Центробежное сцепление для мотоблока


Сцепление выступает важной частью трансмиссии. Оно передаёт крутящий момент от коленчатого вала на коробку передач, также разъединяет редуктор от мотора при смене скорости. Сцепление позволяет мотоблоку плавно стартовать и не останавливаться до абсолютного глушения двигателя.

Особенности конструкции сцепления на мотоблок


Сцепление для мотоблока, как и в любой другой технике сельскохозяйственного типа, состоит из таких деталей:

  • узла прямого управления. Рычаг отжима соединён с нажимным диском педальной отводкой и тягами;
  • ведущего узла. Подшипник уменьшает трение, во время вращения вокруг своей оси рычаги не соприкасаются;
  • ведомых составляющих. Пружина возвращает все механизмы в первоначальную позицию. Отводку отталкивают от рычагов на расстояние, которое необходимо для выключения техники.


Конструкция сцепления не очень сложная, потому можно при необходимости отремонтировать неисправности самостоятельно.

Разновидности механизмов сцепления мотоблоков

Современные мотоблоки отличаются конструкционными особенностями. Есть различные виды сцепления, которыми можно укомплектовать технику:

    • фрикционное сцепление. Данный тип пользуется самым большим спросом у фермеров. Такие механизмы просто обслуживать, они могут долгое время работать без перерывов, имеют высокий КПД;

    • центробежное сцепление. Продолжительная пробуксировка и быстрое изнашивание запчастей стали причиной того, что центробежная муфта не получила должного признания;

    • ременное сцепление мотоблока. Такой механизм не очень надёжный, имеет невысокую работоспособность, быстро изнашивается при работе с мощными двигателями;
    • гидравлическое сцепление. Нажимая на педаль, начинает двигаться основной поршень. Во время его вращения приводится в движение смазывающая жидкость. Давление от поршня передаётся шатуну, пружины выполняют автоматическое восстановление поршня на стартовую позицию;

  • дисковое сцепление на мотоблоках. Все элементы механизма очень надёжны, позволяют плавно запускать технику. Есть однодисковое и многодисковое оборудование с практически единым принципом работы.

Выделяют сухие, воздушные типы сцепления и те, которые работают в ванне, наполненной моторным маслом.

Изготовление сцепления для мотоблока своими руками


При беспрерывной работе запчасти сцепления находятся в постоянном движении, и стираются, потому даже самые надёжные элементы со временем изнашивается. Со временем придётся купить новые запчасти или изготовить всё своими руками.

Перед тем, как сделать сцепление на мотоблок, стоит обзавестись такими запчастями:

  • маховиком и первичным валом (подходит старая коробка передач с советского Москвича);
  • ведомым шкивом с двумя ручками;
  • поворотным кулаком и исправной ступицей (можно взять из авто Таврия);
  • коленчатым валом (ГАЗ-69);
  • Б-профилем.

Стоит предварительно рассмотреть чертежи строения сцепления. Это значительно упростит работу.

Самодельное сцепление изготавливается по следующей схеме:

  1. Стачивается коленчатый вал до тех пор, пока не будет прикасаться к внутренним деталям техники;
  2. Насаживается штатная ступица на вал;
  3. Протачивается на валу место под подшипник. Ступица устанавливается без зазоров, чтобы шкив оборачивался беспрепятственно;
  4. Переворачивается коленчатый вал, и выполняются те же действия с другой стороны;
  5. Проделываются шесть отверстий на равном расстоянии в шкиве дрелью с пятимиллиметровым сверлом. В них вкрутят десятимиллиметровые болты;
  6. Устанавливается шкив над маховиком, элементы скрепляются болтами. Отмечаются места под дырки, с учётом их совпадения с предварительно высверленными отверстиями;
  7. Вытаскивается шкив и просверливаются соответствующие дырки в маховике;
  8. Протачивается внутренняя поверхность маховика и вала, пока детали не перестанут соприкасаться;
  9. Обязательно нужна ручка сцепления на мотоблок. Берётся трубка в длину 30 миллиметров и в диаметре 10 миллиметров, она крепится на шкиве;
  10. Трос сцепления для мотоблока может быть взят со старой бензопилы. Он наматывается на катушку.

Самостоятельно подготовленное сцепление возможно устанавливать на следующие марки мотоблоков: Агро, Нева МБ-2, Каскад.

Основное конструктивное отличие — это способ передачи крутящего момента от двигателя.

У ременных мотоблоков вал двигателя вращает шкив, который на него одет. Шкив, в свою очередь приводит в движение один или несколько ремней. Тем самым крутящий момент передается на редуктор и навесное оборудование.

У мотоблоков с дисковым сцеплением обычно используются двигатели со шлицами (а не с валом со шпонкой). Такие двигатели передают крутящий момент «напрямую» из двигателя в мотоблок. Для вращения навески используется специальный вал отбора мощности:

Как легко определить тип мотоблока?

Основным видимым отличием является расположение двигателя.

У ременных мотоблоков двигатель расположен как бы «сбоку». В одну сторону выходит шпоночный вал, на который одевается шкив:

Ременными являются такие мотоблок как Brait BR-80, Нева, Patriot Калуга.

У мотоблоков с дисковым сцеплением двигатель расположен фронтальной стороной вперед:

Дисковыми являются такие мотоблоки как Brait BR-105, Patriot Nevada и Huter GMC-9.0

Преимущества и недостатки ременных мотоблоков

Преимущества:

  1. Главным преимуществом ременных мотоблоков является их цена. Эта конструкция куда дешевле в производстве, чем мотоблоки с дисковым сцеплением.
  2. Больше навески. Так как ременные мотоблоки стоят дешевле, то распространены они больше. А значит и навески на них куда больше, чем на мотоблоки с дисковым сцеплением.
  3. Легче найти двигатель. В подавляющем большинстве случаев для мотоблоков с дисковым сцеплением используются двигатели с типом крепления под шлицы. Это редкие двигатели — найти их в России сложно. А вот для ременных мотоблоков используются обычные «шпоночные» двигатели, которые есть в каждом магазине.

Недостатки:

  1. Ремни — расходник. Они будут время от времени рваться и ничего с этим не поделать.
  2. Ременная передача крутящего момента не подходит для мощных двигателей — ремни будут просто постоянно рваться. Поэтому ременные мотоблоки обычно идут до 7 лс.
  3. Ременные мотоблоки принято считать менее живучими, хотя это спорное утверждение.

Преимущества и недостатки мотоблоков с дисковым сцеплением

И тут получается полностью обратная ситуация относительно ременных мотоблоков.

Преимущества:

  1. Мотоблоки с дисковым сцеплением обычно считаются более прочными. Хотя, как уже было сказано, не все соглашаются с этим утверждением.
  2. Нет рвущихся ремней — больше не надо менять ремни, которые время от времени рвуться. Комфорт тоже стоит денег, разве нет?
  3. Мотоблоки с дисковым сцеплением могут быть мощными (до 17 лс и иногда больше), в отличие от ременных. Часто можно купить настоящий маленький трактор 😁.

Недостатки:

  1. Если сломается двигатель, то это будет проблемой. Мы — одни из немногих магазинов, у которых можно найти двигатели под шлицы. Но выбор будет значительно меньше, чем среди двигателей под шпонку. В обычном магазине двигатель под шлицы найти практически невозможно.
  2. Активной навески значительно меньше, чем для ременных мотоблоков. А стоит она — дороже. Отчасти проблему можно решить с помощью специального переходника (на 14 мм, на 18 мм).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *