Японские кассетные деки

#77: Лучшие материалы «Популярной механики» за 2019 год

CD-плеер Marantz CD-63 Ken Ishiwata Signature

В свое время он стал предметом ожесточенных споров. Поклонники мультибитовых цифро-аналоговых преобразователей отказывались признать тот факт, что однобитник может прилично звучать и при этом стоить недорого. Обсуждения стали еще жарче после присвоения плееру ряда призов, включая «Лучший CD-плеер года». Конечно, данная оценка была слишком субъективной, но Marantz CD-63 Ken Ishiwata Signature действительно был одним из лучших устройств бюджетной категории. Во всяком случае конкуренты ничего подобного предложить на тот момент не могли. К сожалению, последующие версии «Кена Ишиваты» не оправдывали завышенной цены, звучание аппаратуры под именным шильдиком иногда вызывало вопросы и у профессионалов. Впрочем, к первопроходцу — Marantz CD-63 Ken Ishiwata Signature — это не относилось. Это был действительно незаурядный плеер и очень «честный» аппарат, оправдывающий каждый вложенный в него рубль.

Nakamichi Dragon

Выдающиеся кассетные деки выпускали Pioneer, TEAC, Sony и Tandberg, но «королем кассетников» признана Nakamichi Dragon. В свое время это был очень дорогой аппарат, да и сейчас он стоит немало. В деке установлено пять моторов, система кварцевой стабилизации и, самое главное, автоматическая регулировка азимута головок, позволяющая слушать без потери качества записанные на других магнитофонах кассеты.

Прослушивание на Nakamichi Dragon — по‑настоящему сложный процесс, остается только удивляться, сколько сил и умений потребовалось потратить разработчикам этого незаурядного аппарата, проявив инженерную смекалку и пойдя на ряд неординарных, но инновационных шагов. Это сделало деку «королем магнитофонов и магнитофоном королей». Однако при всех плюсах этого hi-fi аппарата, был у него и один существенный минус: значительная часть аудиофилов просто не могла принять того факта, что Dragon попадает в ценовую категорию аппаратуры hi-end. «Дракон» не мог играть в высшей лиге из-за ряда непреодолимых и неустранимых недостатков кассеты, которая как музыкальный носитель всегда ценилась невысоко. Тем не менее, именно появление таких аппаратов как Dragon позволили «выжать» из кассетного формата максимум его возможностей.

B&W Nautilus

Если японская школа hi-fi опередила весь мир в разработке кассетных дек и очень достойно показала себя в классе усилителей и CD-плееров, то акустические системы лучше всех удавались англичанам. С таким утверждением, конечно же, можно и нужно спорить, однако акустика B&W Nautilus наверняка отобьет желание это делать. Это шедевр. Появившись на свет, устройство поразило не только невиданным дизайном и звуком, но и шокировало ценой — четырехполосная акустика с отдельными каналами усиления стоит дороже некоторых квартир. «Наутилус», которые и колонками-то назвать нельзя, никого не оставят равнодушными — это настоящее произведение искусства. Эта акустика выпускается до сих пор в чуждую ей эпоху сжатого звука и «пластмассово» звучащих гаджетов.

Akai CD-79

Когда речь заходит о продукции фирмы Akai, чаще всего упоминаются либо катушечные, либо кассетные магнитофоны. Действительно, в данном направлении японцы добились очень хороших результатов. За несколько лет до банкротства они сумели выпустить CD-плеер CD-79. Этот проигрыватель не собрал так много призов, как Marantz CD-63 Ken Ishiwata Signature, но был очень хорошо встречен меломанами. Настолько хорошо, что с годами стал предметом самого настоящего обожания. Главным образом его полюбили за очень толковое использование потенциала цифро-аналоговых преобразователей PCM63, которые японцы заставили звучать, прямо скажем, весьма необычно. Кроме того, аппарат стоил недорого, но отличался очень солидной конструкцией.

Стоит признать, что потенциал Akai CD-79 изначально был раскрыт не до конца. И тут уже в дело вступили любители аудиотюнинга, с разной долей успешности «прокачивая» этот «сидюк». Благодаря изначально хорошей и грамотной конструкции чаще всего его «прокачивали» успешно. В наше время Akai CD-79 не сильно потерял в цене и до сих пор является очень желанным приобретением.

Technics SL-1200

Сколь много было сломано копий в спорах о том, что виниловые пластинки обречены на вымирание, но этого, к счастью, не произошло. В 2016 году фирма Technics возобновила выпуск виниловой вертушки SL-1200 образца 1972 года. Этот проигрыватель действительно заслужил право на реинкарнацию: даже в нашем цифровом настоящем он выглядит очень достойно. А главное, как и прежде, что он не разорит потенциального покупателя.

Technics SL-1200 ещё в 1980-е стал культовой вертушкой с классными характеристиками, удостоившейся чести попасть в Лондонский музей науки, как ярчайший представитель аппаратуры своего класса. Аппарат был настолько грамотно сконструирован, что практически никогда не ломался. Пойти в серийное производство, спустя 44 года после начала выпуска — вряд ли другой проигрыватель может этим похвастать.

Кассеты и сейчас живее всех живых!

Наши подборки материалов о самой дорогой технике продолжаются весьма любопытным рассказом. Речь пойдет о винтажных кассетных деках – переживающих сегодня настоящий коллекционный ренессанс. Самых дорогих деках, конечно.

Hitachi D-5500M

Сегодня средняя цена Hitachi D-5500M — $1 000 за идеальное состояние. ТТХ стандартны для тех лет – АЧХ до 20 000 Гц, соотношение «сигнал-шум» — 68 дБ, искажения — 1,2%. Комплектация включала инфракрасный пульт ДУ. Схемотехника – двухмоторная, двухтонвальная; головки – ферритовые монокристаллы. Хороший «начальный уровень», чтобы понять, что такое настоящая винтажная кассетная дека и как должна звучать запись на компакт-кассете.

Eumig 1000

Ценник на это «чудо враждебной техники» на сегодня доходит до 2 000 евро. Он похож, скорее, на небольшой дачный холодильник; толщине алюминиевых плит шасси позавидуют многие современные усилители (весит аппарат 12 кг). Звук у Eumig 1000 настолько «певучий», что после конкурентов уже воспринимать сложно. Однако, кассетник чрезвычайно сложен в обслуживании (пассиков нет вообще, моторы очень маленькие, использована фото-электронная система коррекции скорости с автокалибровкой). АЧХ доходит до 22 000 Гц, соотношение «сигнал-шум» — 78 дБ. Цены на сегодня на Eumig 1000 доходят до $1 500 — 1 800.

Phase Linear 7000 MK-II (Pioneer CT-A1)

Этот монстр (18 кг веса) обладает трехголовочной системой и может воспроизводить частоты до 19 000 Гц. Шумоподавление Dolby B, соотношение «сигнал-шум» достигает 70 дБ. Дека выпускалась с 1979 по 1983 гг. и имела все необходимые на тот момент эргономические удобства – автоматическую эквайлизацию, автокалибровку уровней, а также базу данных для хранения калибровочных профилей. Стандартная цена на сегодня за аппарат в хорошем состоянии – 1 700 евро.

Luxman K-05

CTS система подстройки головок гарантировала АЧХ до 27 000 Гц, ценник на момент начала продаж составлял 278 000 йен. Применены самые современные (на тот момент) технологии – механизм GT Transport, ферритовые головки Hip Isostatic Press. 11,5 кг веса, «сигнал-шум» 73 дБ, искажения – 1,5%. Цены на сегодня стартуют от 1 700 евро.

Bang & Olufsen BeoCord 9000

Выпускавшийся с 1981 по 1987 декабрь аппарат стал культовым – и не только из-за шикарного дизайна. Bang & Olufsen BeoCord 9000 оснащался тремя головками с фирменной полностью компьютеризированной системой калибровки и настройки CCC (Computer Controlled Calibration). АЧХ простирается до 22 000 ГЦ, система шумоподавления Dolby C в два раза более эффективна, чем традиционные Dolby B. Модель продавалась за 735 фунтов; на сегодня цены на нее доходят до 1 700 – 1 900 евро.

Sony TC-K777ES

Стеклоферритовые головки Super GX, объединенные в блок, ЛПМ — закрытый тракт с прямым приводом и кварцевевой стабилизацией. Вся схемотехника – двойное моно. Трансформатор блока питания вынесен за пределы корпуса. Звучание шикарное, соотношение «сигнал – шум» 65 дБ, искажения 0,8%, АЧХ – до 18 000 Гц. Несмотря на небольшой по размерам корпус, модель весит 9,8 кг. Цена на сегодня за прекрасное состояние – 1 800 – 1 900 евро.

Sony ELCaset EL-7

За идеальное состояние Sony ELCaset EL-7 сейчас попросят $2 500, но, учтите, что обычные компакт-кассеты для этой деки не подойдут: речь идет о созданном в 1978 г. (и почившем в 1979 г.) формате ELCaset. Предложенный, как высококачественная альтернатива обычным кассетам, он использовал ленту шириной 6,35 мм (со скоростью 9,53 см/с), вытягивая ее за пределы корпуса (точно так же, как и у VHS-видеомагнитофонов). Динамический диапазон превышал показатели обычных дек на 15 дБ, АЧХ находилась в пределах от 15 до 27 000 Гц.

Акаi GXC-65

Вышедший в 1972 г. Акаi GXC-65 стоил на момент релиза 78 000 йен, сегодня модель в продаже найти практически невозможно (если повезет, и $2 500 — 3 000 будет красной ценой). В Акаi GXC-65 были впервые применены головки из монокристалла феррита, фирменный блок D.R. (Automatic Distortion Reduction) и автореверс Invert-O-Matic. ТТХ – АЧХ до 18 000 Гц, искажение 2%, соотношение «сигнал-шум» 70 дБ. Весит аппарат 10 кг.

Nakamichi 1000

$2500 – 3 000 за серию 1973 г.? Да, если это легендарная Nakamichi 1000! АЧХ до 20 000 Гц, соотношение «сигнал – шум» 65 дБ, искажения – 3%. На кассеты Metal модель писать не может, зато (впервые для тех лет) головки записи и воспроизведения разделены. Тракт закрытый, головки размещены между двумя ведущими валами – так что лентоприжим кассеты оказался не нужен. Блок питания экранирован – в общем, танк, а не дека.

Nakamichi DRAGON

Nakamichi DRAGON в хорошем состоянии стоит на сегодня $3 300 – 3 500 (учитывая то, что в начале восьмидесятых за нее просили $1 850 – это не так и дорого). Модель выпускалась с 1982 по 1993 гг. и являла собой вершину инженерной мысли компании. Автореверс, автоазимут и автоподстройка NAAC – в наличии. Головок (впервые в мире) всего три – и они полностью разделены; их параметры регулируются независимо — как в ручном, так и в автоматическом режиме. Детонация находится на границе измерений (0,019%), сам ЛПМ крайне сложный и использует два тонвала. Соотношение «сигнал – шум» — 74 дБ, АЧХ до 22 000 Гц, искажения – 0,8%.

Tandberg TCD 3014

Цены на называемый многими лучшей декой в мире Tandberg TCD 3014 сегодня доходят до $5 000 – 5 500. Аппарат собран по принципу cost no object – «на борту» системы тонкой подстройки азимута и чувствительности, шумоподавитель Dolby C. Привод пассиковый, моторов всего четыре. Использована собственная система эквайлизации DynEq; АЧХ даже на 20 000 Гц имеет погрешность не более 0,5 дБ. Основное управление возложено на восьмибитный микропроцессор. На момент начала продаж дека стоила чудовищные по тем временам $1 395. Пульт ДУ добавлял к цене еще $150.

Nakamichi 1000ZXL Limited

Второе поколение дек Nakamichi 1000 – по сути, лучшие кассетники в мире из когда-либо выходивших. Сама серия стартовала в 1973 г., Nakamichi 1000ZXL выпускалась с 1979 по 1984 г., а модификация Gold Limited вышла в 1981 г. тиражом 100 экземпляров. К расширенному до 25 000 Гц частотному диапазону, раздельным записывающей и воспроизводящей головкам была добавлена автоматическая компьютерная калибровка и авто-установка азимута. Ну и золотое покрытие лентопротяжного механизма, конечно. Весит аппарат 19 кг, найти его в продаже в хорошем состоянии крайне сложно. На момент начала продаж Nakamichi 1000ZXL Gold Limited предлагался за 850 000 йен, сегодня цены на деку доходят до $10 000 — 15 000. ТТХ – детонация 0,019%, искажения – 0,8%.
Не понравилась подборка? Ничего страшного – уже выходят совершенно новые модели кассетных дек.
Стас Устенко

Ребята, почитал я тут отзывы о деке SONY и мне стало очень смешно — фирма SONY никогда хорошо не звучала, ее конек — видео. Вы видимо не пользовались деками других фирм. В 90Х годах я занимался мелкооптовой и розничной продажей на «ВДНХ» и на «Горбушке». Соответственно у меня была возможность перетаскать домой и поюзать аппараты многих фирм, а именно : AKAI GX-9/GX75/GX95. SONY TC-K561/661/TC-KA6ES. DENON DRM-740/DRM810(горизонтальная загрузка кассеты), ONKYO серии Integra, TEAC (номер модели уже и не помню — топовая 3 головки), AIWA AD-F910/AD-S950/AD-XK7000 EXCELIA, YAMAHA KX-693/RX-10(горизонтальная загрузка кассеты), KENWOOD 9050S, JVC TD-V562/662, TECHNICS 949/RS-AZ6/RS-AZ7, NAKAMICHI DR1, HARMANN KARDON 5500, GRUNDIG(номер модели не помню — т 3 головки), PHILIPS 930, MARANTZ (номер модели уже и не помню — топовая 3 головки), PIONEER 6,7,9 серий (3 головки). Так вот , лучше, чем деки фирмы AIWA ничего не звучит и не пишет — ЗВУК ДИНАМИЧНЫЙ, ПРОЗРАЧНЫЙ , ПОЛНОДИАПАЗОННЫЙ, С КРИСТАЛЬНО ЧИСТЫМИ ВЫСОКИМИ; ОЧЕНЬ ЧЕТКИМИ, С БОЛЬШИМ УРОВНЕМ ПРОПИСАННЫМИ СРЕДНИМИ; ВЕЛИКОЛЕПНЫМ ВОКАЛОМ И ГЛУБОКИМИ МОЩНЫМИ БАСАМИ — И ВСЕ ЭТО БЕЗ СВИСТА, ЦОКАНЬЯ ПЕРЕГРУЗКИ И БЕЗ БУБНЕНИЯ НА НИЗАХ. AIWA — единственная, которая позволяет писать на ленту нормал с перегрузкой до 10дб (TDK AD/AR/ARX — думаю, что не надо доказывать, что TDK — лучшая фирма среди аудиокассет), хром 12-14дб( TDK SA/SA-X/SA-RX), а металл вообще до зашкаливания идикатора записи(TDK MA/MA-R). И, что интересно, когда ставишь аудиоассеты, записанные на AIWA на деки других фирм — у дек этих фирм индикаторы показывают при воспроизведении такие уровни записи, на которых невозможно записать вышеуказанные модели кассет НА ЭТИХ ДЕКАХ — прет перегрузка: цыкают высокие, свистит вокал и бубнят низы. Объяснять, что больший уровень — больший динамический диапазон я, думаю, не надо (запись естественно, без всяких DOLBY, искажающих звучание. Так вот, AIWA AD-F910 пишет и звучит на порядок лучше SONY TC-KA6ES ( хотя стоила в 3 -4 раза дешевле), я не говорю уже о AD-X7000, а еще ведь была 9000 ! — но ее мне не довелось юзать.
P.S. Как-нибудь опишу характеры звучания и недостатки всех вышеуказанных дек ( благо память хорошая, да и кассеты, записанные на них остались). Сейчас дома пользуюсь JVC KD-V662 ( 3 головки,10-21.000Гц, 0,035WRMS — мягкий, теплый полнодиапазонный «джазовый звук» с великолепным вокалом и естественными высокими, с более глубокими низами, даже чем у AIWA, ей бы уровень записи как у AIWA — цены бы не было), YAMAHA KX-10 TOP ART ( 3 головки, 15-20.000Гц, 0,045WRMS — жесткий ( с жесткими высокими, жестким но прозрачным вокалом и неглубокими «киношными» низами) звук — одним словом «ямаховский» — почему от него многие в «телячьем» восторге — не понимаю), AIWA AD-WX 929 ( 20- 19.000Гц, 0,055WRMS, 2 кассеты — звук «AIWA», слушаю болЬше на ней — так как 2 кас. с реверсом — удобно ( кстати заметьте с «быстрым реверсом»( с фотодатчиком ) — реверс срабатывает как только заканчивается магнитная лента и начинается ракорд — ни одна из других фирм такого не делает и не делала)), SONY TC-KX561 ( 20.000-19.000Гц, 0,05WRMS — «глухой» с посредственными высокими, «дикторским» вокалом и «смазанными» низами. правда довольно теплый — типичный звук SONY — не в восторге — просто взял новую за 50$ надо бы продать долларов за 100 — звучит хуже AIWA AD-WX929).
Соответственно юзал и усилители и CD поигрыватели вышеуказанных фирм — как-нибудь поделюсь впечатлениями. А вообще самая оптимальная фирма это JVC — все компонеты по звуку между выше среднего и отлично — и кассетные деки и LP и CD проигрывателии усилители и тюнеры и аккустика — то же самое могу сказать и о видео — видеокамерах, TV, VCR, DVD этой фирмы ( я говорю о выпусках 90-Х годов, не говоря уже о легендарных 80-Х) с ценами ниже среднего. Кстати в Японии выпускались некоторые вещи этой фирмы под маркой VICTOR и JVC PROFESSIONAL ( HIGH END ) — они были еще круче, чем преднозначенные для Европейского и Американского рынка, мне прихо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *