлен электромагнит, приводящий их в движение. Вибрация приводит окружающие магниты и динамики молекулы воздуха в движение, что создает звуковую волну — тот самый аудиосигнал, который мы слышим. Такое устройство позволяет спикерам воспроизвести любые, даже самые сложные звуковые сигналы.

Виды студийных мониторов

Студийные мониторы бывают нескольких видов:

  • Пассивные и активные;
  • Ближнего и дальнего поля;
  • Открытые и закрытые.

Разделение не строгое: мониторы всегда относятся сразу к нескольким видам. К примеру, существуют пассивные закрытые мониторы дальнего поля или активные открытые мониторы ближнего поля.

Пассивные и активные

Прежде чем поступивший на монитор звуковой сигнал пройдет через динамики, его нужно усилить. Сделать это можно двумя способами: пассивным и активным. В зависимости от используемого метода усиления, студийные мониторы делят на активные и пассивные.

Пассивные студийные мониторы нуждаются во внешнем усилителе, который обработает входной сигнал до того, как он попадет в монитор. Пройдя через усилитель, звуковой сигнал отправляется на электронику монитора, где проходит через ряд компонентов, именуемых кроссовер-сетью или просто кроссовером.

Эта сеть работает в качестве фильтра, разделяющего входной сигнал на несколько отдельных сигналов разной частоты. Так, в системах с двумя динамиками сигнал делится на две части: первая состоит только из высоких частот, вторая — из низких (средние частоты частично отправляются в твитер, частично в вуфер).

В отличие от пассивных систем, активные студийные мониторы не требуют внешнего усиления — все необходимые для этого компоненты уже установлены внутри кабинета. В моделях с двумя динамиками устанавливаются два усилителя для каждого спикера (такие системы называют би-амп), в моделях с тремя динамиками — три (такие системы называют три-амп).

В би-амп мониторах поступающий сигнал делится на два диапазона, каждый из которых усиливается независимо. В свою очередь в три-амп системах происходит деление и усиление трех сигналов разных диапазонов.

Оригинал изображения — Cascio Music.

Именно в особенностях работы с сигналом и кроется отличие активных и пассивных студийных мониторов. Пассивные мониторы делят и рассылают по динамиками уже усиленный сигнал, активные мониторы делят исходный сырой сигнал, а затем независимо усиливают его перед отправкой в динамики.

Считается, что независимое усиление сигнала делает звучание мониторов точнее и сфокусированнее. По этой причине системы би-амп и три-амп зачастую звучат лучше одноусилительных сингл-амп систем в рамках одной ценовой категории.

Какие студийные мониторы выбрать: активные или пассивные?

Рассуждения о том, какие студийные мониторы лучше, активные или пассивные, не имеют смысла — и в той, и в другой категории хватает качественных и некачественных моделей. Большую часть рынка занимают именно активные модели, которые используются как в домашних, так и в профессиональных студиях. Это не значит, что пассивные системы не популярны — они просто используются реже.

Важно помнить, что при выборе акустики решающую роль играют уши. Если вам нравится звучание модели, то нет разницы, какие студийные мониторы купить. Никто не станет говорить, что вы ошиблись с выбором взяв пассивную или активную систему — главное, чтобы со звуком все было отлично.

Не стоит забывать, что на выбор студийных мониторов значительное влияние оказывает бюджет. Как уже отмечалось, пассивные системы требуют отдельного усилителя, покупка которого далеко не всегда укладывается в бюджет. Согласитесь, купить пару мониторов за 20 000 рублей, чтобы затем выяснить, что им нужен усилитель за еще 20 000 рублей совсем не круто.

Перед началом работы с пассивными мониторами нужно откалибровать усилитель так, чтобы он выдавал максимально качественное звучание через динамики. Какие бы крутые и дорогие компоненты вы не купили, неправильная настройка всей системы приведет к тому, что вы получите сильно искаженное звучание.

В условиях ограниченности бюджета и пространства домашней студии, а также недостаточного опыта лучше купить активные студийные мониторы. Во-первых, вам не понадобится дополнительное оборудование для начала работы: достали из коробки, подключили и можно работать. Во-вторых, встроенные в активные системы усилители уже настроены так, чтобы выдавать максимально достойный звук.

Мониторы ближнего поля и мониторы дальнего поля

Звучание мониторов сильно зависит от расстояния от точки прослушивания — места, на котором звукорежиссер слушает материал. Производители учитывают этот момент, поэтому большинство современных моделей проектируются так, чтобы одинаково хорошо звучать на любом расстоянии. Тем не менее существует ряд нюансов которые стоит учесть перед тем, как выбрать студийные мониторы.

Мониторы ближнего поля обычно оснащаются динамиками меньшего размера и устанавливается довольно близко к слушателю (на расстоянии 60-90 см). При таком расположении уши получают более точную картину звука, с меньшим влиянием окружающей среды и пространства комнаты. Близкое расположение к слушателю минимизирует отражения звуковых волн, что пригодится при более тонкой работе: к примеру, выявлению мелких проблем в миксе наподобие щелчков или куликов.

В сравнении с моделями дальнего поля, студийные мониторы ближнего поля имеют более узкий динамический диапазон и звучат ближе к потребительским акустическим системам. Работая с ними, вы получаете аккуратно картину того, как музыка будет звучать при прослушивании через обычные потребительские наушники, динамики стереосистем или автомобильную акустику.

Мониторы дальнего поля оснащаются более крупными динамиками и устанавливаются по периметру комнаты на большом удалении от слушателя (около 3 м). Обычно их крепят на стену за студийном столом и микшерным пультом.

Мониторы дальнего поля позволяют услышать, как помещение изменяет звук. Пространство комнаты также влияет на звучание низких частот, чья звуковая волна становится длиннее. Появление дополнительного низа делает саунд мониторов более целостным и лучше подходящим для проверки баланса всего микса.

Вместе с этим увеличивается и количество отраженного от стен аудиосигнала. Комната начинает активнее резонировать, что не всегда положительно влияет на общую картину звука. По этой причине использование мониторов дальнего поля требует более продуманного акустического оформления комнаты с помощью диффузоров, звукопоглощающих панелей, басовых ловушек.

Какие студийные мониторы выбрать: ближнего или дальнего поля?

В условиях квартир мы ограничены в студийном пространстве. Иногда комнаты настолько малы, что покупка мониторов дальнего поля попросту не имеет смысла. К тому же звучание дальних систем зависит от акустики самой комнаты, поэтому их покупка неразрывно связана с тратами на акустической оформление помещения.

В таких условиях лучший выбор для домашней студии — это мониторы ближнего поля. Такие системы хорошо звучат в небольших помещениях даже при отсутствии дополнительного акустического оформления. Мониторы ближнего поля используются в студиях любого уровня и размера, а и профессионалы по всему миру полагаются на них не один десяток лет (те же Yamaha NS-10, вышедшие в 1980-х, до сих пор считаются настоящим стандартом в индустрии).

Открытые и закрытые студийные мониторы (с фазоинвертером и без него)

На кабинетах некоторых моделей студийных мониторов имеются специальные отверстия, которые называются портами. Наличие портов говорит о том, что в мониторе установлен фазоинвертор, расширяющий звучание системы в низкочастотном диапазоне. Студийные мониторы с фазоинвертером называют открытыми, без него — закрытыми.

Когда мы слушаем музыку, динамик монитора движется вперед и назад, при этом при обратном движении в кабинете создается дополнительное давление воздуха. Лишний воздух может негативно сказываться на звуке, поэтому для его рассеивания и снижения давления кабинеты оснащают отверстиями-портами, которые связаны с встроенным фазоинвертером.

Зарубежом мониторы с фазоинвертором принято называть «Ported Monitors», без него — «UnPorted Monitors». Иногда производители и продавцы вместо указания «Ported» в описании модели пишут о наличии у монитора системы «Bass Reflex System».

Фазоинвертор, представляющий собой специальную трубу, выполняет еще одну задачу — заставляет воздух внутри кабинета резонировать на частотах близких к тем, которые монитор не может воспроизвести. Такой резонанс расширяет динамический диапазон мониторов, позволяя им выдать больше низких частот в сравнении с обычной закрытой системой.

Наличие портов не означает, что мониторы звучат лучше. В противовес расширенному динамическому диапазону, закрытые мониторы обеспечивают более плотный низ. Не стоит также забывать, что дешевые открытые системы могут слишком сильно резонировать в портах, отчего звучание точно не станет лучше.

Какие студийные мониторы выбрать: открытые или закрытые?

Выбор в пользу открытой или закрытой системы зависит от двух вещей: личных предпочтений музыканта и особенностей помещения. С первым все довольно просто: нравится более широкий низ — берите открытые студийные мониторы, любите плотный бас — покупайте закрытые.

С особенностями помещения сложнее. Производители открытых систем часто помещают порты на заднюю стенку кабинета. Так как мониторы зачастую стоят рядом со стеной, выходящий из порта сигнал будет отражаться от стен и создавать неприятный резонанс, искажающий картину звука. Избежать резонанса можно, если расположить рабочее место и мониторы подальше от стен, но в квартирных условиях это не всегда возможно.

Решить проблему возникновения резонанса не меняя планировки студии можно несколькими методами:

  • Помещением звукопоглощающей панели за каждым монитором. Не обязательно покупать такую панель, ее можно сделать самому;
  • Покупкой открытой системы с портами на фронтальной стенке (например, ADAM A7X);
  • Покупкой качественной пары закрытых мониторов.

Расположение студийных мониторов

Расположение студийных мониторов оказывает большое влияние на итоговое звучание студии. Правильное расположение обеспечивает большую точность и аккуратность передачи звука. Более подробно об установке студийных мониторов мы уже рассказывали в отдельном материале, поэтому не будем вдаваться в подробности (за ними — в соответствующий материал), а лишь кратко отметим главное.

Оригинал изображения — Cascio Music.

Первое и самое главное правило — мониторы должны располагаться на высоте головы/ушей. Большинство подставок под мониторы регулируются по высоте, так что с этим проблем возникнуть не должно.

Мониторы ближнего поля должны быть установлены на специальных звукопоглощающих подставках на столе, или на стойках за столом. Установка мониторов на стол без подставки приведет к резонансу стола вместе с монитором, который усилит или ослабит определенные частоты, что сильно изменит реальную картину звука.

Изоляционные панели под мониторами минимизируют вибрации, передающиеся в стол, но не устранят их совсем. Поэтому, если позволяет место, мониторы лучше устанавливать на специальных стойках за столом: считается, что только так можно полностью устранить нежелательный резонанс. Тем не менее некачественные стойки могут передавать вибрации в пол, поэтому не экономьте на этом аксессуаре.

Студийные мониторы должны стоять на одинаковом расстоянии как между собой, так и от точки прослушивания. Голова звукорежиссера и два монитора должны образовать незримый равносторонний треугольник, при этом каждый монитор следует направить в сторону точки прослушивания.

Проектировать рабочее место в студии нужно напротив прямой стены, а не в углу комнаты — это минимизирует появление неприятных призвуков. В идеале, это должна быть одна из коротких стен помещения.

Точка прослушивания должна располагаться по центру комнаты, при этом расстояние от точки до стены должно в идеале составлять ⅓ от длины самой стены. Если точка прослушивания окажется ближе к стене, то сигнал из мониторов будет отражаться от стен слишком рано и усиливать низкие частоты, а это исказит общую картину звука.

К сожалению, спланировать рабочее место по всем правилам в условиях современных квартир не всегда возможно, придется идти на компромиссы. Тем не менее максимальное соблюдение этих правил обеспечит корректное воспроизведение частот по всему спектр, а также правильную стереокартину звука.

Больше информации о расположении мониторов и акустическому оформлению помещения можно узнать из этого видео:

Лучшие студийные мониторы для домашней студии звукозаписи в разных ценовых сегментах

Для домашней студии звукозаписи лучшим выбором станет пара активных студийных мониторов ближнего поля. Это может быть открытая или закрытая модель — здесь все зависит от ваших предпочтений.

Студийные мониторы для домашней студии можно условно (очень условно!) поделить на три ценовые категории:

  1. Бюджетные (до $200);
  2. Средней цены (в районе $200-300);
  3. Дорогие (больше $300).

В сравнении с бюджетным моделями, более дорогие студийные мониторы предлагают лучшую детализацию и аккуратность звучания, и более широкий динамический диапазон.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Из-за постоянно изменяющегося курса доллара, рублевая стоимость некоторых мониторов, о которых речь пойдет ниже, не подпадает под условно обозначенные нами ценовые категории.

Бюджетные модели

Ждать нереальной точности и детализации в бюджетном сегменте не стоит. Тем не менее даже недорогие мониторы обеспечат лучшее качество звука и аккуратность передачи в сравнении с обычной потребительской акустикой.

Среди основных плюсов для тех, кто стеснен в средствах — бюджетные мониторы, в отличие от более дорогих моделей, зачастую продаются парами.

M-Audio AV42

M-Audio AV42

Стоимость: около $125
Стоимость в рублях: около 12 500 ₽ (пара)

Бюджетная модель, которая станет отличным выбором в качестве первой системы мониторинга начинающего музыканта. О звучании сказать особо нечего — оно просто нормальное. Регуляторов подстройки звука нет, но это компенсируется качественной сборкой и ценой сразу за пару.

JBL 305P MKII

JBL 305P MKII

Стоимость: около $150
Стоимость в рублях: около 13 000 ₽ за штуку

Для своей цены JBL 305P MKII звучат достойно — картина ровная, без задранных или слишком слабых верхов, середины и низа. Детализация, аккуратность и точность также на уровне. Свою цену эти мониторы оправдывают на все 100% и будут лучшим выбором для тех, кто стеснен в средствах.

Средний ценовой сегмент

Идеальное соотношение цены и качества. В сравнении с обычной акустикой или бюджетными моделями, качество звука и точность передачи у мониторов средней цены существенно выше. Деталей в звуке больше, диапазон частот шире, а само звучание — чище.

Yamaha HS5

Yamaha HS5

Стоимость: около $200
Стоимость в рублях: около 12 000 ₽ за штуку

Yamaha HS5 — одни из самых популярных активных мониторов на рынке. Кому-то в звуке HS5 может не хватить низа, но в целом эти претензии не оправданы — общее качество звука здесь одно из лучших на рынке.

KRK Rokit 6 G3

KRK Rokit 6 G3

Стоимость: около $220-230
Стоимость в рублях: около 16 000 ₽ за штуку

Такие модели как KRK Rokit 6 G3 обычно именуют крепкий середняк, и в этом нет ничего плохого. Мониторы предлагают качественную сборку, 6-дюймовый динамик и приятное звучание. Кому-то низкие частоты покажутся слабоватыми, а высокие задраными, но это не большая проблема — подстроить звук под свою студию можно регуляторами верха и низа на корпусе.

Верхний ценовой сегмент

Когда мы выбираем студийные мониторы верхнего ценового сегмента, то здесь нет предела цены — все ограничивается только бюджетом. Дорогие модели оснащаются лучшими по качеству компонентами, а также предлагают высочайшую детализацию и аккуратность звучания.

Yamaha HS7

Yamaha HS7

Стоимость: около $300
Стоимость в рублях: около 17 000 ₽ за штуку

Нейтральное звучание без приукрашивания, идеально выверенное количество низких частот и адекватная цена сделали Yamaha HS7 полноправным представителем списка «Лучшие студийные мониторы». Из минусов можно выделить только порты на задней стенке, из-за которых оптимально расположить мониторы в небольшой комнате будет сложно.

Yamaha HS8

Yamaha HS8

Стоимость: около $350
Стоимость в рублях: около 20 000 ₽ за штуку

Честный, ровный и точный звук, в котором не к чему придраться, делают HS8 лучшими студийными мониторами для любого стиля музыки. Лучшего варианта в высшем ценовом сегменте вы вряд ли найдете, поэтому тем, кто готов потратить около 40 000-60 000 рублей на систему мониторинга, стоит остановить свой выбор на Yamaha HS8.

Какие бы студийные мониторы вы не выбрали, они должны идеально вписываться в вашу студию. Помните, что не существует такого понятия как «лучшие студийные мониторы» — здесь все очень условно и зависит от множества факторов. Выбирайте то, что впишется в ваш бюджет, понравится вам по звучанию и подойдет вашей студии.

Студийный монитор — это круто!

Студийный монитор ближнего поля — по сути, такая же колонка. Просто с более строго измеренными и выверенными параметрами. В среднем, эта акустика рассчитана на прослушивание с расстояния метра в полтора, а то и ближе — поле ведь ближнее. Именно это заставляет делать ее компактной. В результате, по низким частотам такие мониторы редко опускаются ниже 50 Гц, ведь соответствующий динамик в них редко имеет диаметр больше 8 дюймов. А слушать с полутора метров крупные колонки как-то не с руки.

Если следовать логике, мониторы просто обязаны обладать высокой верностью воспроизведения — линейной АЧХ в своем диапазоне частот, при минимальных искажениях. То есть номинально они соответствуют критериям истинного Hi-Fi, не так ли?

При этом, если мы сравним ценники компактной домашней акустики и студийных мониторов ближнего поля (а именно о них и пойдет речь), то увидим, что чаще всего цифры вполне сопоставимы. Тут я имею в виду именно мониторы ближнего поля. Конечно же, существуют профессиональные мониторы среднего и дальнего поля, однако они не только покрупней, но и, мягко говоря, сильно дороже домашних вариантов. И гораздо хуже годятся для бытового использования.

Focal Solo6 Be — каждая из этих колонок оснащена собственным 250-Вт усилением

Современные модели студийных мониторов, в подавляющем большинстве, оснащены собственными усилителями. Такие модели колонок называют активными. А это значит, что согласование усилителя и динамиков, которые он приводит в движение, произошло еще на стадии конструкторских разработок. То есть система усилитель-излучатели, работающая в колонке, делает это максимально качественно и эффективно. И при прочих равных студийный монитор — это действительно круто.

Так получилось, что автор этих строк пользуется студийными мониторами ближнего поля давно и активно. По работе — в записывающей студии при сведении, на радио и телевидении на контроле звука при монтаже и выдаче в эфир. Дома — в качестве настольной акустики рядом с компьютером.

Сами понимаете, две большие разницы: личное прослушивание для удовольствия — и на работе, по обязанности. С одной стороны, студийные мониторы не дают расслабиться даже в домашней обстановке. Естественно, при их правильной работе.

Просто-напросто через некоторое время начинаешь ловить себя на каких-то желчных придирках к замечательной музыке, которую всего-навсего хотел послушать в свое удовольствие. Внимание обостряется — «вот здесь, в этом месте — ну полная лажа», — отматываем назад, слушаем еще раз — «да, точно!!!» — и понеслась.

Но мониторы не сглаживают, ничего не скрывают — они даже выпячивают недостатки. Понятно, что так никакого удовольствия не получить. Так что переключаюсь на домашнюю систему с вполне приличными, на мой взгляд, напольниками.

Вот это да! Все красиво, милозвучно, бас просто ласкает, верх полон серебра. И, черт возьми, ничего не слышно! Вот здесь, в этом месте, проскакивал явный меандр — и где он? Зачем я это слушаю, если все от меня спрятано?

Мониторы Neumann в студии

Конечно, я утрирую, но мониторы остаются мониторами. Профессиональное использование этих приборов связано еще и с таким неприятным эффектом, как просадка слуха. На шестом часу работы над одним и тем же куском, с уровнем громкости, который дает лучшую разборчивость (у людей он отличается — в среднем, 80–90 дБ по шумомеру), понимаешь, что сознание — по крайней мере, его часть, ответственная за слуховое восприятие — начинает тебя покидать.

Все это индивидуально, но «просадка» чаще всего касается верхних частот — их можно «накрутить» для компенсации собственной усталости. Для этой цели многие компактные студийники имеют серьезный запас по «верху». Низы при этом могут показаться «пересушенными» — но ситуация такова, что для профессионального оборудования точность превыше всего.

Поэтому в студийных мониторах не применяются известные «улучшения» баса вроде искусственного подъема самого «вкусного» участка при отсутствии всего остального. Действительно, этот прием создает эффект масштабности звучания. Но мониторинг на таком звуке — дело пропащее.

Мониторы Adam T7V в студии

Естественно, студийные мониторы ближнего поля — это полочники (о напольных студийных мониторах ближнего поля лично мне вообще ничего не известно). Их место именно на плоскости, на столе у пульта — под это они, как правило, «заточены». А если даже на стойках — то поближе к ушам.

Управление студийными мониторами, при наличии в них встроенных усилителей, чаще всего выполнено в расчете на выполнение настроек, которые меняются не часто. Хотя бы потому, что в противном случае о мониторинге речь не идет. Регулировка громкости, например, если и присутствует у активных моделей, то выставляется раз и навсегда — громкость должна регулироваться с пульта. С источника — то есть уровнем линейного сигнала.

Что касается прочих регулировок, то в настройках монитора их может быть множество. И все они, по большей части, предназначены для коррекции особенностей помещения, в которых мониторы будут слушаться. В домашних условиях все это можно «крутить» хоть каждые пять минут — но учтите, что, как правило, все это расположено на задней стенке. В удобстве управления студийными мониторами допущены явные недоработки.

Студийный монитор — это не так просто…

Что ж, если вышесказанное можно считать доводами «за», то неплохо было бы уравновесить их доводами «против» — объективности ради. И вправду, со студийными мониторами все не так уж радужно.

Поскольку встречают по одежке — начнем с внешнего вида. Домашняя акустика, как правило, является образцом современного комфортного дизайна. И, обычно, предлагает выбор вариантов отделки. Под дерево, в черный или белый цвет, а иногда и что-то разноцветное. Студийные мониторы таким разнообразием не блещут.

Чаще всего это серый или черный пластиковый, реже черный деревянный и еще реже — серый металлический корпус. Кстати, мониторы ближнего поля часто предусматривают горизонтальную установку — можем вспомнить хотя бы классические Yamaha NS10. Для домашней полочной акустики такой вариант — невероятная редкость.

Активные студийные мониторы JBL LSR305

Передняя панель мониторов часто выполнена в виде матовой поверхности с плавными изгибами, способствующими правильной акустике — это у более дорогих моделей. Второй вариант — просто удручающе ровная плоскость. В любом случае, большинство студийных мониторов, оказавшись в жилой комнате, привносят в нее некую звукорежиссерскую или броадкастинговую, по-доброму деловую атмосферу.

И тут в силу вступает пресловутый «wife-фактор» — представительницам прекрасного пола внешность студийных мониторов прекрасной, как правило, не кажется. Устоявшееся мнение гласит, что им и изысканные образцы домашней акустики не всегда по душе — но это уже другой вопрос.

Кроме того, как правило, студийные мониторы не комплектуются грилями. Считается, что в профессиональных условиях защитные решетки, заодно способные исправить огрехи в дизайне, — излишество. Так то стоит обратить внимание на возможные эксцессы со стороны представителей младшего поколения и домашних питомцев.

То, ради чего

Что ж, по дизайну мы прошлись. Перейдем к самому главному — к звуку. Особенность мониторной акустики состоит в том, что она мониторная. Простите за тавтологию, но мониторы предназначены для мониторинга — то есть, по большому счету, для отслеживания недостатков.

Genelec 8010APM — компактный алюминиевый корпус, раздельное усиление, коммутация XLR.

И вот что мы получаем в результате, если утрировать и выпячивать недостатки. Это ровное, чистое и бесстрастное звучание во всех подробностях и в полном диапазоне работы нашего устройства. Если нравится — значит, студийные мониторы именно для вас.

Давайте учтем особенности

И если подобный вариант звучания вам интересен, то стоит обратить внимание на еще несколько характерных свойств студийной акустики. Как правило, студийные мониторы продаются по отдельности — каждый из них способен работать самостоятельно.

Вариант конфигурации компьютерной акустики, когда вся электроника размещена в одной колонке (master), а вторая колонка весит меньше и не имеет органов управления (slave), у студийных мониторов редок. Разве что в очень недорогих моделях.

При этом, покупая пару мониторов вместе, с заводскими номерами, идущими практически подряд, мы получаем дополнительную гарантию идентичности их звучания. Хотя в случае с серьезными моделями часто утверждается, что даже если два образца одной модели мониторов куплены с разницей в год, звук будет совпадать — на то они и студийные.

Neumann KH 310 A — трехполосные, «почти полочные», спереди и сзади

В серьезно оснащенных студийных мониторах бывают представлены средства для регулировки не только АЧХ, но и задержки, а также иногда даже фазовых параметров излучателей. Причем часто это не регуляторы, а джамперные панели либо электронные интерфейсы с развитым меню и почти графическим дисплеем.

Перед тем, как приобрести такое оборудование, я бы рекомендовал прийти к четкому пониманию — способны ли вы при необходимости настроить его и надо ли вам все это в домашних условиях.

Студийные мониторы PreSonus Eris E8, подключение — 6-мм джек, XLR, RCA

Еще один вопрос — коммутация. Как правило, аналоговое входы серьезных студийных мониторов представлены в формате балансных разъемов XLR. Это делается по абсолютно логичным соображениям: балансное соединение позволяет работать с гораздо более длинными кабелями, что в условиях студии оправдано даже для мониторов ближнего поля.

На самом деле, проблема перехода от небалансного к балансному сигналу решаема. Но гораздо лучше, если ваша домашняя аппаратура имеет соответствующую коммутацию. Если вы рассчитываете часто использовать органы управления ваших мониторов, обратите внимание на то, где они расположены. У многих моделей хотя бы кнопка включения и ручка громкости выведены на переднюю панель. Это — для вас.

Излишества и совместимость

Еще одно обстоятельство, на которое стоит обратить внимание — это специализированное оснащение студийных мониторов. Оно направлено именно на студийную работу — частично это то, чем вы заведомо никогда не будете пользоваться.

Перечислять все интерфейсы, дополнительные возможности установки и настройки можно долго. Для домашнего применения они становятся тем, за что приходится платить лишние деньги — так что делайте выводы.

Dynaudio AIR 6 Master A+D

Например, точные мониторы Dynaudio AIR 6 Master A+D. Среди их возможностей: акустическая компенсация свойств помещения, сохранение и вызов пресетов, программирование уровней, их регулировка с шагом 0,1 дБ, встроенный параметрический эквалайзер и временная задержка в каждом мониторе (настройка только с компьютера) и удаленный контроль параметров системы.

Мониторы JBL LSR4326PAK снабжены пультом ДУ

Стоит обратить внимание еще и на то, что студийные мониторы гораздо реже, чем домашняя техника, бывают снабжены пультом дистанционного управления (а иногда его предательски делают проводным, а не инфракрасным). Поэтому очень неплохо, если среди вашей техники, которая будет работать с этой активной акустикой, есть возможность автоматической подачи-отключения питания.

Впрочем, многие мониторы готовы самостоятельно просыпаться из stand by при возникновении сигнала на входе. Это чаще всего и решает проблему — читайте инструкции.

Чисто акустические особенности — все как у всех

Еще один момент, который относится и ко многим другим колонкам — это расположение порта фазоинвертора.

Активные студийные мониторы KRK RP8G2 — фазоинвертор на передней панели

Тот случай, когда порт направлен назад, для полочной акустики, к которой чаще всего и относятся студийные мониторы ближнего поля — не лучший вариант. С ним вам понадобится свобода маневра в размещении колонки относительно задней стенки. Причем на полке или на столе. Об этом написано немало, и все проблемы преодолимы.

Но дело серьезно упрощается, когда порт фазоинвертора выведен вперед — на лицевую панель. Колонки, в которых фазоинвертор отсутствует, на мой взгляд, звучат интереснее — но встречаются, увы, гораздо реже.

Трифоник ADAM Audio: мониторы ADAM Audio T5V + сабвуфер T10S

Стоит обратить внимание и на то, что многие изготовители предусматривают работу своих мониторов в комплекте с фирменным сабвуфером. Чаще всего — приобретаемым отдельно.

Такой вариант неплох. Он позволяет получать мощное, полнодиапазонное звучание от очень компактной системы. Правда, в этом случае проблемы с включением и дистанционным управлением могут распространиться еще и на сабвуфер — будьте внимательны!

Источник сигнала

Очень неплохо, если ЦАП, с которого, как правило, сигнал подается на наши студийные мониторы, имеет функции предварительного усилителя. То есть в наличии найдется хотя бы регулируемый по размаху сигнала выход. Конечно, оптимальным является применение полноразмерного предварительного усилителя. Как минимум — с селектором входов, дополняющим общий регулятор громкости.

ЦАП/предусилитель/стример NAD C 658

В него может быть встроен ЦАП и фонокорректор и предусмотрены стриминговые возможности. Сейчас такие устройства появляются все чаще.

Возможны варианты…

Отдельной темой для обсуждения, вызывающей уважение к владельцам оных устройств, являются винтажные студийные мониторы.

Легендарные, созданные для BBC, LS3/5A от Falcon Acoustics

Речь идет о таких моделях, как созданные для BBC в середине прошлого века LS3/5A или, к примеру, образцы коаксиальных Tannoy, также выпускавшихся в 60-70-х годах прошлого столетия.

Мониторы Tannoy серии Gold

Эти колонки (кстати, как правило, они пассивные — то есть нужен усилитель) ценятся и по сей день. Недаром они выпускаются в виде авторизованных реплик или просто копируются различными изготовителями.

Acoustic Energy AE1 Active — наследники модели AE1. По идеологии — мониторы

С другой стороны, среди студийных мониторов, которые можно рекомендовать для домашнего применения, есть и те, что нельзя в полной мере отнести к данному классу устройств.

Здесь можно вспомнить, например, известный английский бренд Acoustic Energy — модель AE1 выпускалась как в качестве студийного монитора (изначально), так и в качестве домашней акустики. Причем без особых конструктивных различий. Хотя такие варианты (а они нередки) хороши также тем, что в «домашних» версиях учитывается тот самый «wife-фактор».

Kii THREE — 6 x 250 Вт в каждом из полочников (одновременно — студийных мониторов). С опциональным модулем BXT они превращаются в пару активных напольников с шестнадцатью дополнительными драйверами общей мощностью в 7 000 Вт

Универсальна и, например, замечательная итальянская разработка Kii THREE, которая также имеет двойное назначение и комплектуется в зависимости от него. Эти колонки могут быть дооснащены сабвуферными основаниями, превращаясь в референсные напольники впечатляющей мощности.

В любом случае, хороший студийный монитор позволяет получить от приличной записи практически все, что в ней есть. И в итоге — отказаться от некачественных источников и треков. То есть тот, кто слушает студийный монитор, является, по моему мнению, подлинным аудиомаксималистом.

Мало того: отмечено, что владельцы студийных мониторов «со стажем» имеют свое, более строгое отношение к звуку. Впрочем, отношение к звуку — дело вкуса, и студийные мониторы тут, как правило, должны быть абсолютно нейтральны. То есть — ни при чем. На то они и студийные мониторы.

Обновлено: 15.01.2019 10:43:41 Эксперт: Савва Гольдшмидт

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Любой, кто ценит настоящее звучание профессиональной акустики, знает, что на действительно реалистичный звук с максимальной детализацией, широким диапазоном воспроизведения звуковых оттенков, отсутствием искажений и другими положительными качествами может похвастаться только профессиональная техника. Именно к такой категории можно отнести так называемые студийные мониторы – акустические системы с идеально гладкой амплитудно-частотной характеристикой, которые используются в студиях звукозаписи. Те, кто готов потратить значительную сумму на такую покупку, приобретают студийные мониторы просто для прослушивания музыки. Мы представляем вам специальный рейтинг-обзор, где наши специалисты и консультанты описывают все важнейшие качества каждой из 11 представленных моделей.

Рейтинг лучших студийных мониторов

Focal SM9

Начнем с самого яркого и дорогого решения. Все остальные студийные мониторы будут значительно дешевле этого, и далее станет ясно почему.

Итак, мы имеем дело с эталонной контрольной студийной системой, которая с технической точки зрения является не одним, а целой парой мониторов, заключенных в одном корпусе. Один из них трехполосный, второй – двухполосный. Производитель позиционирует устройство как референсный монитор за счет безупречной точности стереофонической картины, способности без труда воспроизводить самые неуловимые детали звукового сигнала и исключительно адекватному отображению оригинальной динамики. Основной и вспомогательный мониторы в режиме Focus на заключительных этапах сведения могут работать поочередно в двух режимах.

Индивидуальные особенности данной системы, которые делают её исключительно, таковы. Высокочастотный драйвер имеет широкую направленность для оптимального позиционирования в студии по рабочей оси. Перевернутый купол драйвера изготовлен из бериллия. Диаметр пассивного бас-излучателя – 11 дюймов, содержит композитный бас-резонатор в виде литеры W. Здесь и вообще в излучателях используется особый трёхслойный материал Стекло/Пена/Стекло. Для коррекции системы под конкретное помещение допускается регулировка семи параметров. Чувствительность входа тоже поддаётся настройке. Суммарная мощность трёх усилителей класса АВ составляет 600 Вт.

Студийный монитор в работе создаёт звуковое давление до 116 дБ SP. Охват воспроизводимых частот – от 30 до 40 тыс. Гц. Мощности излучателей: высокочастотного – 100 Вт при размере 25 мм, среднечастотного – 100 Вт при размере 165 мм, низкочастотного – 400 Вт при размере 203 мм. Поддерживается Bi-amping – раздельная регулировка низких и высоких частот. Также регулируется частота кроссовера.

Габариты устройства — 490x320x390 мм. Масса нетто – 35 кг. Выполнен в строгом черном цвете. В комплекте поставки идёт съёмная решётка.

Достоинства

  • мощность;
  • безупречная отработка сцены;
  • естественные тембры;
  • глубокий, но ненавязчивый бас;
  • ближнее-среднее поле в целом;
  • фактически два монитора в одном.

Недостатки

  • высокая цена.

Mackie HR824

Вторым номером в рейтинге идет модель, которая в разы дешевле, чем предыдущая, но уже и не столь впечатляющая. Тем не менее, это более чем достойная система, на протяжении многих лет неоднократно доказавшая своё высокое качество и широкие возможности.

Данное устройство представляет собой профессиональный двухполосный студийный монитор, ориентированный на стерео- или объёмное микширование. Сертификация THX PM3 подтверждает его пригодность для создания высокого разрешения аудио для фильмов и современных видеоигр. Система оборудована низкочастотным динамиком размером 8.75 дюйма с минимальным уровнем искажений и купольным твиттером из титана для передачи реалистичного звука во всем воспринимаемом спектре частот. Высокая производительность обеспечивается встроенными усилителями 250 Вт выходной мощности (150 Вт – низкие частоты, 100 Вт – высокие).

Дифракция в этой модели минимизируется литым алюминиевым экранированием Zero Edge Baffle. Волновод максимально оптимизирован для обеспечения широкого покрытия. Артефакты СЧ-диапазона сводятся к нулю благодаря качественному внутреннему демпфированию.

Студийный монитор технически совместим с любым профессиональным оборудованием – подключиться можно через разъемы RCA, TRS и XLR, расположенные на задней панели. Низко- и высокочастотные фильтры настраиваются отдельно, так что устройство можно максимально точно привести в соответствие с конкретным рабочим местом.

Размер низкочастотного излучателя – 222 мм, высокочастотного – 25.4 мм. Студийный монитор развивает пиковое звуковое давление 120 дБ SPL в диапазоне частот от 39 до 20 тыс. Гц с сопротивлением 6 Ом.

Для подключения к внешнему усилителю мощности служит стандартный разъём jack 6.3 мм. Также имеются балансный и линейный входы.

Габаритные размеры системы — 427x274x351 мм, масса нетто – 15.7 кг.

  • качественный бас, сопоставимый со значительно более дорогими моделями;
  • качественная детализация;
  • безупречная микродинамика;
  • быстрый отклик на импульс.
  • не обнаружено.

Adam A8X

Далее в нашем рейтинге следует яркий пример легендарного немецкого качества — флагман серии AX мониторов производства ADAM Audio. Это активный двухполосный монитор ближнего поля, разработанный в Германии, и производится там же. Суммарная мощность – 200 Вт.

Несмотря на то, что данная модель формально считается монитором ближнего поля, благодаря достаточной мощности и характеристикам излучения она вполне подходит также и для среднего поля – очень многие профессионалы звукомонтажа это подтверждают. Особых похвал у специалистов устройство заслуживает за одно из лучших сочетаний цены и качества.

Студийный монитор оснащён твиттером типа X-ART с диафрагмой диаметром 56 мм; и низкочастотным динамиком размером 220 мм. Верхние углы корпуса скошены, как и у всех других моделей серии AX. Сделано это, конечно же, не с дизайнерской целью, а для сведения к минимуму интерференции от отраженного сигнала. На фронтальной панели располагается двойной фазоинвертор, отвечающий за максимальную отдачу на границе диапазона низких частот.

Самым мощным во всей серии АХ от Adam studio этот монитор делают два усилителя: 50 Вт для высокочастотного ленточного излучателя и 150 Вт – для мидвуфера. Он развивает пиковое звуковое давление 120 дБ SPL в диапазоне от 38 до 50 тыс. Гц. Частота кроссовера — 2.3 кГц. Встроена защита от перегрузки. Высокие и низкие частоты регулируются раздельно.

Линейный и балансный входы расположены на задней панели. Там же имеются два эквализирующих фильтра и регулировка чувствительности входа.

Габаритные размеры устройства — 255x400x320 мм, масса нетто — 13 кг.

  • переднее расположение фазоинверторов;
  • ленточные твиттеры с прекрасной микродинамикой;
  • безупречный звуковой баланс;
  • возможно вертикальное и горизонтальное расположение.
  • редкие претензии к отсутствию магнитной защиты.

Genelec 8030A

Продолжает рейтинг лучших студийных мониторов по версии специалистов Expertology интересная модель производства финской компании Genelec. Это относительно компактный, но достаточно мощный монитор ближнего поля, которому отдают предпочтение множество профессиональных студий и который широко используется также для оснащения рабочих станций и инсталляций объёмного звучания.

Корпус устройства размерами 189x285x178 мм выполнен по специальной запатентованной технологии Minimum Diffraction Enclosure, имеет заокругленные углы, передняя панель и бока слегка искривлены – такая форма позволяет минимизировать интерференцию от обратного сигнала и в целом добиться максимально ровной частотной характеристики и в целом звука высокого качества с минимизированной угловой дифракцией кабинета.

В этой модели, как и во всех мониторах серии 8000, применены прогрессивная конструкция фазоинвертора, улучшенный алюминиевый корпус с характерной матовой поверхностью, оптимизирован воздушный поток, волноводы торговой марки Genelec Directivity Control Waveguide, установлена защитная сетка с собственной акустической оптимизацией.

В отличие от предыдущей модели, этот монитор оснащен полноценным магнитным экранированием, электронные цепи имеют защиту от перегрузок. Максимальная мощность устройства — 80 Вт. Развивает максимальное звуковое давление 108 дБ SPL в диапазоне от 58 до 20 тыс. Гц. Частота кроссовера 3 кГц. Размер высокочастотного излучателя — 25.4 мм, низкочастотного — 127 мм.

Благодаря небольшому весу в 5.6 кг монитор легко поддаётся монтажу на стену за счет комплексного крепления на задней стенке и добавочной резьбе на дне. Другой вариант монтажа – напольная стойка. В комплект поставки каждого устройства входит специальная подставка Iso-Pod. Подставка позволяет идеально выровнять систему для ровного звучания в вертикальном и горизонтальном направлениях. С её же помощью можно легко регулировать вручную направление звуковых осей, «отвязывая» тем самым монитор от поверхности, где он установлен.

  • высокая детализация;
  • качественные низы, как для столь компактного размера;
  • управление на фронтальной части;
  • компактные размеры;
  • три оттенка в отделке.
  • выраженных недостатков не обнаружено.

Focal Alpha 80

В нашем рейтинге нашлось место ещё одному монитору производства французской частной компании Focal-JMLab. На этот раз речь пойдет о гораздо более доступной по цене модели иного класса, но все равно в своей линейке это флагман.

Это активный двухполосный монитор ближнего поля с 40-ваттным высокочастотным динамиком и 100-ваттным низкочастотным. Позиционируется производителем как один из самых «инновационных» мониторов в ассортименте Focal-JMLab.

Здесь мы видим однодюймовый инвертированный твиттер из алюминия с купольной мембраной, способный воспроизводить не просто высокие частоты, а даже минимальные дефекты эквализации. Восьмидюймовый НЧ-динамик конического типа изготовлен из полимера, армированного стекловолокном. Такой состав мембраны обеспечивает нейтральность на всем протяжении среднего спектра и басов, и в то же время прозрачность тех же средних частот. Характерная особенность модели – уникальная конструкция отражения басов – крупные сдвоенные передние порты, улучшающие акустическую интеграцию, в том числе в замкнутых пространствах.

Студийный монитор производит звуковое давление 109 дБ в диапазоне от 35 до 22 тыс. Гц. Раздельная регулировка высоких (4.5-22 кГц) и низких (0-300 Гц) частот. Есть входы XLR, RCA. Также имеется тумблер чувствительности входа +4/-10. Поддерживается режим AutoStandby с включением режима спустя 30 минут простоя и выключением режима при обнаружении сигнала больше 3 мВольт.

Индивидуальные особенности модели: низкая направленность, при которой звук распределяется равномерно по помещению; нейтральность без искажений; минимальная чувствительность к эффектам стен; одинаковый звуковой баланс на высоких и низких громкостях; возможность подключения двух источников; оптимальная акустическая интеграция.

Корпус устройства изготовлен из MDF толщиной 15 мм. Размеры устройства — 287x397x348 мм, масса нетто — 12.8 кг. Оттенок – виниловый черный.

  • соотношение цены и качества;
  • чёткие атаки;
  • качественная высокочастотная детализация;
  • в целом правдивое качественное звучание;
  • спящий режим.
  • мелкие несущественные придирки пользователей.

YAMAHA HS8

Теперь в нашем рейтинге мы рассмотрим студийный монитор производства знаменитой японской компании YAMAHA. Это старшая модель активных устройств ближнего поля обновленной еще в 2013 году серии HS. Вместе с младшими моделями HS5 и HS7 монитор пришел на смену сериям HS50M и HS80M.

Здесь мы наблюдаем интересное решение производителя – полную замену динамических головок на иной тип. По словам представителей компании, такая переработка была продиктована стремлением обеспечить повышенную отдачу на низких частотах и более ровную частотную характеристику. Также претерпел изменение твиттер – увеличен с 3/4 до 1 дюйма.

Традиционно белые диффузоры низкочастотных динамиков изготовлены из полипропилена. Купольный тканевый твиттер отгорожен металлической решеткой, защищающей его от повреждений.

Общее акустическое оформление у данной модели, как и всей серии HS представляет собой схему с фазоинвертором и выведенным на заднюю панель портом ФИ. Доступные аппаратные средства настройки – два переключателя частоты среза фильтров, регулятор чувствительности. В случае необходимости подавления басов, можно воспользоваться специальным режимом ROOM CONTROL. Высокие частоты «обрезаются» переключателем HIGH TRIM.

Мощность усиления в 120 Вт распределена между низкими и высокими частотами как 75 и 45 Вт соответственно. Студийный монитор воспроизводит звуки в диапазоне от 38 до 30 тыс. Гц. Усиление низких и высоких частот – раздельное. Размер твиттера – 25 мм, НЧ-излучателя — 203.2 мм. Для подключения используются разъемы XLR и TRS (балансные и небалансные источники).

Корпус устройства изготовлен из МДФ. Габариты составляют 250x390x334 мм. Масса нетто – 10.2 кг.

  • чистое звучание во всём диапазоне;
  • улучшенная дальность по сравнению с равноценными моделями;
  • четкая, внятная середина;
  • выразительный современный дизайн.
  • не обнаружено.

JBL LSR308

Продолжает рейтинг интересная модель производства известной американской компании JBL, славящейся своей качественной акустикой и аудиотехникой. Это двухполосный активный монитор ближнего поля суммарной мощностью 112 Вт.

В этой модели, как и во всей серии производитель внедрил свою собственную запатентованную инновацию — Image Control Waveguide. Технология призвана добиться максимально качественного звучания без пространственных искажений даже в помещениях с большой площадью и высокими потолками. Рупор инженеры компании разрабатывали специально для оснащения флагмана серии М2, и теперь его получила и эта бюджетная модель.

Среди других примечательных качеств модели, которые уже успели оценить профессионалы можно выделить такие моменты как: точная звуковая картина, в которой отчетливо заметен воображаемый центр; возможность выбора входящей чувствительности посредством специального переключателя (- 10 дБ / +4 дБ); регулировка высоких и низких частот для компенсации акустики помещения (переключатели TRIM).

Диаметры неодимовых динамиков: 8 дюймов (203 мм) – низкочастотный, 1 дюйм (25 мм) – высокочастотный. Устройство развивает звуковое давление до 112 дБ SPL в диапазоне от 37 до 24 тыс. Гц. Мощности усиления для НЧ и ВЧ одинаковы – по 56 Вт. Поддерживается раздельная регулировка усиления ВЧ и НЧ. Интерфейсы – балансные XLR и TRS входы 6 мм jack.

Габаритные размеры монитора — 254x419x308 мм, масса нетто — 8.6 кг, вес вместе с упаковкой – 10 кг.

  • ровная частотная характеристика;
  • высокая детализация;
  • равномерное звуковое поле;
  • широкая диаграмма направленности;
  • достаточно приемлемая цена при всех достоинствах.
  • в полной тишине слышен фоновый шип от ВЧ-динамика.

BEHRINGER Truth B2031A

Следующая позиция в рейтинге лучших студийных мониторов по версии Expertology – модель производства немецкой компании BEHRINGER, и по цене этот вариант сопоставим с предыдущими двумя.

Это двухполосный активный монитор фазоинверторного типа, вполне объективно заслуживший высокие оценки многих специалистов благодаря выгодному сочетанию цены и качества и ряду удачно внедренных фирменных инноваций производителя. Эта серия существует уже относительно давно, но в последние два года инженеры BEHRINGER внесли в серии ряд улучшений.

Обновленная серия B2031A получила улучшенные материалы и компоненты – вуффер с мембраной из кевлара, установленной в алюминиевом шасси, отлитым под давлением; двухдюймовый ленточный излучатель высокого разрешения «Velocity Ribbon». Для получения дополнительного резерва мощности разработчики внедрили в систему технологию двойного усиления. Выйдя в серию, каждый экземпляр при сборке проходит ручную коррекцию для достижения максимально ровной АЧХ. Протокол измерения поставляется для каждого экземпляра в индивидуальном порядке.

Номинальная мощность монитора — 140 Вт, максимальная — 265 Вт. Устройство развивает звуковое давление до 116 дБ SPL в диапазоне от 50 до 21 тыс. Гц. Частота кроссовера составляет 2 кГц. Поддерживается раздельное усиление высоких и низких частот.

Размер высокочастотного излучателя — 25.4 мм, низкочастотного — 222.3 мм. В конструкцию монитора интегрирована магнитная защита.

Габаритные размеры студийного монитора — 250x400x290 мм, масса нетто – 15 кг.

  • удачное расположение фильтров разделения для ручной оптимизации звука;
  • кевларовая мембрана НЧ-динамика;
  • хорошая детализация тонких оттенков;
  • одно из лучших сочетаний цены и качества.
  • высокий порог автовыключения.

Axelvox PM-5A

Студийные мониторы торговой марки Axelvox новой серии PM-5A открывают условную группу бюджетных моделей в нашем рейтинге. В отличие от всех других, эта модель изначально поставляется сразу парой.

Эта модель самим производителем позиционируется как ориентированная на «компактные» project-студии. При разработке усилия инженеров были направлены на максимизацию чистоты звучания и детализации в среднем и высоком диапазонах. Это вполне удалось реализовать благодаря тщательному отбору и адаптации СЧ/НЧ-драйверов с соответствующими параметрами АЧХ – максимальная ровность в нужных диапазонах.

В мониторах установлены твиттеры с тканевыми куполами. Они без труда справляются с тонкой и точной передачей высоких частот, производя приятный, не режущий звук. Благодаря тщательной проработке схемотехники обеспечена достаточная для комфортного аудиопроизводства перегрузочная способность. За счет применения фильтров четвертого порядка в кроссоверах удалось устранить вероятность провала АЧХ на частоте раздела фильтров.

Мощность студийного монитора составляет 75 Вт. Частота кроссовера — 2.6 кГц. Воспроизведение звука в диапазоне от 70 до 20 тыс. Гц. Поддерживается раздельное усиление низких и высоких частот. Мощности усилителей: НЧ — 50 Вт, ВЧ — 25 Вт.

Физические характеристики устройств следующие. Размер средне-низкочастотного излучателя – 127 мм, материал – целлюлоза; высокочастотного — 25.4 мм. Щелевые фазоинверторы на задней панели. Интерфейсы — линейный и балансный входы джек 6.3мм.

Габаритные размеры — 185x280x225 мм, вес нетто – 11 кг. Корпус изготовлен из MDF с толщиной стенок 17 мм.

  • достаточные возможности для небольшой project-студии;
  • компактные;
  • доступная цена.
  • небезупречные басы.

KRK ROKIT 5 G3

Еще одна недорогая, но вполне достойная модель студийного монитора в нашем рейтинге – представитель третьего поколения серии ROKIT производства известной компании KRK Systems.

Это компактный активный двухполосный монитор ближнего поля, суммарной мощностью 50 Вт с 5-дюймовым НЧ-динамиком и 1-дюймовым высокочастотным. В обновленной серии разработчики подняли верхний диапазон до 35 кГц за счет применения 1-дюймового твиттера. Также усовершенствована форма щелевого фазоинвертора, что дало более детальную и точную трансляцию низких частот. Обновлены усилители класса A/B, за счет чего повышено показатели max SPL.

Метрические размеры ВЧ-излучателя – 25 мм, НЧ – 127 мм. Устройство производит звуковое давление до 106 дБ SPL в диапазоне от 45 до 36 тыс. Гц. Поддерживается Bi-amping (раздельное усиление низов и верхов). Распределение мощностей усиления: НЧ — 30 Вт, ВЧ — 20 Вт.

Материал корпуса изготовлен из MDF. Габаритные размеры — 188x284x246 мм, масса нетто — 5.9 кг.

  • качественная сборка;
  • корректное автовыключение;
  • хорошие, чистые верхи и середина;
  • надежное экранирование;
  • широкий диапазон как для такого класса и размера;
  • солидный дизайн.
  • заметны жалобы на заводской брак.

Pioneer S-DJ50X

Завершает рейтинг лучших студийных мониторов от Expertology модель торговой марки, которая сама по себе является настолько «говорящей» и легендарной, что в качестве устройства заведомо не приходится сомневаться, даже несмотря на бюджетный класс конкретно данного решения.

Это активный монитор ближнего поля, который позиционируется самим производителем как «для ди-джеев и продюсеров». Суммарная мощность – 80 Вт, размеры динамиков – 5 дюймов НЧ и 1 дюйм ВЧ соответственно.

Устройство оснащено особыми твитерами с выпуклыми диффузорами TAD и мягким куполом. При их разработке применялась технология DECO, которую компания применяла при создании своих самых знаменитых моделей мониторов. Диффузоры пространственно направлены, что позволяет точно и без труда контролировать высокие частоты.

Также этот монитор характеризуется достаточно мощным базом за счет фронтальной системы отражения НЧ и применения арамидного волокна в мембранах. Собственно, эта модель разрабатывалась с учетом того, чтобы качественно и реалистично воспроизводить НЧ независимо от установленной громкости.

Размер НЧ-динамика — 127 мм, ВЧ — 25 мм. Студийный монитор развивает звуковое давление до 107 дБ SPL в диапазоне от 50 до 20 тыс. Гц. Усиление НЧ и ВЧ раздельное. Мощности усиления: ВЧ — 26 Вт, НЧ — 54 Вт.

Порт фазоинвертора расположен на фронтальной части. Основные интерфейсы – линейный и балансный входы со стандартными разъемами. Есть режим ожидания, активизирующийся через 25 минут непоступления сигнала.

Габаритные размеры устройства — 197x301x262 мм, масса нетто — 6.5 кг.

  • прославленный бренд;
  • безупречное звучание;
  • неожиданно качественные низы, как для диффузоров таких размеров;
  • корректное автоотключение.
  • нет регулировки низких частот.

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *